картотека
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
2 младшая группа
тема | цель | правила |
«Непослушный колобок» | знакомить детей с дикими животными, упражнять детей в изменении существительных по падежам (родительный падеж с предлогом и без, употреблении имён прилагательных в именительном падеже. | В группу вкатывается Колобок. Дети здороваются с ним, усаживаются на ковре. Воспитатель помогает малышам вспомнить сказку, затем просит детей ответить на вопрос: «Кого встретил Колобок в лесу?» Воспитатель показывает картинку с изображением зайца. Дети рассматривают её, называют части тела, отмечая характерные признаки: длинные уши, короткий хвост, имитируют движения зайца. Аналогичная работа проводится с картинками волка, медведя и лисы. В конце занятия воспитатель поясняет, что Колобок поступил плохо – без разрешения ушёл из дома и поэтому попал в беду – его скушала хитрая Лиса. |
«Наши игрушки» | упражнять детей в согласовании существительного и местоимения в роде и числе | Накануне воспитатель просит родителей принести любимые игрушки детей. Дети играют с воспитателем. В группу входит помощник воспитателя и вносит игрушки, которые она «встретила» в коридоре. Дети подбегают к ним. Каждый из детей узнаёт свою любимую игрушку. Воспитатель: «Дети, чья это кукла?» («Это моя кукла» - отвечает Аня). «Дима, чья это кукла?» («Это Анина кукла»). Аналогично дети рассматривают и разбирают остальные игрушки. Во время беседы необходимо следить, чтобы в своих ответах дети использовали местоимения. |
«Я даю тебе…» | тренировать детей согласовывать слова в предложении, правильно подбирать прилагательные к существительным, узнавать предметы и правильно называть их, определять их цвет. | дети обмениваются выбранными картинками: «Дима, я даю тебе красное ведёрко». «Спасибо, Женя, а я даю тебе жёлтое». Подобным образом можно использовать карточки с изображением других предметов, при выборе можно ориентироваться на тематику занятия в целом |
«Правильно или неправильно» | учить детей согласовывать слова в предложении, правильно подбирать прилагательные к существительным, узнавать предметы и правильно называть их, определять их цвет. | воспитатель предлагает детям решить ситуацию: «Помогите мне, пожалуйста, разобраться. Правильно ли поступает кукла Маша?». «Почему котёнок не хочет есть мячик? Что предпочитают есть кошки?» (молоко). «Вы правильно ответили на вопрос, что любят кушать кошки. Кукла Маша «убирает» мячик и «наливает» молоко из кувшина в блюдце». «Правильно ли поступает кукла Маша теперь?» (да). Совершенно верно, кукла Маша поступает правильно, она налила котёнку молока». Воспитатель берёт игрушечного котёнка и предлагает детям самим покормить его молоком (воображаемая ситуация). |
«Курочка и цыплятки» | тренировать детей в словообразовании, используя новые слова в сочетании со знакомыми. | воспитатель на столе насыпает зёрнышки, приглашает детей посмотреть на курочку, которая вышла с цыплятками погулять. «Курочка с цыплятками вышли погулять. У курочки большой клюв. А у цыплят маленькие клювики. Курочка клюёт. И цыплятки клюют. Курочка клюёт быстро. И цыплятки стараются клевать быстро». Далее повторить с детьми предложения с использованием новых слов, сначала всем вместе, затем с каждым ребёнком индивидуально. В завершении предложить детям поиграть с курочкой и цыплятами – покормить их воображаемыми зёрнышками. |
«Дикие звери и их детёныши» | тренировать детей в словообразовании, составлении словосочетаний, предложений, определении размера, путём сравнения. | «Сегодня мы отправимся с вами в лес и узнаем, кто же живёт в лесу». Воспитатель прикрепляет на фланелеграф изображение медведя и просит детей назвать, кто это. (медведь) «Правильно, это медведь. А теперь посмотрите сюда и скажите, кто это?» - прикрепляет изображение медвежонка (медвежонок). «Правильно, это медвежонок». «Медведь какой?» (большой). «А медвежонок какой?» (маленький). Правильно. Давайте скажем вместе «Медведь большой», «А медвежонок маленький» «Где живут медведи?» (в лесу, скажем вместе: «Медведи живут в лесу». Таким же образом проводим дальше упражнение, используя картинки с изображением других животных (волк, заяц, лиса). |
«Кого нет?» | упражнять детей в употреблении родительного падежа имён существительных в единственном числе, составлении словосочетаний и предложений. | «К нам в гости пришли разные животные. Посмотрите, какие» (по одной показывает детям, просит назвать животных).«Это кошка. Давайте скажем – это кошка. (дети повторяют). Но кошка захотела кушать и убежала домой» (убирает кошку, «кого нет?» (кошки). «Нет кошки, давайте скажем вместе – нет кошки». Тоже самое повторяем с другими игрушками. |
«Кто как говорит» | научить детей правильному согласованию слов в предложении, звукоподражанию, употреблению глаголов. | воспитатель показывает поочерёдно картинки с изображением животных, спрашивает, как разговаривает каждое животное. Необходимо обращать внимание на правильность построения предложений детьми: «Как разговаривает кошка?» (мяукает) «Кошка мяукает, давайте повторим – кошка мяукает» «А как кошка мяукает?» (мяу-мяу). «Кошка мяукает вот так – мяу» (дети повторяют) Аналогично продолжаем упражнение, используя изображение других животных и птиц |
«Наша любимая посуда» | тренировать детей в словообразовании (использование уменьшительно-ласкательных форм существительных, обобщении предметов. | «Посмотрите, ребята, что это у меня на столе?» (на столе стоит посуда) (дети называют все предметы по очереди). «А как одним словом назвать все эти предметы?» (если вариантов ответа нет, то подсказываем) «Все эти предметы – посуда». «Посмотрите, какая красивая посуда» (показывает) «Вот ложка. А как ласково можно её назвать?» (ложечка) «Красивая ложечка» (дети повторяют). Аналогично продолжаем упражнение с другой посудой. В завершении упражнения можно предложить детям самостоятельную игру с посудой. Например, предложить приготовить куклам обед. |
«Картинки» | Упражнять детей в родовой принадлежности существительных. | воспитатель говорит детям: - У меня в коробке много картинок. Вы будите мне показывать картинки и правильно называть. На приме: голубое платье, большое колесо и. т. д. Названные картинки воспитатель откладывает на стол. Игра заканчивается тогда, когда все картинки будут названы. |
