Консультация для воспитателей на тему: " Профилактика жестокого обращения с детьми"
консультация
Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.
В законе «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchas.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3»
(МБДОУ № 3)
Профилактика жестокого обращения с детьми
Выполнила:
ст.воспитатель Дубровина Н.Р.
Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми.
Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.
В законе «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию.
С января 1997 года в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со статьей уголовного кодекса.
Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Для проверки сообщений представители этого органа ( с привлечением в необходимых случаях сотрудников полиции) наделены правом посещения семей с последующим принятием решений.
В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты.
Организация и содержание профилактической работы по защите детей от жестокого обращения состоят из задач, выполняемых администрацией, старшим воспитателем и воспитателем группы.
К основным задачам администрации ДОУ относится следующее:
- Принятие решения об организации работы по выявлению случаев и оказании помощи детям,, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;
- Выяснение, какие службы в районе (специальные службы защиты детей от жестокого обращения, телефоны доверия и др.) занимаются этими вопросами, как с ними связаться и установить контакт.
Признаки жестокого обращения и насилия.
- Ребенок плохо развивается: его психологическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
- Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет или напротив, агрессивен, вызывающе ведет себя.
- Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженностью в группе.
- У ребенка могут быть проблемы с обучением из-за слабой концентрации внимания, несобранности, усталости,
недосыпания.
- Ребенок отказывается раздеваться и стремится скрыть синяки и раны.
- Для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспалеиия моче-половых органов. Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому взрослому.
- У ребенка реакция испуга или отвращения на физический контакт с определенным взрослым.
- Судорожно реагирует на поднятую руку, как бы сжимается, боясь удара.
- Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.
- Он демонстрирует не соответствующее возрасту взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса.
- Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.
- У ребенка проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Еще раз подчеркнем: каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или насилию, в том числе и сексуальному. Но если они проявляются в том или ином сочетании, воспитателю следует обратить на это внимание.
Факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье.
Вот основные из них:
- Неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми, наличие отчимов или мачех;
- Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшиеся из мест лишения свободы;
- Безработица, постоянные финансовые трудности;
- Супружеские конфликты, невнимание мужа к жене, властность матери, исполнение матерью только хозяйки дома, неработающие матери;
- Теснота жилплощади и скученность членов семьи;
- Статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
- Нежеланный ребенок;
- Умственные и физические недостатки ребенка;
- Агрессивные родители;
- Трудный ребенок.
В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, постараться завоевать доверие ребенка, наблюдать за его поведением, замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей, предложить родителям анкету, которая отразит социальные параметры жизни данной семьи. Побеседовать с родителями ( опекунами), близкими родственниками, выразить свою озабоченность поведением ребенка в детском саду.
Основной задачей старшего воспитателя ДОУ в работе по данному направлению является обучение воспитателей грамотной и профессиональной работе по предотвращению нарушений прав ребенка.
- Общее информирование педагогического коллектива о жестоко обращении с детьми;
- Рассказ о факторах, способствующих жестокому обращению с ребенком;
- Оказание помощи педагогам в изучении юридических документов, защищающих ребенка от жестокого обращения.
Основными задачами воспитателя ДОУ в работе по защите детей от жестокого обращения является следующие:
- Изучение литературы по проблеме предотвращения жестокого обращения с детьми;
- Проведение работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми в семье (изучение семьи совместно с психологом, участие в работе по коррекции детско- родительских отношений);
- Овладение приемами по оказанию помощи пострадавшим детям.
Результатом работы педагогического коллектива является выявление тех родителей, которые нарушают права своего ребенка, применяя к нему физическое и психическое насилие и проведение с ними коррекционной работы.
С подробным описанием этой работы по всем направлениям можно ознакомиться в пособии для ДОУ «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координации семьи и детского сада» Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, А. Е. Жичкина.
Жестокое обращение с детьми: что же это такое?
«Проблемные» родители- не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми — это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение в детстве воспитывает людей, социально неадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Задача педагогического коллектива детского сада состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы правового образования родителей. Но прежде всего самим воспитателям необходимо ориентироваться в проблеме. Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включают в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями ( другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, представителями органов правопорядка.
Четыре основные формы
жестокого обращения с детьми.
- Физическое насилие- преднамеренное нанесение физических повреждений.
- Сексуальное насилие (или развращение)- вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со стороны взрослых с целью получения удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое (эмоциональное) насилие- периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
- Открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- Угрозы в адрес ребенка в словесной форме;
- Замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающее достоинство ребенка;
- Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
- Однократное, грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
3.Пренебрежение нуждами ребенка- это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
- Отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи
- Отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
По данным исследований многих стран, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения к их нуждам неуклонно растет.
Даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства- распространенное явление. Часто с родителями этих детей аналогично поступали в их собственном детстве; родители не знают альтернативных методов воздействия на детей; не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.
Педагоги должны знать факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье.
Вот основные из них:
- Неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми, наличие отчимов или мачех;
- Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшиеся из мест лишения свободы;
- Безработица, постоянные финансовые трудности;
- Супружеские конфликты, невнимание мужа к жене, властность матери, исполнение только роли хозяйки дома, не работающие матери.
- Теснота жилплощади скученность членов семьи
- Статус беженцев, вынужденных переселенцев.
- Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
- Нежеланный ребенок;
- Умственные и физические недостатки ребенка.
- Трудный ребенок.
В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, постараться завоевать доверие ребенка, наблюдать за его поведением, замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей, предложить родителям анкету, которая отразит социальные параметры жизни данной семьи. Побеседовать с родителями(опекунами), близкими родственниками, выразить свою озабоченность поведением ребенка в детском саду.
Особого внимания требуют семьи, в которых существует установка на агрессию. Агрессивные родители (т.е. использующие наказания, в том числе и физические), не видят ничего плохого в том, что ребенок столь же агрессивен, как и они сами фактически это качество в нем поощряется. Отсюда следует, что коррекционные усилия педагогов нужно направлять на изменение отношения родителей к агрессивному поведению в целом. Таким родителям можно предложить анкету и по результатам диагностики проводить соответствующую работу ( предлагается опросник Баса- Дарки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Профилактика жестокого обращения родителей с детьми».
Консультация для родителей на тему:«Профилактика жестокого обращения родителей с детьми»....
Консультации для родителей и педагогов "Профилактика жестокого обращения с детьми"
Представлены этапы профилактики и как можно определить, что ребенок переживает жестокое обращение....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "Учимся понимать друг друга. Профилактика жестокого обращения с детьми"
К сожалению, тема жестокого обращения с детьми не теряет своей актуальности. И невольно задумаешься – неужели в мире так много «ЗЛЫХ» родителей? И как отличить обыденные н...
Консультация для педагогов "Профилактика жестокого обращения с детьми в работе воспитателя"
Одной из немаловажных проблем в современном обществе стала проблема жестокого обращения родителей к своим детям. Для того, чтобы помочь нашим детям и защитить их от такого взаимодействия родителей с д...
Консультация для родителей "Памятка для родителей и воспитателей по профилактике жестокого обращения с детьми"
Консультация для родителей "Памятка для родителей и воспитателей по профилактике жестокого обращения с детьми"...
Педчас для воспитателей. Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми.
Факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье. Признаки жестокого обращения и насилия. Основные формы жестокого обращения с детьми....
Конспект занятия по профилактике жестокого обращения с детьми на тему "Сказки учат многому…" с детьми дошкольного возраста 5-6 лет
Цель:1. Обобщить знание правил безопасного поведения детей при общении с незнакомыми людьми.2. Развивать связную диалогическую речь, логическое мышление, внимание, осмотрительность в общении с не...