НОД в старшей группе "Путешествие в мир звуков"
опыты и эксперименты (старшая группа)
Обобщать представления детей о звуке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_v_starshey_gruppe_puteshestvie_v_mir_zvukov.docx | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Детский сад комбинированного вида № 13 «Улыбка»
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе на тему: «Путешествие в мир звуков» с использованием опытов и экспериментов
Подготовила:
Каширина Светлана Евгеньевна
2020г
Цель: обобщать представление детей о звуке.
Задачи:
воспитательные:
- воспитывать отзывчивость;
- дать детям почувствовать радость открытий;
- развивать любознательность, познавательный интерес.
обучающие:
- научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов
- Закреплять правила безопасности при проведении экспериментов;
развивающие:
- развивать умение сосредоточиться: планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
Предварительная работа:
Прослушивание аудиозаписей, проделывание опытов.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята! Вы знаете, что у нас сегодня случилось. Я пришла утром в детский сад, а на пороге нашей группы лежит вот это письмо. На нем так и написано: «Для группы №3». Давайте, его прочитаем
(Читает письмо)
Дорогие ребята!
Обращаюсь к вам с большой просьбой. В нашем королевстве произошла большая неприятность. Кошки начали лаять как собаки, колокольчик звучит как барабан, журчание ручейка превратилось в грохот камней и, даже, птички теперь не щебечут, а рычат, как медведи. В общем, все звуки перепутались. Мы, жители королевства, очень просим вас помочь нам вернуть звуки на прежнее место. Только тогда мы сможем опять жить мирно и спокойно в нашей стране.
Королева звуков!
Ну что, ребята, поможем, жителям страны звуков? (Ответы детей)
Для этого нам с вами надо выполнить несколько заданий.
Итак, приступаем, задание №1.
Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос:
Откуда звуки возникают,
Пора задуматься всерьез.
Здесь за ширмой спрятаны различные предметы, а вы по звуку должны угадать, что звучит за ширмой, и что я делаю.
(Дети стоят, а воспитатель за ширмой переливает воду из стакана в стакан, мнет бумагу, шуршание пакета, барабан, колокольчик, рвет бумагу).
Воспитатель: Что вы услышали?
Какой звук: тихий или громкий? (Ответы детей)
А как вы догадались, ведь предметы не были видны (Ответы детей). Правильно, вы слышали и представляли в своем воображении тот или иной предмет.
Значит, звуки сообщают нам о том, что происходит вокруг нас, даже если нельзя увидеть.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.
Теперь, задание №2
Ребята, хотите узнать, как мы слышим звуки? (Да!)
На нашем столе лежит линейка. Зачем она нужна?
Ответы детей: чертить, измерять.
Воспитатель: Хорошо, правильно.
Мы с вами можем проверить, могут ли от линейки идти звуки.
(Положив на край стола линейку, придерживая отпустить ее. Получились колебания.) Что вы услышали?
Ответы детей: звук, линейка задрожала.
Да, правильно, значит можно сделать вывод, что от дрожащих предметов появляется звук.
Переходим к следующему заданию №3
А теперь положите руку себе на горлышко вот так, прижмите пальчики и произнесите звук (З-з-з.) Чувствуете, как слабо дрожит ваше горлышко. А теперь произнесите звук (Ж-ж-ж.) Горлышко дрожит сильнее. А теперь все вместе (У-у-у.) Сильно задрожало горлышко.
Это дрожат голосовые связки, когда мы говорим, эти колебания передаются по воздуху, и звук тоже дрожит. Еще их называют звуковыми волнами. Они расходятся по воздуху как круги по воде. Вот посмотрите (показать картинку).
Помните, когда идет дождь, круги расходятся по воде.
Воспитатель: А еще ребята, запомните – звуковые волны передаются только по воздуху, если нет воздуха, мы ничего не услышим. А сейчас мы с вами немножко поиграем.
Физкультминутка «Дождик»
Дождик бегает по крыше ладошки, хлопки (по всей спине)
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше – пальчиками
Бом! Бом! Бом!
Дома, дома посидите кулачками
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите ребра ладони
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте большими пальцами
Бом! Бом! Бом!
А уйду тогда гуляйте… поглаживают ладонями
Бом! Бом! Бом!
Следующее задание №4 «Поющая вода»
Подходите, к столам
(Перед детьми стоят несколько стеклянных стаканчиков с водой в равных количествах)
- Дождик помог нам наполнить стаканчики водой.
- Что надо сделать, чтобы стаканчики издали звук? (ответы детей, постучать по ним).
Но надо помнить, что стаканчики из стекла, поэтому стучать по ним мы будем осторожно.
- Но звук во всех стаканчиках какой-то одинаковый. Попробуем его изменить. (Воспитатель наливает в стаканчики разное количество воды)
- Как вы думаете, стаканчики будут звучать одинаково или по-разному? (ответы детей)
- Ребята, давайте это проверим и послушаем? (вос-ль стучит)
- Одинаковые ли звуки мы слышим?
- Почему стаканчики звучат по-разному? Что влияет на звон?
Вывод: На звук влияет количество воды, звуки получаются разные. Чем меньше воды в стаканчике, тем звук звонче.
А хотите, сами извлечь, звук из воды и воздуха? (Ответы детей)
Возьмите по 2 камушка.
Один камушек мы кинем в емкость с водой, только кидаем не сильно,
А второй в пустую емкость.
Где звук получился громче? Когда в какую емкость мы кидали?
Ребята, а вы знаете, как усилить звук? (ответы детей сказать в микрофон). На концерте артисты пользуются микрофоном, а капитаны на корабле – рупором.
Ребята, а давайте представим, что мы все капитаны, но у нам нет рупора, тогда матросы не услышат нас. Рупор можно сделать самим, попробуем.
Дети берут заготовки и сворачивают их, что получилось – рупор. Если мы будем говорить в рупор, звук усилится или нет?
Как вы думаете?
Давайте попробуем.
Скажите в него слово «внимание!»
Лучше слышно? (ответы детей)
Как вы думаете, ребята, помогли мы жителям королевства звуков (ответы детей) Я тоже думаю, что теперь у них все будет хорошо, ведь мы очень старались!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук У".
В приложенном файле представлен конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Звук У". Он включает в себя цели и задачи, оборудование и ход занятия. К ко...
Образовательная программа по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Волшебные звуки»
Работа заключается в изучении звуковых свойств самодельных игрушек-инструментов с детьми старшего дошкольного возраста.Практическая значимость определяется возможностью использования разработанн...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук Т".
Конспект разработан с применением ИКТ технологий. К нему прилагается презентация....
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звуки В и Вь".
Конспект составлен с использованием ИКТ технологий. К конспекту прилагается презентация....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук и буква Ш"
конспект по обучению грамоте...
Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук А"
Материал представляет из себя конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук А" и презентацию к ней. Будет полезен логопедам и воспитателям логопедических групп....