проект "Передник (фартук) как атрибут старинного гардероба"
проект

Нехожина Елена Вячеславовна

Инфомационно - творческий проект

по развитию художественно – творческих способностей детей по средствам

арт – технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_fartuk_kak_atribut_starinnogo_garderoba.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47«Веселинка»

города Димитровграда Ульяновской области

Инфомационно - творческий проект

по развитию художественно – творческих способностей детей по средствам

арт – технологии.

Тема: «Передник (фартук) как атрибут старинного русского наряда».

краткосрочный

Авторы: Нехожина Е.В. – воспитатель

высшей квалификационной категории

Шатилова Н.И. - воспитатель

высшей квалификационной категории

Димитровград 2023

Методический паспорт проекта

1. Название: «Передник (фартук) как атрибут старинного русского наряда».

2. Тип: информационно - творческий;

3. Продолжительность: краткосрочный (с 1.02.2023 по 28.02.2023)

4. Возраст детей, на который рассчитан проект: 5 -7 лет

5. Авторы: Нехожина Е.В., Шатилова Н.И.

6. Содержание:

Актуальность……………………………………………………………………...3

Цель проекта………………………………………………………………………4

Типология проекта………………………………………………………………..4

Ожидаемые результаты…………………………………………………………..4

I Этап. Подготовительный……………………………………………………….5

II этап. Основной………………………………………………………………....6

III Этап. Заключительный………………………………………………………..7

Заключение………………………………………………………………………..8

Список литературы……………………………………………………………….9

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..10

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..12

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..18

ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………..21

ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………………..26

ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………………………..30

ПРИЛОЖЕНИЕ 7………………………………………………………………..34

ПРИЛОЖЕНИЕ 8………………………………………………………………..36

ПРИЛОЖЕНИЕ 9………………………………………………………………..42

ПРИЛОЖЕНИЕ 10………………………………………………………………45

ПРИЛОЖЕНИЕ 11………………………………………………………………46

ПРИЛОЖЕНИЕ 12………………………………………………………………47

ПРИЛОЖЕНИЕ 13………………………………………………………………52

ПРИЛОЖЕНИЕ 14………………………………………………………………53

Актуальность проекта

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами искусства – неотъемлемая часть современного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о неделимости нравственного и эстетического воспитания, о тесной связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей. Человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приобщали к прекрасному.

Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок целое. Это дает нам возможность глубже окунуться в мир наших предков, так как знание своих корней в настоящее время очень актуально.

Исходя из этого, окружающие ребенка взрослые (родители и воспитатели) должны объединить усилия для введения ребенка в мир искусства как можно раньше; необходимо так организовать развивающую предметно-пространственную среду и социокультурное окружение в ДОУ, чтобы они способствовали выявлению особенностей эстетического отношения и развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.

Противоречие состоит в том, что условия жизни современного общества изменяются, меняется и человек, его ценностные ориентиры. Требуются новые подходы к решению проблемы художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами искусства.

Однажды при ознакомлении детей с русским народным костюмом дети задали мне вопрос «Почему в старину женщины и девочки не ходили в брюках, как сейчас, а только в платьях еще и надевали передник (фартуках)».

Мы решили создать краткосрочный проект и познакомить детей более подробно с женским атрибутом одежды (передником – фартуком) через применение арт – технологий.

Цель проекта: формировать художественно-эстетические навыки  детей через знакомство со значением орнамента на старинных женских русских передниках (фартуках) посредством арт – технологии.

Задачи проекта:

1. Организация эстетической развивающей среды.

2. Ознакомление со значением орнамента на старинных русских женских передниках (фартуках).

3. Формирование творческих способностей при создании передника (фартука), умение пользоваться разнообразными изобразительными материалами.

4. Прививать чувство прекрасного, через приобщение к истории своих предков;

5. Развивать мелкую моторику рук, пространственную ориентировку на ограниченной плоскости, внимание, художественное восприятие и вкус;

4. Разработать перспективный план по ознакомлению детей и родителей с приемами арт – технологиий. 

Типология проекта:

- по виду – информационно - творческий;

- по типу – открытый;

- по количеству участников – коллективный, подгрупповой;

- по характеру содержания – познавательный;

- по длительности – краткосрочный (февраль)

- участники проекта – воспитатель, дети, родители 

Ожидаемые результаты:

1. Понимание детьми того, что орнамент на передниках (фартуках) женщин имеет символическое значение.

2. Умение детей использовать арт – технологии самостоятельно в продуктивной деятельности.

3. Ознакомление родителей с приемами арт – технологий.

Продукт проекта:

  • Книжка-малышка «Вот передник старины, удивительной красы» (передники изготовленные детьми)
  • Вернисаж передников, изготовленных в нетрадиционной технике
  • Памятка «Арт – технологии в домашних условиях»

Этапы реализации проекта.

I Этап - подготовительный.

Срок реализации: 1 неделя февраля.

1. Подбор материалов для реализации проекта:

  • Иллюстраций;
  • Книг, энциклопедий по теме проекта;
  • Оборудования для НОД;
  • Презентация по теме проекта
  • Подготовка сценария духовной гостиной «Чудо чудное – диво дивное»

2. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме;

3. Разработка конспектов образовательной деятельности; сценария духовной гостиной «Чудо чудное – диво дивное»

II этап – основной.

