нетрадиционная пальчиковая гимнастика
методическая разработка (средняя группа)

Познакомить педагогов с видами  нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка26.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Играем, пальчики развиваем»

  Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

Материал: крышечки от бутылок, маленькие резиновые и массажные мячики, бельевые прищепки, зубные щетки, пальчиковые игрушки, сапожки.

Оборудование: мультимедийный диапроектор (для показа слайдов по тексту)

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики.

Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика:

•        Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

•        Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей. Когда малыш говорит и стихами сопровождает упражнения из пальчиковой гимнастики — это делает его речь более четкой, ритмичной, яркой.

•        Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.

•        Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, педагогам, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

•        В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот  вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.

•        А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет взрослый, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

•        После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.

 Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

Предлагаю вашему вниманию подборку нетрадиционных пальчиковых игр, которые предполагают использование различных пособий.

Начинаем с разминки:

  1. Покатаем шестигранный карандаш между ладошками:

                 Карандаш в руке катаю,

                Между пальцами верчу.

                Непременно каждый пальчик

                Быть послушным научу

  1. Игра с мячиками:
    Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику) 
    Колобок рукой катаю 
    (правой ладонью катаем мячик по левой)
    Взад, вперёд его гоняю.
    Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку (
    гладим мячиком ладонь)
    И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка 
    (сжимаем и разжимаем мячик)
    Колобок я разожму и другой рукой начну
    Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт 
    (повторяем то же самое другой рукой)
  2. Игра с зубной щеткой: массаж пальцев начиная с большого до мизинца. Растираем зубной щеткой сначала подушечки пальчиков, затем медленно опускаемся к его основанию.

В руки все мы щетку взяли,

Пальчики пересчитали.

12345 – гладим пальчики опять.

Будьте пальцы сильными,

Будьте пальцы ловкими.

12345 – гладим пальчики опять

  1. Башмачки. Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

    Катя туфли потеряла,
    Долго плакала, искала.
    Другая рука:
    В крышки пальчики обула
    Смело в них вперёд шагнула.
    Другая рука:
    Пошла Катя на прогулку
    По кривому переулку.
    Другая рука:
    Пальцы, словно ножки,
    Обуты в босоножки.
    Другая рука:
    Каждый пальчик будто ножка
    Только шаркает немножко.
  2. Игра с бельевыми прищепками «Уточки и гуси»: Берутся нетугие бельевые прищепки. Прищепкой прищемите ногтевые фаланги пальцев (кроме большого).
    На каждый ударный слог меняйте пальчик.

    Наши уточки с утра
    Кря - кря – кря – кря!
    Другая рука:
    Наши гуси у пруда
    Га – га – га – га!
  3. Сапожки (из фетра): имитируем слова стихотворения, одевая «сапожки» на пальцы, «шагая по столу»:

Как на мои ножки
Одели мы сапожки,
Красные, с цветочками,
С плетёными шнурочками.
Буду ножкой топ-топ,
Да в ладошки хлоп-хлоп.
Как выходит ловко -
Хороша обновка! 

  1. Игра «Молоточки»: ладонь с развернутыми в стороны пальцами лежит на столе, между средним и указательным пальцами одной руки зажат деревянный столбик – «молоточек».

Поднять столбик усилиями мышц над столом как можно выше, как штангу. Большой, безымянный и мизинец прижаты плотно к поверхности стола. Повторить упражнение 4 раза, после чего положить столбик, встряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.

12345 – будем мы сейчас играть,

Тук – тук – тук молотком, мы построим куклам дом,

Поиграем, отдохнем, наши пальчики встряхнем.

И опять играть начнем (выполняют упражнение другой рукой)

  1. Игра «Мышата»

                  Как у нашей мышки

                  Ножки-коротыжки

                  Ножки мышкины спешат

             К серой кошке и назад.

   

       9.      Игра с клубками- моталочками

               Берем клубок и начинаем мотать в руке в рифму  стихотворению.

Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка, Эта птичка свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – злой орлан, Птички, птички по домам.

       10.   «Катушка ниток».

Катаем катушки в ладошках. Наматываем нитку на катушку. Вместо катушки можно использовать клубок ниток. Намотаю ниток много На клубочек я друзья. Чтобы бабушка связала шарфик теплый для меня.

Игры с орехами «Орешки». Берем грецкие орехи и катаем между ладонями (по кругу). Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех.

Игры с щеткам. Растираем зубной щеткой или маленькой щеткой для одежды сначала подушечку пальчика, затем медленно опускается к его основанию.

Я возьму зубную щетку, Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей,  Пальчики – удальчики.

Игра с массажной расческой «Щеточки». Даем ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая: У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник!

Игры с резинками «Резиночки».

Используем резиночки для денег, одеваем на руки и играем по типу «гармошки». На гармошке я играю Целый день, целый день. На гармошечке играть Мне не лень, мне не лень.

«Эспандер кистевой». Ребенок в руке эспандер кистевой (мячик резиновый, грушу от пульверизатора или любой другой предмет, который сопротивляется при сжатии). Сжатие – на ударные слоги. Сжать кольцо поможет нам Сила с волей пополам. Станут пальчики сильнее, А головушка умнее.

Игра с воздушными шарами «Волшебные шары». Берем воздушные шары, наполненные мелкой солью, и нажимаем пальцами обеих рук на шар на каждый ударный слог. Мягко кошка, посмотри, Разжимает коготки. И легонько их сжимает – Мышку так она пугает. Кошка ходит тихо-тихо, Половиц не слышно скрипа, Только мышка не зевает, Вмиг от кошки удирает.

Игры со спичками, счетными палочками Собираем спички (счетные палочки) одними и теми же пальцами рук : двумя указательными, двумя средними до мизинцев (подушечками). На каждую стихотворную строчку – по одному движению (взятию спички). Клюва длиннее Не видел я, Чем клювы у аиста И журавля.

Игра с мягкими бигудями. Можно использовать как массажер, катая их между ладошками. Бигуди в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непрерывно каждый пальчик, Быть послушным научу.

Рефлексия

О нетрадиционных пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.

 Методика и смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Такие пальчиковые игры – хорошие помощники не только для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию, а для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Благодаря нетрадиционным пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная форма проведения пальчиковой гимнастики , как средство коррекции речи детей.

В данной работе описаны особенности проведения закаливания в нетрадиционной форме с детьми, имеющими речевые расстройства....

Буклет "Нетрадиционные пальчиковые гимнастики".

Буклет "Нетрадиционные пальчиковые гимнастики"....

Презентация "Пальчиковая гимнастика и массаж с использованием нетрадиционных изобразительных материалов"

Комплекс пальчиковой гимнастики и массажа с использованием          нетрадиционных изобразительных материалов...

«Комплекс пальчиковых гимнастик и масажей с использованием нетрадиционных здоровьесберегающих технологий»

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка и имеет большое зна...

Мастер-класс "Нетрадиционная пальчиковая гимнастика"

Цель: Познакомить с методами и приемами проведения нетрадиционной пальчиковой гимнастики;раскрыть актуальность пальчиковой гимнастики в логопедической работе;расширять взаимосвязь ...

Картотека нетрадиционных пальчиковых гимнастик

нетрадиционные пальчиковые гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная пальчиковая гимнастика»

Мастер-класс «Нетрадиционная пальчиковая гимнастика»Цель мастер-класса:• Расширить представления участников с методами и приемами проведения нетрадиционной пальчиковой гимна...