Альбом Самара Космическая
учебно-методический материал
Цель: Познакомить дошкольников со вкладом Самары в развитии космонавтики, развивать патриотические чувства.
Альбом содержит иллюстрации космических аппаратов, информацию о них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazheniya.docx | 650.07 КБ |
teks_k_foto.docx | 98.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Монумент «Ракета-носитель «Союз»
Эта ракета была изготовлена в нашем городе в 1984 году на заводе «Прогресс» для учебных целей на космодроме. Затем она вернулась в Самару и после доработки под макетный вариант установлена как памятник. Монумент «Союз» знаменует вклад нашего города в развитие российской космонавтики. Общая высота монумента «Ракета «Союз» составляет 68 м, длина самой ракеты – 50 м. Музей «Самара Космическая» был открыт в Международный день космонавтики 12 апреля 2007 года.
Монумент «Ракета» и музей космонавтики открыты в нашем городе не случайно. Здесь расположены ведущие российские предприятия по выпуску ракет-носителей, ракетных двигателей и космических аппаратов. Еще в 1958 году было принято правительственное решение о серийном производстве межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 в нашем городе. С этой ракеты началось отечественное ракетостроение. В советское время Самара была закрыта для посещения иностранцами из-за секретных оборонных предприятий, к которым относились все авиационные и ракетные заводы. Вся космическая продукция была засекречена. Только за последние 20 лет появилась возможность увидеть продукцию самарских предприятий для космоса.
Макет «Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7»
Перед вами макет первой советской межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 в масштабе 1:50. После войны перед советскими конструкторами была поставлена задача создания баллистических ракет дальнего действия. В 1953 году конструкторское бюро под руководством Королева приступило к разработке МБР, получившей шифр Р-7. В 1957 году такая ракеты была создана – двухступенчатая боевая ракета с максимальной дальностью полета 8000 км. Длина ракеты 31 метр, стартовая масса 276 тонн, масса выводимого полезного груза 3,7 тонны. Прототипом для разработки послужила ракета Фау-2, разработанная немецким конструктором Вернером фон Брауном в конце Второй мировой войны.
Первый пуск «Р-7» был проведен в 1957 году в район Камчатки. Баллистическая ракета «Р-7А» - прообраз ракеты-носителя «Восток», на которой был совершен первый полет человека в космос. Этой баллистической ракетой был запущен в космос первый искусственный спутник Земли. 4 октября 1957 года началась космическая эра в истории человечества. Русское слово «спутник» вошло во все языки мира.
Именно эта ракета послужила основой для создания ряда модификаций современных ракет-носителей, осуществляющих запуски космических аппаратов, пилотируемых и грузовых космических кораблей. Совершенная конструкция «семерки» позволила использовать ее как базовую для создания ракет-носителей среднего класса типа «Восток», «Восход», «Молния», «Союз».
На счету «семерки», как ласково называют специалисты ракеты-носители этого семейства, более 1800 пусков! По надежности она признанный мировой лидер. Все пилотируемые запуски СССР и России осуществлены ракетами семейства Р-7. К счастью, советские ракеты никогда не несли ядерного заряда, космос был и остается мирным.
Наш город имеет непосредственное отношение к космическому ракетостроению. В 1957 году правительством было принято решение об организации ракетного производства в Куйбышеве. Авиазавод № 1 изготавливал ракеты Р-7 в 1958-60 годах, а затем ракету Р-7А. Высокое совершенство конструкции ракеты Р-7 позволило использовать ее как базовую для создания целого семейства ракет-носителей среднего класса типа Р-7А. С 1959-го года на «семерках» уже куйбышевского производства осуществлялись испытательные полеты космических кораблей серии «Восток». Начиная с 1961 года, головным конструкторским бюро по ракетам-носителям типа Р-7 стал куйбышевский филиал № 3 ОКБ-1, производство ракет осуществлял завод «Прогресс». В Куйбышеве были собраны две первые ступени ракеты-носителя «Восток», на которой осуществлен первый полет человека в космос.
«Янтарь-2К»
Подлинный экспонат на нашей экспозиции – спускаемый аппарат спутника «Янтарь-2К», часто именуемый спутником-разведчиком и даже шпионом. И это неслучайно, ведь этот космический фотоаппарат заменяет 20 самолетов-разведчиков. Спускаемый аппарат входил в состав автоматического космического аппарата дистанционного зондирования Земли серии «Янтарь» для нужд Министерства обороны. Предназначение спутника - фотографирование земной поверхности, обеспечение получения информации высокого разрешения, многоразовость доставки.
Первый запуск состоялся в 1974 году, в 1978-ом спутник «Янтарь-2К» был сдан на вооружение. Диаметр аппарата – 2,7 метра, высота – 6,3 метра. Масса– 6,6 тонны. Расчетная длительность полета – 30 суток.
Представленный спускаемый аппарат разработан и изготовлен самарским ракетно-космическом центром «ЦСКБ-Прогресс». Всего за период эксплуатации с 1974 по 1983 годы было запущено 30 аппаратов «Янтарь-2К». Первые успешные испытания установили приоритет куйбышевских разработчиков и производственников по созданию – впервые в СССР – средств циклической доставки фотоинформации на Землю без прекращения полета базового космического аппарата.
