Проект «Они сделали Самару космической»
проект (подготовительная группа) по теме
Аннотация проекта: в данном проекте представлено знакомство с людьми, прославившими город Самару, сделавшими её космической; с космосом, освоением космоса, работой космонавтов. Реализация проекта осуществляется через разнообразные виды деятельности, организацию исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kosmos.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №172» г.о. Самара
443110 г. Самара ул. Искровская,5; тел (846)263-75-79;
E-mail:elochka_172@mail.ru
Проект «Они сделали Самару космической»
Номинация: «Их имена должен знать каждый: знаменитые люди Самары».
Автор методической разработки:
Бахтеева Танзиля Рафиковна, МАДОУ «Детский сад №172» городского округа Самара
1
Тип проекта: групповой, информационный, краткосрочный.
Участники проекта: педагоги, детии их родители
Возраст детей: подготовительная группа
Цель проекта:
Формирование у детей представлений о людях Самарского региона, прославивших космическую отрасль.
Задачи:
- расширять знания о космосе, космонавтах, конструкторах и космической промышленности;
- познакомить дошкольников с вкладом Самары в развитие отечественной космонавтики;
- познакомить с понятием «скафандр», «спутник», «кратер»;
- развивать интерес к самостоятельной практической деятельности;
- способствовать развитию умения проявлять исследовательское поведение, с удовольствием участвовать в экспериментах, организуемых взрослым;
-способствовать формированию у детей понятий Космос, космическое пространство;
- способствовать ознакомлению с историей освоения космоса.
- Воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к космонавтам и труженикам космической отрасли.
Методы исследования:
- одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, презентаций, видеофильмов, анкетирование);
- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснение);
- практический (самостоятельное выполнение работы, использование различных инструментов для изображения);
2
- проблемно – мотивационный;
- наблюдение;
- творческая деятельность
Аннотация проекта: в данном проекте представлено знакомство с людьми, прославившими город Самару, сделавшими её космической; с космосом, освоением космоса, работой космонавтов. Реализация проекта осуществляется через разнообразные виды деятельности, организацию исследовательской деятельности.
Проблема.
Дефицит знаний у дошкольников о знаменитых людях городаСамары, конкретно о тех, кто сделал огромный вклад в развитие космической промышленности России, с известными людьми, которые прославили её. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с музеями и памятниками космоса.
Родители имеют недостаточно знаний о людях, прославивших Самару, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее не важной. Дети не владеют достаточной информацией о «Самаре космической». Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине, её героям.
Актуальность
Каждый человек имеет свою малую Родину и в настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, к родному городу и его улицам. Прогуливаясь по улицам родного города - Самара дети даже не задумываются о том, сколько интересных достопримечательностей находится на этих улицах. Старшие дошкольники обладают определенным количеством
3
знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам, происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление узнать больше о людях, сделавших Самару красивой, большой и известной. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идеи воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все общее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Этапы проекта
Реализация проекта: «Почему Самару называют космической»
I этап. Погружение в проект.
В день космонавтики мальчик увидел на стенах своего дома много фотографий людей, прославивших город Самара. От родителей он услышал, как наш город назвали «Самара космическая». На следующий день он поделился впечатлениями с воспитателями и сверстниками. Детей заинтересовала тема известных людей, прославивших Самару через развитие космоса.
Наш детский сад находится в Октябрьском районе, где в этом году установили мемориальную доску, посвящённую людям, открывшим дорогу в космос, сделавшим Самару космической. Посетив это место, дети прочитали на монументе имена многих учёных, инженеров, конструкторов, военнослужащих и рабочих, которыми гордится вся наша Самара и мы вместе с ней! Благодаря их таланту и усилиям состоялся старт корабля «Восток».
Предварительная работа:
- Организация самостоятельные экскурсии детей с родителями в музей космонавтики;
- Чтение произведений о космосе и его первооткрывателях;
- Оформление альбома: «Освоение космоса в Самаре».
4
Планирование деятельности
- Что мы знаем об этом?
- Что хотим знать?
- Как это можно сделать?
*Направление процесса поиска информации детьми.
*Консультирование родителей по процессу поиска информации.
*Составление плана деятельности.
IIэтап практический - осуществление деятельности по реализации проекта.
- Познавательно-исследовательская деятельность (сбор информации в интернете, в библиотеке, в ходе экскурсий и прогулок по местам, связанным с космонавтикой и известными в этой сфере людьми;
- Сбор коллекции открыток, картинок, иллюстраций на тему: «Известные люди Самары»;
- Организация опытов: «Невесомость»,«Вода в космосе», «Сила притяжения», «Форма Земли», «Времена года», «День и ночь», «Почему Луна разная?», «Наблюдаем и рисуем фазы Луны», «Почему небо меняет цвет?», «Можно ли днём увидеть звёзды?», «Скафандр», «Что едят космонавты?», «Путешествие на Луну», «Запуск ракеты».
