Тренинг для воспитателей ДОУ «Эффективное общение с родителями»
материал

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, «горы свернуть», а другие как ни бьются не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?

Одной из причин, по нашему мнению, является непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для воспитателей ДОУ

«Эффективное общение с родителями»

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, «горы свернуть», а другие как ни бьются не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?

Одной из причин, по нашему мнению, является непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Упражнение «Комплимент» в кругу

Цель: отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.

Ведущий: Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, — вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.

Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом».

Для этого участники организуем круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится, и он хочет сказать об этом, т. е. сделать комплимент.

Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.

Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т. д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.

ВедущийЧто было легче: делать комплимент или отвечать на него.

Тест «30 пословиц»

Сейчас я предлагаю Вам пройти тест «30 пословиц» и узнать кто вы в общении.

Инструкция:

Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий так, что

не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются единицей или двойкой, а

совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему — 4 или 5.

Оценка 3 не должна использоваться вовсе. Оценки ставятся напротив

номеров суждений в таблице, приведенной ниже.

После того как участники оценят все пословицы, они могут подсчитать

баллы по колонкам. Психолог, перед тем как зачитает интерпретацию,

напоминает участникам, что если они не согласны с тем, что получилось в

тесте, то лучше оставаться при своем мнении. Любой тест работает с

определенной долей вероятности, и всегда находятся люди, чьи результаты

ошибочны. Совпадает результат с действительностью или нет, решать самим

участникам.

Бланк теста «30 пословиц»

«черепашка»

«акула»

«медвежонок»

«лиса»

«сова»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Тест «30 пословиц»

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его

делать.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет.

5. Ум хорошо, а два лучше.

6. Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.

7. Кто сильнее, тот и прав.

8. Не подмажешь — не поедешь.

9. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

10. Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.

11. Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.

12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своей добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

16. Дерись подольше да ума набирайся побольше.

17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Добро слово победит.

19. Ты —мне, я —тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь

пользу из истины, которой обладает другой.

21. Кто спорит —ни гроша не стоит.

22. Кто не отступает —тот обращает в бегство.

23. Ласковый теленок двух маток сосет.

24. Кто дарит —друзей наживает.

25. Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решить конфликт —избежать его.

27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над злом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

30. Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.

Обработка:

Сложите баллы, соответствующие номерам утверждений, написанных в

столбце под названием стиля поведения.

Сравните полученные баллы всех стилей между собой; стиль поведения,

получивший наибольшее количество баллов — является вашим стилем

поведения в конфликтной ситуации.

Интерпретация

1-й тип — «черепашка». У людей такого типа — большое желание

спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного

консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной

ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации

он может изменить вам.

2-й тип — «акула». Для людей этого типа главное - их цель, их работа. Их

не волнует отношения коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный

руководитель уважает целенаправленность «акулы» — надо лишь

ограничить ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он может

добиться, чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для

коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могу вывести

коллектив из сложной ситуации.

3-й тип — «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые

углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы

каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения,

посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут

полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них

наиболее важным оказываются человеческие отношения.

4-й тип — «лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть

компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся

активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми

«лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «Не

обманешь — не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему

их не ценят окружающие.

5-й тип — «сова».  Это честные и открытые люди. Представители этого

типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут

пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели.

ЗАДАНИЕ: «КАКИЕ ФРАЗЫ ЦЕЛОСООБРАЗНЕЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ НАЧАЛА БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ?»

Цель: развить умение «вчувствоваться» в смысл словесного обращения к собеседнику.

У меня для вас есть задание. На этих карточках написано 17 фраз, с которых можно начать разговор с родителями.

Ваша задача:

Найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять, начиная разговор с родителями».

Т.е. вы должны их этих 17 фраз выбрать только 5, которые, по мнению вашей команды, неудачны для начала разговора с родителями. Обоснуйте почему.

Я сейчас раздам вам карточку с фразами и бланк для записи этих неудачных фраз.

На это задание у вас есть 3 мин.

Варианты фраз:

извините, если я помешала...

я бы хотела...

вероятно, вы об этом еще не слышала...

вам будет интересно узнатьб...

я бы хотела еще раз услышать...

мне представляется интересным то, что...\

я пришла к тому выводу, что...

вы ходите...

думается, ваша проблема заключается в том, что....

давайте в вами быстро обсудим...

как вы знаете...

хотя вам это и неизвестно....

пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать...

вы конечно еще об этом не знаете...

а у меня на этот счет другое мнение...

конечно, вам уже известно...

вы, наверное, об этом слышали...

итак, начнем обсуждение. Какая команда готова?

