Лихтварк 2023
презентация

Алахвердиева Елена Михайловна

Музейные диалоги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lihtvark.pptx332.86 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Альфред Ли́хтварк ( нем. Alfred Lichtwark ; 14 января 1852 [1] , Гамбург — 13 января 1914 [2] [3] , Гамбург ) — немецкий историк искусства, первый директор музея Кунстхалле в Гамбурге. https://studopedia.ru/9_76907_germaniya-rozhdenie-muzeynoy-pedagogiki.html

Слайд 2

Своей практической деятельностью он немало способ­ствовал распространению просветительской работы в области ис­кусства, ибо был убежден в том, что музей, как и школа, является местом обучения . Воплощая на посту директора Гамбургского художественного музея Кунстхалле лозунг «Искусство — в жизнь» , А. Лихтварк всей своей многогранной деятельностью стремился избавить музей от рутины . Среди его успешных начинаний следует назвать: — организацию любительских курсов живописи и графики под руководством профессиональных художников; — учреждение «Общества гамбургских друзей искусства» с из­данием ежегодника, освещавшего проблемы искусства, фотогра­фии, художественного оформления жилища и т. д.;

Слайд 3

— организацию выставок детского творчества; — основание общества содействия развитию любительской фо­тографии и формирование уникальной коллекции фотоснимков; — создание коллекции учебных пособий (игрушечный печатный станок и др.); — содействие развитию современной живописи, в том числе гамбургских художников; — содействие организации Гамбургского клуба художников; — осуществление пристройки к старому музею нового боль­шого здания.

Слайд 4

Представление о методе работы А. Лихтварка в условиях музейной среды дает его книга «Упражнения в рассматривании про­изведений искусства» (1909), представляющая собой стенограмму занятий с 12-летними выпускницами гамбургской женской гимназии. Каждая встреча в музее проходила только у одной картины. Как правило, это было произведение современного немецкого художника , зачастую связанное с темой детства (педагог считал, что дети такие произведения воспринимают лучше, чем работы старых мастеров ). В ходе происходящего перед картиной диалога зрители очень подробно рассматривали ее, «исследуя» композицию, сюжет, психологию персонажей в связи с литературой и музыкой своего времени, учась тем самым общению с искусством. При этом автор «Упражнений» утверждал: «Метод вопросов и ответов» не единственный, существуют и другие методы анализа материала но категорически не рекомендуется выстроенный доклад , неизбежно подавляющий самостоятельность ». Такой подход, естест­венно, нарушал сложившуюся методику преподавания искусства, основе которой лежало жестко заданная сумма знаний, прежде всего о стилях в искусстве.

Слайд 5

Поясняя специфику своего метода, А. Лихтварк писал: «Мы стремимся к тому, чтобы охватить взглядом всю эпоху, показать как она отразилась в единичном произведении, какое впечатление оно производит». Вместе с тем он предостерегал от навязывания зрителям авторитарных суждений об искусстве . Впервые введя по­нятие «музейные диалоги», Лихтварк стал основоположником музейно-педагогической методики , цель которой он видел в развитии умения творчески воспринимать произведение искусства через понимание замысла художника.

Слайд 6

Наряду с А. Лихтварком , большое влияние на развитие художественного образования оказал профессор Мюнхенского университета К. Фолль . Являясь сторонником идеи самоценности художес т венного памятника, он считал, что целью преподавания искусства является «систематическое упражнение глаза» . Не отрицая полез­ности преподавания истории искусства в школе, К. Фолль утвер­ждал, что оно служит второстепенным целям, когда направлено лишь на содействие изучению других дисциплин. В противовес тра­диционной точке зрения на изучение искусства как на заучивание фактов, имен и стилей, ученый предлагал так построить процесс обучения, чтобы люди «не переставали мыслить, разглядывая худо­жественные произведения» 1 и самостоятельно, анализируя их зри­тельные образы, учились находить и различать особенности разных стилей и почерк мастеров. По сути дела, своими трудами К. Фолль заложил научные основы формирования визуального мышления.

Слайд 7

Накопленный к началу XX в. опыт образовательной деятельно­сти в немецких музеях позволил одному из создателей Немецкого музея шедевров естествознания и техники в Мюнхене Г. Кершенштайнеру написать книгу «Теория образования» (1926). В ней он обосновал необходимость организации деятельности немецких му­зеев по педагогическому принципу и обозначил пути осуществления этой цели. В основе концепции педагогической деятельности Г. Кершенштайнера лежит следующая мысль: «Организация музея, желающего воспитывать и обучать детей посредством познания, яв­ляется не чем иным, как учебным планом — конструкцией, только здесь конструкция работает не как в школах с тенями предметов, а с самими предметами» .