- Беседы с детьми о космосе: «Кто такие космонавты?», «Кто конструирует космическую технику?», «Жизнь в космосе», «Человек и его космическое будущее», «Первый полёт в космос», «Как появилась вселенная», «Люди, прославившие Самару космическую», «Достопримечательности, музеи и памятники Самары».
- Чтение книг: А.А.Анпилова «Ю.А.Гагарин»,просмотр мультфильма: «Тайна третьей планеты», чтение рассказов по заданной тематике, разучивание стихов на тему: «Космос»;
5
- Оформление совместно родителями и детьми стенгазет с фотографиями по теме: «Почему я горжусь Самарой?»;
- Оформление коллажа с интервью детей «Родной город»;
- Организация музея космоса в группе и в детском саду;
- Игровая – организация сюжетно-ролевых игр: «Мы – конструкторы», «Исследователи космоса», «Космические спасатели», «Космодром», «Готовимся быть космонавтами».
Развивающие игры: «Кого узнал на портрете»,«Назови достопримечательности Самары космической», «Лучшие конструкторы», «Собери созвездие», «Звездная карта», «Ждут нас быстрые ракеты», «Космонавты», «Ракетодром», «Солнце-чемпион», «Восстанови порядок в солнечной системе».
- Конструирование из бросового материала и из бумаги: создание модели для музея детского сада: «Ракета летит вокруг Земли»;
- Изобразительная – рисование на тему: «Космический вернисаж», изготовление поделок из бумаги и бросового материала: «Космонавт планеты Земля», «Ракета среди звёзд», «Открытие новой планеты», «Зелёные человечки» и «Космический корабль среди планет»;
- Организация детьми выставки поделок для младших дошкольников на тему «Полёт в космос» с вручением своих работ;
- Двигательная – игры-эстафеты: «Школа космонавтов», «Собери ракету»;
- Конкурс «Самара космическая»;
- Досуг «Большое космическое путешествие».
Оформление результатов.
- Оформление выставки совместного детско-родительского творчества «Известные люди Самары»;
- Оформление выставки рисунков «Самара космическая»
6
- Оформление альбома: «Музеи и памятники космоса в Самаре»;
- Оформление фотоотчёта об экскурсии детей, педагогов и родителей в Самарский музей космонавтики;
- Оформление стенгазеты о мероприятии, посвящённом опытам.
III этапзаключительный - презентация результатов (продукты проекта)
- Выступление детей на тему: «Люди, прославившие Самару космическую»;
- Организация выставки совместного детско-родительского творчества «Одежда космонавта», «Модели космического транспорта».
Предполагаемые результаты:
- Расширены знания о космосе, космонавтах, конструкторах и космической промышленности города Самары;
- Обобщены знания о вкладе Самары в развитие отечественной космонавтики;
- Развиты знания о понятиях «скафандр», «спутник», «кратер»;
- Развиты умения проявлять исследовательское поведение, с удовольствием участвовать в экспериментах, организуемых взрослым;
- Сформированы представленияоб истории освоения космоса ;
- Воспитано у детей уважение и действенное отношение к космонавтам и труженикам космической отрасли.
Перспективы развития проекта:
- Дальнейшая совместная деятельность по вопросу изучения космоса и людях, прославивших космическую промышленность.
7 6
Список литературы:
- Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.-[205с].
- Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. - [128с].
- Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия «Грамматика в играх и картинках»
- Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г
- Гризик Т.И. Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», М.,2001г
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г.
- Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008г, №4 2010г, №4 2013г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
- Левитан Е.П. Малышам о звездах. - М.,1986г.
- Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.
- Носов Н. Незнайка на луне.- М.: РОСМЭН, 1996г.
8
- Шорыгина Т.А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М.: Книголюб, 2005г.
- Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Они сделали Самару космической»
Аннотация проекта: в данном проекте представлено знакомство с людьми, прославившими город Самару, сделавшими её космической; с космосом, освоением космоса, работой космонавтов. Реализация проекта осущ...
Непосредственно- образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) «Самара Космическая»
Методическая разработка на тему "Самара Космическая" для детей старшего дошкольного возраста...
Индивидуальный образовательный маршрут для родитетелей и детей по теме "Музейно-выставочный комплекс", "Самара-космическая".
Дефицит знания у дошкольников о том, что Самара внесла большой вклад в развитие космической промышленности (изготовление ракет). В ходе маршрута познакомить дошкольников с вкладом Самары в разви...
Проект «Самара - космическая столица»
Проект по формированию у старших дошкольников представлений об истории Самарского края «Самара - космическая столица»...
Оформление РППС на тему «Космос. Самара космическая» с использованием образовательного конструктора LEGO «GIGO BLOC»
Оформление РППС на тему «Космос. Самара космическая» с использованием образовательного конструктора LEGO «GIGO BLOC»Цель: Создание условий для познавательно-игровой деяте...
Виртуальная экскурсия " Самара космическая . Музей Ракета"
Предлагая вместе с Лунтиком побывать в музее " Ракета" ...
Проект по теме: "Самара космическая!
Виртуальная экскурсия (интерактивная квест-игра) по музею космического наследия «Самара космическая». Цель проекта: разработать интерактивную квест- игру, в виде виртуальной экс...