Джутовая филигрань
методическая разработка (подготовительная группа)
Мастер- класс на конкурс " Ярмарка народных промыслов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dzhutovaya_filigran.docx | 590.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» СЕЛА ПИТЕРКА ПИТЕРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Конкурс: «Ярмарка народных промыслов»
Номинация: «Плетение»
Джутовая филигрань
Алёшина Мария Ивановна, воспитатель, первая квалификационная категория
Питерка
2022 год
Филигрань (итал. filigrana, из лат. filum «нить» + granum «зерно») — ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. д. проволоки, также изделия, выполненные в такой технике называют «скань».
Материалами для филигранных работ служат тончайшие проволочные нити из различных металлов: золота, серебра, платины, а также меди, латуни, мельхиора. В основном в технике филиграни изготавливают ювелирные украшения, а также чаши, подносы, шкатулки, рамы для икон и прочее.
История филигранного промысла. История филиграни насчитывает около 5000 лет, а изобрели эту ювелирную технику в Месопотамии. В России искусство филиграни начало бурно развиваться в начале XVIII века, после того как секреты этого ремесла привезли шведские мастера, приехавшие на постоянное поселение. Первые филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В настоящее время филигрань так же пользуется спросом
Джутовая филигрань - это современный вид искусства. Первое слово в названии техники говорит о том, что традиционные материалы заменили на джутовую нить, а сама техника так же заключается в скручивании и соединении деталей. В данной технике так же изготавливаются самые разнообразные вещи: подвески, серьги, вазочк, шкатулки и прочее. Для джутовой филиграни не требуется специальных приспособлений и дорогостоящих материалов.
Занятия джутовой нитью развивают мелкую моторику рук, пространственную ориентировку, внимание, способствуют сосредоточенности, учат аккуратности, терпению, настойчивости в достижении цели, а так же являются средством эмоционально-эстетического воспитания и развития детей.
Для занятий не требуется никаких особых условий деятельности.
Данный мастер класс по «джутовой филиграни» составлен для детей подготовительной группы в возрасте 6 - 7 с целью продолжить знакомство с народными промыслами и ремеслами.
Цель: продолжать знакомство с народными промыслами и ремеслами.
Задачи: знакомить с историей филигранного дела, техникой выполнения и материалами, образцами филиграни старинных и современных мастеров; знакомить с техникой джутовой филиграни и выполнить практическую работу; воспитывать интерес к истории и культуре, аккуратность, усидчивость.
Материалы для работы: джутовая нить или нить для вязания, файл, схема, клей «ПВА», кисточка для клея, ножницы, влажные салфетки.
Предварительная работа просмотр презентации «Джутовая филигрань».
Методы:
интерактивный (словесный, наглядный, практический);
исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества).
Приемы:
объяснение;
консультация;
рассказ;
беседа с показом практических действий;
изготовление поделки;
Ход мастер – класса
Организационный этап.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я прочла одну сказку, и мне очень захотелось вас с ней познакомить. Героиня сказки - девочка Аня и мне кажется, у вас с ней есть что-то общее. Внимательно послушайте и подумайте, что же общего у вас с этой девочкой.
Сказка "Волшебное перо"
Жила – была девочка, её звали Аня. Она жила в одиноком домике около леса. Девочка была очень одинока – у неё не было ни друзей, ни соседей. Аня любила гулять в лесу зимой.
Однажды перед Рождеством она пошла погулять в лес и увидела на заснеженной поляне домик. Она подошла к домику и постучала в дверь. Дверь сама широко открылась, как бы приглашая девочку. Аня вошла в дом и увидела там волшебное перо. Оно сияло как солнце. Перо сказало: «Возьми меня к себе, я буду приносить тебе счастье!». Девочка взяла перо и спрятала. Она пришла домой, положила перо. Оно сильнее засияло ярким светом и сказало: «Загадай своё самое заветное желание и я его исполню». Аня сказала: «Я хочу, чтобы у меня было много друзей и соседей». Перо сказало: «Хорошо, я исполню твоё желание». И оно исполнило её желание. Во дворе у Ани появилось много друзей и соседей. Девочка обрадовалась и побежала во двор знакомиться с новыми детьми.
Наступил вечер, Аня пришла с улицы и легла спать. А перо положила рядом, и оно было для неё ночником и сверкало таинственным неярким светом. Наступило утро, девочка умылась, сделала причёску, позавтракала и пошла гулять. Потом, когда днем они с мамой обедали, мама рассказала ей о том, что неподалёку есть школа. Ане давно хотелось ходить в эту школу, потому что она слышала, что школа была необычная. Там учили не только грамоте, письму и чтению, но и тому, как совершать добрые дела, чтобы от этого все вокруг становились добрее и счастливее. Мама сказала: «Завтра ты идёшь в эту школу».
