ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РАДУЖНЫЕ ВОЛОНТЕРЫ
рабочая программа (подготовительная группа)
ПРОГРАММА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_roditelkogo_prosveshcheniya_raduzhnye_volontery.docx | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Программа родительского просвещения
«Радужные волонтеры»
Направленность: духовно – нравственная
Возраст 5-7 лет
Срок реализации:2 года
Составители: Романенко М.Н.
воспитатель
город Югорск
2020год
Аннотация
Программа родительского просвещения «Радужные волонтеры»
Направленность: духовно - нравственная
Цель программы: внедрение волонтерской практики в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, повышение компетенций родителей в вопросах волонтерского движения.
Контингент: дети старшего дошкольного возраста, родители
Программа рассчитана на детей 5-7 лет, родителей
Режим занятий: 1 раз в месяц
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в группах, в рамках совместной деятельности с обучающимися
Продолжительность реализации программы: 2 года
Ожидаемый результат: наличие у детей знаний и представлений о волонтерском движении, привлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс в ДОУ. Реализация данной программы помогает сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности, способствует приобщению детей и родителей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Программа рассчитана два года обучения детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Учитывает возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, построена на материале близком и знакомом детям, затрагивает актуальные проблемы современности.
Пояснительная записка
Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.
В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовало волонтерство, которое уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения в детской среде, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.
Доброволец(волонтер)- физическое лицо, осуществляющее добровольческую деятельность в интересах благополучателя или общества в целом самостоятельно или от имени организации. Добровольческая(волонтерская) деятельность - способ реализации права каждого на участие в процессе определения и решения общественных проблем и задач, осуществляемая безвозмездно на основе свободного волеизъявления, индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом. Безвозмездной является деятельность, осуществляемая без выплаты вознаграждения в любой материальной форме.
Добровольчество (волонтерсво) — чрезвычайно важное дело, отметил Президент России Владимир Путин. Глава государства подчеркнул, что волонтерство в целом дает возможности для самореализации.
«Это и смысл жизни вообще — когда помогаешь даже тем людям, которых ты может быть и не знаешь, но которые нуждаются в твоей поддержке — и получаешь от этого удовлетворение. Это один из важнейших стимулов и инструментов для самореализации любого человека», — подчеркнул Владимир Путин.
Движение добровольцев крайне важно. С каждым годом движение добровольцев становится все более мощной силой.
В России работу волонтеров оценивают очень высоко, ведь они работают на благо людей.
Нам очень нужны искренние, неравнодушные люди, которые по зову сердца приходят на помощь другим, включаются в решение значимых проблем, добиваются конкретных результатов для общего блага и, что важно, для столь необходимой, порой незаменимой поддержки конкретных людей, конкретного человека, конкретных семей», — сказал Владимир Путин.
Направленность программы: социально – педагогическая, позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей и родителей о волонтёрском движении в России, способствовать развитию коммуникативных навыков детей, повысить значения семейных ценностей.
Программа рассчитана на два учебных года
Актуальность
Стремительные политические, социально – экономические изменения , происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно – нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого , актуальным является вопрос о создании волонтерского движения «Радужные волонтеры» в детском саду как социальном институте, который должен готовит к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие , доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие.
Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, пожалеть слабого, больного.
Духовно – нравственное воспитание учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего- то значимого , интересного для себя.
Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей, которая в дошкольный период протекает интенсивно.
Волонтерство компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу.
Важнейшим условием обогащения социально-коммуникативного развития дошкольника является организация самостоятельной добровольческой деятельности детей в рамках малого волонтерского отряда
Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей 5-7 лет
Программа рассчитана на 36 часов (2 часа в месяц)
Адресат программы
Программа адресована на детей 5-7 лет и родителей и соответствует современным методам и формам работы, уровню образования, современным образовательным технологиям и составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами:
- Конституцией Российской Федерации ;
- Конвенцией о правах ребенка;
- ФЗ РФ «Об образовании»
- ФЗ РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
- Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Программа направлена на создание условий для духовно – нравственного развития детей старшего дошкольного возраста, открывающей возможности для позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, на обеспечение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников. оптимизации детско - родительских отношений и умению работать в команде.
