Сюжетно – ролевые игры в средней группе
картотека (средняя группа)

Воспитатель
  • Сюжетно-ролевые игры это - игры, в которых ребенок, входе игры, примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей. Таких игр невероятно много, потому что сюжеты для них ребенок черпает в окружающей его реальности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_-_rolevye_igry_v_sredney_gruppe.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно – ролевые игры в средней группе

Февраль

«Экскурсия по городу»

Задачи:

-закреплять умение осуществлять игровые действия с воображаемыми объектами;

-использовать предметы заместители;

- продолжать развивать речь;

- пополнять представления о городе, профессиях;

Материалы:

  • Телефон, фотоальбом «Наш любимый город»
  • кепка шофёра, руль, набор инструментов
  • плоскостные цветы-ромашки, тренажёры - круги, гантели, скакалки, обручи)
  • вывеска «касса», билеты, карусель, модули
  • салфетки, чашки, блюдца, ягоды, фрукты, масса для лепки, пирожные,
  • сумка кондуктора, билеты, деньги.

Предварительная работа:

-рассматривание альбома «Наш любимый город»

- изучение правил дорожного движения

-знакомство с работой водителя, кассира, контролёра, инструктора по физкультуре, официанта, повара, кассира, контролёра

- разучивание игр и песен, ролевых слов и действий

Ход игры:

1. Мотивация на игру.

Дети с воспитателем садятся кругом на стульчики.

В. Ребята, посмотрите какой новый альбом нам дали посмотреть ребята из группы «Почемучки». Называется он Основная часть игры «Наш любимый город»

- Как называется наш город? (Миасс)

-Какие достопримечательности есть в нашем городе (памятники, театры, музеи)

- Хотелось бы вам поехать на экскурсию по городу?

- Куда бы вы хотели поехать (на стадион, в парк, в кафе)

- Хорошо, только сначала надо договориться, смогут ли нас сегодня там встретить. Давайте я позвоню по телефону и договорюсь о встрече.

2. Распределение ролей.

-На чём мы поедем (на автобусе)

-Кто водит автобус? (шофёр). Кто хочет быть шофёром? Кондуктором? Тренером на стадионе?

кассиром в парке? Контролёром на карусели? Поваром? Официантом?

3. Подготовка рабочих мест.

Кто имеет роли, занимают свои рабочие места и готовят их к игре. Остальные дети строят автобус.

4. Основная часть игры.

Садимся в автобус. Не забываем, что входим через заднюю дверь, Мальчики пропускают девочек. Вспомним правила поведения в автобусе.

А для пассажиров тоже правил всяких есть немало

Соблюдать их каждый должен, а не ездить, как попало!

Надо проходить вперёд, не задерживать народ.

Возле двери не стоять, выходящим не мешать.

И за поручни держаться, стоять прямо, не кривляться.

Старшим место уступать, старших нужно уважать!

Шофёр: Осторожно, двери закрываются! Пристегните ремни! Следующая остановка «Стадион».

Кондуктор обилечивает пассажиров. Поём песню «Вот мы в автобусе сидим»

Шофёр: Остановка «Стадион».

Воспитатель: Давайте пройдём на стадион. А что делают люди на стадионе? Кто проводит тренировки?

Инструктор: Здравствуйте! Добро пожаловать на наш стадион! Здесь очень много тренажёров, на которых вы сможете позаниматься, но для начала надо провести разминку. На цветочки становись!

«Зверобика»

А теперь вы можете позаниматься на наших тренажёрах, чтобы укрепить своё здоровье.

-Здоровье в порядке?

-Спасибо зарядке!

В. Давайте поблагодарим тренера Соню и отправимся дальше в путь. Экскурсия по городу продолжается. Следующая остановка «Парк чудес»

Дети заходят в автобус. Поют песню «Автобус» 1 куплет.

Шофёр: Остановка «Парк чудес»

Директор парка: Здравствуйте, я директор парка. Приглашаю вас покататься на наших весёлых каруселях. Прошу приобрести билеты в кассе парка.

Дети покупают билеты на карусель.