Аня обрадовалась и побежала в свою комнату. Подойдя к перу, она услышала: «Я знаю, ты завтра пойдёшь в школу». «Да!» - ответила девочка. «А хочешь, я буду помогать тебе делать уроки и добрые дела?» «Хочу!» - сказала Аня.
На следующее утро Аня пошла в школу. Оказалось, что её друзья тоже ходят в эту школу. И они вместе многому научились, вместе совершали хорошие дела.
Вечерами Аня часто брала в ладошки своё перо и разговаривала с ним. Она рассказывала о том, что произошло за день. Однажды девочка сказала перу: «Дорогое моё пёрышко, как я рада, что ты всегда помогаешь мне, без тебя у меня ничего бы не получалось!». На это перо ответило: «У тебя в делах всё получается не только потому, что я помогаю тебе, но и потому, что у тебя доброе и отзывчивое сердце. И твоим друзьям от этого хорошо с тобой. А вместе вы – сила!». (Демьянова Ангелина Евгеньевна)
- Понравилась вам сказка? (Ответ детей)
- Что же общего у вас и этой девочки Ани? (ответы детей) (Вывод : дети тоже в этом году идут в школу)
- А хотелось бы вам иметь такое же перышко? (Да)
- В сказке перышко было волшебное, необычное.… И я вам тоже предлагаю сделать необычное перышко. В технике джутовая филигрань. Накануне я вас познакомила с историей народного промысла « филигрань», с различными изделиями в этой технике. Итак, мы сегодня попробуем себя в роли мастеров филигранного дела.
Для работы нам понадобится:
- джутовая нить,
- схема пера в файле,
- клей «ПВА»,
- кисточка для клея,
- ножницы,
- влажные салфетки.
- Прежде чем приступить к практической части нашего занятия повторим правила техники безопасности
Техника безопасности при работе с клеем «ПВА».
1. С клеем обращайтесь осторожно.
2. Наноси клей на поверхность изделия очень аккуратно.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на лицо, особенно глаза.
4. По окончании работы обязательно вымыть руки.
5. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
Техника безопасности при работе с ножницами.
Работать ножницами можно, но только очень осторожно.
Очень важно всем понять, как их нужно подавать?
Не острыми конечками, а вперед колечками.
Влево – вправо не маши, а на место уложи,
Не пугаю я напрасно, ножницы – предмет опасный.
Нужно правила всем знать, аккуратно соблюдать.
И получим ты и я наслажденье от труда!
Основная часть.
Перед вами в файлах на листочках бумаги эскиз пера.
На эскиз наносим клей ПВА. Начинаем работу с аккуратного и очень внимательного нанесения клея по всему контуру эскиза рисунка.
Теперь поверх клеевого контура выкладываем отрезки шпагата. Следует учесть, что джутовая нить неоднородная. При укладке ее следует слегка расправлять и перекручивать. Изготавливаем завитки и накладываем на эскиз, плотно укладывая на клеевую основу.
Клей наносим не только на контуры эскиза, но и на сам шпагат.
Таким образом заполняется все поле.
После обработки всего эскиза джутовая филигрань еще не готова. Изделие нужно просушить. Через шесть часов клей хорошо просохнет.
Изделие просохло. Нужно отделить изделие отделить от файла.
Для этого достаточно просто аккуратно поддеть изделие.
Теперь работа закончена.
Итог мастер- класса.
Вы такие молодцы, все старались на занятии! У каждого из вас получилось очень красивое перышко.
Рефлексия.
Понравилось вам быть мастерами филигранного дела? (ответы детей)
Что вам показалось трудным? (ответы детей)
Создавая это волшебное пёрышко, вы вложили столько сил, труда терпения, старания. Поэтому оно получилось красивым и аккуратным. Я очень надеюсь, что оно вам будет всегда и во всем помогать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс : " Лягушки - квакушки!".Поделка с использованием джутовой нити.
Материал будет интересен педагогам длч изготовления поделок с использованием различных материалов....
Дополнительная общеразвивающая программа по рисованию нитью в технике "джутовая филигрань" "Талантики"
Программа для детей дошкольного возраста по рисованию нитью в технике "джутовая филигрань"...
Мастер класс "Джутовая филигрань"
Джутовая филигрань позволяет создавать из джутового шпагпта изящные изделия и предметы интерьера....
Мастер класс для педагогов «Джутовая филигрань».
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению техники «джутовая филигрань»....
Джутовая филигрань
Джутовая филигрань позволяет создавать изящные ажурные изделия как для себя, так и для дома....
Дополнительная общеразвивающая программа по изодеятельности в технике «джутовая филигрань» «Талантики»
рабочая программа кружка...
Мастер класс "Джутовая филигрань"
Пано "Рыбка"из джута...