Педчас для воспитателей. Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми.
материал по информатике

Факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье. Признаки жестокого обращения и насилия. Основные формы жестокого обращения с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchas_doya_sayta1.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Педчас для воспитателей

Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми.

     Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.

     В законе « Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию.

     С января 1997 года в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со статьей уголовного кодекса.

     Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Для проверки сообщений представители этого органа ( с привлечением в необходимых случаях сотрудников полиции) наделены правом посещения семей с последующим принятием решений.

     В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты.

     Организация и содержание профилактической работы по защите детей от жестокого обращения состоят из задач, выполняемых администрацией, старшим воспитателем и воспитателем группы.

     К основным задачам администрации ДОУ относится следующее:

  • Принятие решения об организации работы по выявлению случаев и оказании помощи детям,, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;
  • Выяснение, какие службы в районе (специальные службы защиты детей от жестокого обращения, телефоны доверия и др.) занимаются этими вопросами, как с ними связаться и установить контакт.

Признаки жестокого обращения и насилия.

  • Ребенок плохо развивается: его психологическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
  • Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет или напротив, агрессивен, вызывающе ведет себя.
  • Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженностью в группе.
  • У ребенка могут быть проблемы с обучением из-за слабой концентрации внимания, несобранности, усталости,

 недосыпания.

  • Ребенок отказывается раздеваться и  стремится скрыть синяки и раны.
  • Для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспалееия моче-половых органов. Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому взрослому.
  • У ребенка реакция испуга или отвращения на физический контакт с определенным взрослым.
  • Судорожно реагирует на поднятую руку, как бы сжимается, боясь удара.
  • Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.
  • Он демонстрирует не соответствующее возрасту взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса.
  • Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.
  • У ребенка проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

  Еще раз подчеркнем: каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или насилию, в том числе и сексуальному. Но если они проявляются в том или ином сочетании, воспитателю следует обратить на это внимание.

Факторы риска, которые могут спровоцировать     жестокое обращение с детьми в семье.

Вот основные из них:

  • Неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми, наличие отчимов или мачех;
  • Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшиеся из мест лишения свободы;
  • Безработица, постоянные финансовые трудности;
  • Супружеские конфликты, невнимание мужа к жене, властность матери, исполнение матерью только хозяйки дома, неработающие матери;
  • Теснота жилплощади и скученность членов семьи;
  • Статус беженцев, вынужденных переселенцев;
  • Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
  • Нежеланный ребенок;
  • Умственные и физические недостатки ребенка;
  • Агрессивные родители;
  • Трудный ребенок.

   В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, постараться завоевать доверие ребенка, наблюдать за его поведением, замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей, предложить родителям анкету, которая отразит социальные параметры жизни данной семьи. Побеседовать с родителями ( опекунами), близкими родственниками, выразить свою озабоченность поведением ребенка в детском саду.

   Основной задачей старшего воспитателя ДОУ в работе по данному направлению является обучение воспитателей грамотной и профессиональной работе по предотвращению нарушений прав ребенка.

  • Общее информирование педагогического коллектива о жестоко  обращении с детьми;
  • Рассказ о факторах, способствующих жестокому обращению с ребенком;
  • Оказание помощи педагогам в изучении юридических документов, защищающих ребенка от жестокого обращения.

   Основными задачами воспитателя ДОУ в работе по защите детей от жестокого обращения является следующие:

  • Изучение литературы по проблеме предотвращения жестокого обращения с детьми;
  • Проведение работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми в семье( изучение семьи совместно с психологом, участие в работе по коррекции детско- родительских отношений);
  • Овладение приемами по оказанию помощи пострадавшим детям.

    Результатом работы педагогического коллектива является выявление тех родителей, которые нарушают права своего ребенка, применяя к нему физическое и психическое насилие и проведение с ними коррекционной работы.

    С подробным описанием этой работы по всем направлениям можно ознакомиться в пособии для ДОУ «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координации семьи и детского сада» Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, А. Е. Жичкина.

Жестокое обращение с детьми: что же это такое?

   « Проблемные» родители- не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми- это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

    Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

    Жестокое обращение в детстве воспитывает людей, социально неадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

    Задача педагогического коллектива детского сада состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы правового образования родителей. Но прежде всего самим воспитателям необходимо ориентироваться в проблеме. Жестокое обращение с детьми ( несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включают в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями ( другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, представителями органов правопорядка.

            Четыре основные формы

     жестокого   обращения с детьми.

  1. Физическое насилие- преднамеренное нанесение физических повреждений.
  2. Сексуальное насилие (или развращение)- вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со стороны взрослых с целью получения удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.

   Психическое (эмоциональное) насилие- периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

          К психической форме насилия относятся:

  • Открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • Угрозы в адрес ребенка в словесной форме;
  • Замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающее достоинство ребенка;
  • Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
  • Однократное, грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.  

3.Пренебрежение нуждами ребенка- это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

      К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

  • Отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи
  • Отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

По данным исследований многих стран, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения к их нуждам неуклонно растет.

   Даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства- распространенное явление. Часто с родителями этих детей аналогично поступали в их собственном детстве; родители не знают альтернативных методов воздействия на детей; не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.

   Педагоги должны знать факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье.

      Вот основные из них:

  • Неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми, наличие отчимов или мачех;
  • Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшиеся из мест лишения свободы;
  • Безработица, постоянные финансовые трудности;
  • Супружеские конфликты, невнимание мужа к жене, властность матери, исполнение только роли хозяйки дома, не работающие матери.
  • Теснота жилплощади скученность членов семьи
  • Статус беженцев, вынужденных переселенцев.
  • Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
  • Нежеланный ребенок;
  • Умственные и физические недостатки ребенка.
  • Трудный ребенок.

   В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?  Прежде всего, постараться завоевать доверие ребенка, наблюдать за его поведением, замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей, предложить родителям анкету, которая отразит социальные параметры жизни данной семьи. Побеседовать с родителями( опекунами), близкими родственниками, выразить свою озабоченность поведением ребенка в детском саду.

   Особого внимания требуют семьи, в которых существует установка на агрессию. Агрессивные родители ( т.е. использующие наказания, в том числе и физические), не видят ничего плохого в том, что ребенок столь же агрессивен, как и они сами фактически это качество в нем поощряется. Отсюда следует, что коррекционные усилия педагогов нужно направлять на изменение отношения родителей к агрессивному поведению в целом. Таким родителям можно предложить анкету и по результатам диагностики проводить соответствующую работу ( предлагается опросник Баса- Дарки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по профилактике жестокого обращения с детьми в семье

Простые правила, которые помогут родителям в воспитании ребёнка....

Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения с детьми

1. Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.2. Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.3. Не опус...

Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения с детьми

1. Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.2. Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.3. Не опус...

Опыт работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми

Опыт работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми...

Папка-передвижка "Рекомендации родителям по профилактике жестокого обращения с детьми"

Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. К сожалению, большинство таких случаев происходит в семье, с...

Методическая разработка мероприятия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми Тренинг для родителей ТЕМА: «Жизнь детей без насилия»

Цель:  повышение правовой культуры родителей по защите прав ребенка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профил...