Срок реализации: 2, 3 неделя февраля

План проектных мероприятий

2 неделя

Дата

Форма проведения с детьми

Цель

понедельник

Беседа «Передник (фартук) как главный атрибут старинного русского наряда женщины»

Познакомить детей с характерными особенностями старинных женских национальных костюмов.

вторник

Ознакомление детей с технологией арт – изо

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (сухая кисть)

Рисование старинного русского женского орнамента на шаблоне фартука (сухая кисть)

Закрепить знания детей о значении орнамента на переднике (фартуке) старинной русской женской одежды.

среда

Беседа: «Значение цвета орнамента на переднике (фартуке) старинного русского женского костюма»

Ознакомление детей с символизацией цвета.

четверг

Ознакомление детей с технологией арт – лепка

Познакомить детей с технологией арт – лепка.

Пластинография на крышке

Закрепить с детьми технику лепки ромба, колбаски и создание орнамента русского женского наряда (передник – фартук)

пятница

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования, рисуем дома»

3 неделя

понедельник

Беседа: «Основные виды орнамента на передниках (фартука) старинного русского женского наряда»

Ознакомление детей с символикой на переднике (фартуке) предмета старинного русского наряда.

вторник

Ознакомление детей с технологией арт - аппликация

Познакомить детей с технологией арт - аппликация

Аппликация нетрадиционным способом (скатывание) «Украшение передника»

Закрепить с детьми технику арт – аппликация (скатывание шариков из салфетки) и создание орнамента старинного русского женского наряда (передник – фартук)

среда

Беседа «Значимость старинного русского передника (фартука)»

Закрепить знания детей о значимости старинных русских передниках (фартуках)

четверг

Ознакомление детей с техникой арт – изо (рисование солью)

Познакомить детей с технологией арт – изо (рисование солью)

Рисование «Основные элементы орнамента старинного русского передника (фартука)

Закрепить знания детей о значении орнамента на переднике (фартуке) старинной русской женской одежды.

пятница

Памятка «Арт – технологии в домашних условиях»

III Этап – заключительный.

Срок реализации: 4 неделя февраля

- Выставка детских работ «Чудо чудное – диво дивное»

- Подготовка воспитанников группы к духовной гостиной «Чудо чудное – диво дивное»

- Оформление проектной работы

Формы взаимодействия педагога с детьми:

Словесные: беседа, рассказ, ознакомление с художественным словом.

Наглядные: мультимедийная презентация, познавательное видео, рассматривание иллюстраций, демонстрационный материал.

Заключение

В результате проекта воспитанники группы подробно познакомились с историей возникновения, символикой орнамента старинного русского женского передника (фартука) и научились его изготавливать с применением разнообразных приемов арт-технологий. Продукты детского творчества нами были использованы в оформлении развивающей предметно-пространственной среды в группе, что способствует эстетическому  развитию и  совершенствованию художественно-творческих способностей у дошкольников и воспитанию чувства удовлетворения от проделанной работы.

Выводы: таким образом, цель проекта достигнута, задачи решены, проделанную работу можно считать успешной.

Перспективы: продолжать изучать орнамент старинного русского женского и мужского народного костюма по средствам арт – технологий.

Список литературы

1. Андреева А. Ю. Русский народный костюм: путешествие с севера на юг, 2005.

2. Буфеева И.Ю. «Традиции народного костюма и современная мода», 1989г.

3. Вейс Г. История культуры народов мира. Костюм. Украшения. 2004.

4. Горожанина С. В., Зайцева Л. М.. Русский народный свадебный костюм,2003г.

5. Греков Б. Д., М. И. Артамонов. История культуры древней Руси, 1951г.

6. Ефимова Л.В. - Русский народный костюм (18-20вв.)., 1989г.

7. Захаржевская Р. В. История костюма;

8. Калмыкова Л. «Народная одежда», Тверь, 1995г.

9. Кирсанова Р.М. «Костюм в русской художественной культуре», Москва, 1995г.

10. Киреева Е. В. История костюма, М., 1976;

11. Комиссаржевский Ф.П. «История костюма»;

12. Лотман Ю.А.. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994 г.

13. Пармон Ф.М. «Русский народный костюм, как художественно-конструктивный источник творчества», Москва, 1994г.

14. Сидоренко В.И. «История стилей в искусстве и костюме». 2004;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательно-развивающая ситуация « Гардероб для Золушки ».

Познакомить детей с понятием «холодный батик» и техникой выполнения,активизировать творческое экспериментирование в процессе создания образов нетрадиционными изобразительными материалами...

Старину мы помним, старину мы чтим

мероприятие в форме игры КВН...

Гардероб ребенка в детском саду

как одевать ребенка в детском саду...

Мастер-класс «Старинные часы как атрибут театральной декорации»

Людмила СтепановаМастер-класс «Старинные часы как атрибут театральной декорации»Продолжаю тему по театрализованной деятельности со старшими дошкольниками.Доброго времени суток, уважаемые к...

«Атрибуты для сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста» (с 4 до 5 лет) Название пособия: Атрибут к игре «Осторожно дорога»

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет сюж...

Методическое пособие "Театр на фартуке","Умный фартук"

Представляю вашему вниманию Свое методическое пособие " Театр на фартуке" и "Умный фартук". Материал расчитан на детей младшего и среднего возраста. Данное пособие я использую не т...