«Волшебный мешочек или Волшебная корзинка». | учить описывать предмет, упражнять в согласовании существительных, прилагательных; активизировать использование прилагательных. | Воспитатель описывает из мешка предметы, не показывая их, а дети должны догадаться, что это. Она длинная, оранжевая. Что это? Он зелёный, длинный. Оно круглое, красное. (яблоко) Он круглый, оранжевый. (апельсин) Он круглый, красный. (помидор) Он желтый, овальный, кислый. (лимон) |
«Кто внимательный?» | развитие фразовой речи, слуха. | Дети сидят на стульях. Вызванный ребёнок выполняет задание, произнесённое ведущим шепотом (действия с игрушками). Водящим и ведущим могут быть дети, выбранные по желанию или считалкой. Расстояние от водящего от 3 до 5-6 метров. |
Кто где? | Упражнять детей в различении пространственных отношений: рядом, напротив, друг за другом. | - Где стоят куклы? -А эти куклы? - Найдите кукол, которые стоят рядом, и поставьте их на другом столе друг за другом. -Найдите кукол, которые стоят друг за другом, и поставьте на полки, одну на верхнюю, другую на нижнюю. |
«Ласковые имена». | дать ласковые имена и названия (словообразование с помощью суффиксов) | Аня-Анечка, Соня-Сонечка, и т. д Мама-мамочка, папа-папочка (дочь, сестра, сын, брат, т. д) |
«Что это?» | активизация употребления в речи детей несклоняемых существительных типа пальто. | Воспитатель задаёт вопросы: - Что это? (пальто). Я уберу картинки, чего не стало? (пальто). - Слово пальто произносится одинаково, много их или одно. Предложения по картинкам: - На вешалке висит много пальто; - Девочка надевает (снимает) пальто; Составьте рассказ о пальто. Скажи одним словом. |
«Красный-белый» | нахождение в словах, произнесённых голосом или шепотом, шипящих и свистящих звуков. | Воспитатель называет слова. Если в них есть шипящий или свистящий звук, дети поднимают красный кружок, если нет белый. |
«Эхо». | продолжать работу над дикцией, совершенствовать произношение слов и словосочетаний, развивать фонематический слух, вызвать интерес к слову. | Выбирается ребёнок, использующий роль «эха». Остальные дети называют любое слово и чётко и внятно (не громко) произносят его. Ребёнок – «эхо» должен тот час громко повторить его, как бы вернуть обратно. Слово произносятся детьми полушепотом, они должны быть разнообразными. |
«Найди исправь ошибку». | развивать слуховое внимание, учить слышать речь окружающих, учить соотносить звучащее слово с картинкой, упражнять в построении предложений с использованием глаголов. | – Кошка лает? (нет) -А что может делать кошка? (мяукать, мурлыкать, царапать) - Где живёт? (дома, с человеком и т. д). |
«Угадай на что похоже?» | активизировать речь детей, развивать словарный запас, развивать воображение, мышление память. | Воспитатель показывает детям картинку и спрашивает «На что похоже?» Например: - очки, штанга, самокат, велосипед. |
«Новое слово» | научить детей образовывать новые глаголы при помощи приставок. | Дети рассматривают картинку, отвечают на вопросы Одним словом: -Мальчик по тротуару (что делал) шёл -Мальчик к дому (что сделал) подошёл -Мальчик вокруг дома (что сделал) обошёл |
«Хороший - плохой» | развитие логического мышления, умения описывать героев, строить рассказ-рассуждение | В процессе игры дети пытаются выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их. |
«Зоопарк» | развитие умения строить рассказ-описание с опорой на картинку | Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по плану. |
Дай определение словам | активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления | я начну, а ты закончи:Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая. Праздник (какой?) – веселый, долгожданный |
Дай действия словам | активизация словаря, развитие связной речи, внимания | я начну говорить, а ты закончи: Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает… Праздник (сто делает?) – наступает, приходит, радует… |
Наоборот | формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова | я начну, а вы продолжите: Веселый праздник – грустный Большой подарок – маленький Светлое небо – … Чистое платье – … Хорошее настроение – … Теплая погода - … |
Четвертый лишний | развивать внимание, сообразительность, речь доказательную | послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему: - тарелка, стакан, корова, чашка - чашка, стакан, тарелка, кружка |
С мишкой | учить использовать глагол ЛЕЖАТЬ в повелительном наклонении | В: этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо попросить его об этом. Дети просят мишку употребляя глагол ЛЯГ Усложняя задание, воспитатель создает новую игровую ситуацию с любой другой игрушкой |
Разговор по телефону | развивать пространственные представления. Побуждать использовать в речи слова: ВВЕРХ, НАПРАВО, НАЛЕВО, ВНИЗ, ПРЯМО. | в одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил? |
«Человек и животные» | закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи. | животные и птицы пришли к человеку и сказали: - Дай нам работу - А что вы умеете делать? Лошадь сказала: «Я буду возить грузы» Овца сказала: «Я буду давать шерсть» Собака – охранять дом Курицы – нести яйца Петушок – рано утром всех будить. |
Отгадай предмет по названиям его частей | активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов. | - дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля) - голова, туловище, лапы, крылья (птица) |
«Догадайся, что звучит» | Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать. | Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему. |
«Часы» | Развивать речевое внимание детей. | В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом… ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак… »! Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза) ; идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз) . — Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) . |
«Медвежата мед едят» | Развивать артикуляционный аппарат детей. | Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его (обязательный показ всех действий воспитателем.) Игра повторяется 3-4 раза. |
«Лягушка и лягушата» | Развивать речевое внимание детей | Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают). |
