Сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры "Профессии"
картотека (подготовительная группа)

Елисеева Анастасия Александровна

Теоретический анализ изученной литературы, позволил отметить, что наиболее эффективный способ формирования знаний о труде взрослых это тот, при котором тема труда взрослых будет вовлечена во все виды деятельности дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР «ПРОФЕССИИ»

«КТО ГДЕ РАБОТАЕТ?» («НАЗОВИ РАБОЧЕЕ МЕСТО»)

Цель: уточнение представлений детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.

Материал: карточки с профессиями, макет.

Ход:

Воспитатель называет профессию, дети должны показать профессию, назвать место, где может работать человек с такой профессией.

Воспитатель – в детском саду;

учитель – в школе;

врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;

повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе;

дизайнер – в компании, сам на себя,

машинист – в поезде, в метрополитене,

художник – в студии, на природе.

«КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?»

Цель: расширение представлений детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

Материал: -

Ход:

Воспитатель называет «знания»/требования к профессии, дети должны назвать что же это за профессия.

Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.

Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.

Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.

«КТО ЭТО МОЖЕТ ДЕЛАЕТ?»

Цель: упражнение детей в умении определять название профессии по названиям действий этой профессии.

Материал: -

Ход:

Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.

Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.

Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.

Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар

и т.п.

«ЧТО НЕ ТАК»

Цель: закреплять представления о труде взрослых посредством исправления ошибок в действиях людей различных профессий.

Материал: -

Ход:

Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает.

Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.

«НАЗОВИ ТРУДОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ» («ЧТО ДЕЛАЕТ?»)

Цель: расширение и уточнение представлений детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.

Материал: макет, карточки с профессиями.

Ход:

Педагог называет и показывает профессию, ребенок должен назвать действия работы той или иной профессии.

Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…

Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…

Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает,

одевает, читает… и т.д.

«ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ?»

Цель: расширение и уточнение представлений детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.

Материал: карточки профессий.

Ход:

Педагог называет и показывает профессию, ребенок должен назвать инструменты нужные для работы той или иной профессии.

Учителю - указка, учебник, мел, доска…

Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…

Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.

«КОМУ ЧТО НУЖНО?»

Цель: расширение представлений детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.

Материал: -

Ход:

Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.

Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.

Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.

Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.

«ПРОФЕССИИ РАЗНЫХ ОТРАСЛЕЙ»

Цель: закрепление представлений о связанных профессиях.

Материал: макет, карточки с профессиями.

Ход:

Детям предлагается выбрать профессии, которые могут работать вместе, назвать их трудовые обязанности и рабочее место, сопоставить все это на макете.

«ХЛОПНИТЕ В ЛАДОШИ, ЕСЛИ ЭТО ВЕРНО»

Цель: закреплять представления о профессии и ее значении, посредством соотношения действия людей с профессией.

Материал: -

Ход:

Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.

«НАЗОВИ ДЕЙСТВИЯ?» (С МЯЧОМ)

Цель: закреплять представления о профессии и ее значении, посредством соотношения действия людей с профессией.

Материал: мяч.

Ход:

Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: упражнение в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

Материал: -

Ход:

Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),

Прачка стирает… (полотенца, постельное белье, халаты…).

Воспитатель утром с детьми… (делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)

Дворник зимой во дворе… (сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.

«НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ»

Цель: закрепление представлений детей о профессиях.

Материал: карточки с профессиями, макет.

Ход:

Детям предлагается назвать профессию по фотографии и рассказать об этом человеке: как называется профессия, что делает человек с такой профессией, какими инструментами пользуется, где может работать.

«ПОРТРЕТ» (РЕЧЕВОЙ)

Цель: закрепление представлений о профессиях посредством составления речевых портретов профессий.

Материал: -

Ход:

Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т.п.) о какой-либо профессии, например, которая им больше нравится, или кем они хотят стать в будущем.

«Я НАЧНУ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, А ТЫ ЗАКОНЧИШЬ»

Цель: закрепление представлений детей о значении и результатах труда людей разных профессий.

Материал: -

Ход:

Если бы не было учителей, то …

Если бы не было врачей, то …

Если бы не было дворников, то…

Если бы не было водителей, то … и т.д. 



