консультация для педагогов " Развитие исследовательской деятельности детей"
консультация

Притворова Елена Викторовна

развитие исследовательской деятельности детей- одна из важнейших задач образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_issledovatelskih_sposobnostey_rebenka.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие исследовательских способностей ребенка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Приобретаемый поисковый опыт поможет в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями исследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами.

Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им возможность экспериментировать, мы даем детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста. Нельзя не отметить положительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить — значить сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу — проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Необходимо, чтобы каждый из детей имел все необходимое для проведения самостоятельных исследований. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Эксперимент или опыт - особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях.

Привлечение детей к проведению несложных опытов на прогулках, в уголке природы и на участке детского сада имеет большое значение для развития их наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям неживой природы.

С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты.

При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование «радуги» и т. д.

В группе можно создать уголок экспериментирования в котором находится разнообразное оборудование:

- емкости различных форм и размеров, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

- приборы-помощники : лупы, весы, песочные часы, компас, магниты, пипетки, трубочки, увеличительные стекла, измерительные приборы, губки, пенопласт, вата, поролон и т. д.

- объекты неживой и живой природы, природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья, почва, веточки и др. ;

- различные материалы : проволока, кусочки кожи, меха, ткань, бумага, дерево, резина, стекло, пластмассы, пробки и т. д.

-технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;

-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

-красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

-медицинские материалы : пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

-прочие материалы : зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

Все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к исследовательской деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

-бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

- дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

- пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

- стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое

- ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

-вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

-воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю: с детьми среднего возраста по 15-20 минут, с детьми старшего возраста по 25 – 30 минут. Во время занятия проводятся один – два эксперимента.

Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.

Что нужно делать?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

Педагогам в дошкольных учреждениях важно понимать и помнить:

- В детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и исследовательской деятельности, между жизнью и обучением. Эксперименты — не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром.

- В детском саду детям приходится давать порциями: опыт, который в школе можно провести на одном уроке, в детском саду разбивается на ряд мелких наблюдений и проводится как серия опытов.

В заключении хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева : «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

В свою очередь мы в группе также будем стараться давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что надеемся позволит в дальнейшем детям моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

Я считаю, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствуют развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Чем больше вы с ребёнком будете экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием игр на прогулке"

Важнейшая составная   часть психического развития ребенка дошкольного возраста - развитие внимания, памяти, мыслительной исследовательской деятельности. Гуляя на ул...

Консультация для родителей «Развитие исследовательской деятельности детей дома»

Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная ин...

Консультация для педагогов "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе"

Консультация "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе"В современной школе уделяется много внимания формированию восприятия и развитию исследовате...

Консультация для педагогов "Поисково-исследовательская деятельность детей младшего возраста в условиях ФГОС ДО"

Материал представляет интерес для педагогов младших групп при организации поисково-исследовательской деятельности воспитанников...