игра «Карусель»

Еле-еле, еле-еле закружились карусели, а потом, а потом, всё бегом, бегом, бегом. тише, тише, не спешите, карусель остановите! Раз и два, раз и два! Вот и кончилась игра!

Благодарим работников парка. Садимся в автобус.

Поём песню «Автобус» 1 куплет. Приезжаем в кафе «Лесная сказка».

Приезжаем в кафе. Садимся за стол. Официант принимает заказ. Повар выдаёт заказ официанту. Благодарим работников кафе. Проходим в автобус. Возвращаемся в детский сад.

музыка «Ералаш»

5. Итог игры.

Возвращение в детский сад. Воспитатель встречает детей. Дети рассказывают об экскурсии.

«Шоферы»

Цель: Развитие игровой деятельности

Задачи:

Учить детей объединяться по 2-3 ребёнка для самостоятельных игр, подводим детей к самостоятельному замыслу игровых сюжетов. Знакомить детей с профессией шофера.

Продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир). Выполнять постепенно усложняющиеся правила: действовать по сигналу воспитателя (остановка, пассажирам выходить); Воспитывать интерес и уважение к профессии водителя, закреплять умения выполнять игровые действия.

Игровой материал.

Разнообразные машины, строительный материал, игрушки-животные, набор инструментов, игрушки-заместители: круг, кольцо от кольцеброса

Предварительная работа

Наблюдения за машинами на прогулке. Рассматривание картины «Автобус». Игра – занятие с сюжетными картинками «За рулем». Разучивание стихотворения А.Барто. «Грузовик», Б.Заходер «Шофер». Разучивание подвижной игры «Воробышки и автомобиль»

Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?» Чтение и рассматривание иллюстраций из серии «Маленькие шоферы», активизация словаря «шофер»,

«пассажиры». Дидактическая игра «Почини машинку». Постройка гаража из строительного материала.

Игровые роли: шофер, пассажиры

Ход игры.

Игру начать с прочтения рассказа «Как машина зверят катала».

«Стоит на дороге машина. Сама синяя, кузов желтый, колеса красные. Красивая машина! Увидели ее лесные звери, остановились, смотрят. Ай, да машина! Хороша машина!

Любопытная белочка подбежала поближе. Заглянула в кузов. Нет никого! Прыгнула белочка в кузов, а машина-то и поехала: вперед-назад, вперед-назад.

Подъехала машина к зайчику, загудела: бип-бип-бип!

Прыгнул в машину зайчик. И опять машина поехала: вперед-назад, вперед-назад. Подъехала машина к медвежонку, загудела: бип-бип-бип!

Влез медвежонок в кузов. Поехала машина: вперед-назад, вперед-назад. Белочка, зайчик и медвежонок рады!

Влез в кузов ежик. Поехала машина: вперед-назад, вперед-назад. Ура! Накатались малыши, устали.

Первой из машины выпрыгнула белочка, за ней …? — зайчик. Потом вылез …? — медвежонок. А ежик — он ведь прыгать не умеет — никак не может слезть.

Расстроился! Медвежонок, вот умница-то, вернулся и протянул ежику лапу. Воспитанные люди и звери всегда помогают друг другу.

Только ежонок вылез из машины, она и уехала. «До свидания, синяя машина! Спасибо тебе!» — закричали ей вслед зверята».

Воспитатель спрашивает детей, кто катал зверей на машине.

Физ. минутка:

Едем, едем на машине Нажимаем на педаль

Газ включаем, выключаем

Смотрим пристально мы вдаль, Дворники стирают капли

Вправо, влево – чистота, Волосы ерошит ветер,

Мы – шоферы – хоть куда!

(дети выполняют движения, соответствующие тексту)

Воспитатель включает детей в игру и ставит перед ними игровую цель:

«Сегодня мы с вами поедем на большой машине в гости к зверятам. Я буду строить большую машину, а вы мне помогать. Будете возить на маленьких машинах кубики, кирпичики.

- Я буду говорить вам, что вы повезете на машине. Маша привезет кубики, Толя привезет кирпичики, Таня привезет руль ...».

