Паспорт проекта "От Москвы до самых до окраин..."
проект (старшая группа)

Миломаева Наталия Михайловна

В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

  Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры разных национальностей, народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_ot_moskvy_do_samyh_do_okrain.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «От Москвы до самых до окраин…»

Вид проекта: педагогический, творческий, средней продолжительности (сентябрь 2022 г – январь 2023), групповой

Тип проекта:  познавательный

Участники проекта: дети 5-6 лет, педагоги, родители, социальные партнеры

Актуальность проекта

          В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

  Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры разных национальностей, народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру.              

 Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями.

  Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных                                          традиций принадлежит дошкольному детству.

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания.  Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России. Мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.

 Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть, детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности.

 В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Россия – многонациональная страна. Культура России складывается из культуры народов ее населяющих, каждый из которых самобытен и имеет богатые традиции. С раннего возраста ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. С возрастом ребенок становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. В любом учреждении воспитываются люди разных народов. И мы стараемся сформировать чувство гордости за свою национальную культуру. Воспитать дружеское отношение к людям других национальностей и чувство уважения друг к другу. Воспитывать толерантное отношение к другим народностям важнейшая задача педагога. В связи с этим возникла необходимость познакомить детей с бытом и традициями других народов.

Гипотеза: если, дети приобретут знания о народах, которые населяют Россию, начнут проявлять интерес к жизни, сказкам, играм народов России и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то у воспитанников сформируются представления о России как многонациональной, единой стране

Цель проекта: формирование представления о России как многонациональной, но единой стране, воспитание уважения к людям разных национальностей, их культуре, обычаям.

Задачи:

 для детей

- знакомить детей с народами, проживающими в России, формировать представления о принадлежности каждого человека к определенной культуре, определяющей его национальность;

- приобщать детей к прошлому и настоящему русской культуры, а также к явлениям культур народов России в их исторических и географических аспектах (быт, культура, традиции);

- содействовать практическому применению детьми полученной информации о народах России, их быте, культуре, традициях в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, двигательной, конструктивной, игровой и др.);

- проявлять толерантность, интерес, симпатию и уважение к носителям других национальных культур, потребность получения информации о них;

- воспитывать интерес к культуре своего народа и представителям других культур.

 для педагогов

- создать развивающую предметно-пространственную среду, направленную на развитие эмоционально-ценностного отношения детей к нашей многонациональной стране.

 для родителей

- повышать педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания патриотизма.

Ожидаемые результаты по проекту

Воспитанники:

- имеют представление о принадлежности каждого человека к определенной культуре, определяющей его национальность;

- владеют элементарными представлениями о прошлом и настоящем русской культуры, а также о культуре других народов России в их исторических и географических аспектах;

- знают некоторые народы, проживающие в России, их характерные особенности быта, культуры, традиции;

- проявляют устойчивый интерес к культуре своего народа и представителям других культур;

- самостоятельно применяют полученную информацию о народах России, их быте, культуре, традициях в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, двигательной, конструктивной, игровой и др.);

- испытывают познавательный интерес к культуре народов России; чувство гордости за свой народ;

- проявляют толерантность, интерес, симпатию и уважение к носителям других национальных культур.

Родители

Активная помощь и заинтересованность родителей в организации взаимодействия с ДОУ по вопросам развития эмоционально-ценностного отношения детей к культуре людей разных национальностей, населяющих нашу страну.

Педагоги

Распространение дидактического опыта и организация развивающей предметно-пространственной среды по данной теме

Этапы проекта:

I.        Подготовительный этап

Создание необходимых условий для реализации проекта:

•        постановка целей и задач;

•        создание условий для реализации проекта;

•        подбор познавательной, художественной литературы и методов реализации проекта;

•        проведение бесед;

•        определение содержательных направлений проекта.

II.        Основной этап

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Беседа «Наша страна – Россия»

Рассматривание детской энциклопедии «Народы России», беседа по ее содержанию.

