"Что мы знаем о деревьях?"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
Тема: «Что мы знаем о деревьях».
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе беседы.
Задачи:
- Создать условия для закрепления знаний у детей о строении деревьев (корень, ствол, ветки) и значении их в жизни человека.
- Создать условия для развития представлений у детей о первых помощниках, которые очищают воздух.
- Создать условия для закрепления понятия «кислород» и «углекислый газ» и источник их возникновения.
- Создать условия для развития интереса и бережного отношения к деревьям.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Дети: Дерево.
Воспитатель: Ребята, докажите, что вы дали правильный ответ.
Дети: Весной дерево цветет, радует нас своей красотой. Летом в тени дерева прохладно. Осенью на многих фруктовых деревьях поспевают плоды. Зимой в деревянном доме тепло, дровами топят печь.
Воспитатель: Молодцы, правильно, деревья высокие, они служат пищей, укрытием, домом.
Игра «Хорошо- плохо»
Ребята, давайте поразмышляем: выросло высокое дерево. Это хорошо?
Дети: Хорошо. От дерева прохлада, свежий воздух, красиво.
Воспитатель: А может быть плохо?
Дети: Закрывает свет солнца, во время сильного ветра может упасть и что ни будь разрушить.
Воспитатель: Как же быть? Мы любим деревья, хотим, чтобы их было много, но они не должны быть опасными для людей. Что же надо делать?
Дети: Деревья надо обрезать, старые, гнилые вырубать, сажать и выращивать новые.
Воспитатель: Посмотрите на картину и скажите из каких частей состоит дерево?
Дети: Ствол дерева: внизу толстый, кверху тоньше, покрыт корой. От ствола идут ветки, на них есть листья или иголки, в плодах есть семена. Корни находятся глубоко в земле.
Воспитатель: Что случится, если у дерева повредить кору?
Дети: Дерево может погибнуть, будет болеть.
Воспитатель: а что будет, если у дерева подрезать ветки?
Дети: Если не очень коротко, то крона станет еще гуще.
Воспитатель: Скажите, может дерево жить без корней?
Дети: Нет, дерево корнями держится в земле, корни из почвы берут воду, минеральные вещества.
Воспитатель: Ребята, послушайте еще одну загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем!
Дети: Лес.
Воспитатель: Давайте поразмышляем.
Дети: в лес можно зайти с любой стороны, у него нет дверей. В лесу много деревьев. Летом они все зеленые, поэтому дом зеленый. Если пойдет дождь, можно в лесу спрятаться, как под крышей.
Воспитатель: а какие чудеса в лесу? Что растет в лесу под деревьями?
Дети: Мох, ягоды, грибы, цветы. В лесу живут разные звери, птицы.
Воспитатель: Вот какие чудеса есть в лесу. Как вы думаете, хорошо ходить в лес?
Дети: в лесу свежий воздух, там прохладно летом, много кислорода, красиво. В лесу хорошо отдыхать, слушать пение птиц, собирать ягоды, цветы.
Воспитатель: А может быть плохо в лесу? Кто как думает?
Дети: Можно заблудиться, испугаться, встретить змею. Может закружиться голова от свежего воздуха.
Воспитатель: Можно ли ходить детям в лес?
Дети: Можно, но со взрослыми.
Воспитатель: Да, ребята, в лес надо ходить только со взрослыми. Слушаться их, не отставать, быть очень внимательными, осторожными.
А дерево сразу становится большим?
Дети: Вначале оно низкое, тонкое.
Воспитатель: а еще раньше, чем оно было?
Дети: Семечком.
Воспитатель: При каких условиях из семечек вырастает стебелек?
Дети: Нужны вода, свет, тепло.
Воспитатель: Правильно. Игра «Кто кем был?»
Воспитатель: Дети:
Дуб ----------- Желудем.
Пень ------------ Деревом,
Сук -------------- Веткой,
Яблоня --------- Семечком,
Ягода ------------ Цветком,
Береза ----------- Сережкой.
Воспитатель: Молодцы, все были внимательные. Скажите, как называется лес, где растут одни березы?
Дети: Березовая роща.
Воспитатель: а вот раскинул могучие ветви лесной великан. Дуб один из лесных долгожителей, где растут дубы?
Дети: Дубрава.
Воспитатель: (показывает картину с елью). А это дерево вы сразу узнаете. Лес, где растут ели, как называется?
Дети: Ельник.
Воспитатель: а у этих деревьев даже верхушек не видно. Эти деревья наперегонки тянутся вверх, к солнцу, к свету. Какие это деревья?
Дети: Сосны.
Воспитатель: Как называется лес с этими стройными, высокими деревьями?
Дети: Сосновый бор.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения С.Есенина.
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна
О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: о зиме.
Воспитатель: Что за белая косынка на сосне?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте с вами отправимся в зимний лес. Красивым убранством встречает нас лес. Как можно зимой узнать деревья в лесу?
Дети: По цвету коры, расположению веток.
Воспитатель: Вот мы пробираемся по лесу, и перед нами береза. Как мы узнали, что это береза?
Ответы детей
Воспитатель: Легче всех можно узнать березу. Ее светлая с черными пятнышками кора видна издалека. У березы крупные боковые ветки прижаты к стволу, а молодые веточки свисают вниз.
А как можно узнать липу?
Дети: На некоторых ветках сохраняются плоды: орешки с крылатками.
Воспитатель: Как мы узнаем осину?
Дети: У осины кора гладкая, зеленая, в нижней части с желто- оранжевыми пятнами.
Воспитатель: Какие деревья можно узнать зимой?
Дети: елку и сосну по зеленым иголкам.
Воспитатель: красив зимний лес. Глубокие сугробы лежат под деревьями. Над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно- зеленые ветви высоких и маленьких елей. Высокие и неподвижные спят сосны. Тихо в спящем зимнем лесу.
Ребята, давайте нарисуем зимний лес.
Самостоятельная работа.
Рефлексия: О чем мы говорили на занятии?
Воспитатель: Вот сколько интересного мы сегодня с вами узнали. Деревья не только украшение нашей Земли, но и наши друзья и помощники. Давайте будем беречь и защищать их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Знаем, помним, гордимся"
Посвящается людям, отдавшим свою жизнь за спасение Отечества и в честь которых названы улицы нашего города. Памяти павших, - будьте достойны!...
«Я люблю и знаю кубанские ремесла!»
Познакомить с экспонатами музея, относящимися как к предметам быта прошлого, так и к предметам современного декоративно-прикладного искусства. Проверить знание детьми традиционных ремесел Кубани. ...
Что мы знаем и чего не знаем о зайцах
Что мы знаем и чего не знаем о зайцах.Зайцы бывают разные......
Конспект занятия «Пойдём туда – знаем куда! Найдём то – не знаем что!»
Конспект занятия по развитию умения ориентироваться по карте на местности, плану, схеме (краткосрочная образовательная практика) для детей подготовительной группы....
Квест-игра "Иди туда, не зная куда, и принеси то, не зная что."
Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности....
это интересно: Что мы знаем и не знаем о Covid-19?
буклеты для родителей: гигиена при гриппе, короновирусной инфекции и ОРВИ, новый короновирус страшнее прошлых инфекций, памятка по профилактике короновируса, что такое короновирусы...
Творческий проект "Знай свой край люби и знай"
Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....