Дорожная карта по реализации проекта «Наставничество» в МАДОУ ДСКВ "Солнышко"
материал
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«СОЛНЫШКО»
_____________________________________________________________________________
ПРИКАЗ
__________________ № __________
О наставничестве
в МАДОУ ДСКВ «Солнышко»
В целях повышения эффективности работы с молодыми педагогами, оказания помощи молодым педагогам в приобретении навыков практической деятельности в МАДОУ ДСКВ «Солнышко», в соответствии с приказом управления образования администрации города Покачи от 31.10.2018 № 360-О «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») по реализации проекта «Наставничество»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1.1. Положение о наставничестве в МАДОУ ДСКВ «Солнышко» (Приложение 1).
1.2. Методические рекомендации по развитию наставничества в образовательной организации (Приложение 2).
1.3. Анкету для молодых педагогов (Приложение 3).
1.4. Примерный план работы наставников (Приложение 4).
1.5. Примерную форму индивидуального плана по наставничеству (Приложение 5).
1.6. Форму отчета о проделанной работе по организации наставничества (Приложение 6).
1.7. Список наставников и закрепленных за ними молодых педагогов на 2018-2019 уч.г. (Приложение 7)
2. Руководство деятельностью по организации наставничества возложить на заместителя заведующего Серкову Л.Е.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Заведующий
МАДОУ ДСКВ «Солнышко» Г.В.Морозова
Приложение 1
к приказу № ___ от _________
Положение о наставничестве
в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида «Солнышко»
1. Глоссарий
Наставничество – разновидность индивидуальной методической работы с молодыми педагогами, не имеющими опыта профессиональной педагогической деятельности.
Наставник – педагогический работник, имеющий опыт работы в образовательной организации, достигший значительных результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.
Молодой специалист – начинающий профессиональную деятельность педагог, как правило, получивший базовое педагогическое образование, приобретающий практический опыт под непосредственным руководством наставника по согласованному индивидуальному плану профессионального становления.
Дошкольное наставничество – систематическая индивидуальная работа опытного педагога детского сада (наставника) с молодым специалистом, направленная на развитие его профессиональных компетенций в области теории и методики проводимых занятий по воспитанию и развитию воспитанников, реализации программ внеурочной деятельности и др.
2. Цели и задачи дошкольного наставничества
2.1. Целью дошкольного наставничества является оказание методической помощи и поддержки молодым специалистам в процессе профессионального становления со стороны опытных коллег.
2.2. Основными задачами дошкольного наставничества являются:
- привитие молодым специалистам интереса к педагогической профессии, сохранение и увеличение численности педагогических коллективов;
- ускорение процесса профессионального становления молодых педагогов, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять должностные обязанности;
- формирование ответственного и творческого отношения к организации образовательного процесса;
- адаптация к корпоративной культуре образовательной организации, к ее традициям, нормам и правилам поведения.
3. Организационные основы дошкольного наставничества
3.1. Дошкольное наставничество оформляется приказом заведующего.
3.2. Руководство деятельностью наставников в масштабе детского сада осуществляет заместитель заведующего.
3.3. Заместитель заведующего подбирает кандидатуру наставника из числа наиболее опытных педагогических работников, имеющих системное представление о педагогической деятельности, стабильно высокие показатели в области обучения, воспитания и развития воспитанников, опыт методической работы, способность и готовность делиться профессиональным опытом; обладающих гибкостью и деликатностью в общении; имеющих стаж педагогической деятельности не менее десяти лет.
3.4. Наставник может иметь одновременно не более двух молодых специалистов. Как правило, опытный педагог назначается наставником на срок не менее одного года.
3.5. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседании методического совета. На основании решения методического совета издается приказ заведующего об организации наставничества.
3.6. Замена наставника производится приказом заведующего в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу молодого специалиста или наставника;
- привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
- психологической несовместимости наставника и молодого специалиста.
3.7. Показателями оценки эффективности работы наставника является повышение качества выполнения задач молодым специалистом в период наставничества. Оценку эффективности работы наставника осуществляет методический совет дошкольного учреждения.
