Пословицы и поговорки как средство приобщения дошкольников к основам национальной культуры
материал
Пословицы и поговорки как средство приобщения дошкольников к основам национальной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пословицы и поговорки как средство приобщения дошкольников к основам национальной культуры
Народная мудрость – это опыт, накопленный многими веками развития человечества. Каждому народу свойственны те или иные манеры поведения, особенности общения. Давно замечено, что мудрость народа проявляется в его пословицах и поговорках, а знание пословиц и поговорок того или иного народа способствуют лучшему пониманию характера народа, его языка.
Пословицы и поговорки были придуманы давно и проверены временем. Они составлялись многие столетия и воплощают всю историю развития народа. Близость к духовной культуре человечества имеет огромное значение для каждого человека.
Духовно-нравственная жизнь народов держится на традициях, которые создают преемственность старших и младших поколений. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Народные традиции объединяют народ. Они содействуют воспитанию теряемого сейчас наследия. Такое воспитание может спасти человечество.
Смысл воспитания – укрепление преемственности поколений, осознание принадлежности к своим корням.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии народных традиций и обычаев, забота о передаче подрастающему поколению житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Основными факторами народного воспитания являются: слово, дело, природа, традиция, быт, искусство, игра, религия.
Природа имеет огромную власть над человеком. Многовековые наблюдения народа различных природных явлений отражаются в пословицах. Очаровательны в народном творчестве мордвы образы родины, родной природы: Волга-матушка, Сура-матушка, ашо килейне (белая березка), дуб-батюшка (белая березка) и т.д.
Люди всегда чувствовали и понимали природу, бережно относились к ней, обожествляли её силы, восхищаясь её творениями и явлениями.
К средствам приобщения дошкольников к национальной культуре относится народное творчество, декоративно-прикладное искусство. Важным средством приобщения к национальной культуре народа относится пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки представляют собой один из важнейших элементов традиционной духовной культуры мордвы. «Весомость их в духовной культуре бесписьменного в прошлом народа несоизмеримо выше, нежели у народов, обладающих письменностью, ибо именно на эти ёмкие, обладающие мощным смысловым потенциалом формы, в большей степени ложится общая для всей культуры функция коммуникации, а также трансформации традиции в философском, нравственном, этическом, эстетическом, историческом, речевом и прочих её аспектах.
Долголетию пословиц способствует прежде всего и то, «что они имеют практическое и назидательное значение. По своей краткости, меткости и мудрости пословицы представляют собой величайшую ценность: обогащают речь, придают ей выразительность и точность.
Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности людей: познавательно-интеллектуальные, эстетические, нравственные производственные и др.
Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.
Кратко и лаконично выражались идеи воспитания в народных пословицах и поговорках. Так, у мордовского народа бытуют следующие пословицы и поговорки:
- о дружбе - Се пароь ялгась, кона видечинть сельмезэть евтасы. - -о соседях - Паро шабрась берянь братто вадря;
-о родном крае, о доме – Чачома ёндо питней мезеяк арась . Эсь кудосот стенатнеяк лездытъ. Кудось мазый аволь моросо, а паро тевсэ.
- о трудолюбивом человеке - Кие рана сти, се ламо неи.
Тевесь ён максы. Тевенть ушодомсто корязонзо арсек;
- о ленивом человеке -.Нузяксось хоть вачодо ашти, теке рана мади. Кучомсто курок а кучови, учомсто кувать а учови. Нузяксонть прязо а сэреди. Кельсэ строи ош, а тевсэ мезеяк;
-про хозяина и хозяйку – Нузякс азораванть столь лангсо кшись свал калгодо. Нузякс азораванть трубасто пряка чине а марят. Превтеме азорось алашанзо анды локшосо, а превеесь — пинемесэ. Се ломагнсь тии, кие сти читнь кепедеманзо икеле;
- о природе - Лопась пры - сёксесь сы. Сы апрелесь якшамодо иля пелье. Тундось сась - весе живойгадсь.
Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует изучению литературы, обогащает дошкольников народной мудростью, развивает и обогащает речь.
Пословицы могут использоваться как дидактико-воспитательный материал на разных этапах занятий, на этапе подготовки к изучению нового материала, на этапе творческой работы детей.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Поэтому применение пословиц на занятиях в детских дошкольных учреждениях считается наиболее эффективным и необходимым для развития детской речи.
Введение в занятие пословиц и поговорок - сокровищниц русской и мордовской народной речи и народной мудрости - необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания, для развития детской речи.
Дошкольникам на занятиях непосредственно образовательной деятельности и на занятиях по дополнительному образованию можно предложить такие темы пословиц: «Времена года», «Моя Родина», «Мои друзья», «Мама», «Ложь и честность», «Зло и добро».
Разнообразная работа с пословицами прививает дошкольникам любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Следует помнить, что пословицы воспитывают у детей чувство любви к стране, уважения к труду, чувства доброты, милосердия, уважения к родному народу, создавшему такие пословицы.
О пословице хорошо сказал Я. А. Коменский: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое».
Пословица - «цвет народного ума», главное в них - этическая оценка поведения человека и народной жизни в целом. Пословицы способствуют развитию коммуникативных навыков дошкольников, осознанию ими речевой ответственности друг перед другом и перед собой; изменению отношения к слову, его звуковой и эмоциональной наполненности; дарит великую эстетическую радость.
Литература
1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - М., 1980,- Т. 3,-С. 335.
2. Коменский, Я. А. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989 - 416 с.
3. Н. Г. Спиренкова. Интегрированный подход к региональному образованию дошкольников / Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск, 2011-134 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Районный семинар-Информационно-коммуникативные технологии как средство приобщения дошкольников к мордовской национальной культуре.
Приобщения дошкольников к мордовской национальной культуре....
Информационно-коммуникационные технологии как средство приобщения дошкольников к Мордовской национальной культуре
Презентация на тему "Информационно-коммуникационные технологии как средство приобщения дошкольников к Мордовской национальной культуре"...
Консультация для педагогов и родителей "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"
Консультация "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"...
Консультация для педагогов и родителей "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"
laquo;Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры»...
Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...
Консультация для родителей "Природа как средство приобщения дошкольников к коми национальной культуре"
Консультация для родителей "Природа как средство приобщения дошкольников к коми национальной культуре"...
Консультация для воспитателей«Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры»
приобщение детей к народным традициям...