Проблемная ситуация

Во время игры воспитатель обращается к ребенку: «Ваня посмотри, у тебя колесо не крутится, сломалось? Что делать? Нужно приподнять машину и поменять колесо. Воспитатель побуждает к самостоятельному поиску предмета-заместителя. Что нужно сделать, что бы колесо не ломалось? Надо хорошо закрутить гайку.

-Антон принеси Ване инструменты, помоги, пожалуйста, отремонтировать колесо. Ты гуди сильней, мотор.

Я - умелый шофер.

Надо - влево руль кручу, надо -  гайку подкручу,

дам сигналу погудеть - должен все шофер уметь.»

Воспитатель строит машину и комментирует свои действия:

«Сначала построим кабину - Что сначала поставим? (кубики) дети помогают.

-А теперь что надо сделать? (положить сверху дощечку-пластину и поставить кирпичик-получится кабина шофёра).

-А рулём у нас будет вот это кольцо. Теперь будем делать кузов. Поставлю стульчики — вот так, чтобы детям было удобно сидеть, кузов сделаю большой, чтобы все уместились. Все машина готова, а кто будет шофером?

-Саша, ты хочешь быть шофером?

-Вот тебе руль.

-А мы ребята будем с вами пассажирами. Для пассажиров существуют определенные правила, а кто напомнит нам правила поведения в транспорте (не вставать с места, не кричать, не бегать). молодцы хорошо знаете правила!

Можно заводить машину? Би-бин! Поехали в гости к зверятам.» Во время игры воспитатель и дети повторяют слова:

В машине, в машине Шофёр сидит Машина, машина идёт, гудит:

«Би-би-би, би-би-би!» В машине, в машине

Ребят полно. Поехали дети, глядят в окно:

«Би-би-би, би-би-би!» Вот поле, вот речка, вот лес густой.

Приехали дети. Машина, стой!

Вот наша остановка - «Лесная полянка», выходим. Посмотрите вас, встречают зверята. Мы с вами долго ехали. Давайте походим как медвежата, попрыгаем как зайчики, побегаем как лисички (дети выполняют подражательные движения).

А теперь приглашайте зверят покататься на машине. Дети продолжают играть самостоятельно

          Март

«Продукты»

Цель: формировать у детей уверенность, умение общаться с окружающим миром, учить распределять роли и действовать согласно принятой себя роли.

Задачи:

  • уточнить и расширить словарь и речевой материал по теме: «Магазин»
  • научить детей умению обращаться к продавцу
  • воспитывать культуру общения, учить детей отвечать на вопросы.

Оборудования: мебель: полки и прилавок; одежда: фартук и шапочки;

атрибуты: касса, деньги, чек, ценники, муляжи фруктов,

кондитерские изделия, торты, хлебобулочные изделия.

Словарная работа: кондитер, кондитерские изделия, продавец, товар, ассортимент.

Предварительная работа: Д/и «Магазин», «Кем быть?», «Угадай профессию», «Кто что делает», «Отгадай загадку о магазине»; «Волшебный мешочек».

Роли: Продавец, покупатель.

В. - Дети давайте поздороваемся!

-здравствуйте ладошки (хлоп-хлоп)

- здравствуйте ножки (топ-топ)

-здравствуй мой носик (биб-биб)

-здравствуйте губки (чмок-чмок)

-здравствуйте ребята (здравствуйте).

В. - Ребята послушайте стихотворение

Мы приходим в магазин.

В нём обилие витрин.

Выбрать нужную покупку

Продавец поможет чуткий.

Целый день он слышит:

«Дайте, Заверните и продайте!»

И хоть очень устаёт,

И даёт, и продаёт!

В - Дети, о чем говорится в стихотворение

Д - О магазине.

В-  Ребята, сегодня мы с вами будем играть в игру «Магазин». Вы все были в магазине?

Д- Да, были!

В-  А, приходя в магазин, как нужно разговаривать?

Д-  Спокойно, вежливо.

В-  Да, правильно. В магазине нужно разговаривать вежливо. А какие вежливые слова мы с вами знаем?

Д- (перечисляют): здравствуйте, пожалуйста, будьте добры, приходите еще, спасибо за покупку, до свидания и др.

