неделя психологии
материал

Журбенко Галина Васильевна

первый день

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx11.85 КБ
Файл beseda_chto_takoe_radost.docx23.52 КБ
Файл kaleydoskop_nastroeniy.docx39.91 КБ
Файл konsultatsiya.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые педагоги, дети и  родители!

Посмотрим какое настроение живет сегодня в нашем детском саду. Результаты акции «Радуга настроения».

- ВОСТОРЖЕННОЕ

 

- ПРИЯТНОЕ

- СПОКОЙНОЕ,УРАВНОВЕШЕННОЕ

- ГРУСТНОЕ

- КРАЙНЕ НЕУДОВЛЕВОРЕННОЕ



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ       ДЕТСКИЙ  САД № 7       «РАДУГА»  КУЛУНДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ, УЛ. СОВЕТСКАЯ,43

                                   

Конспект НОД для детей старшей и подготовительной групп

«Что такое радость?»

Подготовила:

 педагог-психолог

Журбенко Г.В.

Конспект НОД для детей старшей и подготовительной групп

«Что такое радость?»

 

Цель: 

1.Развитие эмоциональной сферы детей.                                                                  2.Познакомить детей с чувством радости, учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов.                                                                                                               3.Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить его в мимике, этюдах, жестах.
4. Расширять представления детей об эмоции радость, формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.

Задачи:

1. Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.

2. Формировать позитивное отношение к своему «Я».

3. Формировать положительное отношение к сверстникам.

4. Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

Оборудование: игрушка солнышко, клубочек, зеркало, волшебный мешочек, коробка с конфетками, картинка "Радость", пиктограмма Радость, чистые листки пиктограммы, цветные карандаши.

Организация игровой деятельности.

   Этапы игрового сеанса:

I Вводная часть

     1. Упражнение " Солнышко по кругу"

    Доброе утро, дети! Давайте встанем в круг. Посмотрите, у меня в руках игрушка "солнышко". Солнце -  это свет, тепло, радость, хорошее настроение.  Я предлагаю, передать его по кругу и подарить друг другу, самую красивую улыбку.  Я, очень рада, что вы одарили улыбкой  друг друга, ведь когда человек улыбается, ему тоже, хочется улыбнуться в ответ. И от этого на душе, становится теплее. Ребята, и вот солнышко,  вернулось ко мне.

Организация детей: Дети стоят в кругу на ковре.

   А теперь мы с вами поиграем с солнечным зайчиком.

    2. Упражнение «Солнечный зайчик»

Психолог: Итак, Солнечный зайчик заглянул тебе в глазки. Закрой их. Он побежал по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги. Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь и подружись с ним.

       Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!

Организация детей: Дети стоят в кругу на ковре.  

  1. Упражнение «Волшебный мешочек»

      Посмотрите, что у меня в руках, это волшебный мешочек. Сейчас вы по очереди опустите руку внутрь мешочка и, не заглядывая туда, на ощупь определите, что в нем лежит. Кто потрогал и догадался, хранит свой секрет, пока мешочек не окажется у меня в руках. Кто догадался, что лежит в мешочке? Вы все догадались! Молодцы!

Да, это воздушный шарик – символ праздника и хорошего настроения!

Организация детей: Дети стоят в кругу на ковре.

 Ребята садитесь на стулья.

II.  Основная часть.

Психолог: Дети, тему нашего занятия, вам подскажет загадка, послушайте ее и скажите ответ.

Она у каждого бывает,
Кто про невзгоды забывает.
Ты хочешь петь и веселиться,
Ей можно с другом поделиться,
Она - любимая, как сладость.
Она – отрада наша, … (РАДОСТЬ).

      Правильно, это радость, сегодня дети мы познакомимся и поговорим о радости.                                                                                                                        

    А теперь посмотрите на лицо этого человека (пиктограмма «Радость»). Как вы думаете, этот человек грустный? А может быть, он сердитый? Или веселый и радостный?...  Да, этот человек радостный. Попробуем изобразить радость на своем лице. А поможет в этом нам зеркало.

         1.Упражнение «Зеркало»

             Педагог по кругу передает зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки. Ребята, изображать радость вы умеете, и это у вас хорошо получается.

Организация детей: Дети сидят в кругу на стульчиках.

        2. Упражнение "Нарисуй радость на лице"

    Психолог: А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать на лице радость. Возьмите кружочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как ему хочется. Молодцы, у вас отлично получилось!

Давайте поговорим о том, что же такое Радость для вас при помощи клубочка.

Организация детей: Дети сидят за партами и рисуют.