«Покормим птенчиков». | Развивать речевой аппарат детей | В. Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», — и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза |
«На приеме у врача» | Развивать артикуляционный аппарат детей. | Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы. |
«Догадайся, что звучит» | Уточнить и закреплять правильное произношение звуков. | Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал. |
«Позови свою маму» | Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. | У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку. Такая же работа проводится со всеми детьми. |
«Солнце или дождик?» | Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. | Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него». Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза. |
«Магазин» | Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. | Воспитатель предлагает пойти в магазин и купить игрушки. Купить можно только, если поговоришь как игрушка. Дети подходят к столу и произносят характерные звукосочетания для данной игрушки (ду-ду, ме-ме, би-би) |
Средняя группа
тема | цель | Правила |
Назови правильно | учить согласовывать местоимения с существительными и прилагательными по смыслу. | Дети выбирают по желанию овощ или фрукт и встают по одной полосе. Первый ребенок говорит: "Это мое яблоко" и делает шаг вперед. Следующий говорит: "Это мой огурец" и тоже делает шаг вперед. Когда все дети правильно назвали местоимение с существительным, воспитатель возвращается к первому ребенку и задает вопрос: "Яблоко какое? Огурец какой? Клубника какая? " (при правильном ответе - ребенок делает шаг вперед). Выигрывает тот, кто больше назвал слов, отметив цвет, форму, величину, вкус и ушел вперед дальше всех. |
Спорщики | учить составлять предложения с союзом " А ", активизировать в речи слова -определения. | Выкладываем картинки овощей и фруктов. Педагог показывает картинку яблока и предлагает послушать как спорят два друга:"Я сладкое яблоко "подкладывает картинку лимона:" А я кислый лимон " и предлагает детям по очереди выбирать спорщиков. Я оранжевый апельсин, а я красное яблоко, Я помидор-овощ, а я груша - фрукт, Я морковь овальная, а я помидор круглый. Педагог: "Долго спорили овощи и фрукты. Дети, давайте их помирим и скажем, что все они нам нужны, важны и полезны». |
"Собираем урожай" | расширение глагольного словаря: усвоение формы глаголов единственного числа настоящего, прошедшего и будущего времени, закреплять знания об овощах и фруктах. | На панно выставляем картинки овощей и фруктов. Дети выбирают игрушку (зайчик, белочка, медвежонок, кукла). Педагог предлагает угостить своего друга, четко отвечая на вопрос, озвучивая и имитируя свои действия. Что ты делаешь? (я дергаю морковку для зайчика). Что ты делал вчера? (я дергал морковку для зайчика). -Что ты будешь делать завтра? (я буду дергать морковку). Задаются аналогичные вопросы к ответам детей. ( Я копаю картофель, я срезаю капусту, я срываю горох, я собираю помидоры). Для кого? В конце игры дети получают фишки |
Все умеем мы считать | формирование грамматической категории множественного числа существительных. | Дети стоят по кругу и хором проговаривают слова: "Раз, два, три, четыре, пять. Все умеем мы считать. Принесли из магазина мы огромную корзину. В ней много разных овощей, посчитать их ты сумей". В центре круга с корзиной, заполненной муляжами овощей и фруктов, стоит ведущий. По окончанию чтения стихотворения ведущий дает одному из детей любой овощ или фрукт (огурец). Ребенок передает овощ стоящему рядом со словами: "Один огурец" Второй ребенок передает стоящему рядом со словами: " Два огурца" (счет ведется до десяти). |
В гостях у зайца" | учить образовывать 1. существительные винительного падежа с уменьшительно-ласкательными суффиксами, 2. относительные имена прилагательные от имен существительных | На столе лежат овощи и фрукты больших и маленьких размеров. В другой части комнаты сидит игрушка - зайчик. Педагог: «Зайчик пригласил нас в гости. Выберите ему подарок.» Дети отдают подарок со словами: "Я принес тебе в подарок большую морковь и маленькую морковочку." (большое яблоко и маленькое яблочко, большой огурец и маленький огурчик). Педагог говорит от имени зайчика: "Спасибо, ребята за подарки. Сейчас я вас буду угощать. Я сварю суп из картофеля. Суп какой? (картофельный) Испеку пирог из яблок. Пирог какой? (яблочный). Сварю варенье из вишен. Варенье какое? (вишневое). Выжму сок из апельсина. Сок какой? (апельсиновый). Сварю компот из груш. Компот какой? (грушевый)." Педагог: "Ребята, чем вас угощал зайчик? " (дети повторяют блюда и благодарят зайчика). |
"Кто где спрятался?" | сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь | Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол) «Правильно. Собачка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку?» Ребенку предлагают спрятать игрушку в какое- то место. После того как он выполнит инструкцию, взрослый рассказывает, где игрушка, выделяя предлог голосом. |
Почитаем вместе | употребление существительных в родительном падеже множественного числа. | Я сейчас буду читать то, что здесь написано, а ты помоги мне, пожалуйста. Когда я покажу тебе картинку — назови то, что ты на ней увидишь. На птичьем дворе много (уток), (гусей) и (кур) На веревке много (полотенец), (простыней). На рынке много (капусты), (яблок), (моркови), (огурцов) На столе много (чашек) и (блюдец) Бабушка связала много (шарфов) и (носков). |
Что в магазине? | согласование прилагательного с существительным во множественном числе. | Начинает игру взрослый. Он даёт ребёнку образец ответа. Ответь на вопрос. У меня красное яблоко, а в магазине? В магазине красные яблоки. У меня зелёный огурец, а в магазине? (В магазине зелёные огурцы.) У меня тёплая куртка, а в магазине? (В магазине тёплые куртки.) У меня новый самокат, а в магазине? (В магазине новые самокаты.) У меня воздушный шар, а в магазине? (В магазине воздушные шары.) У меня вкусный пряник, а в магазине? (В магазине вкусные пряники.) У меня меховая шапка, а в магазине? (В магазине меховые шапки.) |