Чтение русских народных сказок

Коллективная аппликация флага Российской Федерации

Слушание песни «Моя Россия» (Г. Струве, Н. Соловьёва), русских народных песен, просмотр выступлений Государственного ансамбля песни и танца Тамбовской области «Ивушка»

Русская народная игра «Плетень».

На карте найти и показать Россию и Москву. Отметить флажком на карте столицу России.

- способствовать формированию у детей интереса к родной истории;

- воспитывать уважение к символам Российской Федерации: гимну, флагу, гербу;

- формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны;

- воспитывать у детей чувство любви и гордости за свою страну;

- активизировать в речи детей слова: Родина, Россия, народы России, россияне;

- формировать связную, диалогическую речь.

- знакомить с народным фольклором;

- развивать мышление, фантазию, умение работать в коллективе;

- воспитывать любовь и доброе отношение к труду человека;

- расширить и закрепить знания детей о некоторых особенностях русской народной культуры.

- воспитывать у детей любовь и уважение к современной государственной символике России;

- развивать фантазию и воображение;

- продолжать учить задумывать содержание своей работы;

- доводить замысел до конца;

- создавать на основе картона коллективную композицию.

- продолжать формировать представления, о том, что наша страна богата традициями, природой;

- побуждать детей отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;

- развивать музыкальные способности дошкольников через различные виды музыкальной деятельности;

- развивать музыкальный слух, чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления;

- воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству.

- воспитывать уверенность в собственных силах;

- развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу;

- совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений;

- продолжать знакомить с подвижными играми разных народов России;

- воспитывать желание жить в мире со всеми народами, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов.

- продолжать формировать целостную картину мира, расширять кругозор;

- закреплять умение детей пользоваться картой;

- воспитывать интерес к географии, любовь к путешествиям, уверенность в своих силах.

Слушание песни «Белый, синий, красный» (С.Смирнова)

Чтение «Легкий хлеб», русская народная сказка.

Башкирская народная игра «Палка – кидалка».

Пластилинография «Русский сувенир».

           - приобщать к патриотическим музыкальным произведениям;

- воспитывать художественный вкус;

- формировать уважительное отношение к символам Родины.

- обобщить и систематизировать представления детей о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях;

- воспитывать уважение к истокам культуры своего народа.

- воспитывать уверенность в собственных силах;

- развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу;

- продолжать знакомить с подвижными играми разных народов России;

- воспитывать желание жить в мире со всеми народами, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов.

- закреплять знания детей о хохломской росписи; совершенствовать навыки росписи, используя характерные для промысла элементы и цветовую гамму;

- закрепить способы работы в технике «пластилинография»;

- развивать творческую фантазию, самостоятельность;

- воспитывать любовь к народному искусству.

Беседа «Традиции и обычаи русского народа»

Рисование русского народного женского костюма.

Разучивание хоровода «На горе то калина»

Русская народная игра «Тетерка»

Просмотр презентации Тема «Быт крестьянской семьи».

- знакомить с обычаями и традициями русского народа;

            - знакомить детей с различными костюмами народов России;

- развивать умение дополнять рисунок характерными деталями;

- формировать умение детей изображать различные узоры, закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, рисовать легко контур простым карандашом.

- закрепить умение двигаться по кругу в хороводе; менять движения в соответствии с музыкальными фразами;

- развивать музыкальные способности, чувство ритма;

- воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности.

- продолжать знакомить с подвижными играми разных народов России;

- воспитывать желание жить в мире со всеми народами, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов.

- обогатить речь детей словами: лоскутное одеяло, изба, горница, самовар, рушник, половик, люлька, ухват, лавка;

- познакомить детей бытом и творчеством крестьян, с традицией приема гостей в русской культуре;

- развивать знания, умения и навыки в устном народном творчестве России;

- воспитывать интерес и любовь к русским народным обычаям и традициям.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Беседа «Народная культура и традиции татар».

Чтение «Три сестры», татарская сказка.

Рассказ воспитателя о празднике «Сабантуй»

Рисование «Укрась тюбетейку»

Татарская народная игра «Скок-перескок»

Драматизация татарской сказки «Три сестры»

Дидактическая игра «Найди такую же тюбетейку»

Слушание музыки «Татарская плясовая»

- познакомить детей с культурой и традициями татарского народа;

- вызывать интерес к культурам других народов, воспитывать чувство толерантности.