Слайд 8

Основные принципы образовательной деятельности музея Г.Кершенштайнер сформулировал следующим образом: 1. Методика музейно-педагогического процесса должна опреде­ляться логикой содержания образования , психологическим состоя­нием объекта образования и целями образовательного процесса. 2. Музейно-педагогический процесс должен быть структуриро­ван по принципу школьного учебного плана, с той разницей, что он «оперирует не описанием вещей, а самими вещами». 3. Музей должен дать возможность зрителю наглядно увидеть своими глазами технологические или творческие процессы с помо­щью всех доступных « педагогико -вспомогательных средств» (тек­стовые пояснения, кинофильмы, макеты и т. д.). Тем самым, отказавшись от роли «витрины учебных пособий», немецкий музей нашел свое самостоятельное место в образовательном процессе.

Слайд 9

К нига Г. Фройденталя «Музей — Народное образование — Школа» (1931). В ней автор утверждал, что сперва необходимо уяснить сущность различия между музеем и школами и границы их возможностей, и лишь после этого — планировать совместную работу. Успешность занятий в музее Г. Фройденталь связывал со следующими условиями: — каждое посещение музея должно иметь конкретную учебную цель; — учитель и дети должны осознать, что посещение музея не развлечение, а серьезная работа, а потому нужно готовиться к нему; — посещать занятия в музее нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, то есть когда дети не устали и готовы к восприятию; — следует отказаться от обзорных экскурсий как «безумно тя­желых для сознания не только ребенка, но и взрослого»;

Слайд 10

— отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на ос­нове возрастных интересов ребенка ; — итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д .). Развивая опыт А. Лихтварка , Г. Фройденталь впервые в исто­рии музейной образовательной деятельности сформулировал и предложил педагогическую методику организации школьных занятий в музее, в которой предусматривались этапы их подготовки, проведения и закрепления.

Слайд 11

Взаимоотношения школы и музея занимали и А. Рейхвейна — руководителя отдела «Школа и музей» в этнографическом музее Берлина в 1939—1944 годах, который одним из первых ввел в обиход термин «музейная педагогика». Успех педагогической дея­тельности в музее А. Рейхвейн связывал со следующими условиями: Экспозиция музея должна строиться с учетом образователь­ных задач школы. 2. Посещение классом вместе с учителем экспозиции должно согласовываться с музеем. 3. В музейном пространстве учитель должен иметь хороший творческий контакт с классом.

Слайд 12

4. В работе своих творческих объединений учителя должны уде­лять внимание музею . 5. Научные сотрудники музея должны заниматься подготовкой учителей . 6. Музей как образовательное учреждение должен быть открыт и доступен учителям разного профиля . Наряду с этим, А. Рейхвейн , выступая против превращения му­зеев в формальные собрания учебных пособий, говорил о необходи­мости создания, в соответствии с востребованными школой темами, дидактических экспозиций на базе общей музейной коллекции .

Слайд 13

Поступательное развитие немецкой музейной педагогики было прервано наступлением на культуру и образование в 1930-е годы фашистской идеологии и Второй мировой войной. Тем не менее от­метим вклад Германии в развитие музейно-педагогической деятель­ности, который состоял в следующем: — экскурсия у твердилась как основная форма музейно-педагогического процесса; — впервые было введено Понятие «музейные диалоги »;( А. Лихтварк ); — Германия стала издавать первый в Европе журнал « Музеум-скунде » («Музейное дело» ), освещавший на своих страницах обра­зовательную деятельность музея; — образовательная деятельность музея стала объектом научно­го исследования (Г. Кершенштайнер и Г. Фройденталь ); — впервые в научный обиход был введен термин «музейная пе­дагогика » (1934), содержанием которой, по мнению Я. К. Фризена (1934), являются традиции художественного воспитания музейны­ми средствами, опирающиеся на просветительскую работу и музей­ную дидактику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2023-2024 учебный год для детей подготовительной группы (6-7 лет). от 1 сентября 2023 год

Образовательная программа дошкольного образования – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.Программ...

Тема: «Зимующие птицы» . ( 16.01.2023- 20.01.2023)

Рекомендации для родителей по теме "Зимующие птицы"...

план 2 мл. гр. с 09.01.2023 - 20.01.2023

План для воспитателей организованной образовательной деятельности на первую половину января второй младшей группы....

Приказ о зачислении от 06.02.2023 и 07.02.2023

Приказ о зачислении от 06.02.2023 и 07.02.2023...

план 2 мл.гр. с 23.01.2023 - 31.01.2023

План для воспитателей 2 младшей группы 2 половина января....