Большой и маленький | согласование прилагательных с существительными, образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных. | Я буду говорить о большом предмете, а ты — о маленьком. Цветок красный, а цветочек красненький. Яблоко сладкое, а ... (яблочко сладенькое). Чашка синяя, а ... (чашечка синенькая). Цыплёнок пушистый, а ... (цыплёночек пушистенький). Ведро синее, а ... (ведерко синенькое). Дом низкий, а ... (домик низенький). Морковь вкусная, а ... (морковочка вкусненькая). |
Слова иностранцы | употребление несклоняемых существительных. | В русском языке есть слова, которые пришли из других стран, из других языков. Это слова-иностранцы, они особенные. Некоторые слова-иностранцы всегда звучат одинаково и никогда не меняются. Послушай фразы с этими словами: У меня одно пальто, а на вешалке висит много пальто. Паша учится играть на гитаре и пианино. На столе стоят два стакана чая и три чашки кофе. Однажды слова-иностранцы собрались вместе и сочинили целый рассказ. |
«Подскажи словечко» | развитие мышления, быстроты реакции. | педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? |
«Один - много» | выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа. | Воспитатель показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве. Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра и т.д. Воспитатель показывает картинку и называет: шар. - А у тебя, - спрашивает воспитатель, - что на картинке? Ответ ребенка: У меня на картинке шары. (Таким образом предлагается назвать все картинки) |
«Лови и называй». | выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа. | Воспитатель: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов. Воспитатель бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Воспитатель называет от пяти до восьми слов. |
«Горячий – холодный» | закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. | педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением. педагог:-Дети: Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый |
«Что происходит в природе?» | закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. | педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги. |
«Кто может совершать эти действия?» | активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. | педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.педагог:- Дети: Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек… |
«Потерялись» | учить соотносить название животного и его детёныша | Давайте посмотрим, кто в теремочке живёт? «Кря-кря-кря» - кто это? Утка? Правильно (достаёт утку из теремка). Большая или маленькая? Маленькая? Это ребята, утёнок. Маленький утёнок. А утка – его мама. Помогите утёнку найти его маму – утку. Ребёнок ходит по группе ищет. А это чей голос? «Пи-пи-пи?» - кто это? – проводится аналогичным образом. |
«Лото» | упражняться в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах). | Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры: — Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса.Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть. |
«Поручения» | упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов | Воспитатель вносит в группу грузовую машину, на котором сидят мишка и мышка. Хотите, чтобы звери покатались на грузовичке? Надо их попросить об этом и сказать: «Мишка, поезжай». Или попросить поскакать: «Мишка поскачи» и т. п. |
«Всё наоборот» | учить образовывать глаголы с противоположным значением при помощи приставок. | Воспитатель предлагает детям поиграть в упрямых и послушных. Рассказывается про двух сестёр: умницу и упрямицу. Послушница делала всё как просила её мама, а Упрямица всё наоборот. Если Послушница закроет дверь, то Упрямица – откроет. Аналогично обыгрываются пары слов: принесёт – унесёт, пришьёт – оторвёт, вычистит – испачкает, повесит – снимет, замолчит – заговорит и т. д. |
Назови как можно больше предметов | упражнять детей в чётком произношении слов | Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» |
Разноцветный сундучок | учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова. | Воспитатель: Я картинки положила В разноцветный сундучок. Ну-ка, Ира, загляни-ка, Вынь картинку, назови. Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено. |
Скажи, какой? | Учить детей выделять признаки предмета. | Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?» |
«Садовник и цветы» | закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.) | Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы. Содержание этой игры можно легко изменить: «» Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д. |
«Кто больше действий назовёт» | активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы | Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например: - Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается) - Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать) |
«Козлята и волк» | Заканчивать сказку по её началу | Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей. - Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/…(Дети договаривают: зайчик) Воспитатель: зайчик говорит…. Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик. Воспитатель: Козлята угостили его…. Дети: морковкой, капустой… Воспитатель: потом они стали…И т.д. |
«Разбуди кота» | Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных. | Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу). Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается. |
«Ветерок» | Развитие фонематического слуха. | Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь. Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения |
«Буратино-путешественник» | Ориентироваться в значении глаголов. | Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал. - Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются. - Зевают, отдыхают, спят… - Пляшут, поют, кружатся… Был Буратино в детском саду, когда дети: - приходят, здороваются… (Когда это бывает?) - обедают, благодарят… - одеваются, прощаются… - лепят снежную бабу, катаются на санках |
«Прятки» | Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа) | Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня» дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки. |
Детский мир | Расширять представление о многообразии слов Учить вслушиваться в звучание слов Совершенствовать отчетливое произношение слов | Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют слова, означающие игрушки, которые можно купить в «Детском мире», ведущий за правильные ответы поощряет детей фишками. |