           - учить отличать добро от зла;

- знакомить с национальными особенностями татарского народа;

- формировать умение находить сходство и различия со сказками других народов.

- продолжать воспитывать в детях чувство доброты, любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.

- учить детей уважать культуру, отличную от их собственной;

- дать представление о татарском национальном празднике «Сабантуй», о его истории, об обычаях, которые соблюдаются при проведении праздника;

- развивать представления у дошкольников о различных формах фольклорных обрядов и традиции народов, населяющих территорию России;

- обогащать и активизировать словарь;

- воспитывать в детях терпимость и уважение друг к другу, к обычаям и традициям людей разных национальностей, разного этнического происхождения.

- совершенствовать умение детей предавать в рисунке национальный узор татарского народа;

- закреплять умение рисовать узоры, передавать отношения по величине, продумывать композицию рисунка, определять место и величину изображений

- воспитывать уверенность в собственных силах;

- развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу;

- продолжать знакомить с подвижными играми разных народов России.

- научить детей выразительно передавать образы героев сказки;

- развивать дикцию, выразительность речи;

- вызывать интерес и уважение к культуре татарского народа.

- учить детей сравнивать, сопоставлять и выделять существенные признаки (цвет, узор);

- развивать внимание, мышление;

- развивать наблюдательность, память, внимание, мышление;

- воспитывать интерес к игре, усидчивость, интерес к достижению результата.

- познакомить с культурой и народной музыкой татарского народа, выявить сходство с музыкой славянских народов;

- воспитывать интерес к народной музыке;

- формировать толерантные качества личности (гуманность, доброта, уважение, терпимость, корректность).

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Беседа «Жители крайнего Севера»

Чтение «Мышка и лиса»; чукотская сказка

Рисование «Северное сияние».

Слушание музыки и просмотр танца  «Якутяночка».

Слушание Арктической симфонии «Северное сияние», В.Задерацкий

Чукотская народная игра «Волк и жеребята».

Драматизация сказки «Мышка и лиса»

Беседа «День народного единства» (встреча с сотрудником областной детской библиотеки)

- расширять представления детей о природе Крайнего Севера, его коренных жителях;

- знакомить с обычаями и традициями северных народов;

- способствовать формированию умения слушать и передавать содержание текста, устанавливать простые причинные связи в сюжете произведения;

- содействовать развитию речи детей, активизации словарного запаса;

- воспитывать отзывчивость, доброе отношение к животным, желание им помогать.

- развивать творческую активность детей в работе над общей картиной

- формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями;

- развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.

- расширять представление детей о красоте северного края, музыкальной культуре народов Севера, их быте, фольклоре;

- формировать у детей музыкальную культуру, музыкально-эстетическое сознание.

- продолжать знакомить с подвижными играми разных народов России.

- воспитывать желание жить в мире со всеми народами, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов;

- формировать интерес к устному народному творчеству мордовского народа;

- упражнять в умении драматизировать небольшие сказки;

- развивать диалогическую речь;

- побуждать детей к импровизации, использовав различные средства выразительности в передаче образов героев сказки (мимика, жесты, интонации).

- формирование представлений о государственном празднике 4 ноября;

- воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Беседа «В гости к жителям гор»

Чтение «Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка.

Прослушивание музыки «Лезгинка» Хачатурян.

Игры народов Кавказа: «Перетягивание веревки», «Надень папаху».

Чтение В.Степанов «На Кавказе любят…»

Словесная игра «Сосчитай» (одна бурка)

Роспись предметов одежды народов России 

- познакомить детей с культурой народов Северного Кавказа;

- воспитывать у них чувство уважения к особенностям жизни других национальностей;

- формировать в понимании детей образ необъятной, могучей России;

- знакомить с разнообразным ландшафтом России.

- представить горы как особую природную зону;

- показать влияние ландшафта на хозяйственную деятельность и традиционную культуру народов Дагестана;

- рассказать о традициях трудового воспитания детей у горских народов.