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР «ПРОФЕССИИ»

ПРОФЕССИЯ - ШОФЀР

«ТИШЕ ЕДЕШЬ, ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ»

Цель: упражнение в ходьбе с остановкой по сигналу; развивать реакцию на сигнал, чувство равновесия, внимание.

Ход игры:

На одной стороне площадки проводится линия, дети строятся за ней в шеренгу. На другом конце площадки очерчивается круг – место водящего. Повернувшись спиной к детям, водящий громко говорит: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!» На эти слова дети идут к ведущему, делая шаг на каждое слово, на слово «Стоп!» - останавливаются, замирают. Водящий после слова «стоп» быстро оглядывается на детей. Того, кто не успел остановиться, водящий возвращает на исходную линию. Затем водящий вновь поворачивается спиной к детям и повторяет слова команды. Играющие продолжают движение с того места, где остановились первый раз на слово «стоп». Те, кого отослал водящий на исходную линию, начинают движение оттуда. Побеждает ребенок, успевший встать первым в круг к водящему до слова «стоп». Он и становится водящим.

 «ТАКСИ»

Цель: совершенствование умения детей двигаться вдвоем, согласовывая движения, друг с другом, меняя направление; воспитывать дружеские отношения между детьми.

Инвентарь: обручи диаметром 1 метр, флажки.

Ход игры:

Дети становятся парами внутрь большого обруча, держат его в руках на уровне пояса:

один - у одной стороны обода, другой – у противоположной, друг за другом. Первый ребенок – водитель такси, второй – пассажир. Дети ходят, бегают по площадке или по дорожке. На остановке, обозначенной флажком или знаком стоянки такси, меняются ролями.

Вариант: таксисты перевозят пассажиров в магазин, на вокзал, в школу и т.д.

ПРОФЕССИИ - ВОСПИТАТЕЛЬ, ПОМОЩНИК ВОСПИТАТЕЛЯ

«БЕГИ К ТОМУ, ЧТО НАЗОВУ»

Цель: совершенствование умения бегать «стайкой», не наталкиваясь, друг на друга; ориентироваться в пространстве; запоминать названия предметов; учить слушать воспитателя.

Ход игры:

Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Педагог объясняет: «Куда я скажу, туда вы побежите и будите ждать меня». Затем произносит: «Раз, два, три. К песочнице – беги!» Дети стайкой бегут к песочнице. Воспитатель идет за ними, не спешит, предоставляя

детям время передохнуть. Хвалит, что все дети бежали правильно и произносит:

«Раз, два, три,

К веранде – беги!»

Дети бегут то к качелям, то к столику и т.д.

 «МЫ ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА»

Цель: совершенствование умения бега с ускорением, с уворачиванием от ловишки.

Ход игры:

Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине, между двумя линиями находится ловишка, выбранный воспитателем или детьми.

Дети хором произносят текст:

«Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй, нас догнать:

Раз, два, три – лови!»

После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и встает возле дома ловишки. После двух – трех перебежек подводятся итоги игры, выбирается новый ловишка.

ПРОФЕССИЯ - ВОЕННЫЙ

«ЧАСОВОЙ»

Цель: совершенствование ходьбы на носках, тихо, крадучись; развивать слуховое восприятие, внимание, ориентировку в пространстве, выдержку.

Инвентарь: платок (веревка по необходимости).

Ход игры:

Выбирается водящий – часовой, он садится в центре круга образованного играющими. У часового завязаны глаза. Дети стоят за линией круга (выложенного из веревки). Воспитатель показывает рукой на одного из играющих, и он начинает осторожно

приближаться к часовому, крадучись. Часовой, услышав шаги, шорохи, должен указать рукой направление, откуда эти звуки доносятся. Если укажет верно, меняются местами с пойманным. Если часовой не слышит, ошибается, ребенку удается зайти в круг, он выигрывает.

 «СНАЙПЕРЫ»

Цель: развивать элементарные навыки попадания в цель, глазомер, реакцию на сигнал.

Инвентарь: корзины или обручи, мешочки с песком или маленькие мячи.