4. Обязанности наставника
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
- вводить молодого специалиста в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогическому работнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
- контролировать и оценивать проведение молодым специалистом учебных занятий и внеурочных мероприятий;
- изучать профессиональные и нравственные качества молодого специалиста, его увлечения, наклонности, круг досугового общения, его отношение к педагогической деятельности, дошкольному коллективу, воспитанниками, их родителям (законным представителям);
- разрабатывать совместно с молодым специалистом индивидуальный план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального и нравственного развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки;
- контролировать выполнение индивидуального плана профессионального становления молодого специалиста;
- привлекать молодого специалиста к участию в общественной жизни педагогического коллектива, содействовать развитию общекультурной и профессиональной компетентности;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.
5. Права наставника
- в случае необходимости и с согласия заместителя заведующего, курирующего деятельность наставничества, подключать к работе с молодым специалистом других педагогических работников детского сада;
- получать вознаграждение за наставничество в рамках стимулирующей части фонда оплаты труда.
6. Обязанности молодого специалиста
В период наставничества молодой специалист обязан:
- изучать нормативно-правовые акты, определяющие требования к организации образовательного процесса в школе, к его результатам, должностные обязанности педагога, требования охраны труда и техники безопасности, права и обязанности обучающихся и их родителей (законных представителей);
- выполнять индивидуальный план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального педагогического мастерства, овладевать практическими навыками в области обучения, воспитания и развития воспитанников;
- использовать все возможности системы образования для своего профессионального развития: посещать открытые занятия, конкурсы профессионального мастерства, заседания методических объединений, обучаться на курсах повышения квалификации, участвовать в работе проблемных семинаров, вебинаров, конференций, круглых столов и т.д.
- правильно выстраивать свои взаимоотношения с наставником, коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями);
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.
7. Права молодого специалиста
- вносить на рассмотрение администрации детского сада предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- защищать профессиональную честь и достоинство;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку работы молодого специалиста, давать по ним разъяснения;
- посещать организации социальных партнеров по вопросам, связанным с педагогической деятельностью;
- повышать квалификацию в организациях системы повышения квалификации;
- защищать свои интересы в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики;
8. Руководство работой наставника
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя заведующего
8.2. Заместитель заведующего обязан:
- представить назначенного молодого специалиста педагогическим работникам детского сада, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для наставничества;
- оказывать организационную, методическую помощь в развитии системы дошкольного наставничества;
- изучать, обобщать и распространять положительный опыт дошкольного наставничества;
- определять меры поощрения наставников.
9. Документы, регламентирующие дошкольное наставничество
9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
- настоящее Положение;
- приказ заведующего об организации наставничества;
- индивидуальный план по осуществлению наставничества над молодым педагогом
- отчет о проделанной работе наставника.
Приложение 2
к приказу № ____ от _________
Методические рекомендации по развитию наставничества
в образовательной организации
Одной из важнейших задач администрации и коллектива образовательной организации является создание условий для профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Решить эту проблему поможет создание системы дошкольного наставничества.
Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Кроме того, наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Современному детскому саду нужен профессионально компетентный, творчески мыслящий и работающий педагог, способный к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ дошкольной действительности и социально педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.
Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.
Задача наставника – помочь молодому воспитателю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация детского сада должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.
Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Наставнику следует:
1) обратить особое внимание молодого специалиста на:
- требования к организации учебно-воспитательного процесса;
- возможности использования в практической деятельности дидактических и технических средств обучения;
- требования к ведению дошкольной документации.
2) обеспечить поддержку молодым педагогам в области:
- практического освоения основ педагогической деятельности (проектирование, подготовка, проведение и самоанализ занятия; формы, методы и приемы обучения; психологические основы управления деятельностью воспитанников на занятии, создание благоприятного психологического климата на занятиях и др.);
- разработки программы творческого саморазвития;
- выбора приоритетной методической темы для самообразования;
- определение направлений повышения квалификации;
- применение ИКТ-технологий в образовательной практике;
- подготовки к предстоящей аттестации на квалификационную категорию.
Руководитель образовательного учреждения совместно с старшим воспитателем , педагогом наставником, выстраивая систему работы с молодыми специалистами, должен осуществлять учет различных траекторий профессионального роста молодого педагога (специализация, дополнительная специальность, должностной рост).
Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с входного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт.
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в «малых группах», анализ педагогических ситуаций и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.