- познакомить детей с дагестанской народной сказкой;

- учить детей видеть поучительный смысл сказки;

- развивать познавательный интерес, любознательность, умение анализировать поведение героев сказки.

- расширять представление детей об особенностях музыкальной культуры народов Закавказья;

- прививать бережное отношение к культурным традициям народов, воспитание интереса, любви и уважения к общей музыкальной культуре.

- воспитывать уверенность в собственных силах;

- развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу;

- совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений.

- продолжать знакомить с подвижными играми разных народов России.

- обогащать познавательную сферу детей информацией через чтение стихотворений;

- развивать культуру общения и построения межличностных отношений;

- формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций, художественного слова.

- совершенствовать грамматический строй речи;

- воспитывать культуру общения.

- закрепить умение детей закрашивать узоры на бумаге- заготовке;

- научить самостоятельно выбирать цвет для закрашивания орнамента

- развивать эстетическое восприятие;

- воспитывать любовь к искусству других народов, проживающих на территории России.

Я

Н

В

А

Р

Ь

Беседа «Дружба народов России»

Заучивание стихотворения Г.Ладонщикова «Родная земля».

Рисование «Дружный хоровод»

Раскраски на тему «Костюмы народов России»

Русская народная игра «Заря – зарница», чукотские народная игра «Оленеводы», игра народов Кавказа: «Перетягивание веревки»

- побуждать сравнивать и находить сходство разных культур;

- воспитывать уважение к собственной культуре и культуре других народов.

- уточнять и закреплять знания детей о родной стране;  

-  помочь  детям  запомнить  текст  стихотворения,  используя  приемы  и методы мнемотехники;

- воспитывать гордость за свою страну, любовь к Родине.

- формировать у детей умение передавать в рисунке сюжет хоровода народов России;

- закреплять умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки.

            - воспитывать уверенность в собственных силах;

- развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу;

- воспитывать желание жить в мире со всеми народами, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов;

Работа с родителями

Консультации для родителей: «Фольклор в жизни ребенка», «Сказки – средство универсальное для воспитания и познания».

Рекомендация «Как сохранить семейные традиции»

 Изготовление кукол в национальных костюмах

Совместное чтение с детьми сказок народов России

Помощь родителей в распечатке и изготовлении дидактических игр и пособий

Задачи:

- гармонизация отношений между детьми и взрослыми;

- повышение педагогической компетенции родителей в воспитании своих детей

. Заключительный этап

Оформление центра «Народы России»

Презентация проекта

Публикация конспекта НОД в интернете

Награждение благодарственными грамотами детей и родителей, принявших самое активное участие в работе над проектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи " Самая сладкая фабрика Москвы- Красный октябрь"

Знакомтсво детей с кондитерской фабрикой «Красный Октябрь»....

Паспорт проекта.Вода - самый удивительный минерал Земли.

В сложных экологических условиях, во время промышленного бума приведших к расточительному отношению к воде и водным ресурсам особое значение приобретает работа детского сада  по формированию у де...

Паспорт проекта "Моя Москва!"

Паспорт долгосрочного индивидуального проекта, который был реализован совместно с семьей воспитанника подготовительной группы....

Мастер-класс "изготовление игры ходилки-бродилки «Необыкновенные путешествия по родному поселку и его окраинах»

Мастер-класс "изготовление игры ходилки-бродилки «Необыкновенные путешествия по родному поселку и его окраинах»...

Быстрее, выше, сильнее: 5 самых спортивных музеев Москвы.

Самый большой спортивный музей в России. В нём находятся более 80 тысяч уникальных экспонатов, 300 из них не имеют аналогов в мире.Создан государственный музей спорта еще во времена существования Сове...

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Сами исследуем – сами узнаем» (старшая группа)

Задачи:Воспитывать познавательный интерес к различным профессиям взрослых, формировать интерес к экспериментированию, развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через наблюдение за о...

паспорт проекта Москва- сердце России подготовительная группа

паспорт проекта Москва- сердце России подготовительная группа...