Цели и задачи программы
Цель программы- внедрение волонтерской практики в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, повышение компетенций родителей в вопросах волонтерского движения.
Задачи программы:
- Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность;
- Способствовать повышению значения семейных ценностей;
- Воспитание духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Развитие коммуникативных навыков детей;
- Обеспечивать педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах волонтерского движения и добровольчества.
- Способствовать максимальному участию родителей в образовательном процессе (участие родителей в мероприятиях, образовательном процессе, в решении организационных вопросов, участии в акциях и пр.)
Содержание программы
Реализация программы проводится в соответствии с основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному. Систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, наглядности и толерантности.
Занятия проводит воспитатель во второй половине дня, по расписанию.
Программа охватывает старший дошкольный возраст ( 5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа )
Количество занятий – 2 занятия в месяц. Продолжительность занятия детей 25-30 минут. Количество детей в группе 28 человек.
Методы реализации программы
В данной программе методы реализации просматриваются в виде:
- метод воспитания (личный пример, убеждение, вовлечение каждого в деятельность)
- словесные методы ( объяснение , рассказ, беседа, диалог)
- упражнение в проявлении сочувствия и сострадания, эмоциональное реагирование педагогов
Формы организации деятельности
- индивидуальные и групповые консультации
- необыкновенные и импровизированные концерты
- акции «Копилка добрых дел»
- наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями, совместные походы и экскурсии, благотворительные акции
- инфозона
- выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, конкурсы семейных талантов
Планируемые результаты
Расширение представлений у детей о полезных делах и добрых поступках людей.
Наличие у детей знаний о волонтерском движении.
Осознании ребенком роли и места добровольчества в современном обществе, необходимость человека оказывать помощь и поддержку тем, кто в ней нуждается.
Приобретение первого социального опыта оказания помощи и поддержки тем, кто в этом нуждается.
Дети проявляют сочувствие, сострадание и милосердие в конкретной жизненной ситуации.
Повышение родительских компетенций в вопросах волонтерства и добровольчества
Комплекс организационно – педагогических условий
Тематическое планирование
№ | месяц | Название темы | Количество часов | Формы контроля |
1 | сентябрь | Анкета «Радужные волонтеры» | 1 | Анкетирование родителей |
2 | сентябрь | Международный день благотворительности (5 сентября) | 1 | Привлечение общественного внимания людей к сбору денежных средств для реабилитации больных детей «Дети – детям». |
3 | октябрь | «Кто такие волонтеры?» | 1 | Беседа с детьми о волонтерском движении |
4 | октябрь | Коробочка добрых дел | 1 | Сбор предметов первой необходимости нуждающимся инвалидам и пожилым людям |
5 | ноябрь | «Возможно ли стать волонтерами?» | 1 | Разговор с детьми |
6 | ноябрь | «Сказка в гости к нам пришла» | 1 | Демонстрация кукольного домашнего театра |
7 | декабрь | «Международный день инвалидов» (3 декабря) | 1 | Сбор продуктовой корзины для инвалидов |
8 | декабрь | Подарки для малышей (снежинки) | 1 | Мастер - класс |
9 | январь | Покормите птиц зимой - экологическая акция | 1 | Изготовление кормушек совместно с родителями для зимующих птиц |
10 | январь | Кодекс волонтеров | 1 | Разработка основных норм и правил «Радужных волонтеров, привлечение родителей к разработке эмблемы группы |
11 | февраль | 36 лет МБУК Музей истории и ремесел Советского | 1 | Видео поздравление социальных партнеров с праздником |
12 | февраль | Масленица | 1 | «Зимние забавы» – подвижные игры с детьми младших групп |
13 | март | День Защиты Земли | 1 | «Мусору – нет!» Консультация родителей о раздельном сборе мусора |
14 | март | «Батарейки сдавайтесь!» экологическая акция | 1 | Привлечение внимания людей к раздельному сбору мусора |
15 | апрель | «На крыльях весны» экологическая акция | 1 | экологическая акция «Подари пернатым дом» изготовление скворечников и развешивание в парках города |
16 | апрель | День пожарной охраны (30 апреля) | 1 | Поздравление от отряда «Юных пожарных» с профессиональным праздником пожарной охраны города Югорска и Советского района (онлайн концерт) |
17 | май | Добрая Дорога Детства | 1 | Участие в глобальной неделе безопасности дорожного движения |
18 | май | Общероссийский день библиотек (28 мая) | 1 | Поздравительный видеоролик для работников МБУ Централизованной библиотечной системы г.Югорска |
19 | сентябрь | День города Югорска (5 сентября) | 1 | Творческая работа «Город сказка – город мечта» Поздравительный видеоролик к 59 летию города Югорска |
20 | сентябрь | Учимся понимать чувства других людей | 1 | Папка – передвижка. Консультации для родителей (Игры: «Угадай настроение», «Кубик», «Живые куклы», «Помоги сказочному герою») |
21 | октябрь | «Посылка добра» к Дню пожилого человека | 1 | Сбор предметов первой необходимости нуждающимся инвалидам и пожилым людям АНО «Доверие» |
22 | октябрь | Неделя здоровья «В здоровом теле здоровый дух» | 1 | зарядка с папой –учителем физической культуры СОШ№6 |
23 | ноябрь | Наши добрые дела и поступки | 1 | НОД: «Путешествие в мир добрых дел и поступков», «Добрые дела и поступки детей нашей группы» |
24 | ноябрь | Всемирный день домашних животных – экологическая акция | 1 | Сбор корма для животных, находящихся в приютах и на передержках |
25 | декабрь | Участие в экологической акции «БУМ Батл 2021» | 1 | Сбор макулатуры |
26 | декабрь | Изготовление новогодних елочных игрушек для пожилых людей и инвалидов города Югорска | 1 | Совместное с родителями изготовление новогодних игрушек для пожилых людей и инвалидов |
27 | январь | Год Здоровьесбережения в Югре – пропаганда здорового образа жизни | 1 | Трансляция поздравительной зарядки «Тигриные лапки» |
28 | январь | Коляда-коляда, открывайте ворота. | 1 | Ознакомление младших групп с традициями Руси |
29 | февраль | Дню Защитника Отечества | 1 | Проведение поздравительной онлайн трансляции для военнослужащих |
30 | февраль | "Дети-волонтеры" - как средство социализации дошкольников | 1 | Семинар – практикум для родителей |
31 | март | «Добрые крышечки» | 1 | российский эколого- благотворительный волонтерский проект |
32 | март | «Дыши правильно» | 1 | Мастер – класс для родителей «Дыхательная гимнастика» изготовление пособий и дидактических игр для правильного дыхания |
33 | апрель | «Посади дерево» экологическая акция | 1 | Совместная трудовая деятельность с родителями (посадка цветов, кустов и деревьев) |
34 | апрель | Зажги синим | 1 | Привлечение общественного внимания к людям с РАС |
35 | май | Панорама добрых дел | 1 | Фотовыставка с участием детей и их семей |
36 | май | Неделя здоровья «Здоровые дети – здоровая нация! | 1 | «Будь здоров!» Спортивное развлечение совместно с родителями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское просвещение как условие подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Актуальность исследования.Школа… как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом.Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребе...
Сайт родительского просвещения "Союз единомышленников"
Аннотация: Основная Миссия программы – создание единой системы использования информационных технологий во взаимодействии ДОУ с семьей.Цель программы – общее развитие родительских комп...
Моделирование нравственных навыков и поведенческой культуры у дошкольников на основе совершенствования родительского просвещения
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития и воспитания ребенка в семье и ДОО, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Сотру...
Моделирование нравственных навыков и поведенческой культуры у дошкольников на основе совершенствования родительского просвещения
Презентация по моделированию нравственных навыков и поведенческой культуры у дошкольников на основе совершенствования родительского просвещения....
Программа родительского просвещения
laquo;Современные гаджеты в развитии детей дошкольного возраста»...
Программа родительского просвещения "Веселый язычек"
Программа содержит комплекс артикуляционной гимнастики с сенсорными эталонами, Рекомендована родителям для выполнения в домашних условиях....