нетрадиционная пальчиковая гимнастика
методическая разработка (средняя группа)
Познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Играем, пальчики развиваем»
Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.
Материал: крышечки от бутылок, маленькие резиновые и массажные мячики, бельевые прищепки, зубные щетки, пальчиковые игрушки, сапожки.
Оборудование: мультимедийный диапроектор (для показа слайдов по тексту)
Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики.
Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика:
• Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
• Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей. Когда малыш говорит и стихами сопровождает упражнения из пальчиковой гимнастики — это делает его речь более четкой, ритмичной, яркой.
• Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.
• Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, педагогам, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
• В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.
• А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет взрослый, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
• После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.
Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.
Предлагаю вашему вниманию подборку нетрадиционных пальчиковых игр, которые предполагают использование различных пособий.
Начинаем с разминки:
- Покатаем шестигранный карандаш между ладошками:
Карандаш в руке катаю,
Между пальцами верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу
- Игра с мячиками:
Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику)
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну
Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт (повторяем то же самое другой рукой) - Игра с зубной щеткой: массаж пальцев начиная с большого до мизинца. Растираем зубной щеткой сначала подушечки пальчиков, затем медленно опускаемся к его основанию.
В руки все мы щетку взяли,
Пальчики пересчитали.
12345 – гладим пальчики опять.
Будьте пальцы сильными,
Будьте пальцы ловкими.
12345 – гладим пальчики опять
- Башмачки. Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
Другая рука:
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Другая рука:
Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку.
Другая рука:
Пальцы, словно ножки,
Обуты в босоножки.
Другая рука:
Каждый пальчик будто ножка
Только шаркает немножко. - Игра с бельевыми прищепками «Уточки и гуси»: Берутся нетугие бельевые прищепки. Прищепкой прищемите ногтевые фаланги пальцев (кроме большого).
На каждый ударный слог меняйте пальчик.
Наши уточки с утра
Кря - кря – кря – кря!
Другая рука:
Наши гуси у пруда
Га – га – га – га! - Сапожки (из фетра): имитируем слова стихотворения, одевая «сапожки» на пальцы, «шагая по столу»:
Как на мои ножки
Одели мы сапожки,
Красные, с цветочками,
С плетёными шнурочками.
Буду ножкой топ-топ,
Да в ладошки хлоп-хлоп.
Как выходит ловко -
Хороша обновка!
- Игра «Молоточки»: ладонь с развернутыми в стороны пальцами лежит на столе, между средним и указательным пальцами одной руки зажат деревянный столбик – «молоточек».
Поднять столбик усилиями мышц над столом как можно выше, как штангу. Большой, безымянный и мизинец прижаты плотно к поверхности стола. Повторить упражнение 4 раза, после чего положить столбик, встряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.
12345 – будем мы сейчас играть,
Тук – тук – тук молотком, мы построим куклам дом,
Поиграем, отдохнем, наши пальчики встряхнем.
И опять играть начнем (выполняют упражнение другой рукой)
- Игра «Мышата»
Как у нашей мышки
Ножки-коротыжки
Ножки мышкины спешат
К серой кошке и назад.
9. Игра с клубками- моталочками
Берем клубок и начинаем мотать в руке в рифму стихотворению.
Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка, Эта птичка свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – злой орлан, Птички, птички по домам.
10. «Катушка ниток».
Катаем катушки в ладошках. Наматываем нитку на катушку. Вместо катушки можно использовать клубок ниток. Намотаю ниток много На клубочек я друзья. Чтобы бабушка связала шарфик теплый для меня.
Игры с орехами «Орешки». Берем грецкие орехи и катаем между ладонями (по кругу). Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех.
Игры с щеткам. Растираем зубной щеткой или маленькой щеткой для одежды сначала подушечку пальчика, затем медленно опускается к его основанию.
Я возьму зубную щетку, Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей, Пальчики – удальчики.
Игра с массажной расческой «Щеточки». Даем ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая: У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник!
Игры с резинками «Резиночки».
Используем резиночки для денег, одеваем на руки и играем по типу «гармошки». На гармошке я играю Целый день, целый день. На гармошечке играть Мне не лень, мне не лень.
«Эспандер кистевой». Ребенок в руке эспандер кистевой (мячик резиновый, грушу от пульверизатора или любой другой предмет, который сопротивляется при сжатии). Сжатие – на ударные слоги. Сжать кольцо поможет нам Сила с волей пополам. Станут пальчики сильнее, А головушка умнее.
Игра с воздушными шарами «Волшебные шары». Берем воздушные шары, наполненные мелкой солью, и нажимаем пальцами обеих рук на шар на каждый ударный слог. Мягко кошка, посмотри, Разжимает коготки. И легонько их сжимает – Мышку так она пугает. Кошка ходит тихо-тихо, Половиц не слышно скрипа, Только мышка не зевает, Вмиг от кошки удирает.
Игры со спичками, счетными палочками Собираем спички (счетные палочки) одними и теми же пальцами рук : двумя указательными, двумя средними – до мизинцев (подушечками). На каждую стихотворную строчку – по одному движению (взятию спички). Клюва длиннее Не видел я, Чем клювы у аиста И журавля.
Игра с мягкими бигудями. Можно использовать как массажер, катая их между ладошками. Бигуди в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непрерывно каждый пальчик, Быть послушным научу.
Рефлексия
О нетрадиционных пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.
Методика и смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Такие пальчиковые игры – хорошие помощники не только для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию, а для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Благодаря нетрадиционным пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/31/picture-254781-1369982594.jpg)
Нетрадиционная форма проведения пальчиковой гимнастики , как средство коррекции речи детей.
В данной работе описаны особенности проведения закаливания в нетрадиционной форме с детьми, имеющими речевые расстройства....
Презентация "Пальчиковая гимнастика и массаж с использованием нетрадиционных изобразительных материалов"
Комплекс пальчиковой гимнастики и массажа с использованием нетрадиционных изобразительных материалов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/04/picture-701219-1446646231.jpg)
«Комплекс пальчиковых гимнастик и масажей с использованием нетрадиционных здоровьесберегающих технологий»
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка и имеет большое зна...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/09/picture-518948-1544337091.jpg)
Мастер-класс "Нетрадиционная пальчиковая гимнастика"
Цель: Познакомить с методами и приемами проведения нетрадиционной пальчиковой гимнастики;раскрыть актуальность пальчиковой гимнастики в логопедической работе;расширять взаимосвязь ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/30/picture-1058853-1538280775.jpg)
Картотека нетрадиционных пальчиковых гимнастик
нетрадиционные пальчиковые гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/30/picture-1003847-1517262338.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная пальчиковая гимнастика»
Мастер-класс «Нетрадиционная пальчиковая гимнастика»Цель мастер-класса:• Расширить представления участников с методами и приемами проведения нетрадиционной пальчиковой гимна...