  1. Упражнение «Клубочек радости»

   

     Психолог: У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, скажет нам что для него означает Радость. Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня

                    Подумайте хорошенько и закончите предложения:

Что такое радость? (радость – это праздник, радость – это когда все радуются и тд)

Когда я радуюсь, я  … (улыбаюсь, прыгаю, смеюсь, танцую, пою…)

Я радуюсь, когда вижу  ... (подарки, мамино лицо, торт, сладости, клоуны…)

На, что похожа радость?... (Радость – похожа на  салют, фейерверк, на праздник, радость - это когда все радуются, когда видишь маму, купаешься на речке и т. д.)

Как можно порадовать человека? (подарить подарок и т.д.)

Психолог. Здорово! Молодцы,  дети вы почувствовали: когда мы говорили о радостных моментах, на душе у нас тоже становилось радостно и тепло.

Организация детей: Дети сидят в кругу на стульях.

 3. Этюд "Котенок, который хотел порадовать свою маму"

    Психолог: Ребята,  человек может улыбаться и радоваться не только тогда, когда ему что-то подарили или выполнили какое-то его желание, но и тогда, когда он сам сделает для другого что-то хорошее. В подтверждение своим словам я хочу прочитать вам небольшую сказку:

  "Жил-был на свете маленький котенок. Все у него было: много игрушек, сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал, играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Все надоело и ничего не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама забеспокоилась, не заболел ли ее сынок.  

      Однажды котенок ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому. Забрел на кухню и, увидел в раковине много грязной посуды. "Мама придет уставшая с работы, и ей придется еще мыть эту гору посуды", - подумал малыш. - "Может, я справлюсь с этой работой?" И он попробовал. Когда пришла мама, радостный котенок потащил ее на кухню. "Посмотри, мама, я сделал тебе подарок", - и показал на чистую раковину. Мама улыбнулась: "Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!" А котенок тоже улыбался - оказывается, так приятно доставить кому-то радость".

Организация детей: Дети сидят в кругу на стульях.

III Заключительная часть

  1. Упражнение «Волшебная коробочка»

    Психолог: Ребята послушайте, что я вам сегодня принесла. Покажите детям коробочку, закрытую крышкой. Потрясите коробочку, дети пусть попытаются отгадать на слух, что там находится.) Как вы думаете, что это может быть? На самом деле это конфетки. Но они не простые. Как только я вам их раздам вы превратитесь в добрых волшебников и сможете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле..

И тогда все люди станут радостными!!!!!

Организация детей: Дети стоят в кругу на ковре.

  1. Упражнение "Подари улыбку"

Психолог: Закройте глаза, и улыбнитесь себе. Встречайтесь со своей радостью в своем теле, находите ее, это место должно излучать тепло. Запомните это место. А, теперь откройте глаза и улыбнитесь друг другу. И подарите своему соседу по кругу самую красивую улыбку.

Организация детей: Дети стоят в кругу на ковре.

Рефлексия детей.

Психолог: Сегодня мы узнали о радости.

    Дети вспоминают о том, чем они занимались, что нового узнали. Психолог хвалит детей, за приятное занятие, отмечает положительные моменты, высказывает пожелания всей  группе: «Давайте же чаще улыбаться, и мир станет светлее от наших улыбок».

А теперь наше традиционное прощание:  Раз два три – мы сегодня молодцы!



Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ  «КАЛЕЙДОСКОП НАСТРОЕНИЙ»

ЦЕЛЬ: ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА ДОУ

           C:\Users\Теремок_1\Desktop\НЕДЕЛЯ психологии\НЕДЕЛЯ\ПЕРВЫЙ\пиктограммы — копия.jpg        C:\Users\Теремок_1\Desktop\НЕДЕЛЯ психологии\НЕДЕЛЯ\ПЕРВЫЙ\пиктограммы — копия (2).jpg             C:\Users\Теремок_1\Desktop\НЕДЕЛЯ психологии\НЕДЕЛЯ\ПЕРВЫЙ\пиктограммы — копия (3).jpgC:\Users\Теремок_1\Desktop\НЕДЕЛЯ психологии\НЕДЕЛЯ\ПЕРВЫЙ\пиктограммы — копия (4).jpg     C:\Users\Теремок_1\Desktop\НЕДЕЛЯ психологии\НЕДЕЛЯ\ПЕРВЫЙ\пиктограммы — копия (5).jpg   

     

                                                                                                                 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края, ул. Советская,43

Консультация для педагогов 

«Психологическое здоровье воспитателя -

залог успешности педагогической деятельности»

Подготовил:

Педагог-психолог

Журбенко Г.В.

2022 год

Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций

Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.

В образовании, в частности в дошкольном, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме педагогов уделено недостаточное внимание. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников. Если руководитель образовательного учреждения будет искать пути, способы, средства и методы для сохранения и укрепления здоровья педагогов в течение рабочего дня, то педагоги будут идти на работу с желанием, будут здоровы, эмоционально благополучны.

По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Что включает в себя понятие психологическое здоровье?

Само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования.