Назови пару | Расширять представление о значении слов Сравнение слов по звучанию Развитие умения подбирать слова-«друзья» используя рифму. | Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей, в кругу. Ведущий называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово-«друга» и возвращает мяч обратно (например: мишка – шишка, галка – палка). При затруднении предлагаются предметны картинки |
Звуковые часы | Расширять представление о словах Познакомить детей с протяженностью слов Обучение умению делить слова на части (одно –двух -трехсложной слоговой структуры) | Прохлопывать или прошагивать «длину» слова соответственно количеству слогов. Можно выставлять фишки в соответствии с количеством слогов. |
Жуки | Обучить интонационному выделению звука в слове Знакомить детей с термином «звук» учить называть слово на заданный звук | Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. Детям нужно назвать слово со звуком «ж». За правильно названное слово дети получают фишку. |
«Найди звуки» | Освоение интонационного выделения звука в слове Развитие умения подбирать слова с заданным звуком | Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. За правильно названное слово с заданным звуком дети получают фишку. Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук. |
Назови слова | Освоение действий интонационного выделения звука в слове Развитие представления о твердом и мягком согласных звуках Развитие умения подбирать слова на заданный звук | Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук, и раскладывают предметные картинки для «старшего братца» (твердый звук) и «младшего братца» (мягкий звук) |
Построим дом | Освоение действий интонационного выделения звук в слове Развитие представления о твердых и мягких согласных звуках Закрепление умения подбирать слова на заданный звук | Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Дети называют слова с заданным звуком («Р» или «РЬ» . За правильно названное слово ребенок получает фишку. Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук. |
Звуковые часы | Закрепление действия интонационного выделения звука в слове Развитие умения подбирать слова на заданный звук Развитие умения определять первый звук в слове | Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Дети определяют первый звук в слове, произнося его с интонационным выделением этого звука. За правильно названное слово дети получают фишку. Дети отмечают стрелкой найденное слово на заданный звук. |
Какой звук пропущен? | Развивать фонематический слух Учить вслушиваться в звучание слов Упражнять в выделении недостающего звука | Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Ведущий взрослый. Дети называют пропущенный звук, за правильно названный звук дети получают фишку. Ведущий произносит слово звуком, а дети определяют какой звук пропущен. |
Рыбалка | Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком. Совершенствовать интонационную выразительность речи | Ведущий предлагает рассмотреть рыбок, плавающих в озере. Ведущий должен назвать какой-либо согласный звук (например [Щ], [Ш]). Руководствуясь словесными указаниями, дети ищут «рыбку» с предметной картинкой на заданный звук. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все «рыбки» с заданным звуком. В конце игры подводится итог. |
Старшая группа
тема | цель | правила |
НАЗОВИ ЛАСКОВО | учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов. | воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково. Шуба теплая - шубка тепленькая Лиса хитрая - лисичка хитренькая Заяц белый - зайчик беленький Сапоги чистые - сапожки чистенькие Ветка короткая - веточка коротенькая Шишка длинная - шишечка длинненькая Ворона черная - вороненок черненький Снег белый - снежок беленький. |
КТО ГДЕ ЖИВЁТ? | упражнять в употреблении предложного падежа существительного | Лиса живёт в норе. Медведь зимует в… . Волк живёт в … . Белка живёт в … . Ёжик живёт в … . |
«Один – много» | Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное. | Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д. Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. Конь…. Мальчик…. Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч. |
«Закончи предложения». | формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м | Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет); Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит); Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять); Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом); Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит). |
«Забота» | научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа. | детям раздаются картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задается вопрос: «О ком (чем) заботятся дети?». |
«Накорми животное» | Закрепление форм дательного падежа | Взрослый: Ребята, приглашаю вас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна? (Демонстрация двух видов картинок: 1 ряд - животные, 2 ряд – еда для животных) . Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки. ВАЖНО: обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов. Зебре – траву. Или: Трава - зебре. И т. д. |
«Кто самый наблюдательный» | закрепление форм винительного падежа. | Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе. Речевой материал: - Я вижу стол, окно, стул … - Я вижу столы, окна, стулья… |
«Что делают птицы» | Дифференциация глаголов единственного и множественного числа 3-го лица. | Воспитатель: Целый день птицы проводят в хлопотах. Так чем же они заняты? Я буду говорить о ласточке, а вы, измените слово и скажете о скворцах. |
«Займи свой домик» | закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными | Воспитатель раздает каждому ребенку картинку с изображением насекомого, птицы или животного, после чего показывает картинки с их домиками .. - где живет ласточка (ласточка живет в гнезде) |
Подбери признак | учить согласовывать прилагательные с существительными | воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает. Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя… Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые… Шарф (какой?) – пушистый, вязанный… Перчатки (какие?) – кожаные, белые... Шляпа (какая?) – черная, большая… Туфли (какие?) – осенние, красивые… Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое… Рубашка (какая?) - белая, праздничная…. Шуба (какая?) - меховая, теплая… |