Космический аппарат состоит из трех отсеков: агрегатного, приборного и специальной аппаратуры, который был сделан возвращаемым для того, чтобы вернуть на Землю фотоаппаратуру и бортовую цифровую вычислительную машину для повторного использования. Введение вычислительной машины было настоящим новшеством, до этого все отечественные космические аппараты не имели компьютерных систем управления. Также специально для «Янтаря» специалисты Красногорского механического завода изготовили фотографическую аппаратуру космической разведки - серию особо детальных аппаратов «Жемчуг», отмеченную Ленинской премией в 1976 и в 1982 годах.
Система энергопитания спутника построена на основе солнечных батарей, что позволило увеличить срок активного существования на орбите до 45 суток, что превышало показатели аппаратов предыдущего поколения. Существовали две модификации спутника: «Янтарь-1» для ведения обзорной фоторазведки и «Янтарь-2» - для детальной фоторазведки в разное время суток на расстоянии 240-250 км от Земли с оперативной выдачей информации с помощью спускаемой капсулы.
Аппарат“Янтарь-2К” послужил прототипом для целой серии спутников обзорного и высокодетального наблюдения, а также спутника картографического назначения. На базе этого спутника созданы космические аппараты, не имеющие аналогов в мировой космонавтике.
Космический аппарат «Ресурс Ф-1»
Спускаемый аппарат спутника «Ресурс Ф-1» имеет классическую форму «шарика». Именно так выглядели первые спускаемые аппараты. Для первых пилотируемых полетов, начиная с Гагарина, использовались аппараты именно такой формы.
Представленный на экспозиции спускаемый аппарат разработан и изготовлен в самарском ракетно-космическом центре «ЦСКБ-Прогресс». Масса космического аппарата — 6300 кг, масса научной аппаратуры — 800 кг. За период эксплуатации с 1979 по 1999 годы было запущено 55 аппаратов «Ресурс Ф-1».
В 1977 году на самарском заводе «Прогресс» началась разработка космической подсистемы фотонаблюдения «Ресурс-Ф» - аппаратов дистанционного зондирования Земли, которые обеспечивали синхронную, крупномасштабную и спектрозональную фотосъемку поверхности Земли в видимом диапазоне спектра электромагнитного излучения. Получаемая информация использовалась в интересах геодезии и картографии, изучения природных ресурсов Земли, контроля за районами сейсмической активности, водой, землепользованием, экологическим состоянием окружающей среды, а также для составления и обновления топографических карт.
Имея народнохозяйственное назначение, аппараты типа «Ресурс-Ф» способны выводить на орбиту научную аппаратуру для проведения различных экспериментов. Аппаратура может находиться в спускаемом аппарате и в контейнере научной аппаратуры, установленном на поверхности спускаемого аппарата. Аппаратура работает в космосе при открытой крышке контейнера. Перед спуском крышка закрывается, и аппаратура доставляется на Землю.
Представленный на экспозиции аппарат работал в космосе и благополучно вернулся на Землю, о чем свидетельствуют следы горения защитной оболочки спутника. Также вы можете видеть остатки металлической фольги, покрывавшей аппарат. Почерневшим и обгоревшим выглядит спускаемый аппарат, прошедший плотные слои атмосферы и вернувшийся на Землю.
Аппарат может находиться на орбите до 25 суток, из них 11 суток он находится в дежурном режиме, то есть с выключенной системой ориентации и некоторыми другими бортовыми системами. Дежурный режим позволяет увеличить срок существования космического аппарата на орбите и обеспечивает 2-х кратное покрытие части межвиткового интервала, используемое для повторного фотографирования.
Космические комплексы этой серии были способны обеспечить 95% общего объема получаемой в России фотоинформации из космоса.
Макет ракеты-носителя «Восток»
Перед вами макет ракеты-носителя «Восток» в масштабе 1:50.
«Восток» - трёхступенчатая ракета-носитель для запуска космических кораблей. Разработана на базе баллистической ракеты Р-7 в Опытном конструкторском бюро-1 под руководством Сергея Павловича Королева. Является частью семейства ракет Р-7.
С помощью «Востока» были подняты на орбиту все космические аппараты серии «Восток», аппараты «Луна-1»- «Луна-3», некоторые искусственные спутники Земли серии «Космос», «Метеор» и «Электрон». Первый успешный запуск ракеты-носителя состоялся 2 января 1959 года. Всего было осуществлено 26 пусков ракеты-носителя.
Технические характеристики:
Стартовая масса ракеты-носителя — 287 тонн;
Компоненты топлива: жидкий кислород, керосин
Общая длина — 38 м 36 см.
2 апреля 1961 года ракета-носитель «Восток» вывела на околоземную орбиту корабль с первым в мире космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Как и по всей стране, на куйбышевском авиазаводе № 1 царило всеобщее ликование. Тем более что заводчане смогли увидеть Юрия Гагарина в этот же день, когда на заводской аэродром прибыл самолет ИЛ-14, доставивший первого космонавта с места посадки в Саратовской области в город Куйбышев для отдыха и доклада Государственной комиссии.
«Восток» стал первой ракетой-носителем, используемой для пилотируемых полетов. С помощью «Востока» с первыми двумя ступенями, изготовленными на куйбышевском заводе «Прогресс», в космос выводились пилотируемые корабли типа «Восток» с космонавтами Титовым, Николаевым, Поповичем, Быковским и первой женщиной–космонавтом Терешковой.