Сейчас вы будите произносить по одной фразе, мы все ее внимательно слушаем, если ваш выбор верен, то мы вывешиваем эту фразу на доску, если нет, значит, вы ошиблись, т.к. у меня есть правильные ответы, и мы можем точно знать с каких фраз нежелательно начинать общение. Вы должны обязательно объяснить, почему вы считаете эту фразу не удачной.

Неудачные фразы:

«Извините, если я помешала», эта фраза неудачна потому, что вы сразу начинаете разговор с извинения, а потом еще и произносите «если я не помешала», т.е. здесь у вас позиция неуверенного человека. Родитель сразу же может почувствовать свое превосходство над нами, и вы не сможете донести ту информацию, которую хотели сообщить.

«Я бы хотела еще раз услышать», неудачна эта фраза потому, что вы начинаете разговор со своего интереса, очень часто родителей мало волнует то, чего бы вы хотели, чаще всего родители торопятся, и эта фраза может вызвать у них раздражение.

«Давайте с вами быстренько обсудим», эта фраза настраивает родителя на не серьезный разговор, т.к. произнесено слово «быстренько», родитель может не придать этому разговору значимости.

«Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать», также слова не уверенного в себе человека, фраза начинается с просьбы, родитель может интуитивно насторожиться, и в ответ вы услышите: «У меня нет времени, поговорим в другой раз»

А у меня на этот счет другое мнение», фраза не корректна по отношению к родителю, т.к. вы заявляете о своем мнении, а не говорите о том, что у каждого есть свое мнение и ваш взгляд на эту проблему или ситуацию иной, отличный от родителей.

А теперь второе задание.

Из этого же списка вам нужно найти «нежелательные» в общении с родителями фразы и смысловые пары к ним («желательные»). Т.е. те фразы, которые мы отобрали с вами как неудачные, вы уже не выбираете. Теперь вы выбираете фразы, которые желательно использовать в разговоре с родителями, как только вы нашли фразу, которая, по вашему мнению нежелательная, вам необходимо к этой фразе подобрать желательную фразу, т.е. смысл этой фразы будет один, но слова или обращение, будет другим.

Нежелательные фразы в паре с желательными:

«Я бы хотела» - Вы хотите» ...

«вероятно, вы еще об этом не слышали» - «Вы, наверное, уже об этом слышали» ...

«Мне представляется интересным то, что» - «Вам будет интересно узнать...»

«Я пришла к такому выводу, что» - «Думается ваша проблема, заключается в том, что...»

«Вы конечно еще об этом не знаете» - «Как вы знаете...»

Почему они нежелательные, как вы считаете?

С этих фраз нежелательно начинать разговор с родителями, т.к. говори «Я», «Мне» вы говорите о себе, и родитель не воспринимает эту информацию как касающуюся его ребенка. Говоря «Вы», «Вам», «Ваша» вы обращаетесь непосредственно к родителю, и указываете на его проблемы, на то, что ему нужно узнать, больше интересоваться ребенком, используя эти, мы с вами определи, какие фразы «неудачны» для разговора с родителями, а также выделили те фразы, которые мы очень часто произносим, разговаривая с родителями, но они «нежелательны», и теперь мы знаем, что существуют «Желательные» фразы которые по смыслу доносят до родителей ту же информацию.

УПРАЖНЕНИЕ «МИМИКА И ЖЕСТЫ»

Теперь предлагаю упражнение, которое называется «Мимика и жесты». Каждая команда получает по 1 сообщению, которое нужно предать родителю, используя только невербальные формы общения. Передать сообщение нужно тремя способами:

Только три помощи рук,

Только при помощи мимики,

При помощи мимики, жестов и позы.

От каждой команды должны выступать по 3 человека. Вы показываете нам сообщение тремя способами, и затем мы попробуем отгадать, какое сообщение вы хотели передать.

Пожалуйста, первая группа (выступают все группы).

Когда вы смогли догадаться, какое сообщение вам хотели передать? По каким движениям вы смогли догадаться?

Каким способом вам было легче передать сообщение?

Как вы думаете, может ли ваша мимика и жесты оказать влияние на установление доброжелательных отношений с родителями?

Каким образом?

Теперь вы видите, что, применяя только мимику сложно передать информацию. Для того чтобы нас правильно поняли лучше использовать все в комплексе, то есть должна быть соответствующая поза, жесты и мимика, подкрепленные выразительной речью.

Важно помнить, что каждый жесть подобен слову, жесты точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека.

Если вы будете учитывать эти жесты в общении с родителями, то это поможет вам улучшит взаимоотношения с нами.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРОСТРАНСТВО».