Организация наставничества – это одно из важных направлений деятельности любого руководителя. Руководителю образовательного учреждения следует стремиться к неформальному подходу в обучении педагогической молодежи: обучаюсь – делая; делаю – обучаясь; формировать общественную активность молодых учителей, обучать их объективному анализу и самоанализу. Не следует бояться таких форм работы с молодежью, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на уроках, посещают уроки своих старших коллег, рефлексируют, обмениваются опытом, мнениями.
Целесообразно также проводить анкетирование молодых педагогов.
Цели анкетирования:
- выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году;
- проследить достижения молодых педагогов по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы;
- выявить степень участия молодых педагогов в реализации единой методической темы школы «Дифференцированное обучение учащихся как залог повышения качества образовательного процесса».
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и учениками, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению воспитателями -мастерами. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего воспитателя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.
Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы с молодыми педагогами, как проведение аукциона педагогических идей. В процессе такого общения воспитатели отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных учителей наставников и молодых педагогов, которые помогут друг другу.
Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если администрация детского сада и наставники подготовят им различные «памятки»:
- обязанности воспитателя;
- организация работы с неуспевающими воспитанниками;
- анализ и самоанализ занятия;
- как правильно организовать работу с родителями;
- методические рекомендации по проведению родительского собрания, внегрупповых мероприятий и др.
Администрация детского сада или воспитатель - наставник могут создать портфолио молодого специалиста, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные занятия и т. д. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности.
Портфолио – своеобразный паспорт повышения профессионального уровня педагога, свидетельствующий о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отвечающий его потребности в практической самореализации. Кроме того, портфолио может быть использован и как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации на квалификационную категорию. Создание такого документа позволяет избежать формализма в деятельности наставника, целенаправленно и системно подходить к отбору форм и методов работы с начинающим учителем, адекватно оценивать результаты профессионального роста и позитивных изменений в его профессиональной деятельности. Портфолио может вести и сам молодой учитель, отмечая в нем повышение своей профессиональной компетентности и достижения в личностном росте.
Приложение 3
к приказу № ___ от _________
АНКЕТА для молодых педагогов
1.Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
Да
Нет
Частично
2.Каких знаний, умений, навыков вам не хватает в настоящее время?______________________________________________________
3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?
- в календарно-тематическом планировании
- проведении занятий
- проведении внегрупповых мероприятий
- общении с коллегами, администрацией
- общении с воспитанниками , их родителями
- другое (допишите) _____________________________________________
4. Что представляет для вас наибольшую трудность?
- формулировать цели занятия
- выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока
- мотивировать деятельность воспитанников
- формулировать вопросы проблемного характера
- создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении
- подготавливать для воспитанников задания различной степени трудности
- активизировать деятельность воспитанников на занятии
- организовывать сотрудничество между воспитанниками
- организовывать само и взаимоконтроль воспитанников
- организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН воспитанников
- развивать творческие способности воспитанников
другое (допишите)______________________________________________
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- cамообразованию
- практико-ориентированному семинару
- курсам повышения квалификации
- мастер-классам
- творческим лабораториям
- индивидуальной помощи со стороны наставника
- школе молодого педагога
- другое (допишите)__________________________________________
6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- типы занятий, методика их подготовки и проведения
- методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
- приемы активизации учебно-познавательной деятельности воспитанников
- учет и оценка знаний воспитанников
- психолого-педагогические особенности воспитанников разных возрастов
- урегулирование конфликтных ситуаций
- формы работы с родителями
- формы и методы педагогического сотрудничества с воспитанниками
- другое (допишите) ________________________________________
Приложение 4
к приказу № ___ от __________
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
работы наставника на период с __________ г по ___________ г
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки выполнения | Отметка о выполнении | Примечание |
1. | Изучить анкетные данные специалиста | |||
2. | Ознакомить специалиста с историей и традициями ОУ | |||
3. | Оказать помощь специалисту в усвоении основных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию деятельности ОУ | |||
4. | Провести со специалистом беседу о профессиональной этике | |||
5. | Подобрать и рекомендовать специалисту для изучения перечень специальной литературы, провести с ним беседу | |||
6. | Оказать помощь в разработке плана проведения мероприятий | |||
7. | Оказать методическую помощь | |||
8. | На конкретных примерах объяснить порядок, формы и методы взаимодействия с другими организациями | |||
9. | Подготовить характеристику на закрепленного специалиста |
ФИО наставника
Подпись наставника «__» ________ 20__ г.
