Проект "Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
проект (старшая, подготовительная группа)

Каргина Наталья Анатольевна

В этом проекте говорится о том, на какие зоны и уголки разделена группа в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономнре дошкольное образовательное  учреждение№163

«Центр развития ребенка-детский сад»

Проект

«Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Выполнили воспитатели:

Каргина Наталья Анатольевна

         

                                                                                                         г. Кемерово 2018

.

Пояснительная записка

Актуальность проекта.

В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной

программы дошкольного образования, которые представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды:

- обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

-высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;

- гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

- комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.

Исходя из этого в МАДОУ№163 «Центр развития ребенка-детский сад» разработан проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Цель проекта:

Разработка модели развивающей предметно- пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Задачи проекта:

  1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
  2. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
  3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
  4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Тип проекта:

Практико-ориентированный.

Вид проекта:

Групповой

Сроки реализаии:

Долгосрочный-1 год

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1.педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

2.организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов

3.у педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а такжепрактические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС

4.родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ

Итоги (продукт проекта):

Создание единого образовательного пространства для удовлетворения образовательных потребностей всех категорий детей дошкольного возраста.

Участники:

Администрация,педагоги,родители воспитанников, воспитанники.

Список литературы:

1.В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция

построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993

2.В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. – М., 1989

3.Закон Российской Федерации « Об образовании»

4.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003

5.Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-

педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»

6.ФГОС ДО

7.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв.

постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26

8.Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной  общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с рассмотренными принципами в старшей группе ДОУ была создана следующая предметно-развивающая среда.

Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

В перспективе мы планируем пополнить театральный уголок: масками,шляпами, дополнить пальчиковый театр

В театральном уголке имеется:

  • 1.Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, Кот в сапогах)
  • 2.Настольный театр (Три поросенка, Колобок, Теремок, Зимовье, Маша и медведь)
  • 3.Настольные игры из серии «Играем в сказку»
  • 4.Пальчиковый театр
  • 5.Театр картинок
  • 6.Перчаточный
  • 7Маски. персонажей и костюмы
  • 8.Музыкальные инструменты
  • 9.Диски с музыкой и сказками
  • 10.Декорации и ширма
  • 11.Портреты великих композиторов
  • 12.Картотека музыкальных и театрализованных игр

Природный уголок  служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Здесь размещены календарь природы,растения требующие разных спсобов ухода,необходимое оборудование: лейки ,палочки для рыхления, пульверизаторы.

Планируем в природном уголке разместить детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. С подгруппой дошкольников  можно проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.Дополнить картотеку наблюдений в природе ,приобрести муляжи грибов ,фруктов.

Уголок природы:

  • 1.Календарь природы
  • 2.Картотека прогулок, опытов, экспериментирования
  • 3.Настольно-печатные игры по экологии Ботаническое лото, лото растений и животных,
  • 4.Домино (фрукты, овощи, животные и т. д.

Уголок изобразительной деятельности

В нашей группе «Пчелки» имеется уголок изобразительной деятельности "Юный художник» .. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В свободном доступе: мелки, акварель, тушь, гуашь ,ножницы,клей,кисти. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в шкафу. В ближайшее время планируем развивать центр творчества; добавить место для демонстрации созданных детьми работ .Приобрести и вывешивать иллюстрации известных художников.

Уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования)

  • 1.Акварель
  • 2.Гуашь
  • 3.Кисти разных размеров и материалов
  • 4.Бумага разной фактуры
  • 5.Ножницы
  • 6.Трафареты
  • 7.Палитры
  • 8.Пластилин
  • 9.Карандаши
  • Фломастеры
  • 10.Дидактический материал из серии «Искусство детям»
  • 11.Схемы смешивания красок
  • 12.Раскраски по темам

Предметно-игровая среда в нашей группе многообразна.В группе имеется место для настольно-печатных игр,подобранных согласно возрасту детей,различные виды конструкторов,так же игры для развития мелкой моторики рук.Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что легкие детали легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).Но не только  в групповой комнате дети могут играть,но и в спальной комнате у нас имеется место для организации сюжетно-ролевых игр. Там же ребенок может уединиться один или с друзьями для игр.