Ход игры:

Дети становятся в круг, каждый ребенок держит в руке мешочек. В центре круга стоит

корзина или лежат обручи (расстояние от цели до детей не более 1 – 2,5 метра). По сигналу воспитателя начинают бросать в корзину, подходят, достают мешочек и возвращаются на свое место. Отмечаются самые меткие. Броски выполнять правой и левой рукой, способом, показанным воспитателем: от плеча, снизу, двумя руками от груди.

ПРОФЕССИИ – КОСМОНАВТ, ЛЀТЧИК

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «САМОЛЕТЫ»

Цель: совершенствование умения бега в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; приучать внимательно слушать сигнал, начинать движение по сигналу; развивать ориентировку в пространстве, ловкость.

Ход игры:

Дети строятся в шеренгу (врассыпную) на одной из сторон площадки. Воспитатель показывает, как заводить мотор, как летать, только после этого дает команду: «К полету приготовиться. Завести моторы!» Дети делают вращательные движения руками перед грудью, произнося звук «р-р-р» После сигнала «Полетели!», дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и летят – разбегаются в разные стороны.

Воспитатель проговаривает:

«Самолет летит, летит,

Летчик смелый в нем сидит!»

По сигналу «На посадку!» - дети возвращаются на свои места.

Вариант:

Дети строятся в 3 – 4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. По сигналу летают врассыпную, по сигналу «На посадку!», находят свои места в колоннах, приседают. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее.

 «ПАРАШЮТИСТЫ»

Цель: упражнение в спрыгивании в обозначенное место с мягким, точным приземлением на обе ноги; развивать ловкость, чувство равновесия, внимание.

Инвентарь: скамейки (высотой 15 – 35 см), обручи диаметром 50 – 80 см.

Ход игры:

Скамейки – самолеты ставятся параллельно на расстоянии 40 – 60 см друг от друга. С одного конца скамейки на земле лежат обручи (нарисованы круги), перед другим концом, в колоннах, друг за другом, стоят дети-парашютисты. Парашютисты идут по скамейкам и спрыгивают с конца скамейки в обруч, мягко, на обе ноги одновременно. Отмечаются лучшие дети, приземлившиеся точно в цель. Можно отодвигать обруч от скамейки, увеличивая дальность прыжка.

 Варианты:

- Идти по скамейкам парой, держась за руки; прыгать одновременно.

- Приземлившись в круг, сразу же выпрыгнуть из него.

МОРСКИЕ ПРОФЕССИИ

«СИГНАЛЬНАЯ АЗБУКА»

Цель: развитие внимание, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.

Инвентарь: флажки.

Ход игры:

Флажки мне стоит в руки взять -

И всѐ могу я написать.

Есть азбука такая,

Чудесная морская.

Будем учиться выполнять так называемые «немые команды», которые подаются с

помощью специальных флажков, запоминайте сигнальную азбуку.

Руки вытянуты вперѐд – команда строится в колонну.

В стороны – встать врассыпную.

Руки вниз – сигнал «опасность», нужно присесть на корточки.

Руки вверх – команда «опасность миновала», можно встать.

 «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Цель: упражнение в сохранении равновесия после бега, прыжков; развивать реакцию,

умение ориентироваться в пространстве внимание, фантазию; закреплять знания по теме.

Ход игры:

Дети становятся в круг, вместе вспоминают, какие фигуры можно показать по теме «Море», показывая их:

- «водоросли» - основная стойка, руки вверх;

- «черепашки» - стоя на четвереньках, с опорой на согнутые руки;

- «морские звезды» - стоя, лежа, разведя руки и ноги в стороны;

- «осьминоги» - лежа на спине, вытянув руки и ноги вверх;

- «камешки» - присесть, сгруппироваться, опустив голову;

- «рыбки» - лежа на животе, поднять плечи, прямые ноги над полом, согнуть руки к плечам и др.

Считалкой выбирается акула, она уходит в угол площадки. Дети бегут друг за другом по кругу, проговаривая: «Море волнуется – раз! (подскок)

Море волнуется – два! (подскок)

Море волнуется – три! (подскок)

Морская фигура – замри!»