Ракеты-носители семейства «Союз»
«Союз» - наименование серии трехступенчатых ракет-носителей среднего класса, разработанных на базе ракеты-носителя Р-7 с добавлением блока 3-й ступени. Ракеты-носители серии «Союз» эксплуатируются с 1963 года. Разработчик и изготовитель - самарский центр «ЦСКБ-Прогресс». Центром обеспечено более 1800 пусков ракет и выведение на рабочие орбиты более 350 космических аппаратов собственной разработки. Ракеты-носители «Союз» были единственным средством доставки космонавтов на долговременные орбитальные станции «Салют» и «Мир». Ракета-носитель «Союз» считается самой надежной в мире.
Над макетами «Союзов» вы видите карандашный портрет Дмитрия Ильича Козлова – ученого и конструктора в области создания ракетно-космической техники. В течение 45 лет Козлов был одним из руководителей отрасли, долгие годы он возглавлял самарский центр «ЦСКБ-Прогресс». Еще в 1958 году по направлению Королева Козлов прибыл в Куйбышев для организации серийного производства ракеты Р-7.
Ракеты-носители семейства «Союз» используются для запуска транспортных, пилотируемых кораблей и космических аппаратов различного назначения. На нашей экспозиции представлены макеты нескольких ракет семейства «Союз» в масштабе 1:50 - это «Союз 2-1Б», пилотируемый «Союз-ФГ».
Посмотрим внимательно на строение ракеты. Ракета-носитель в сухом виде весит 20 тонн, в заправленном состоянии (компоненты топлива - жидкий кислород и керосин) она весит 300 тонн. Менее чем за 11 минут после старта топливо сгорает, вынося полезный груз в космическое пространство. Самая верхняя часть ракеты – это обтекатель. Высота обтекателя -14 м, его диаметр составляет 4,11 м.
Пилотируемые ракеты оснащены системой аварийного спасения экипажа космического корабля САС в случае возникновения аварийной ситуации. САС выглядит в виде штанги в верхней части обтекателя. Таким образом, вы легко можете догадаться, что наша ракета-памятник «Союз» на фронтоне музейного здания – пилотируемая.
Под обтекателем размещен полезный груз, далее находится агрегатный отсек, где установлена вся двигательная система, приборный отсек, блок выведения и основной космический объект. Это может быть пилотируемый корабль, грузовой или любой космический спутник определенного назначения (связь, навигация и т.д.). Модификации ракеты-носителя «Союз» нового поколения позволяют значительно расширить номенклатуру выводимых космических аппаратов.
«Энергия-Буран»
Перед вами макет советского многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран».
15 ноября 1988 года с космодрома «Байконур» был осуществлен запуск комплекса «Энергия-Буран», состоящего из ракеты-носителя «Энергия» и орбитального корабля «Буран». «Энергия» вывела на заданную круговую орбиту выше 400 км космический корабль в виде самолета. Сделав два витка вокруг Земли, «Буран» впервые в мире совершил автоматическую беспилотную посадку в заданный район. Продолжительность полёта 205 минут. Данный факт - полёт космического аппарата в космос и спуск на Землю в автоматическом режиме с использованием советского бортового компьютера и бортового программного обеспечения - вошёл в книгу рекордов Гиннеса. Это событие стало победой коллективов более 1200 предприятий России, Украины, Белоруссии и других республик СССР.
Головным предприятием по созданию многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран» было НПО «Энергия» им. Королева, проектированием руководил генеральный конструктор Валентин Глушко. Главный конструктор орбитального корабля «Буран» - Глеб Лозинский. В качестве теплозащитного покрытия для «Бурана» использовалась плитка из чистого кварца, обладающего низкой теплопроводностью. В общей сложности более 30 000 плиток обеспечили теплозащиту «Бурана». Кварцевый песок с Урала был использован при изготовлении этих плиток, одну из них вы можете видеть на экспозиции.
В реализации уникального проекта непосредственное участие принимали самарские предприятия. Конструкторскую документацию и общую сборку ракеты-носителя разработал и сопровождал в производстве коллектив конструкторов Волжского филиала НПО «Энергия» под руководством Бориса Пензина. Заводу «Прогресс» было поручено изготовление центрального блока «Ц» II-ой ступени, стартово-стыковочного блока «Я», а также сборка ракеты-носителя «Энергия» и стыковка ракеты с орбитальным кораблем «Буран». Было создано более 50 новых сплавов, 70 новых материалов.
Ракета-носитель Н-1
История отечественной космонавтики состоит не только из триумфов и достижений, но и из мучительных поисков, неудач и даже поражений. Перед вами макет неосуществленного лунного проекта - ракеты-носителя Н-1 в масштабе 1:50.
В шестидесятые годы 20-го века Советский Союз активно развивал свою лунную программу. Шло соревнование с Соединенными Штатами Америки за первенство освоения спутника Земли. Под руководством Сергея Павловича Королева была разработана новая ракета-носитель Н-1 совершенно новой модификации по сравнению с запускаемым ракетами: 5- ступенчатая, стартовой массой 2800 тонн, с полезным грузом 90 тонн, высотой 105 метров. Это была, как тогда говорили, царь-ракета (для сравнения, длина ракеты-носителя «Восток», на которой полетел Гагарин - чуть более 38 метров).
