игры и занятия с цветными резинками
консультация
для детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие тонких движений пальцев рук
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_motoriki.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
“Применение цветных резинок в работе с дошкольниками.”
Аннотация
В данной методической разработке представлены игры с использованием нестандартного оборудования, направленные на развитие мелкой моторики и тонких движений пальцев рук, координации движений руки детей среднего и старшего дошкольного возраста. Нестандартный материал, представленный в играх, не требует больших финансовых затрат, поэтому игры могут использовать как воспитатели, учителя-логопеды, психологи, так и родители.
Пояснительная записка
Для детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие тонких движений пальцев рук.
О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует, или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит уровень развития мелкой моторики недостаточный.
Актуальность данной методической разработки заключается в том, что в настоящее время проблемой становится, полноценное развитие тонких движений рук. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Наукой доказано о существовании связи между развитием мелкой моторики и речью детей.
Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук. Мыслительные операции, движения рук и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, а следовательно у него возникают проблемы с речью.
В России связь руки с развитием мозга изучал известный невропатолог и психиатр Бехтерев В. М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи.
Формирование речи - удивительная и сложная работа, которая проходит незаметно для нас. Известный исследователь детской речи М. И. Кольцова пишет, что сначала развиваются движение пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. Поэтому, для детей тренировка движений пальцев и кистей рук, является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышление ребенка.
Благоприятное воздействие на развитие движений пальцев руки оказывает пальчиковая гимнастика, самомассаж, игры с предметами домашнего обихода, пассивная гимнастика пальцев рук, конструирование, мозаика, плетение, вышивание, вязание, выжигание, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, шишек, желудей и т. д.).
В целях развития и поддержания интереса к играм по развитию тонких движений рук было использовано нестандартное оборудование, а именно: резиночки.
Игры с нестандартным оборудованием очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, внимания, памяти, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде действия. Кисти рук детей становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Так же одним из важных моментов данных пособий является развитие сенсорных особенностей у детей - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона,воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
Цель данной методической разработки: развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования.
Задачи:
-развитие пространственной ориентации;
-развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
-развитие ловкости, быстроты реакции;
-развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения, развитие психических процессов;
- стимуляция развития речи младших и старших дошкольников.
Данное нестандартное оборудование используется в непосредственно-образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей. Материал представленный в играх не сложный и не требует больших финансовых затрат, может быть использован воспитателями, психологами, учителями-логопедами, дефектологами и родителями.
В методических рекомендациях игры с цветными резинками дифференцированы условно по возрасту детей. При организации совместной и самостоятельной деятельности необходимо учитывать также особенности развития, наличие сформированных умений и интересы ребёнка.
Преимущества использования разноцветных резинок в работе с детьми
- Безопасность
- Разнообразие оттенков, различие величины и фактуры
- Возможность развития мелкой моторики
- Формирование саморегуляции, произвольности
- Повышение интереса и мотивации к совместной деятельности
- Способ самовыражения
- Развитие творческой активности и мышления
- Развитие коммуникативных умений
- Получение сенсорных ощущений и обогащение сенсорного опыта
- Гармонизация эмоционального состояния
- Снижение тревожности
- Развитие речи
- Доступность приобретения материалов для участников образовательного процесса
- Применение в различных вариациях с дошкольниками младшего, среднего и старшего возраста
- Альтернатива игровому материалу «Дары Фрёбеля»( деревянные разноцветные кольца)
- Применение в группах различной направленности (общеразвивающей, комбинированной, компенсирующей).
Варианты игр и занятий с цветными резинками
Дети раннего возраста (до 3 лет)
Применение цветных резинок в работе с детьми раннего возраста безопасно, способствуют развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, цветового восприятия.
Описание оборудования: резинки для волос разного цвета, ёмкости разного размера, небольшие игрушки, палочка, тарелочки или коробочки разного цвета, простые картинки, для выкладывания по образцу,
- Наполнить небольшую ёмкость маленькими и большими резинками, спрятать небольшие игрушки (модификация игры «Волшебный мешочек»), а затем предложить детям их найти.
- Надевать на указательный палец или палочку резинки одного цвета.
- Раскладывать резинки по коробочкам или тарелкам в соответствии с цветом. Доставать прищепками большие и маленькие резинки из ёмкости.
- Найти 2 одинаковых по цвету резинки (начальный уровень найди такую же). Начинать можно, выложив перед ребенком всего 3-4 резинки.
- Выкладываем перед ребенком 2 резинки, просим показать большую, маленькую, красную, желтую, синюю. Позже можно усложнить и выбирать по 2-м параметрам (например, большую красную). А со временем еще усложнить (например, большую цвета травы)
- Делим все резинки на 2 части (в одной части половинки ко второй). Убираем 10 резинок в мешочек(коробку), парные 10 резинок лежат на столе. По одной достаем резинки, ребенок должен найти пару. Если детей 2 человека и больше, то можно и посоревноваться, кто быстрее нашёл тот и забирает себе пару, в результате посчитать у кого больше резинок.
- Творчество. Сложить из резинок картинку, наложить резинки на образец(например, цветик-семицветик), затем выложить по образцу.
- Выкладываем перед ребенком на стол 2-3 резинки одинаковые по какому-либо признаку и еще одну отличающуюся (например, 2 маленькие, а 3-ю большую) и просим убрать лишнюю.
- Взрослый надевает резинки на свои пальчики и просит ребенка повторить за ним. Тренируется память, цветовосприятие,работа пальчиков.
- Ребенку загадываем загадку, а он выкладывает картинку.
Например:
К подарку прилагаются,
В букеты собираются,
И пахнут, словно, как духи,
Кто отгадал, скорей скажи. (Цветы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие II квартала в младшей III группе Интегрированное занятие « ГОРОД ЦВЕТНЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ»
Программное содержание: Закрепить названия основных цветов (красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый); помочь детям запомнить новые слова, обозначающие те же самые цвета: желтый – лимонны...
МАСТЕР-КЛАСС "Игры и игровые упражнения с резинкой для дошкольников".
С самого утра нашим детям хочется прыгать, бегать, веселиться. Взрослея, они уже не хотят сидеть в песочнице, как раньше, они бегают, играют в догонялки, прятки, катаются на велоси...
Методическая разработка “Применение цветных резинок в работе с дошкольниками.”
В данной методической разработке представлены игры с использованием нестандартного оборудования, направленные на развитие мелкой моторики и тонких движений пальцев рук, координации движений руки...
Использование цветных резинок на физкультурных занятиях в ДОО
Статья об использовании резинок в различных частях физкультурного занятия....
Картотека игр с цветными резинками
Данные систематические игры и упражнения, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают мощный толчок детям к познавательной и творческой активности, развив...
Дидактическая игра Цветные резинки
Цель игры:Развивать тонкие движения пальцев рук, пространственное ориентирование....
Игры и занятия с цветными палочками Кюизенера
Игры и занятия с цветными палочкамиКюизенера с детьми 3–4 лет...