«Кто как передвигается?» | обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости. | педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. |
«Лови да бросай - цвета называй» | Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет. | Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Взрослый: красный – Ребёнок: мак, огонь, флаг оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила; фиолетовый - слива, сирень, сумерки. |
«Какой это предмет?» | Закреплять согласование прилагательного с существительным. | Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям. Например: Длинная — веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога, резинка, лента, рубашка, занавеска. Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак. Широкая — улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка Широкий — шарф, переулок, двор, коридор, подоконник. Красная — звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка, майка, малина. Красный — шар, шарф, помидор, мак, дом, карандаш. Круглый — мяч, шар, лепесток, помидор. Круглое — солнце, яйцо, яблоко, колесо. |
«Угадай предмет» | Развивать мышление, активизировать словарный запас. | Отгадай предмет по названию его частей. Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево). Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля). Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль). Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом). |
«Что общего» | Развивать навыки понятийного обобщения. | Объясните, что общее у предметов. У 2 предметов: огурец, помидор (овощи) ромашка, тюльпан (цветы); слон, муравей (животные). У 3 предметов: мяч, солнце, шар — ... тарелка, ваза, чашка — ... лист, трава, крокодил — ... |
«Запоминай-ка» | Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать слухо - речевой памяти. | Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц». Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол. Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса. Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис. |
«Кто подберет больше слов?» | Развивать мышление, активизировать словарный запас. | Взрослый предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки. - Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.) - Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.) - Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.) - Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.) |
«Семья» | Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников. | Кто вы мне и кто вам я, если вы - моя семья? Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы: • Кем ты доводишься маме и папе? • Кто ты для бабушки и дедушки? • У тебя сестра или брат? • Назови двоюродных братьев и сестер. • Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер? |
«Мяч бросай, четко фрукты называй» | Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия. | Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос. Взрослый: - Ягоды; Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика. |
«Что растет в лесу?» | Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные» | Педагог выбирает трех детей и предлагает им назвать то, что растет в лесу. Например, один говорит: «В лесу растет гриб», второй — «малина», третий — «ель», а потом опять продолжает первый. Педагог предупреждает, что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правила, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая группа детей получает другое задание, например перечислить, что растет в саду либо кто живет в лесу. Победителем является тот, кто больше назвал растений и животных. Он получает приз. |
«Найди картинке место» | учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. | Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок |
«Хорошо - плохо» | познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость. | Мир не плох и не хорош – объясню, и ты поймешь. Взрослый задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Взрослый: дождь. Ребёнок: дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. |
«Где начало рассказа?» | учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок. | Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ. |
«Какая картинка не нужна?» | учить находить лишние для данного рассказа детали. | Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ. |
«Составь два рассказа» | учить различать сюжеты разных рассказов. | Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии. |
«Почемучкины вопросы» | развивать у детей связную речь, мышление. | 1. Почему птицы улетают на юг? 2. Почему наступает зима? 3. Почему ночью темно? 4. Почему зимой нельзя купаться в реке? 5. Почему летом жарко? 6. Почему медведь зимой спит? 7. Почему заяц зимой белый? 8. Почему дома нельзя играть с мячом? 9. Почему из трубы идет дым? 10. Почему в доме делают окна? |
«Потому что…» | развивать у детей связную речь, мышление. | Рассуждения и ответы на вопросы: «Я мою руки потому, что…» – Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни. Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос» Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна. – Объясни, почему кошка недовольна? |
«Если бы...» | развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления – синтез, прогнозирование, экспериментирование. | Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как: «Если бы я был волшебником, то ...» «Если ы я стал невидимым ...» «Если весна не наступит никогда ...» |
«Составь рассказ» | учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий; | Дети учатся составлять рассказы о профессиях. Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы. Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д. |
«Нарисуй сказку» | учить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании | Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета. |