В перспективе мы планируем обновить, дополнить, пополнить разнообразными игрушками,оборудованием и прочее.

Уголок конструктивной деятельности:

  • 1.Конструктор разных размеров и форм и материалов
  • 2.Схемы построек
  • 3.Мозаики разных форм и размеров
  • 4.Бумага для оригами
  • 5.Природный материал

Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки или исследовательский центр. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития планируем подобрать и приобрести специальную литературу, и сделать журнал по сделанным наблюдентям и проведения опытов.

В нашей группе имеется  физкультурный уголок. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь ребята могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке,  игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Теоретический материал:

1.картотека подвижных игр;

  • 2.картотека малоподвижных игр;
  • 3.картотека физкультминуток.
  • Планируем дополнить в подготовительной группе дорожки для профилактики плоскостопия и мелкой моторики рук(фасоль, горох ,шишки ,мячики ёжики  и т.д)

Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые, обручи большие, мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, мячи разного размера, кольцеброс, дорожки, кегли, кубики, канаты, верёвки, султанчики, флажки, погремушки, шапочки-маски, атрибуты и эмблемы для подвижных игр, бубен, различное массажное и нетрадиционное оборудование, диски с подборкой музыкального сопровождения физкультурных занятий, разных видов гимнастик

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как литературный центр (уголок уединения), который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других зон легкой шторкой, ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, коврик на полу, мягкие игрушки.  Наши планы провести литературные викторины и конкурсы,обновить уголок детскими журналами,подобрать литературу соответвующую возрасту детей.

В нашей группе имеется уголок отведенный мини-музею, под названьем «Светофорчик».Здесь расположены несколько видов транспорта, макет улиц. Так же с детьми повторяем основные правила дорожного движения.

Планируем подобрать видеоролики на различные темы, связанные с новыми темами в мини-музее.

Патриотический уголок занимает отдельное место в нашей группе, где распологается макет Спасской башни и храм Василия Блаженного.

Мы прививаем любовь к Родине,место где родился и живет человек. Патриотическое воспитание направлено на решение круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда.К истории и защитникам Родины,ознакомление с государственными символами,народными праздниками и традициями.

В следующем году планируем дополнить дидактическим материалом, играми ,видеороликами.

Любимым местом детей является зона отдыха. Здесь дети расслабляются, рассматривают книги, играют в спокойные игры.

Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым, воспитанникам помогает мини-музей "Русская изба" – хранитель традиций, уникальный и незаменимый проводник в мир истории и культуры. Он представляет собой комнату русского быта, воспроизводящую жилое деревенское помещение с подлинными предметами старины (прялкой, лаптями, кухонной утварью, ухватами, утюгом и т.д.).

Основная задача воспитателей – ввести детей в особый мир русской культуры и быта путем его действенного познания. Занятия в "Русской избе" предполагают знакомство с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством. Здесь проходят встречи и посиделки, на которых дети знакомятся с жемчужинами народной мудрости и просто пьют чай из самовара.

Уголок наш город

  • Символика нашей страны
  • Фото книги по городам России
  • Карта России
  • Глобус
  • Маршрут- карта
  • Электронный гид на дисках
  • Настольно-печатные игры из серии «Достопримечательности России», «Волшебный Петербург», «Наш город»
  • Пазлы «Герб России»
  • Домино «Наш город», «Где я живу», «Мой дом»
  • Книги по истории города

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Заключительный этап:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

презентация- консультация для педагогов детского сада "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...

Книга Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Сборник подготовлен в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. «Апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Старшая группа

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реали...

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Предметно-развивающая среда ДОУ – комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в ДОУ,  должна служить интересам и потребностям реб...

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Старшая группа

Актуальность:Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к у...

Создание развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Разработка модели развивающей предметно-пространствнееой среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствования близким по требов...

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...