Предназначенный для полета человека на Луну, ракетный комплекс «Н1-Л3» состоял из ракетоносителя и лунной системы, включавшей разгонные блоки, лунный орбитальный корабль и ракетные блоки . Для вывода в космос в хвостовом отсеке первой ступени стояли 30 двигателей НК-15 и НК-33 разработки куйбышевского конструктора авиационных и ракетных двигателей Николая Дмитриевича Кузнецова.
Особенность этой ракеты-носителя сверхтяжелого класса в том, что все двигатели должны были работать синхронно. Первый пуск состоялся с космодрома «Байконур» в 1969 году. Всего было совершено 4 пуска и все они были аварийные. В 1974 году советский лунный проект был свернут. По современным оценкам, это решение лишило страну возможности запуска тяжелых кораблей, и приоритет в этом направлении перешел к США, которые к этому времен развернули работы по созданию «Спейс Шаттл».
Ракетный комплекс Н-1 изготавливали в городе Куйбышеве на заводе «Прогресс».
Двигатель НК-33
Перед вами жидкостный ракетный двигатель первой ступени ракеты Н-1, предназначенной для высадки человека на Луну.
В Куйбышеве были разработаны и созданы жидкостные ракетные двигатели многоразового применения НК-33 для ракетного комплекса Н-1.
Двигатели марки НК (Николай Кузнецов) обязаны своим рождением выдающемуся советскому конструктору авиационных и ракетных двигателей Николаю Дмитриевичу Кузнецову, чье имя прочно связано с Куйбышевом-Самарой. С 1961 года здесь начинается проектирование двигателей для ракетного комплекса «Н1-Л3». Двигатели НК-33 серийно выпускались до апреля 1974 г. на заводе им. Фрунзе в кооперации с рядом других куйбышевских заводов.
Уникальные возможности самарского двигателя высоко оценили американские специалисты из компании AeroJet. В середине 90-х годов в Калифорнии были проведены стендовые огневые испытания с целью выяснения возможности использования двигателей НК-33 и НК-45 на американских ракетах «Атлас» и «Дельта».
В настоящее время производитель заявил планы восстановления серийного производства ракетного двигателя НК-33 для российских космических программ, а также для потенциальных зарубежных заказчиков.
Камера сгорания ЖРД-170
С 1959 года самарский завод «Металлист» приступил к созданию камер сгорания для жидкостных ракетных двигателей. С тех пор было освоено производство многих типов камер сгорания, в том числе для двигателей ракет-носителей Н-1, «Зенит», комплекса «Энергия-Буран».
Перед вами серийно выпускавшаяся унифицированная камера сгорания для жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) РД-170, 171М, 180 и 191.
Камера изготовлена из жаропрочных и высокопрочных сталей в сочетании с бронзой. Сварные швы выполнены аргонно-дуговой сваркой. Разработчик двигателей и камеры сгорания – московское НПО «Энергомаш» имени академика Глушко. Изготовитель камер сгорания – ОАО «Металлист-Самара». В камерах сгорания происходит смешение и горение топлива и окислителя и образуется объем раскаленных газов, которые, выбрасываясь затем через сопла, создают реактивную тягу.
Без преувеличения, эта камера — уникальная конструкция со специальными поясами защиты от мощных тепловых потоков. Защита осуществляется не только за счет внешнего охлаждения стенок камеры, но и благодаря особому способу «выстилания» на них пленки горючего, которое, испаряясь, охлаждает стенку. На базе этой камеры, равной которой в мире нет, изготавливаются лучшие двигатели: РД-170 для сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия», РД-171М для ракеты «Зенит» по программе «Морской старт», РД-180 для американской ракеты «Атлас» и РД-191 для новой российской ракеты «Ангара».
Двигатель РД-170 создавался еще в середине 1970-х, но его модификации до сих пор востребованы. Это самый мощный двигатель из представленного ряда. В РД-170 расход топлива с окислителем — керосином с жидким кислородом, идущим через двигатель, — 2,5 тонны в секунду. Температура в камере сгорания — 3,5 тысячи градусов Цельсия. Турбонасосный агрегат мощностью 180 тысяч киловатт, в два с лишним раза превосходящий, к примеру, мощность реактора атомного ледокола «Арктика». В отличие от других ракетных двигателей, РД-170 является двигателем многократного использования (до 10 раз).
В настоящее время предприятие серийно изготавливает камеры сгорания РД-180 для первой ступени американской ракеты «Атлас-5», разработанной совместным предприятием фирм Боинг и Локхид Мартин. РД-180 также предполагается использовать в составе ракет-носителей семейства «Русь-М» разработки «ЦСКБ-Прогресс».
Макет ракета-носителя Протон
Нельзя не упомянуть о ракета-носителе тяжелого класса Протон - основе космической транспортной системы России. Перед вами макет Протона. Это ракета носитель разработана в 60-х годах прошлого века под руководством Владимира Челомея. Без нее невозможно было бы вывести модуль орбитальных станций Салют, Мир, МКС. Протоном выведены все отечественные межпланетные станции для научных исследований Луны, Венеры, Марса, Фобуса, кометы Галея. В середине 2000-х годов основная модификация Протон-М служит для коммерческих запусков спутников иностранного производства.
В мире существует несколько ракет носителей сравнимых по характеристикам с Протоном-М, это ракеты носители европейского союза, США, Японии и Китая. Однако далеко не все они в состоянии конкурировать с Протоном по цене пуска, по массе выводимого полезного груза, по стоимости килограмма полезного груза на орбите и по возможности обеспечить достаточное количество пусков в течении года.
