Опытно-экспериментальная деятельность с педагогами
опыты и эксперименты
Опытно-экспериментальная деятельность с педагогами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost_s_pedagogami.docx | 300.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с педагогами»
Подготовила и провела воспитатель: Потапова Н.В
2021г.
Все мы знаем, что именно в дошкольном возрасте, закладываются основы личности, а также позитивное отношение к природе и окружающему миру. У ребёнка развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, которое проявляется во взаимодействиях ребенка с природой. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В этом возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Основным содержанием экологического воспитания, является формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребёнка, и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, является метод экспериментирования. Этот метод вызывает огромный интерес у ребёнка. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы. В ходе опытно - экспериментальной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Н.Н. Подъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства. 1. Игровая деятельность требует определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности экспериментирования, ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
2. В экспериментирование четко представлен момент саморазвития. Преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта. А новые знания об объекте, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные задачи.
3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования, психическое развитие ребенка затормаживается.
4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Игровая деятельность возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Как доказал Н.Н. Подъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь. Негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Поэтому нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания.
Цель опытно – экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной исследовательской деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи:
- Вызвать интерес к исследовательской деятельности.
- Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
- Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
- Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
- Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
- Обогащать сознание содержательными сведениями о мире.
Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория)
Этапы развития у детей в опытно - экспериментальной деятельности:
- Младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).
- Средний дошкольный возраст: потребность детей получить ответ экспериментальным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».
- Старший дошкольный возраст: дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте посмотрим, что будет, если …». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят разницу. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, выполняют опыт и делают необходимые выводы.
Образовательные задачи (по возрастам):
- Младший дошкольный возраст:
способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; что в ней растворяется краска; о свойствах льда.
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
развивать речь ребёнка, активизировать словарный запас;
воспитывать аккуратность при работе с водой.
Средства реализации: «Игра с водой», «Наливаем – выливаем», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд», «Превращение льда в воду».
- Средний дошкольный возраст:
способствовать углублению и расширению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной водой;
развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде; дать понимание того, что вода не имеет вкуса и запаха;
развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
активизировать словарный запас;
развивать желание помочь другим;
воспитывать аккуратность в работе.
Средства реализации: «Освобождение ракушек из ледяного плена», «Прятки», «Капельки», «Чем пахнет вода?», «Есть ли у воды вкус?», «Вода жидкая, может течь» и т.д.
- Старший дошкольный возраст:
расширять представления детей о свойствах воды;
способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного);
познакомить с понятием «жидкость – вязкость»;
развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
активизировать словарный запас ребёнка;
воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.
Средства реализации: «Тонет – не тонет», «Опыт с солёной водой», «Растворить соль, сахар, гуашь», «Сравнение вязкости воды и масла», «Что стало, когда воду нагрели?», «Как очистить воду?»
Ребёнок любого возраста должен свободно владеть всеми формами, присущими предшествующим возрастам, и одновременно осваивать новую форму, до которой он уже дорос. Чтобы такое стало возможным, педагог работает сразу на двух уровнях: проводит эксперименты, соответствующие достигнутым возможностям детей, и одновременно незаметно готовит их к освоению новых, более сложных форм деятельности.
Вода, самый загадочный материал, который манит ребёнка.
Все дети очень любят играть с водой. В воде они любят плескаться, наполнять и опорожнять сосуды, пускать по воде и топить в ней различные предметы. Игры с водой не только увлекают малышей, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы и самому изучить свойства такого универсального материала, как вода. Малыши получают огромное удовольствие от игр с водой. Вода притягивает, как магнит!
Опыты с водой:
1. «Прозрачность воды»
Опустите в стакан с молоком ракушку, видна она или нет. Затем - в стакан с водой.
Вывод: вода прозрачная.
2. «Есть ли вкус у воды, запах?»
Предложить попробовать воду на вкус. Предложить понюхать воду.
Вывод: не имеет запаха и без вкуса.
3. «Вода – растворитель»
Опустите кусочек сахара в воду. (Сахар растаял, растворился).
Вывод: вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:
- прозрачность
- нет запаха
- без вкуса
- растворитель.
4. «Очистка воды»
Перед вами две ёмкости с водой. Вода в одной емкости чистая, в другой – грязная.
А как вы думаете, очистить грязную воду можно?
Для этого возьмите воронку, вложите в неё салфетку и начинайте пропускать грязную воду через эту воронку. Вода становится чистой, а салфетка стала грязной.
5. «Окрашивание воды»
Окрашивание воды не менее интересное занятие. Сначала дети учатся окрашивать водичку при помощи гуаши и кисточки. Затем предлагается другой способ: налить в бутылочки с небольшим количеством гуаши прозрачную водичку, предложить закрыть их крышками и потрясти. Вот уже прозрачная вода становиться цветной.
6. «Вода не имеет формы»
Наливаем воду в различные ёмкости (кувшин, стаканчик, воздушный шарик). И видим, что вода принимает форму того предмета, в котором находится.
Вывод: вода жидкая, может принимать форму ёмкостей, в которых находится.
7. Осторожно опустите камешки в стаканчик с водой. Что происходит (Вода поднимается вверх, т.е. увеличивается в объеме).
Вывод: объем воды может увеличиваться в результате погружения в нее другого тела.
8. «Почему яйцо плавает?»
Перед вами 2 стаканчика с водой. В одном стаканчике пресная вода, а в другом солёная. Аккуратно, при помощи ложки опустите сырое яйцо в один стаканчик, а затем в другой. Что вы видите? Почему яйцо в пресной воде опустилось на дно, а в солёной воде яйцо плавает на поверхности?
Вывод: это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
9. Опустите в ёмкость с водой различные предметы: камешки, мелкие игрушки, ракушки, пробки, листики бумаги и т.д.
Вывод: лёгкие предметы не тонут, а тяжёлые - тонут.
10. «Вода не растворяет масло»
В стакан с водой налейте немного растительного масла. Помешайте его ложкой. Вы видите, что масло плавает на поверхности воды, оно не растворилось.
Вывод: не все вещества растворяются в воде.
Вывод: Главное достоинство экспериментов и опытов, которые мы проводим с детьми, позволяет ребенку увидеть новое уже в известном и поменять точку зрения на предметы, явления и ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как, ребёнок сравнивает, обобщает, анализирует, делает выводы. Развивается наблюдательность, изобретательность, стремление к познанию окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Анализ результатов опытно-экспериментальной группы в работе педагога-психолога
Цель - создание идеальной модели работы с семьями воспитанников, оптимизация детско-родительских отношений и развитие разнесторонней личности ребенка....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Технология опытно экспериментальной детской деятельности
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....