Проект "Создание развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
проект (старшая группа)
Введение
Перечень центров в старшей группе
Подробное описание уголков в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей
Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной образовательной среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nash.docx | 41.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Создание развивающей
предметно-пространственной
среды в соответствии с ФГОС
дошкольного образования»
Старшая группа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………….…………….3
Перечень центров в старшей группе…………….……………………………5
Подробное описание уголков в соответствии с ФГОС возрастными особенностями детей…………………………………………………………….6
Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной образовательной среды………………………………………………………..11
Введение
Актуальность:
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДОУ были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.
Цель:
Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и требованиями образовательной программы «Развитие» Л.А.Венгера. Привлечение родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
Задачи:
- Изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках программы Л.А. Венгера «Развитие»;
- Организовать развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей их потребности и интересов;
- Создать условия для физического развития, творческого самовыражения, проявления познавательной активности детей, благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки;
- Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды;
- Разработать рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей.
Вид проекта: практико-ориентированный
Участники проекта: воспитатели МАДОУ, родители
Продолжительность проекта: долгосрочный
Обеспечение проекта:
- материально-техническое
- учебно-методическое
- информационное
Перечень центров в старшей группе:
- Центр природы
- Центр экспериментирования и экологии
- Центр изобразительной деятельности
- Центр книги и развития речи
- Центр сюжетно-ролевых игр
- Строительный центр
- Музыкальный центр
- Центр театральной деятельности
- Центр развивающих игр
- Центр по правилам дорожного движения
- Центр патриотический и краеведения
- Центр двигательной активности
Подробное описание центров в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей
Центр природы
Материалы и оборудование:
- комнатные растения в доступе для детей, чтобы ребёнок мог ухаживать за ними;
- предметы по уходу за комнатными растениями (противень для
установки растений, лейка, салфетки по уходу за листиками, весь необходимый инвентарь по уходу за растениями комнатными);
- модель трудового процесса «Способы ухода за комнатными растениями» ;
- календарь погоды на весь год (где дети самостоятельно всё
выделяют и отмечают с помощью карточек);
- глобус;
- развивающие игры: «Целый год», «О времени года», «Почемучка» по данной тематике, «Животные и их детёныши», «Весёлый зоопарк»;
- лото «Мир насекомых», «Мир животных»
Центр экологии и экспериментирования
Материалы и оборудование:
- приборы - помощники: лупа, микроскоп
- пробирки
- природный материал: коллекция песка, шунгита, белой и голубой глины, торфа и земли;
- песочные часы
- прозрачные стекла
- пинцеты
- картотека «Опыты с водой»;
- салфетки
- баночки с пробками
- утилизированный материал
Центр изобразительной деятельности
Материалы и оборудование:
- трафареты, раскраски
- карандаши цветные и простые, фломастеры
- бумага: белая, цветная, тонированная
- ножницы
- свободная стена для детских работ
Центр книги и развития речи
Материалы и оборудование:
- открытая витрина для книг
- книги, рекомендованные программой
- целый ряд разнообразных энциклопедий
- различные произведения народов других стран
- аудиозаписи разных сказок
- сезонная литература
- коллекция разнообразных сюжетных и предметных картинок
- букварь в картинках
- наборы картин для установления родовидовых отношений
- серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий
Центр сюжетно-ролевых игр
Материалы и оборудование:
- набор для сюжетно-ролевой игрой «Парикмахерская»
- необходимые предметы для сюжетно-ролевой игрой «Семья»
- необходимые предметы для сюжетно-ролевой игрой «Школа»
- набор для сюжетно-ролевой игрой «Гараж»
- набор для сюжетно-ролевой игрой «Больница»
- набор для сюжетно-ролевой игрой «Строители»
- необходимые предметы для сюжетно-ролевой игрой «Магазин»
- коляски для кукол, сумка-переноска для кукол
- кухонный гарнитур (плита, мойка, стиральная машина и т.д.)