Протон отличается высокой надежностью и хорошими эксплуатационными характеристиками. В качестве компонентов топлива во всех ступенях ракеты используется гептил и отин - самовоспламеняющаяся топливная смесь позволила упростить двигательную установку и увеличить ее надежность, в то же время компоненты топлива являются весьма токсичными и требуют крайней осторожности в обращении. Это одна из причин планируемой замены Протона российской ракетой носителем нового поколения - Ангара. Запуски с космодрома Байконур на территории Казахстана будут заменены запусками с территории России.
Камера сгорания для РД 111 и баллистическая ракета Р-9
В середине прошлого века военно-политическое противостояние СССР и США было очень велико. Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 (эр-семь) не могла использоваться как «быстрое» боевое оружие: чтобы её подготовить к старту, требовались почти сутки. В апреле 1958 года Королёв предложил вариант новой баллистической ракеты Р-9. С четырехкамерным двигателем, без рулевых агрегатов. Управление полетом происходит здесь путём покачивания тяговых камер, а для быстрой заправки и запуска жидкий кислород предварительно переохлаждался до минус 200 градусов по Цельсию. Вместо использования традиционной перекиси водорода с её взрывоопасностью применили пороховой заряд замедленного горения.
Перед вами камера сгорания двигателя РД-111 для первой ступени баллистической ракеты Р-9. Проектировщик ракеты – конструкторское бюро Королева. Двигатель разработки конструкторского бюро под руководством Глушко. Камера выпускалась серийно в 1962-66 годы самарским заводом «Металлист». Двигатели РД-111 строились на заводе им. Фрунзе.
Рядом с камерой сгорания вы видите макет межконтинентальной баллистической ракеты Р-9. Длина ракеты 24 м, стартовая масса – 81 тонна, максимальная дальность полета – 16000 км. «Девятка» относится к ракетам первого поколения, производилась на Куйбышевском заводе «Прогресс» в 1961-64 годах. Ракета считалась технически удачной. На подготовку к старту и пуску уходило всего 15-20 минут, она могла стартовать как с земли, так и из «шахты». Ракета Р-9А была единственной в мире кислородной ракетой, которую можно было запустить из шахтового сооружения.
Всего было произведено около 70 ракет Р-9А. Боевые ракетные комплексы находились на боевом дежурстве советских вооруженных сил до середины 70-х годов.
Гидравлический пресс
Макет гидравлический пресса был передан в дар музеем Куйбышевского металлургического завода им. Ленина. История этого предприятия ведет отсчет с середины 20 века, когда было принято решение о строительстве крупнейшего в Европе металлургического завода по производству алюминиевого проката в городе Куйбышеве.
Завод оснащен мощными вертикальными и горизонтальными прессами и другим уникальным оборудованием, созданном впервые в отечественной и мировой практике для изготовления крупногабаритных поковок, штамповок, прутков, труб, профилей и панелей, используемых для нужд оборонной и авиакосмической промышленности, судостроения, автомобилестроения и т.д. При создании всех серий космических аппаратов типа «Восток», «Союз», ракет «Энергия», а также орбитальных космических станций типа «Салют», «Мир» и других широко использовались полуфабрикаты и изделия, изготовленные на предприятии.
Макет пресса дает представление о кузнечном производстве. Вертикальный гидравлический пресс максимальным усилием 75 000 тонн предназначен для штамповки изделий из алюминиевых сплавов для авиастроительной отрасли. Он спроектирован и изготовлен на Ново-Краматорском машиностроительном заводе, в свое время был самым мощным вертикальным гидравлическим прессом в мире. С 1960-го года он начал выпускать продукцию.
Параметры пресса уникальны: высота от уровня пола цеха составляет 26 метров (это высота 9-этажного жилого дома), а общая высота - около 40 метров. Масса только одной подвижной траверсы составляет 6 000 тонн, а масса всего пресса 29 000 тысяч тонн. На нем можно изготавливать штамповки весом до трех с половиной тонн.
В середине 2000-х проведены работы по проектированию модернизированной системы управления прессом.
Лепесток
А вот еще одно изделие, предоставленное Самарским металлургическим заводом. Перед вами так называемый «лепесток» - фрагмент заготовки под водородный бак для ракеты-носителя «Энергия».
По программе «Энергия-Буран» Институтом авиационных материалов (ВИАМ) был разработан новый алюминиевый сплав 1201. Сплав обладает хорошей свариваемостью, достаточными прочностными и пластическими характеристиками. При изготовлении бака на заводе «Прогресс» с внутренней стороны выфрезеровывались ячейки с целью облегчения конструкции бака и обеспечения большего заполнения топливом. При разработке ракетно-космической техники важным критерием является вес, поэтому применяются алюминиевые сплавы с плотностью 2,7 г/см3.
С 1959 года Самарский металлургический завод занимается космической металлургией. Здесь были разработаны сверхлегкие и сверхпрочные сплавы на основе алюминия, обладающие высокой прочностью при малом весе. Освоены новые технологии изготовления изделий, применяемых при строительстве самолетов и космических кораблей.
Кресло-ложемент
Кресло–ложемент разработано для облегчения высоких перегрузок, которые испытывает космонавт при запуске и посадке. Оно всегда изготавливается индивидуально для конкретного космонавта. Такие и работы проводит подмосковное научно-производственное объединение «Звезда».