Найди братца» | развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. | Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии, которых есть звук «л» или «ль». На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки. Воспитатель. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» — большой братец или звук «ль» - маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук «л» (проверяет) ; теперь со звуком «ль» Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком «л», другой — со звуком «ль». |
«Замени звук» | Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова. | Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове. Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово |
«Какого звука не хватает?» | Совершенствовать у детей навыки звукового анализа | Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой. Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук. |
«Измени слово» | Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию | Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]: Например: друг — дружок, пирог — пирожок, сапог — сапожок, снег — снежок, рог — рожок, луг — лужок, творог — творожок, флаг — флажок. |
«Чудесный художник» | Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику | Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука. |
«Кто больше?» | Развивать фонематические представления, слуховое внимание | Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.) |
«Услышишь — хлопни» | Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. | Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши. |
«Где звук?» | Развивать фонематические представления, внимание. | Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них |
«Ловушка» | Развивать умения услышать в слове определённый звук | Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Воспитатель: Если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия. Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Воспитатель: Если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия. |
«Цепочка слов» | Расширять запас существительных в активном словаре детей | В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего. Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное), например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т.д. Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок |
Подготовительная группа
тема | цель | Правила |
«Дом – домик – домишко – домище» | упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных | к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует». |
«Волшебные превращения» | упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам; в составлении простых предложений с однородными членами. | В чащобе, вдали от людей, Волшебник живёт, чародей. Волшебною палочкой чудной своей Он делает массу полезных вещей. Из материалов обычных Много предметов различных Создаст чародей за мгновенье Лишь палочки прикосновеньем. Из хрусталя, поролона и кожи Он сотворить очень многое может. Вам нужно круги «золотые» вращать, Картинки в кругах важно чётко назвать. На карту выкладывается материал. Ребёнок вращает круги с прикреплёнными на них картинками, называя предметы и образовывая прилагательные от названия материала, изменяя их по родам и числам, в соответствии с тем, какой предмет изображён на карточке. Например: «Это кожа. Из кожи Волшебник сделал…(переворачивает картинку) сумку. Сумка из кожи – кожаная. Волшебник сделал из кожи кожаную сумку». Затем открываются следующие картинки. Когда все картинки открыты, ребёнок составляет обобщающее предложение. «Из кожи Волшебник сделал кожаную сумку, кожаный портфель, кожаное кресло, кожаные перчатки». |
«Образуй» | упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных | игры: день с солнцем – солнечный день, день с дождем – дождливый день, день с ветром – ветреный день, лист березы – березовый лист. |
«Фантастический зверь» | упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений. | Ход: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному. Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги». |
«Один – много» | учить образовывать множественное число имени существительного. | проталина – проталины сосулька — … луч — … почка — … подснежник — … ручей — … (сосульки, лучи, подснежники, почки, ручьи). |
«В гостях у матрёшек» | упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «а»; развивать навык соотношения предметов по величине, зрительное восприятие. | «Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных предметов. Догадайся, из дома какой матрёшки эта тарелка?». Ребёнок раскладывает карточки с предметами в дом каждой из матрёшек. «У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая?...(глубокая),а у большой?..(ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная (горячая), а у средней?...(вкуснее, горячее), а у большой?...(ещё вкуснее (горячее) или самая вкусная)». Сравнивать предметы можно в разной последовательности. Когда ребёнок освоит алгоритм игры, он может самостоятельно определять качества предметов для сравнения. Например, кровать можно сравнить по высоте, ширине, длине, степени удобства, красоте и т.д. |
«Дерево родственных слов» | учить образовывать однокоренные слова. | «Растёт в таинственном лесе волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы. |
«Назови родственные слова к слову ДОМ» | учить образовывать однокоренные слова. | педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы. Он должен назвать родственное слово к слову «дом». Если затрудняется, мяч бросает обратно педагогу и т.д. |
Составь предложение | учить детей составлять правильно предложения. | Ребята, что же случилось с Незнайкой? Он очень огорчён. Знайка и ему дал задание составить предложения з слов. Но Незнайка не может выполнить это задание. Помогите Незнайке. |
«Зверюшки» | образовать новые слова с помощью суффиксов. | Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий. Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий. |
«Звуковые шапочки» | Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги | В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. |
«Закончи слово» | Развивать умение детей делить слова на слоги. | Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) . |
«Угадай слово» | Развивать умение детей делить слова на слоги | Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. |
«Сплетем венок из предложений» | Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание | Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе. |
Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) | Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь | Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по командам |
«Волшебные кубики» | Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие. | Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н] |
«Веселый поезд» | Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове. | Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков). |
«Нужные знаки» | Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений. | Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком. |
«Найди братца» | Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. | Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. |
«Кто как разговаривает?» | расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции | педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит |
«Объясни, что такое» | развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение рассуждать, делать выводы. | Педагог просит объяснить выражения: Железная хватка, скупые слёзы, золотые руки, медвежья услуга, светлая голова, острый язык, лисьи глаза, |
«Чего на свете не бывает» | учить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы. | Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения. |
«Верно ли это?» | учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. | Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. |
«Как ты узнал?» | учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки. | Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек. |
«Волшебный мешочек» | развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы. | В мешочек или коробку кладется предмет (можно картинку). Дети постепенно определяют, что лежит в мешочке (ящике), задавая вопросы об определенных свойствах и признаках предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И т.д.». |
«Опиши игрушку» | развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. | Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их. Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их. Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных. Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик. |
«Опиши-угадай» | формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи. | Ребенок должен описать внешний вид другого ребенка, а остальные дети должны назвать, о ком говорил их товарищ. |
«Продавец и покупатель» | формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками. | формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками. |
«Придумай рекламу книге (платью и т.д.)» | развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. | Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали. |
« Улавливай шепот». | развивать остроту слуха. | Дети сидят полукругом. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое - нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя того, кто должен это выполнять. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным |
Улиточка». | Узнать товарища по голосу. | Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: Улиточка, улиточка, Высунь – ка рога. Дам тебе я сахару, Кусочек пирога, Угадай, кто я? Тот, чей голос улитка узнала. Сам становится улиткой. |
« Угадай, кто это». | Воспитание слухового внимания. | Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее установленным образом: кукареку, мяу, ав – ав. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг: тот, кого узнали, будет водящим. |
« Кто больше». | нахождение звука в названиях предмета по картине. | Педагог показывает картину. После рассмотрения картины педагог предлагает назвать предметы с заданным звуком. За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков. |
« Игра в хоккей». | Активизация мышц языка. | Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Педагог: « дети , вы знаете, как играют в хоккей? (объясняет). Вот сейчас мы с вами поиграем в хоккей. Только клюшкой будет язычок, шайбой – фасоль. Гонять по полю (рту) клюшкой – язычком. |
« Слоники». | Активизация мышц губ. | Дети сидят полукругом, лицом к педагогу. Он показывает им картинку, на которой нарисован слон и говорит: «Видите, какой у слоника хоботок. А кто из вас может вытянуть губки хоботком (дети вытягивают губы при сжатых челюстях). А теперь наши слоники будут «пить воду» своими хоботками ( при вдохе пьют воду). Набрали воды, а теперь « побрызгали себя водичкой». При выдохе пропускать воздух через сжатые зубы, имитируя пропускание воды. |
« Приятный запах». | Развитие фразовой речи на плавном выдохе. | Дети по очереди подходят к вазочке с фруктами и нюхают их. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: « Хорошо, очень хорошо. Очень приятный запах. Очень ароматный мандарин. Первоначально детям предлагают предложения. Потом они в зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения. |
« Повар» | Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений. | Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение: Будем в повара играть, Никому нельзя зевать. Если повар будешь ты. То скорей кругом ходи. После последних слов водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и идут по кругу. Кто первый обойдет (не бежать) круг, тот выигрывает. |
« Успокой куклу». | Развитие тембра голоса. | Дети сидят на стульчиках полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: « Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать ( укачивает, негромко напевая на звуке А мотив колыбельной песни). А теперь покачайте вы» . Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук А. |
« Перебежки». | Развитие силы голоса. | Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки). По сигналу воспитателя один из детей вызывает другого по своему выбору: «Ау, ау, Петя», и они быстро меняются местами. Тогда Вова выбирает другого товарища и таким образом меняется с ним местами. |
« Волк и семеро козлят». | Развитие высоты голоса и выразительности речи. | Дети должны быть предварительно знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, и ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра – инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк – сначала грубым, низким голосом, а потом - более высоким. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...