Приложение 5
к приказу № ___ от _________
Примерная форма индивидуального плана по осуществлению наставничества над молодым педагогом
№ п/п | Мероприятия | Дата | Отметка о выполнении | Примечание |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. |
|
Приложение 6
к приказу № ___ от __________
Отчет о проделанной работе по организации наставничества за 20___ год
Наименование ОУ | ||||||||||||
Ф.И.О. наставника, должность, № приказа и дата назначения наставника | ||||||||||||
Педагогический стаж работы наставника | ||||||||||||
Ф.И.О. педагога, в отношении которого осуществляется наставничество | ||||||||||||
Даты начала и окончания работы наставника с молодым педагогом | ||||||||||||
Шкала оценок | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
не соответствует требованиям (знания и владение навыками отсутствует) | частично соответствует (знания и навыки недостаточные, отрывочные и несистематизированные, неуверенно применяются на практике) | соответствует требованиям (знания достаточно полные, но имеются вопросы, требующие дополнительной консультации, владение навыками достаточно уверенное) | превосходит требования (знания исчерпывающие, умения уверенно применяются на практике) | |||||||||
Профессиональные знания и умения | ||||||||||||
№ | Наименование выполненных мероприятий по осуществлению наставничества | Дата начала | Дата окончания | Оценка наставника | Оценка руководителя | Комментарии | ||||||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
Предварительная оценка (на основании выставленных наставником оценок) | ||||||||||||
Итоговая оценка (с учетом корректировок руководителя) | ||||||||||||
Руководитель _____________ ________________________________________ «______»_____________________20__________г. подпись Ф.И.О. Наставник _____________ ________________________________________ «______»_____________________20__________г. подпись Ф.И.О. Педагог с результатами наставничества ознакомлен____________________ «______»_____________________20__________г.
|
Приложение 7
к приказу №_________от ____________
Список наставников и закрепленных за ними молодых педагогов на 2018 - 2019 уч.г.
№п/п | ФИО наставника | Должность | ФИО молодого педагога | Должность |
1 | Будайчиева Рема Джавидовна | воспитатель | Абдурахманова Зарина Тельмановна | воспитатель |
2 | Дворцова Ольга Александровна | воспитатель | Макеева Татьяна Алексеевна | воспитатель |
3 | Хабирова Людмила Юрьевна | воспитатель | Будайханова Айна Муратовна | воспитатель |
4 | Левенчук Людмила Николаевна | воспитатель | Адуева Гульнара Гамзаевна | воспитатель |
5 | Зобова Марина Валерьевна | инструктор по физической культуре | Магомедова Светлана Хабибовна | инструктор по физической культуре |
6 | Якубова Зелиха Фетулаховна | воспитатель | Лещенко Алена Игоревна | воспитатель |
7 | Захраббекова Исли Магомедовна | воспитатель | Тагирова Сабина Керимхановна | воспитатель |
8 | Атавина Наталья Михайловна | воспитатель | Юсупова Анастасия Андреевна | воспитатель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дорожная карта" внедрения целевой модели наставничества
Данная "дорожная карта" разработана с целью внедрения региональной модели наставничества....
Дорожная карта по реализации проекта по экологическому воспитанию "Природа - наше богатство"
В этой дорожной карте расписаны мероприятия по экологическому проекту "Природа - наше богатство"...
План мероприятий (дорожная карта) по реализации проекта «Первоклассные родители» в МКДОУ детский сад «Сказка» на 2021-2022 учебный год
План мероприятий (дорожная карта)по реализация проекта "Первокласные родители" в МКДОУ детский сад "Сказка"...
Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества в МКДОУ «д/с №30»
План включает: подготовку условий, формирование базы наставляемых и наставников и т.д....
Реализация проекта "Наставничество" Мастер-класс "Воспитатель-может всё"
Мастер-класс "Воспитатель-может всё"...
Дорожная карта по реализации инновационного проекта «Азбука юного финансиста» на период 2021 – 2024 годов
Дорожная карта по реализации инновационного проекта «Азбука юного финансиста» на период 2021 – 2024 годов...
Дорожная карта для реализации регионального проекта в 2021 году «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательных организациях Иркутской области», МБДОУ г. Иркутска детский сад № 44 по теме: «Взаимодействие воспитателя с музыкальным
Дорожная карта для реализации регионального проекта в 2021 году«Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательных организациях Иркутской области», МБДОУ г. Иркутска де...