Для создания кресла с тела космонавта делается гипсовый оттиск, который в точности повторяет положение и индивидуальный рельеф головы, шеи, спины и поясницы - тех участков тела, которые испытывают максимальные перегрузки. Космонавта вдавливают в гипс со всей силы. Только так слепок получится с точностью до миллиметра. При этом обязательны зазоры для изменения роста. Ведь в космосе позвоночник человека вытягивается.
По этой форме отливается кресло из металла и обшивается специальным материалом. Кресло устанавливается в космическом аппарате под специально рассчитанным углом, что тоже существенно облегчает нагрузку на организм. Модель космонавта в кресле-ложементе демонстрирует настоящий скафандр, который побывал в космосе. Обратите внимание на круглую нашивку на правом рукаве скафандра с двумя фамилиями: Залетин и Калери. Российские космонавты Александр Калери и Сергей Залетин работали в составе 28-й экспедиции на российской станции «Мир» в 2000-м году. Это была последняя экспедиция на космическую станцию, просуществовавшую 15 лет начиная с 1986 года, после чего она была затоплена в Тихом океане.
Космическое питание
Вы до сих пор думаете, что космонавты едят из тюбиков? Первоначально действительно были только тубы, в полетах первых космонавтов Гагарина и Титова рацион питания состоял из одних жидких и пюреобразных продуктов. Однако сегодня трудно представить космонавта, выполняющего в течение многих месяцев сложную программу полета и питающегося только пюре.
Все «космические продукты» изготавливаются из высококачественного сырья без применения химических добавок и консервантов. Упаковка продуктов разработана специально, она устойчива к космическим перегрузкам, обеспечивает сохранность продукта и в то же время служит посудой для приготовления, например, оводнения обезвоженных блюд, разогрева консервов и приема пищи в условиях невесомости.
Меню космонавтов составляется на 2 недели. Хлеб, печенье - все то, что может крошиться и создавать опасность в условиях невесомости, приготавливается на один прием. Вы видите в витрине крошечные кусочки порционного хлеба. Потребление воды на борту корабля строго рассчитано – 2,5 л на человека в день. С каждым транспортным и грузовым кораблем космонавтам поставляют свежие плоды и овощи.
Посмотрим на выставочные образцы более внимательно. Самые привычные блюда – это мясорастительные консервы. Они готовы к употреблению и используются после разогрева в бортовом электроподогревателе. Ассортимент консервов включает более 20 наименований.
Продукты сублимационной сушки представляют собой концентраты, используемые в пищу после восстановления в течение З-7 минут горячей или холодной водой. Эти продукты упакованы в пакеты из полимерных пленочных материалов специальной конструкции, обеспечивающей сохранность качества в течение длительного (свыше 18-20 месяцев) хранения. Ассортимент сублиматов включает свыше 60 наименований. Это супы, вторые обеденные блюда, гарниры, закуски, десерты, соки.
Важнейшая основа рациона питания – это продукты промежуточной влажности. Ассортимент включает около 25-ти наименований самых разных видов продуктов на основе фруктов и овощей. Это концентраты, приготовленные из слив, яблок, персиков, айвы, нектаринов, абрикосов, вишни, моркови, ревеня, орехов и других плодов, а также сочетаний из них. В основу таких продуктов положен метод обезвоживания фруктов и овощей в концентрированных растворах сахарозы с последующей тепловой сушкой.
ЖРД-108
Один из самых красивых экспонатов - это жидкостный ракетный двигатель РД-108. Чтобы его увидеть, просим Вас выйти из зала постоянной экспозиции и подняться по лестнице на второй этаж музея.
Разработчик - НПО «Энергомаш», серийное производство – самарский завод «Моторостроитель».
Разработка двигателей для первой межконтинентальной баллистической боевой ракеты Р-7 и семейства космических ракет-носителей «Восток», «Восход», «Молния», «Союз» началась в 1954 году. В 1957 году перед самарским моторостроительным заводом имени Фрунзе была поставлена задача за один год освоить производство и серийный выпуск ракетных двигателей, разработанных под руководством выдающегося инженера и конструктора Валентина Глушко. Задача создания многокамерных двигателей – надежный запуск и синхронизация разных частей. В состав двигателя входят четыре основных и четыре рулевых камер сгорания. Для проведения огневых испытаний двигателей и рулевых агрегатов на заводе был создан испытательный комплекс.
Первый спутник и большая часть других советских искусственных спутников Земли и космических аппаратов и кораблей, все без исключения пилотируемые корабли, запуски межпланетных автоматических станций к Луне, Марсу, Венере были выведены в космос благодаря этим двигателям и их модификациям.
С 1960-го года завод решал задачу выпуска двигателей для пилотируемых полётов. Ракета «Восток», поднявшая в космос Гагарина, была оснащена именно такими двигателями. Всего в период с 1957 по 2011 год заводом «Моторостроитель» было изготовлено около 12000 ракетных двигателей 7 модификаций, число работавших в полете двигателей - свыше 9000 экземпляров. Такой статистики не имеет ни один другой двигатель в мировой практике.
Юрий Алексеевич Гагарин
Гагарин Юрий Алексеевич родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Смоленской области.
Его отец Алексей Иванович и мать Анна Тимофеевна работали в деревне, как и большинство других советских граждан.