В - Ребята мы с вами знаем, что магазины бывают разные. Давайте вспомним их. Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы мне назовете какой магазин на ней изображен.

В. Молодцы ребята. А сейчас я приглашаю вас в магазин продукты.

В-  Прежде чем начать игру, нам нужно выбрать продавцов и покупателей. Ребята, поднимите руки, кто хочет быть продавцом? (Дети поднимают руки.) Продавцов мы выбрали, ну а остальные будете покупателями.

Продавцы займите, пожалуйста, свои места, оденьте свои униформы, становитесь за прилавок. Кассиры, садитесь за кассы. Все покупатели возьмите сумочки, корзиночки, кошельки и денежки, которые мы с вами делали и ждите открытие магазина. (Дети берут сумочки, корзиночки, кошельки с денежками.)

Ход игры:

Уважаемые покупатели! Вас приветствует магазин «ПРОДУКТЫ». В нашем магазине вы можете приобрести продукты! Добро пожаловать в наш магазин! (Дети заходят, ходят по магазину, смотрят и выбирают необходимое.)

В-  В магазине вы найдете свежие фрукты, кондитерские изделия, разнообразные торты, большой выбор хлебобулочных изделий.

Покупатель: Здравствуйте!

Продавец: Здравствуйте!

Продавец: Что вы хотели?

Покупатель: Мне, пожалуйста, 1кг. апельсина.

Продавец: (взвешивает). Ровно 1кг. Возьмите, пожалуйста, и проходите в кассу.

Покупатель: Спасибо.

Продавец: Приходите еще!

Покупатель: Здравствуйте!

Продавец: Здравствуйте! Что вы хотите? У нас есть печенье, конфеты, шоколадки, бублики.

Покупатель: Мне, пожалуйста. Шоколадные конфеты.

Продавец: Сколько вам?

Покупатель: Одну упаковку.

Продавец: Возьмите, пожалуйста.

Покупатель: Спасибо.

Продавец: Пройдите, пожалуйста, в кассу. Спасибо за покупку!

Покупатель: Здравствуйте.

Продавец: Здравствуйте! Что вы хотите купить? У нас много тортов, пирожных.

Покупатель: Мне, пожалуйста, бисквитный торт.

Продавец: Возьмите, пожалуйста. Пройдите в кассу.

Покупатель: Спасибо!

Продавец: Приходите еще.

Покупатель: Здравствуйте!

Продавец: Здравствуйте! Что вы хотите купить? У нас есть треугольники, батоны, хлеб ржаной и др.

Покупатель: Мне, пожалуйста, буханку ржаного хлеба. Сколько стоит?

Продавец: Двадцать рублей. Возьмите, пожалуйста.

Покупатель: Спасибо.

Продавец: Пройдите в кассу. Спасибо за покупку!

Итог игры:

Воспитатель: Ребята, где мы с вами были?

Дети: (отвечают) В магазине.

Воспитатель: Что продают в магазине?

Дети: (перечисляют): фрукты, конфеты, печенья, бублики, торты и т.д.

Воспитатель: А что вы купили?

Дети: (перечисляют).

Воспитатель: А вам понравилось играть?

Дети: Да, понравилось!

Воспитатель: Да, вы действительно играли хорошо. Молодцы.

«Поликлиника»

Цель: Создание условий для формирований умений организовывать сюжетно-ролевую игру «Поликлиника».

Задачи:

1. Формировать у детей умение принимать на себя игровую роль (врач, медсестра, регистратор, пациент).

2. Побуждать детей обыгрывать сюжет игры «Поликлиника», используя знакомые медицинские инструменты (игрушечные)

3. Способствовать возникновению ролевого диалога.

4. Формировать бережное отношение к своему здоровью, умение проявлять чуткость, заботу к заболевшему человеку.

Словарь: врач, градусник, фонендоскоп, таблетки, бинт.

Оборудование: белый халат и шапочка для врача, повязку на руки для медсестры, талончики к врачу, медицинская карточка пациента, набор медицинских инструментов, куклы.

Предварительная работа: экскурсия в медицинский кабинет, чтение сказок «Айболит», «Телефон» К. И. Чуковского, «Заболел петушок ангиной» А. И. Крылова, рассматривание медицинских игровых инструментов, рассматривание иллюстративного материала по теме.