- гладильная доска с утюгами
- диван, дамский столик
- телефон
- игрушечная посуда: набор чайной посуды (средний и мелкий), набор кухонной посуды (средний), набор столовой посуды (средний)
- куклы в одежде (среднего и маленького размера)
- комплект постельных принадлежностей для кукол
- набор овощей и фруктов (объемные муляжи)
- сумка
- кукольная кровать, горшок
- корзинки, рюкзаки
- контейнеры для сюжетно-ролевых игр
Строительный центр
Материалы и оборудование:
- настольный строительный набор
- конструкторы с разными способами крепления
- строительные инструменты (пила, молоток, плоскогубцы, ключи разных размеров)
- напольный строительный материал (пластмассовый)
-наборы разных мелких деревяных игрушек (зверушки, куклы, елочки, грибки, машины и т.д. различной величины)
- тематические строительные наборы (для мелких персонажей), город, мосты, крестьянское подворье (ферма), зоопарк, крепость, домик, гараж
- небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, динозавры, фантастические персонажи, макеты деревьев и кустарников).
- «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный
- машины легковые и грузовые
- спецтехника
Музыкальный центр
Материалы и оборудование:
- музыкальные инструменты: игрушечные пианино, бубны, гитары, маракасы микрофоны
- демонстрационные карточки «Музыкальные инструменты»
- магнитофон
- домино «Музыка»
- развивающие игры по данной тематике
- звуки леса, природы
- аудиодиски с записью детских песенок
- памятка основных музыкальных инструментов
Центр развивающих игр
Материалы и оборудование:
- лото: «Кто где живет?», «Предметы», «Профессии», «Животные», «Овощи и фрукты», «Животный мир», «Мы играем в магазин» и множество других
- дидактические игры: «Сколько не хватает», «Играем с буквами», «Живые буквы», «Собери» и т.д.
- развивающие игры: «Падающая башня», «Прыгающие мячики», «Крутящийся пазл», «Тренажёр» идр.
- разнообразные пазлы (крупные, средние, мелкие)
- домино «Я считаю», «Цифры», «Игрушки», «Овощи, фрукты»
- мозаика обыкновенная (4 вида)
- рабочие тетради по математике
- рабочие тетради по грамоте
- общая тетрадь по всем предметам по программе
- пеналы
-разнообразный дидактический материал (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с программой
Театральный центр
Материалы и оборудование:
- шкаф для выставки различных видов театров сказочных героев
- пальчиковый театр
- театр магнитный
- настольный театр по сказкам (деревянный)
- игрушки для настольного театра (кроватки, коврики, стульчики, посуда, ширма, шкафчики
- театр масок (маски р.н.сказок)
Центр ПДД
Материалы и оборудование:
- пособия и игры по обучению детей ПДД
- дидактическая игра: «Дорожные знаки»
- лото «Дорожные знаки»
- картотека игр «ПДД»
- ребусы по ПДД
- настольный перекресток (набор маленьких дорожных знаков, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, фигурки людей)
- сказки, частушки и произведения о ПДД
- детская художественная литература по тематике дорожного движения
- основные знаки ПДД (крупного формата)
- памятка «Как вести себя при опасности» и др.
- дорожные знаки (большого размера)
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, полицейская форма, дородные знаки, модель светофора)
- плакат «Правила дорожного движения»
Центр краеведения
Материалы и оборудование:
- флаги, гербы и другая символика Кемерово, России
- изображение президента
- информация по данной тематике: газета «Наш дом – КУЗБАСС, журнал «Кемеровчане 65-летию Кемеровской области», папки «Кемерово», «Что такое государственная символика», «Моя родина – Россия»;
- символика : русская матрёшка
Центр двигательной активности
Материалы и оборудование:
- мячи для метания, резиновые мячи
- обручи среднего диаметра
- бубен
- кегли
- дорожки для профилактики плоскостопия
- кольцеброс напольный
Каждый центр в групповом помещении выделен и помечен.
Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной образовательной среды:
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
презентация- консультация для педагогов детского сада "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...
Книга Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Сборник подготовлен в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. «Апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Старшая группа
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реали...
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
Предметно-развивающая среда ДОУ – комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в ДОУ, должна служить интересам и потребностям реб...
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Старшая группа
Актуальность:Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к у...
Проект "Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
В этом проекте говорится о том, на какие зоны и уголки разделена группа в соответствии с ФГОС....
Создание развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Разработка модели развивающей предметно-пространствнееой среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствования близким по требов...