Дети останавливаются и замирают в любой фигуре. На слово «замри» - акула выплывает, ищет фигуру, которая качается, забирает ее с собой. Воспитатель, когда акула плавает возле фигур, проговаривает:

«Если качнется фигура,

Фигуру проглотит акула!»

 После 2 – 3х попыток подводится итог, выбирается новый водящий, игра продолжается.

ПРОФЕССИЯ «МУЗЫКАНТ»

ИГРА «ЖМУРКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ»

Цель: развитие слухового внимания, ловкости.

Инвентарь: платок, колокольчик.

Ход игры:

Считалкой выбирают водящего – жмурку. Он встает в середину площадки, ему завязывают глаза, он поворачивается несколько раз вокруг себя, чтобы не знать к кому он стоит спиной, а к кому лицом. Все дети разбегаются, а жмурка старается кого-нибудь поймать. Чтобы жмурка мог знать, где находятся дети, они все время хлопают в ладошки, а он идет в этом направлении. При виде какой-либо опасности (дверь, стена, скамейка и т.д.) играющие должны предупредить жмурку словом: «Огонь!» Ловкие играющие уворачиваются от жмурок, а пойманный ребенок становится жмуркой.

Варианты:

- Жмурка ходит внутри круга, вокруг него бегает ребѐнок с колокольчиком. Жмурка, слушая звук пытается его поймать

- Пойманный ребенок становится жмуркой только в том случае, если водящий его узнает по одежде, голосу и назовет его имя.

 «ВЕСЕЛЫЙ БУБЕН»

Цель: развитие мелкой моторики рук, ловкости.

Инвентарь: бубен.

Ход игры:

Дети стоят по кругу, передавая бубен друг другу, из рук в руки, поворачиваясь, проговаривая потешку: «Ты беги, веселый бубен,

Быстро, быстро, по рукам!

У кого веселый бубен,

Тот в кругу станцует нам! Стоп!»

На сигнал «Стоп!», ребенок, на котором закончилась потешка, танцует в кругу под ритмичные хлопки детей и удары в бубен. Потанцевав, ребенок встает в круг, игра продолжается.

ПРОФЕССИЯ - ШВЕЯ, МОДЕЛЬЕР

ИГРА «БУСИНКИ»

Цель: упражнение в передвижении «цепочкой» - держась за руки, не разрывая цепь, согласовывая движения, друг с другом, повторяя движения взрослого и вместе с ним проговаривая стихотворение.

Ход игры:

Взрослый начинает игру, идет и повторяет: «Я на ниточку нанизываю бусинки», беря желающих детей за руку, остальные подходят, берут за руку последнего ребенка, образуя длинную цепь – бусы.

Проговаривая вместе с детьми: «Как мы бусы собирали,

Собирали, собирали…

(ведет цепь медленно по прямой)

Бусинки, бусинки

Красивые бусинки.

Их на нитку собирали

(водит цепь плавно из одной стороны в другую)

Бусинки, бусинки

Красивые бусинки.

Как мы бусы завивали,

Завивали, завивали

(медленно кружится, завивая цепь вокруг себя)

Бусинки, бусинки

Красивые бусинки.

Останавливается и говорит: «Играли, играли мы с бусами, а ниточка запуталась и порвалась. Бах, тара - рах! Раскатились бусинки далеко, во все стороны!» Дети разбегаются по всей площадке, приседают. «Надо опять все бусинки на ниточку собрать!» - воспитатель, подходя к ребенку, задевает его, проговаривая: «Нашла бусинку», берет его за руку, идут к следующему и т.д. Игра начинается сначала.

Вариант: Дети идут по кругу, держась за руки, проговаривая текст.

 «НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ»

Цель: совершенствовать умение действовать по сигналу быстро и в соответствии с сигналом.

Инвентарь: флажки разных цветов.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям флажки 3 – 4х цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты, возле флагов определенных цветов. После слов воспитателя: «Идите гулять» - дети расходятся по площадке в разные стороны. На сигнал «Найди свой цвет», дети собираются у флагов соответствующего цвета. Воспитатель следит, чтобы дети отходили подальше от своих флагов, ходили по всей площадке, флажок нужно держать вертикально в руке перед грудью или вытянув руку вверх.