В качестве позитивного примера – влияния психического фактора на полноценное функционирование человека – можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психологически здорового человека.

Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования). Каждый из этих этапов сопряжен с определенными проблемами профессионального становления педагогов.

На этапе адаптации к своей профессии возникают, как правило, трудности методического, психологического или социального характера. Этап самоактуализации в профессии связан с кризисами компетентности, с состоянием дискомфорта, тревожности, страха перед решениями новых задач, несоответствием своего профессионального уровня уровню ожиданий окружающих, различных групп образовательных услуг.

Эмоциональные ресурсы человека, могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. «Синдром эмоционального выгорания» - один из механизмов защиты, который проявляется приобретенным стереотипом поведения, чаще всего в профессиональном поведении. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности. К сожалению, под влиянием больших нагрузок и требований, предъявляемых профессией, учитель зачастую не использует психологические знания на практике, поэтому в стрессовых ситуациях учитель становится и палачом и жертвой одновременно. Страдают дети, попадая в неблагоприятную нервозную среду, страдает и педагог, расплачивающийся за все психосоматическими и нервно-психическими заболеваниями.

Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, т.к. главным инструментом учителя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком. Психологическая некомпетентность учителя может привести к тому, что будет нарушено психическое здоровье ребенка и сведены на нет его естественные познавательные потребности.

«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества».

Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, то становится ясной такая схема: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.

Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.

Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:

  • чтобы не болеть;
  • чтобы принимать правильное решение. Надо научиться жить с хорошими эмоциями, противодействовать негативным эмоциям.

Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их.

Выделяют здоровье разрушающие эмоции:

гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние…

Есть эмоции здоровье создающие:

интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение… 

Уважаемые коллеги!!! Предлагаю для вас следующие рекомендации для сохранения своего здоровья:

– Начинайте каждый день с чувством радости.

– Поддерживайте это состояние в течение дня.

– Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.

– Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.

– Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.

– Питайтесь регулярно и разнообразно.

– Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.

– Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.

– Не переедайте на ночь.

– Спите не менее 8-ми часов в сутки.

– Занимайтесь физическими упражнениями.

– Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.

– Любите свою душу и тело.

– Старайтесь окружить их комфортом.

         В последнее время проблема сохранения психологического здоровья педагога образовательного учреждения стала особенно острой. Основная причина этому - повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения работника сферы образования, что приводит к возникновению невротических расстройств. Перегрузки в педагогической деятельности - привычное дело. После напряженного рабочего дня надо полноценно восстановить свои силы. Согласитесь, что иной раз к концу дня сил уже ни на что не хватает. Но давайте задумаемся вместе, раз мы уже так устаем сейчас, то что будет с нами через год-два? Надо что-то делать уже сегодня!

Заповеди психологического здоровья:

  • Не надо «переделывать» окружающих на свой лад
  • Не оставайтесь один на один с неприятностями
  • Самосовершенствуйтесь, вырабатывайте чувство собственного достоинства
  • Будьте реалистом, не ожидайте «манны с небес»
  • Умейте смотреть на себя со стороны
  • Не удерживайте в сознании тревожные мысли

Если человек воспринимает своё здоровье как «долг» перед кем-то, если смысл своего здоровья он видит в возможности осуществить какое-то важное дело, он сможет стать значительно здоровее, чем тот, для кого здоровье – его «личное дело». Педагог в России, что бы ни говорили про него сегодня, всегда был и остаётся особенным, в чём-то иррациональным человеком, стремящимся, часто неосознанно, быть учителем жизни, для которого слово «долг» является ключевым.

Вопросов к себе может быть и больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, человек приобретает мотивацию к тому, чтобы быть здоровым. Для того чтобы быть более уверенным в своих действиях, необходимо реально оценивать свои возможности, свои умения, давать себе правильную оценку. А еще нам нужно знать, как нас оценивают окружающие.

Упражнение «Ладонь»: обведите свою ладонь, в центре напишите имя, а на каждом пальчике ваши друзья или коллеги напишут какое-либо ваше положительное качество. Когда Вам станет грустно, посмотрите на эту ладонь и скажите «Ах, какая я хорошая! »

В человеке очень важны его чувства, и на протяжении всей жизни не растерять их. Предлагаю Вам послушать сказку «Про чувства»

Сказка «Про чувства».

Жили-были на свете разные чувства: Жалость, Внимание, Доверие, Долг, Забота, Страх, Злость, Радость. Поспорили они однажды о том, кто из них нужнее людям. Особенно горячились те чувства, которые люди считают хорошими, добрыми: Внимание (мама часто говорит: надо быть внимательным к другим людям, Забота (надо заботиться о людях)
 Доверие, Радость:  - Мы всем нужны, - говорят, - с нами хорошо.
          - Вот я! – говорит Внимание. – Я помогаю людям внимать, то есть интересоваться друг другом, помогать друг другу. Я очень полезное чувство.