В 1949 году Ю.А. Гагарин окончил Гжатскую неполную среднюю школу и поступил в Люберецкое ремесленное училище №10. Кроме того, Юрий Алексеевич стал учиться в Люберецкой вечерней школе рабочей молодежи.
Через два года будущий космонавт стал учиться в Саратовском индустриальном техникуме. Во время своей учебы Ю.А. Гагарин увлекся авиацией, поэтому в 1954 году стал заниматься в Саратовском аэроклубе. Уже в июле 1955 года совершил свой первый самостоятельный полет на самолете ЯК-18.
1957 году Юрий Алексеевич окончил 1-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков имени К.Е. Ворошилова в Оренбурге, а через несколько дней женился на Валентине Ивановне Горячевой. Она родила ему двух дочерей — Елену и Галину.
9 декабря 1959 года Ю.А. Гагарин написал заявление о зачислении его в группу кандидатов в космонавты. 3 марта 1960 года он был зачислен в эту группу, а уже с 11 марта приступил к активным тренировкам.
12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Юрий Алексеевич совершил свой первый полет длительностью 108 минут и приземлился неподалеку от деревни Смеловки в Саратовской области. Это был первый в мире полет человека в космос, и совершил его наш гражданин.
За свой полет Ю.А. Гагарин был удостоен званий Герой Советского Союза и «Летчик–космонавт СССР», награжден орденом Ленина. В конце апреля 1961 года совершил несколько рабочих поездок за границу, во время которых лично встречался с первыми лицами государств.
Осенью того же года поступил в Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского с целью получения высшего образования. В декабре 1963 года был назначен заместителем начальника Центра подготовки космонавтов.
Летом 1966 года стал готовиться к полету на Луну на корабле «Союз». В 1968 году защитил диплом и продолжал готовиться к новым полетам в космос.
27 марта 1968 года Юрий Алексеевич Гагарин трагически погиб, самостоятельно пилотируя самолет. В СССР был объявлен общенациональный траур, ведь погиб первый космонавт планеты Земля.
Музей «Самара Космическая»
Самара считается космической столицей России, ведь именно здесь в 1957 году под руководством конструктора Дмитрия Козлова создали первую в мире двухступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету Р-7. На её базе потом изобрели целое семейство ракет-носителей среднего класса, внёсших большой вклад в освоение космоса.
Одна из самых впечатляющих достопримечательностей музея — ракета-носитель «Союз» — стала символом Самары. Памятный комплекс монумента-ракеты и музейного здания представляет собой единое архитектурное решение и считается одним из самых удачных в городе.
На торжественном открытии монумента присутствовали представители самых известных космодромов — Плесецк и Байконур, гендиректор «ЦСКБ-Прогресс», губернатор Самарской области.
Официальное открытие музея состоялось 12 апреля 2001 года, в год 45-летия самарского космического машиностроения.
На цокольном этаже посетителям предлагают ознакомиться с масштабным мультимедийным проектом, посвященным освоению космоса. Видеосюжетами охвачен период с XIX до середины XX века, когда была реализована лунная программа «Аполлон». Некоторые представления человека о космосе продемонстрированы здесь с долей иронии и юмора.
На первом этаже музея «Самара космическая» расположена постоянная и основная экспозиция. Интерактивные модули помогут узнать, как человек ориентируется в космосе, ведет исследовательскую деятельность, отдыхает и даже ест.
Второй этаж музея «Самара космическая» занимают сменные тематические экспозиции. Чаще всего они приурочены к памятным датам и событиям.
На третьем этаже находится конференц-зал, где проходят «круглые столы», заседания, рабочие встречи.
«Марс – 2»
27 ноября 1971 года, посадочный аппарат автоматической межпланетной станции «Марс-2» совершил посадку на Красную планету
Однако, угол входа в марсианскую атмосферу оказался намного больше допустимого, что помешало снизить скорость полета. Аппарат разбился о поверхность Марса, совершив жесткую посадку.
Так «Марс-2» стал первым рукотворным объектом, достигнувшим поверхности Марса. Вместе с собой на другую планету он доставил памятные вымпелы с символикой СССР
В декабре 1971 года орбиты Марса достигла межпланетная станция «Марс-3». После отделения от станции посадочный аппарат погрузился в атмосферу и впервые в истории совершил мягкую посадку на марсианскую поверхность! Ученые сразу же начали передачу научных данных, но на 14 секунде связь с аппаратом резко оборвалась. Все, что за это время удалось передать – расплывчатый фрагмент снимка с марсианской поверхности.
Орбитальные же модули станций «Марс-2» и «Марс-3» успешно функционировали долгое время до полного исчерпания запасов топлива, выполнив всю заложенную научную программу. За месяцы их работы ученые узнали больше об энергии и составе частиц солнечного ветра, содержании углекислого газа и водяного пара в марсианской атмосфере и давлении в его различных областях, динамике глобальной пылевой бури, межпланетных магнитных полях и о многом другом.
Функциональный грузовой блок "заря"
20 ноября 1998 года в 9 часов 40 минут по московскому времени со стартового комплекса “Протон” космодрома “Байконур” был запущен функционально-грузовой блок “Заря”
Этот запуск положил начало строительству первой международной космической станции. Впоследствии на орбите высотой около 400 километров будет собрана конструкция из десятков блоков общей массой 456 тонн. В создании общемирового космического дома принимают участие 14 стран - Россия, США, Япония, Канада и входящие в Европейское космическое агентство Бельгия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швейцария, Швеция (первоначально в составе участников были Бразилия и Великобритания).