Варианты:

- Вместо флажков каждому можно дать кубик, кружок, ленту разного цвета, по которым они будут находить свой флаг.

- Дети собираются рядом с названным ребенком по цвету одежды. Например: «У кого есть белый цвет (футболка, чешки, носки, бант и т.д.) - собираются возле Вали. У кого есть синий цвет – собираются возле Оли». Валя и Оля проверяют у подошедших детей цвет. Если у ребенка нет названного цвета, он стоит рядом с воспитателем.

ЦИРКОВЫЕ ПРОФЕССИИ

«КАРУСЕЛЬ»

Цель: упражнять в ходьбе, в беге по кругу, держась за руки, сохраняя форму круга, согласовывая движения, друг с другом; учить выразительно проговаривать текст стихотворения.

Ход игры:

Играющие встают в круг, держась за руки, повернувшись, друг за другом. Идут, проговаривая текст:

«Завертелись карусели

И помчались с ветерком,

Поначалу еле-еле, еле-еле,

Завертелись карусели.

И потом бегом, бегом,

Мчимся быстро, с ветерком!

Повертелись, покружились,

А потом остановились».

В соответствии с текстом, дети идут сначала медленно, потом бегут и

останавливаются. Повторяют игру, идут в другую сторону.

Варианты:

- Игру можно проводить, держась одной рукой за шнур, концы которого связаны.

- Игру можно проводить с обручами. Каждый держится за два обруча одной и другой

рукой, образуя замкнутый круг.

- Использовать другое стихотворение:

«Еле-еле, еле-еле,

Завертелись карусели,

А потом бегом, бегом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра!»

«ДРЕССИРОВАННАЯ СОБАЧКА»

Цель: упражнять в перебрасывании мяча в парах, в ловле мяча; развивать реакцию, ловкость, ориентировку.

Инвентарь: мяч большого размера, ободок собаки.

Ход игры:

Дети разбиваются на тройки. Двое из них становятся напротив друг друга, на расстоянии 2 – 3 метров, начинают перебрасывать мяч друг другу и ловить его. Третий – собачка, встает между парой и старается поймать летящий мяч или коснуться его рукой. Собачка, поймав мяч или коснувшись его рукой, меняется местом с тем, кто бросал мяч, и игра продолжается. Собачка может догнать и укатившийся мяч, и неудачно брошенный хозяином, в этом случае тоже происходит смена мест детей (хозяин становится собачкой).

ПРОФЕССИЯ «УЧИТЕЛЬ»

ИГРА «ДНИ НЕДЕЛИ»

Цель: упражнять в прыжках в высоту с места, разбега; развивать скоростносиловые качества, ловкость, координацию; воспитывать настойчивость, смелость; закреплять названия дней недели.

Инвентарь: шнур (дл. 4 – 5 м), стойки.

Ход игры: -

Через центр участка натягивается шнур на высоте 10 – 15 см. Дети стоят на расстоянии 3 – 4 м. напротив шнура парами в колонне. Назвав первый день недели (понедельник) – идут к шнуру, перепрыгивают его парами, проходят к другой стороне зала. На вторник, среду и т.д. шнур поднимают на 5 – 10 см. Когда высота шнура достигает 40 – 50 см, дети выполняют прыжки с разбега. Дети, задевшие шнур и не выполнившие прыжок правильно – выходят из игры. Последний день недели – «воскресенье» считается днем победителей (нужно прыгнуть в высоту на 50 см с места или разбега по указанию воспитателя). Отметив победителей, игру можно начать сначала.

«ДЕСЯТЬ ПЕРЕДАЧ»

Цель: упражнять в бросках мяча в парах разными способами, в ловле мяча; учить согласовывать движения друг с другом; развивать глазомер, реакцию, координацию; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Инвентарь: мячи среднего размера.

Ход игры: -

Дети встают парами, напротив друг друга (на расстоянии 1 – 2,5 мет.). По сигналу начинают бросать мяч друг другу заданным способом (двумя руками снизу, от груди, от головы, в зависимости от расстояния между детьми), стараясь не уронить мяч. Побеждает пара, сделавшая 10 передач быстро, без падений мяча.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР «ПРОФЕССИИ»

 «БОЛЬНИЦА»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Предварительная работа: экскурсия в медицинский кабинет, наблюдение за работой медицинской сестры (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание произведения В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Беседа с детьми о работе врача, медсестры.

Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т. д.

Роли: врачи: кардиолог, невролог, терапевт, медсестры, больные.

Игровые действия: больной поступает в больницу. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение, измеряет температуру, выписывает рецепты. Медсестра в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т. д. Санитарка убирает в кабинетах, меняет белье.

«ШОФЕРЫ»

Задачи: закрепление знаний и умений о труде шофера, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Воспитание у детей уважения к труду шофёра.

Предварительная работа: наблюдения за машинами на улице. Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы». Чтение рассказов из книги Б. Житкова «Что я видел?». Постройка гаража для нескольких машин и грузового автомобиля из строительного материала. Постройка из песка мостов, туннелей, дорог, гаражей.

Игровой материал: машины различных марок, светофор, бензозаправочная колонка, строительный материал, рули, фуражка и жезл инспектора ГИБДД.

Роли: шоферы, механик, бензозаправщик, диспетчер.

Игровые действия: игровая ситуация «Поездка по городу», водители такси, автобусов ездят по городу соблюдая правила дорожного движения, строят необходимые помещения для игры.

 «ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

Задачи: развивать интерес и уважение к профессии парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Предварительная работа: посещение детьми парикмахерской с родителями. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок, беседа «творческие профессии».

Игровой материал: зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, бигуди, лак для волос, одеколон, альбом с образцами причесок, краска для волос, халаты, пеньюар, полотенца, деньги, швабра, ведра, тряпки для пыли, для пола.

Роли: парикмахеры – женский и бербер (для мужчин), уборщица, клиенты, мастер маникюра, визажист.

Игровые действия: посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят деньги, благодарят за услуги. Парикмахер моет волосы, сушит, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном, дает рекомендации по уходу за волосами, маникюрша делает маникюр. Можно соединить с игрой «Семья»

 «ШКОЛА»

Задачи: расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Закрепить знания о школьных атрибутах.

Предварительная работа: беседа о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала. Загадки о школе, школьных принадлежностях. Чтение детям художественной литературы С. Маршака «Первое сентября», Алексина «Первый день», В. Воронковой «Подружки идут в школу», Э. Мошковской «Мы играем в школу». Изготовление атрибутов к игре (портфели, тетради, книжки-малышки, расписание…).

Игровой материал: портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус, журнал для учителя,

Роли: ученики, учитель, директор школы, дежурный.

Игровые действия: учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор присутствует на уроке, делает записи в своей тетради. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок. Дежурный следит за дисциплиной на переменах, проверяет сменную обувь. Воспитатель организует игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Выступая, как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк), правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Предварительная работа: экскурсия в медицинский кабинет, наблюдение за работой медицинской сестры (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание произведения В. Маяковского «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Беседа с детьми о работе врача, медсестры.

Игровой материал: телефон, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки.

Роли: врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной.

Игровые действия: Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т.д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.

«ВЕТЕРИНАРНАЯ ЛЕЧЕБНИЦА»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Предварительная работа: беседа с детьми о работе ветеринарного врача. Рисование «Мое любимое животное». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты и т.д.)

Игровой материал: животные, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки.

Роли: ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной аптеки, люди с больными животными.

Игровые действия: В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т.д. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.

«ШВЕЙНОЕ АТЕЛЬЕ»

Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье, формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда, укреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу, развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: С. Михалков «Заяц портной», Гринберг «Олин фартук». Дидактическая игра «Что у тебя шерстяное?» Рассматривание образцов тканей. Беседа «Что из какой ткани можно сшить?» Изготовление альбома «Образцы тканей». НОД «Профессии человек – техника».

Игровой материал: разнообразные ткани на витрине, 2-3 швейные машины, ножницы, выкройки (лекала), сантиметровая лента, стол раскроя, утюги, гладильные доски, фартуки для швеи, журнал мод.