Ход игры:

Воспитатель: Сегодня к нам пришла кукла Катя. Давайте с ней поздороваемся.

Дети: здравствуй Катя.

Воспитатель: Катенька, а почему ты с нами не здороваешься?

-Катя, а хочешь, мы тебе конфет дадим? (Катя лишь мотает головой)

-А хочешь мороженое? (Катя лишь мотает головой)

-Что же ты Катя молчишь? Лишь головой мотаешь и очень грустная?

-Ребята, как вы думаете, что случилось с Катей? Катя мне на ушко сказала, что она заболела.

-Катенька, а что у тебя болит?

Катя: болит горло

Воспитатель: ты, наверное, ела мороженое?

Катя: нет, я ела снег и сосала сосульку

Воспитатель: ребята разве можно есть снег, сосать сосульки?

Дети: нет снег холодный, грязный.

Воспитатель: а вы ребята едите снег и сосульки?

Дети: нет.

Воспитатель: ну вот Катя и заболела. Ребята, а скажите, когда люди болеют, куда они обращаются?

Дети: в поликлинику.

Воспитатель: кто их лечит?

Дети: доктор, врач.

Воспитатель: Ну что же ребята, давайте отвезём Катю в поликлинику, а на чем можно доехать? (автобусе) А кто нужен нам в автобусе (кондуктор и водитель, давайте выберем, по считалочки кто будет водителям и кондуктором. А что делает водитель? А кондуктор? Занимайте места, пристегните ремни, поехали (едим под музыку «Автобус» выполняем движения в соответствии с текстом).

Воспитатель: ну вот мы и приехали в поликлинику.

Сегодня врачом буду я. Сейчас я надену белый халат. А вы ребята будете мне помогать принимать больных. Пациенты садитесь на стульчики, и ждите своей очереди. А врач начнёт лечить куклу Катю. Но помните в поликлинике должно быть ТИХО. Не шумите. Не мешайте доктору лечить больных.

- Вот это градусник сейчас я измерю температуру

- Да температура очень высокая.

- Ну, Катя посмотрим горлышко, открой ротик.

- Горлышко красное.

- Сейчас я возьму фонендоскоп и послушаю Катю.

- Ой, какие хрипы.

- Так Катя вот тебе таблетки, принимать их нужно утром и вечером, но только по одной. И обязательно пить кипячёное молоко с мёдом. Выздоравливай Катя.

- Заходите следующий. Здравствуйте, как вас зовут? Что у вас болит?

- (Приём больных пациентов)

Воспитатель: Врач конечно поможет, но лучше не болеть. Ребята, что нужно делать чтобы не заболеть?

Дети: Тепло одеваться, не кушать снег, не сосать сосульки.

Воспитатель: молодцы ребята.

Воспитатель: а теперь у меня будет обед. На мое место придет другой врач. Саша, давай ты, теперь будешь врачом. Надень белую шапочку, халат ты теперь врач, ты будешь осматривать больных и назначать лекарства. Маша будет медсестрой, она будет лечить больных: ставить уколы, давать таблетки.

В конце игры проводиться рефлексия.

Во что мы с вами играли?

Кто работает в поликлиники?

Как справились ребята со своими ролями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект сюжетно-ролевой игры "ЗООПАРК" средняя группа

В средней группе мы организовали проект сюжетно-ролевоЙ игры "Зоопарк". Мы, жители больших городов уже настолько оторваны от природы, что каждый поход в зоопарк для детей становится праздником. Мы сов...

Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе: «В магазин за подарками»

1.     Продолжать знакомить детей с социальной действительностью, через закрепление представлений детей о профессиях: водителя, кондуктора, продавца.2.    Обуч...

Конспект сюжетно – ролевой игры в средней группе детского сада.

Программное содержание:создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.Формировать у детей умение играть по собственному замыслу,стимулировать творческую а...

"Сюжетно-ролевая игра в средней группе"

презентация, в которой показано значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника, а в частности детей средней группы....

Сюжетно-ролевые игры в средней группе, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий не...