Модуль «Заря» был построен российским ГКНПЦ им. Хруничева по заказу американской стороны и юридически принадлежит США.
Модуль «Заря» создан для обеспечения подсоединения американских и российских модулей МКС; энергоснабжения на начальном этапе сборки МКС; приёма, хранения и выдачи топлива в составе объединенной пневмогидравлический системы, включающей служебный модуль «Звезда» и транспортные корабли; хранения расходуемых запасов и ресурсного оборудования; управления движением и поддержание орбиты до стыковки со служебным модулем «Звезда»; поддержания частичных функций жизнеобеспечения.
Специалисты центра им. Хруничева обращают внимание на очень долгий срок работы функционального грузового блока «Заря». Сертифицированный срок службы ФГБ истёк в ноябре 2013 года.
Учитывая ход сборки станции и состояние бортового оборудования, было принято решение о продлении срока службы до 2020 года, а позднее было принято решение продлить полёт МКС до 2024 года
По мнению инженеров, некоторые ресурсы «Зари» пригодны для использования в течение всего срока эксплуатации: это гермоотсеки для размещения грузов и запасами топлива в баках топливной системы. За 20 лет эксплуатации грузовой модуль доказал свою надёжность
«Луноход – 1»
Этот аппарат стал первым в мире планетоходом, успешно функционирующим на другом космическом объекте в период с ноября 1970 г. по сентябрь 1971 г. Луноход-1 принадлежит к серии самоходных устройств, управляемых дистанционным способом, используемых в исследовании Луны.
Основное предназначение – изучение отличительных особенностей поверхности, выполнение радиоактивных, а также рентгеновских замеров, определение хим. состава грунта.
Луноход-1 способен передвигаться в двухскоростных режимах – на 0.8 и 2 км/ч, обеспечивающих движение передним и задним ходом. Тормоза представлены электродинамическими замедлителями и механической однодисковой системой с электроприводом.
При развороте на месте Луноход-1 создавал нулевой радиус, в движении этот показатель достигал 2.7 м
В комплект Лунохода-1 входили следующие основные части:
две камеры, выполняющие фотоснимки. Одна являлась рабочей, другая находилась в запасе;
спектрометр, измеряющий электромагнитное излучение;
рентгеновский телескоп, через который велось наблюдение за удалёнными объектами;
одометр, измеряющий колёсные вращения. По его данным учёные определили общее расстояние, проделанное техникой;
радиационный детектор, отслеживающий показатель активности радиации;
рефлектор, измеряющие удаление между парой точек на лунной поверхности лазером.
Связь с планетой Земля поддерживалась через установленные на корпусной части антенны. Луноход-1 управлялся с помощью пульта, пилотировал его В. Довгань.
Луна – 7
В задачу автоматической межпланетной станции Луна-7 входило изучение космического пространства, а также лунной поверхности. АМС должна была достигнуть поверхности спутника Земли и далее передавать советским учёным различные научные данные.
4 октября 1965 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Молния». Она вывела станцию к околоземному космическому пространству, после чего задала ей траекторию полёта к цели.
Луна-7 достигла точки назначения через 3 дня, однако далее возникли непредвиденные обстоятельства. АМС совершив несколько витков вокруг планеты, устремилась к спутнику, имея слишком большую скорость. Из-за ошибки датчика потерялось направление на Землю, из-за чего двигатели, отвечающие за торможение аппарата, включились слишком поздно. В результате станция столкнулась с лунной поверхностью чуть западнее кратера Кеплера и была выведена из строя.
Доподлинно неизвестно, какие именно задачи входили в техническое задание АМС. По официальной версии аппарат должен был произвести фотосъёмку грунта, взять его образцы, а также изучить строение кратеров и проверить на практике, работу только что разработанных двигателей, однако некоторые подробности этого полёта до сих пор засекречены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Они сделали Самару космической»
Аннотация проекта: в данном проекте представлено знакомство с людьми, прославившими город Самару, сделавшими её космической; с космосом, освоением космоса, работой космонавтов. Реализация проекта осущ...
Проект «Они сделали Самару космической»
Аннотация проекта: в данном проекте представлено знакомство с людьми, прославившими город Самару, сделавшими её космической; с космосом, освоением космоса, работой космонавтов. Реализация проекта осущ...
Непосредственно- образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) «Самара Космическая»
Методическая разработка на тему "Самара Космическая" для детей старшего дошкольного возраста...
Индивидуальный образовательный маршрут для родитетелей и детей по теме "Музейно-выставочный комплекс", "Самара-космическая".
Дефицит знания у дошкольников о том, что Самара внесла большой вклад в развитие космической промышленности (изготовление ракет). В ходе маршрута познакомить дошкольников с вкладом Самары в разви...
Проект «Самара - космическая столица»
Проект по формированию у старших дошкольников представлений об истории Самарского края «Самара - космическая столица»...
Оформление РППС на тему «Космос. Самара космическая» с использованием образовательного конструктора LEGO «GIGO BLOC»
Оформление РППС на тему «Космос. Самара космическая» с использованием образовательного конструктора LEGO «GIGO BLOC»Цель: Создание условий для познавательно-игровой деяте...
Виртуальная экскурсия " Самара космическая . Музей Ракета"
Предлагая вместе с Лунтиком побывать в музее " Ракета" ...