Роли: клиенты, модельер, закройщик, швеи, вышивальщица, гладильщица, кладовщик, кассир-приемщик.

Игровые действия: клиенты приходят в ателье, модельер помогает им с выбором модели, фасона. Делают заказ, снятие мерок, раскладка выкроек и крой, примерка, пошив изделий, их отделка, вышивка, глажение, швея сдает готовую продукцию на склад, оплата заказа, получение заказа.

 «ФОТОАТЕЛЬЕ»

Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе в фотоателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

Предварительная работа: рассматривание альбома с образцами фотографий. Знакомство с фотоаппаратом. Рассматривание детского и настоящего фотоаппарата. Рассматривание семейных фотографий. Изготовление с детьми атрибутов к игре.

Игровой материал: детские фотоаппараты, зеркало, расческа, фотопленки, образцы фотографий, рамки для фотографий, фотоальбомы, деньги, чеки, касса, образцы фотографий.

Роли: фотограф, кассир, клиенты.

Игровые действия: кассир принимает заказ, получает деньги, выбивает чек. Клиент здоровается, делает заказ, оплачивает, снимает верхнюю одежду, приводит себя в порядок, фотографируется, благодарит за услугу. Фотограф фотографирует, делает фотографии. В фотоателье можно сфотографироваться, проявить пленку, просмотреть пленку на специальном аппарате, сделать фотографии (в том числе для документов), увеличить, отреставрировать фотографии, купить фотоальбом.

«САЛОН КРАСОТЫ»

Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.

Предварительная работа: посещение детьми парикмахерской с родителями. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской. Рассказ воспитателя о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок. Рассматривание буклетов с образцами косметических средств.

Игровой материал: зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, краска для волос, халаты, пелеринки, полотенца, касса, чеки, деньги, швабра, ведро.

Роли: парикмахер, мастер маникюра, мастер косметического кабинета, кассир, клиенты.

Игровые действия: парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном. Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками. Мастер косметического кабинета делает массаж лица, протирает лосьоном, смазывает кремом, красит глаза, губы и др. Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца, салфетки. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.

«СТРОИТЕЛЬСТВО»

Задачи: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Предварительная работа: чтение художественной литературы «Кто построил тот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева. Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию. Беседа о технике безопасности на стройке. Рисование на тему «Строительство дома». Изготовление атрибутов для игр.

Игровой материал: планы строительства, различные строительные материалы, униформа, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну, предметы-заместители.

Роли: архитектор, строитель, каменщик, шофёр, грузчик.

Игровые действия: выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.

«БИБЛИОТЕКА»

Задачи: отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы рассказ С. Жупанина «Я – библиотекарь», открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг. Изготовление карманчиков в книгах и формуляров. Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.

Игровой материал: формуляры, книги, картотека.

Роли: библиотекарь, читатели.

Игровые действия: оформление формуляров читателей. Приём заявок библиотекарем. Работа с картотекой. Выдача книг. Читальный зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры

Занятие включает в себя сюжетно-ролевую и дидактическую игры, в которых происходит закрепление знаний, полученных на занятиях по окружающему миру, математике и развитию речи и рисованию. Конспек...

Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные. подвижные, игры малой подвижности)

Данный материал содержит разнообразные игры для использования  в работе над проеком  "Огород на окне"....

Сборник игр (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и игры малой подвижности) и Пальчиковая гимнастика

Сборник игр  (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и игры малой подвижности) и Пальчиковая гимнастика...

Семинар-практикум для родителей на тему «Сюжетно-ролевые и подвижные игры. Играем вместе с детьми» в средней группе

Большинство родителей (85%) уделяют достаточно времени своему ребёнку, понимают значение игры в его жизни. В подвижные игры со своими детьми играет 25% родителей, но они не отличаются разнообразием...

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »

Программное содержание:-Закреплять умение детей распределять роли и, исходя из них, воспроизводить и развивать цепочку игровых действий...

Конспект сюжетно-ролевой игры с элементами дидактической игры для детей средней группы «Морское путешествие»

Закреплять умение детей распределять роли и, исходя из них, воспроизводить и развивать цепочку игровых действий...