Вокруг каждого из нас существует пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. И если кто-то нарушает его, то нас становится неприятно, повышается напряжение и беспокойство.

Дистанция, которую соблюдают партнеры при общении, влияет на наше самочувствие. Возникающие напряжение в процессе общения может быть индикатором нарушения пространства.

От ого, какое пространство вы соблюдаете при общении с родителями может зависеть успешность вашего разговора.

Сейчас я раздам вам карточки с заданием, а вы должны будете разыграть ситуации. (Даю время для того, чтобы педагоги познакомились с текстом и подготовили ситуацию. 3 мин.).

Задание для 1 стола:

Вам необходимо выбрать 2 участника из группы: один родитель, а другой воспитатель. Воспитателю необходимо рассказать об успехах ребенка родителю. Вести диалог нужно на расстоянии 0,5метра.

Задание для 2 стола:

Вам необходимо выбрать 2 участника из группы: один родитель, а другой воспитатель. Воспитателю необходимо рассказать об успехах ребенка родителю. Вести диалог нужно на расстоянии 1метра.

Задание для 3 стола:

Вам необходимо выбрать 2 участника из группы: один родитель, а другой воспитатель. Воспитателю необходимо рассказать об успехах ребенка родителю. Вести диалог нужно на расстоянии 2метра.

Теперь я предлагаю выйти по 2 человека о каждого стола и разыграть ситуацию.

Вопросы:

Комфортно ли вы себя чувствовали при разговоре?

Какие ощущения вы испытывали при разговоре на расстоянии

0,5

1 метра,

2 метра?

А как вы думаете, какое расстояние оптимально для общения с родителями?

Существуют допустимые пределы:

0-0,5м – интимное расстояние, при котором общаются только близкие люди.

0,5-1,2м – межличностное расстояние для разговора друзей и хороших знакомых.

1,2-3,7м – зона деловых отношений.

Действительно, то расстояние, которое мы выбираем для общения, во многом определяет успех нашего разговора.

При общении нужно учитывать и индивидуальные особенности родителей. Есть люди, которые чувствуют себя комфортно, когда находятся при разговоре на очень близком расстоянии или, наоборот, на очень далеком.

И если вы замечаете, что родитель при общении «пятиться» назад, значит, необходимо держать более далекую дистанцию иначе это может привести к нервозности и напряжению.

РЕКОМЕНДАЦИИ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.

На протяжении семинара мы с вами выработали рекомендации, которые вы можете использовать в общении с родителями.

Надеемся, вы будите опираться на них при взаимодействии с родителями.

Рекомендации:

Разговор с родителями лучше начать с фраз

«Вы хотите» ...

«Вы наверно об этом слышали...»

«Вам будет интересно узнать...»

«Думается ваша проблема, заключается в том, что...»

При общении с родителями обращайте внимание не только на слова, но и на жесты.

Никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка. (Отметьте положительные факты его жизни).

Замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушивайте внимательно и терпеливо.

Если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично.

Желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы.

Надо вселять в родителей веру в своего ребенка.

Не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал опыт в воспитании детей.

Избегайте наукообразной терминологии при разговоре с родителями.

Как нужно вести себя с рассерженными родителями:

-Показать родителю свое уважение к нему, отметив в слух факт существования раздражения, гнева («Я вижу, вы разгневаны»), и дать ему возможность высказаться.

-Избегать скоропалительных выводы, типа «вечно у вас так», «се время вы так».

-Предложить родителю такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть, выпить воды).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для воспитателей "Педагогическая этика общения. Воспитатель - родитель".

Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта.Пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.Культура речи сотруднико...

Тренинг для педагогов, воспитателей «Как эффективно сотрудничать с родителями».

Сценарий тренинга:1. Приветствие2. Тест по Э.Берну3. Беседа «Как влияет наше эго-состояние на эффективность общения?»4. Упражение "Трудные родители"5. Беседа «Как эффективно сотрудничать с родите...

Семинар – практикум для педагогов раннего возраста, в рамках школы молодого воспитателя: «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями. Нескучное родительское собрание»

Описаны:- приемы и правила установления хорошего контакта с собеседником;- правила организации родительского собрания;- игры и упражнения для проведения родительского собрания....

Семинар-тренинг для воспитателей ДОУ "Правила эффективного общения с родителями воспитанников"

Семинар-тренинг посвящен знакомству педагогов с правилами эффективного общения с родителями (техника рефлексивного слушания, знакомство с типологией родителей), а также направлен на снятие психоэмоцио...

Занятие-тренинг для воспитателей "Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями"

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблемапостроения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников....

Семинар-тренинг для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Данный материал направлен на формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников....