Моделирование нравственных навыков и поведенческой культуры у дошкольников на основе совершенствования родительского просвещения
статья
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития и воспитания ребенка в семье и ДОО, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Сотрудничество, то есть, общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. И важно выбирать современные, интерактивные методы и приемы для работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_navyki_i_povedencheskaya_kultura_doshkolnika_.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование нравственных навыков и поведенческой культуры у дошкольников на основе совершенствования
родительского просвещения
Сегодня, как педагог-психолог, хотела бы отметить, что развитие нравственности в психологическом аспекте включает две стороны. Одна сторона – это развитие чувств и воли, другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.
Свое выступление я начну со слов известного советского и российского теоретика педагогики Симона Львовича Соловейчик: «Для воспитания нравственности детей нужен не великий ум, а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства душ». Думаю, вы согласитесь с эти высказыванием.
В дошкольном возрасте закладываются основы всех базовых понятий и навыков, необходимых для дальнейшей жизни. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию детей этическими нормами и правилами. И определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.
Каковы причины нежелательного поведения детей, невыполнения ими тех или иных правил?
Так, Антонина Григорьевна Хрипкова – советский педагог, психолог, изучая причины невыполнения правил поведения детьми, подчеркивает:
1. дети не знают некоторых правил. Это причина простая и легко устранимая;
2. знают правила, но не умеют их выполнять.
Значит надо не только рассказывать, но и показывать, как можно вести себя в подобной ситуации, как надо выполнять это правило.
3. знают правила, понимают, как их выполнять, но не выполняют.
Это происходит потому, что
- некоторые установки дети считают ненужными и неважными;
- кроме того, взрослые не придерживаются единства в требованиях, предъявляемых детям,
- или дети не выполняют правила из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию;
- возможно есть некие нарушения в эмоциональном общении со взрослыми или острый дефицит общения ребенка со взрослыми.
- нет удовлетворения базовых потребностей ребенка;
- неадекватное отношение к его индивидуальным особенностям;
- непринятие, пренебрежение или наоборот, чрезмерная опека;
Необходимо помнить, что дошкольное нравственное воспитание детей должно:
- сочетаться с предельным уважением их личного достоинства;
- обоснованная требовательность к детям не должна заслонять любовь к ним. Важно быть последовательными;
- педагоги и родители должны учитывать индивидуальные черты характера ребенка, его возможности, уже сложившийся небольшой нравственный опыт;
-формирование основ его нравственного поведения не должно сопровождаться подавлением его инициативы, нивелированием индивидуальности;
- необходимо создавать ситуацию успеха для ребенка;
- демонстрировать личный пример поведенческой культуры.
Важно понимать, что эта деятельность требует систематических усилий, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Невозможно заложить правильные основы достойного человека, занимаясь этим лишь от случая к случаю.
Поэтому в нашем дошкольном учреждении в системе проводится профилактическая и развивающая работа со всеми участниками образовательного пространства.
У педагогов есть копилка различных ритуалов, игр и упражнений, которые они активно используют, например:
«Утро радостных встреч» - перед началом дня общей жизни группы воспитатель собирает детей вместе и проводит утренний ритуал приветствия;
«Утренний круг» - дети собираются вместе, чтобы порадоваться предстоящему дню, обсудить совместные планы, договориться о правилах.
«Поговорим о хорошем» - это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить, как положительно отличился каждый ребёнок, создание успеха для каждого.
Ритуалы начала и окончания занятий – игры и упражнения «Комплименты», «Передай улыбку по кругу», «Давай поздороваемся ручками (ножками)…», «Волшебный клубочек», «Встретимся глазами», «Спасибо за занятие…»;
Ритуалы-мирилочки: «Дружба начинается с улыбки», «Мирилочка», «Цветок дружбы», «Обниму я крепко друга», «Скажи доброе словечко» и т.д.
Пособия «Ромашка мудрости», «Копилка мудрости», «Книга мудрости» - в них собраны с пословицы и поговорки на разную тематику.
Решение игровых и проблемных ситуаций способствуют усвоению ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе.
Наши дети очень любят сочинять сказки и сами создали мультфильмы в мультистудии: «Жадный медвежонок», «Зайчонок и его друзья», «Хорошо-плохо».
Также проводятся игротренинги и культурные практики с педагогом-психологом.
Практика показывает, что эффективность нравственного воспитания повышается, когда родители знают «Программу воспитания в детском саду», внимательно прислушиваются к советам педагогов. Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
И я хотела бы спросить вас. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития и воспитания ребенка в семье и ДОО, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Сотрудничество, то есть, общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. И важно выбирать современные, интерактивные методы и приемы для работы с родителями. Вот некоторые из них:
Онлайн - консультации, вебинары и родительский университет «Растем вместе!»
Организация тематической библиотеки «Как помочь своему ребенку стать успешным» при взаимодействии с педагогом психологом.
Учитывая занятость родителей, предполагаю использовать и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия».
Квест-игры на сотрудничество «Мама, папа, я – дружная семья»; «Вместе мы силы!»
Такая форма работы, как «Встреча с интересными людьми» - позволяет расширять знания детей об увлечениях взрослых и их способах реализации; воспитывает уважительное отношение.
В ДОО активно ведется проектная деятельность. Через познавательную деятельность, через сотрудничество со взрослыми:
- воспитывается способность к духовному развитию и реализация творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной форме на основе нравственных установок и моральных норм;
-воспитывается чувство уважения и любви, например, к культурному наследию страны, бережное отношение к окружающему миру;
-детьми глубже воспринимаются национальные и этнические традиции; развивается способности к преодолению трудностей, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость в достижении цели; развивается познавательная активность, эмоциональная отзывчивость, любознательность. Были реализованы такие проекты, как: «Неразлучные друзья – мама, папа и я», «Семейное древо», «Наши семейные традиции», «Мы со спортом дружим» и т.д.
Не останавливаться на достигнутом, ищите новые пути сотрудничества с родителями. Создавайте ситуацию успеха, для детей, родителей и педагогов. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать свой край, своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы нравственного воспитания и поведенческой культуры детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское просвещение как условие подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Актуальность исследования.Школа… как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом.Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребе...
Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства
Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество –...
Сайт родительского просвещения "Союз единомышленников"
Аннотация: Основная Миссия программы – создание единой системы использования информационных технологий во взаимодействии ДОУ с семьей.Цель программы – общее развитие родительских комп...
Моделирование нравственных навыков и поведенческой культуры у дошкольников на основе совершенствования родительского просвещения
Презентация по моделированию нравственных навыков и поведенческой культуры у дошкольников на основе совершенствования родительского просвещения....
ФОРМЫ организации родительского просвещения в ДОУ
Как эффективно организовать работу с родителями в ДОУ, если учесть тот факт, что педагогическая культура родительской общественности на сегодняшний день далеко не на высоком уровне.Об этом наша статья...
Организация работы по родительскому просвещению, направленная на формирование здорового и безопасного образа жизни.
Цель: организация совместных действий педагогов, воспитанников и их родителей, направленных на формирование здорового и безопасного образа жизни у дошкольников....