Картотека нетрадиционных пальчиковых гимнастик
картотека по развитию речи на тему
нетрадиционные пальчиковые гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_palchikovye_gimnastiki.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека нетрадиционных пальчиковых игр
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
Традиционные «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмированных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей.
Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2—3 раза в день по 3—5 мин, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.п.
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.
Нетрадиционные «Пальчиковые игры» - это игры с различными предметами, которые всегда есть в обиходе.
Игра «Карандаш» с использованием карандаша с гранями.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Игра «Мячик» с использованием мяча-ежика.
Я мячом круги катаю,
Взад перед его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
Будто бы сметаю крошку,
И помню его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
(переброс мяча из руки в руку)
А теперь поиграем в следующую игру, где используем мяч-ежик.
Игра «Бабочка»
Не ползет и не бежит-
Над цветком она кружит.
За витком идет виток-
Вот и села на цветок.
Игра «Котенок кусака» с использованием бельевой прищепки.
Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно,на ударные слоги стиха.
После первого двустишия-смена рук
Кусается больно котенок-малыш
Он думает: это не палец, а мышь
Но я же играю с тобою, глупыш,
А будешь кусаться,- скажу тебе «Кыш!»
Игра «Заяц и ежик» с использованием бус.
Понадобится бусы вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина - большая или другого цвета. Ребенок берет за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигаясь к центру.
На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны.
Заяц и ежик навстречу друг другу
Шли по дорожке, по полю, по лугу.
Встретились - и разбежались они.
Быстро бежали - поди догони!
Не догонишь!
Игра «Проглот» с использованием носового платка
Берем небольшой носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не поиогает! Предлагаем тоже самое сделать ребенку поочередно.
У меня живот проглот-
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!
Для этой игры используем коврик с пуговицами.
Игра «Пальцеход» с использованием пуговиц.
Ребенок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук,наступая на пуговицы на каждый ударный слог.
Ходит цапля по болоту
На прогулку, на работу-
Очень нужно цапле там
Взять еду своим птенцам!
Игра «Горох и фасоль»
В ведро насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне-игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
Игра «Горошки» с использованием гороха
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одной за другой и удерживает их в руке, и так набирает целую горсть.
С блюдца я беру горошки
Словно птица клювом крошки.
И полны мои ладошки-
Руки держат все горошки.
Таким образом, использование нетрадиционных техник развития ручной умелости в работе с детьми - это огромная возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.
Самомассаж кистей и пальцев рук (по Йосиро Цуцуми, модифицированный).
Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»), стихами.
Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.
Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками.
Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево — как хочу.
Сверху — левой, снизу — правой
Я его катаю, браво.
Массаж грецкими орехами (каштанами).
Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Массаж "четками". Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.
Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
Пальчиковый тренинг
• «Узелки» — перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, предметы по лексическим темам, гласные звуки.
• «Щелчки» — каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.
• «Кус-кус» — бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
• «Прогулка» — с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.
На прогулку мы пойдем,
И в футбол играть начнем.
И с хорошей тренировкой
Каждый станет сильным, ловким.
• «Лыжники» — «вставать» в углубления больших пуговиц (пробок) указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги,
И по большим снегам беги.
• «Волшебные превращения веревочки» — из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных, буквы.
• «Пристёгивание разных фигур» - вырезаются прямоугольники из плотной матерчатой ткани, к ним пришиваются пуговицы, при помощи которых пристёгиваются разные фигуры с прорезями-петлями.
• «Музыканты» — нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.
Чистоговорки:
ша-ша-ша — в доме у нас Маша;
шо-шо-шо — Маша ведет себя хорошо;
шу-шу-шу — на руках ее ношу;
ши-ши-ши — калоши у Маши очень хороши.
• «Мой веселый мяч-прыгун» — прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно», одновременно рассказывая стихи на автоматизацию, дифференциацию звуков.
Трудно мячик мне вести
Прямо по дорожке —
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.
• «Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).
• Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
Также ребёнку можно предложить:
• кистевые эспандеры, дутые ручки от молочных пакетов – для развития мышечной силы кисти;
• бигуди и щётки для волос, ребристую деталь от одноразового медицинского шприца, математические счёты – для массажа и самомассажа ладоней;
• клавиатуру старого компьютера, кнопочный телефон, бельевые прищепки и плотную (картонную) основу для них – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
• «Сухой бассейн» - ёмкость, наполненная горохом или фасолью, - для самомассажа кистей; мелкие игрушки для вытаскивания из «сухих бассейнов».
• «Волшебные мешочки» - воздушные шарики, наполненные разным количеством семян фасоли, ребёнок ощупывает шарики тактильным методом, находит фасоль и говорит, какое количество фасоли в каком шарике спряталось.
Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной,
Головушка умной,
А речь красивой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии. Игровой самомассаж. Картотека нетрадиционных оздоровительных упражнений
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Возникла необходимость оздоро...
Методическое пособие "Картотека нетрадиционных приемов изобразительной деятельности для работы с детьми дошкольного возраста"
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют быстро достичь желаемого результата. Поэтому дети дошкольного возраста проявляют повышенный инт...
Картотека нетрадиционных техник рисования
Картотека содержит краткое описание нетрадиционных техник рисования....
Игровой самомассаж. Картотека нетрадиционных оздоровительных упражнений.
Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам....
Картотека нетрадиционных игр и пособий по экологии
КАРТОТЕКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Нетрадиционные игры и пособия по экологическому воспитанию"...
Картотека нетрадиционных техник рисования
В картотеке представленны нетрадиционные техники рисования для детей 3-5 лет...
"Картотека нетрадиционных игр с прищепками"
"Картотека нетрадиционных игр с прищепками"...