         - А я? – говорит Забота. – Я прямо за ботинки хватаюсь, чтобы с человеком ничего не случилось, вот как забочусь.

         - А я-то, а я-то! – говорит Доверие. – Я помогаю людям верить, а это самое главное.
         - А уж про меня и говорить нечего, - отозвалась Радость. – Я же рай даю на земле. Так что все мы нужны, а от Жалости, Долга, Страха никакой пользы, только вред! Вот ты, Жалость, ты жалишь и жалишь, как пчела. А ты, Долг, только и твердишь: «Должен, должен». Тяжело ведь. А от тебя, Страх, одни неприятности. Всё «боюсь, да боюсь». А про тебя, Злость, и говорить нечего. Ты вся аж дрожишь, когда что-то не так. Не нужны вы никому – ни взрослым, ни детям. Уходите!

       - О, беда! – сказали отрицательные чувства, обиделись и ушли. Остались положительные чувства одни. Поначалу им хорошо было, никто не мешает. Внимание всё внемлет кому-нибудь, всё растворилось в нём, его самого уже и не видно. Исчезло уже совсем:   - Эх, была бы Жалость со мной, хоть бы ужалила, я бы огляделось и само собой осталось.  Забота всё заботится, за ботинки держит, не отпускает. Устала, надоело всё. Чувствует, сил уже у неё нет заботиться. Взяла да отпустила того, кого держала за ботинки, и тот свалился в пропасть. Тут она совсем расстроилась.

      - Эх, - говорит, - был бы сейчас со мной Долг. Я тогда могла бы долго заботиться.
         Тут Доверие и говорит:  - А я всему верю, всему доверяю. Пойду купаться. Я верю, что здесь неглубоко, ничего не случится. И прыг в воду. А там глубоко… Воды нахлебалось – не продохнуть. Доверие чуть не утонуло, еле выскочило.

        - Эх, был бы сейчас Страх со мной, посторожил бы, предостерёг, я бы сломя голову не полезло в воду.

          - А у меня всё хорошо, - говорит Радость. – Я всему радуюсь, всем рай даю. Ветер подул – она стоит и радуется. Потом дождь пошёл – она всё радуется. Затем град посыпал, пурга началась. Радость простыла, кашляет, чихает, температура поднялась.  - Эх, - говорит, - была бы со мной Злость, хотя бы задрожала, предупредила, что не так. Я бы тогда от ветра-дождя укрылась и была бы здорова.

        - Да, ребята, что-то у нас без наших друзей-приятелей – отрицательных чувств ничего не выходит. Давайте-ка их обратно позовём.

          И пошли они к отрицательным чувствам. Те сидят дома, горюют.
  - Никому мы не нужны, и зачем нас только природа создала. Всем без нас хорошо, да ещё говорят, что мы плохие.

        Тут дверь открывается, заходят положительные чувства и говорят: 
- Возвращайтесь к нам, давайте вместе жить, людям служить, а то дело без вас не идёт, плохо без вас всем.

     Согласились отрицательные чувства, и стали все чувства жить вместе. Жалость и Внимание под руку ходят. Следят, чтобы всё в меру было – не много и не мало. Долг с заботой подружился, Забота помогает Долгу заботиться. Страх Доверие предупреждает об опасности. А Злость разочек вздрогнет, чтобы Радость знала, если что не так, и о себе позаботилась.

Так и живут по сей день они вместе, потому что людям нужны и положительные, и отрицательные чувства, без них никак нельзя. И называются они не плохие и хорошие, а положительные и отрицательные.

В заключение своего выступления хочется прочитать Вам притчу:

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? » А сам думает: «скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Поэтому, уважаемые коллеги: ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ

Желаем быть всегда мудрыми и здоровыми!

 

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Лободин В.Т., Лавреченова Г.В. Лободина С.В. «Как сохранить здоровье педагога».
  2. Стрельникова А. Н. «Техники оздоровительного дыхания» М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя психологии

Неделя психологии...

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ДОУ

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ДОУ...

областная неделя психологии

VII районная Неделя психологии «Галактическое содружество»  3 – 10 октября 2011 г. в МБДОУ – детского сада комбинированного вида «Теремок»р.п. Краснообска, Новосибирского района Новосибир...

Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»

Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...

Отчет о Неделе психологии и логопедии "Радужная неделя"

С 20 по 24 января 2020 года в МАДОУ ДС №6 "Василек" прошла Неделя психологии и логопедии. Мы назвали ее "Радужная неделя". Вашему вниманию представляю краткий фотоотчет....

Неделя психологии «Дружим с психологией», (рекомендации)

Будет неправильно полагать, что решение детских конфликтов — это сугубо личное дело ребенка и без вас он лучше разберется. Родители должны помочь осознать маленькому человечку, что быстрей и над...