Речевая карта для детей от 4 до 7 лет (общее недоразвитие речи II-III уровень ОНР по Н. В. Нищевой)
материал
Речевая карта для детей от 4 до 7 лет
(общее недоразвитие речи II-III уровень ОНР по Н. В. Нищевой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_karty_4-7.docx | 62.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 4
Речевая карта для детей от 4 до 7 лет
(общее недоразвитие речи II-III уровень ОНР по Н. В. Нищевой)
- Анкетные данные:
Фамилия, имя Дата рождения Домашний адрес Диагноз ТПМПК
Дата начала занятий
Откуда поступил Заключение № Срок пребывания
- Сведения о родителях:
Мать
Отец
- Раннее речевое развитие
Гуление с мес., лепет с мес., первые слова с мес., фраза с Прерывалось ли речевое развитие Использование мимики, жестов Наблюдались ли речевые запинки
- Неречевые психические функции
- Общие данные
(контактность, особенности поведения)
- Слуховое внимание:
Дифференциация звучащих игрушек: Определение направления звука
- Зрительно-пространственный гнозис и праксис
Восприятие цвета (соотнесение, показ и называние) | ||||||||||
4 года | Н. г. | К. г. | 5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. | ||
красный | красный | красный | ||||||||
желтый | желтый | желтый | ||||||||
синий | синий | синий | ||||||||
зеленый | зеленый | зеленый | ||||||||
белый | белый | белый | ||||||||
черный | черный | черный | ||||||||
оранжевый | фиолетовый | |||||||||
голубой | розовый | |||||||||
коричневый | ||||||||||
серый | ||||||||||
Восприятие формы (различение и называние геометрических фигур) | ||||||||||
4 года | Н. г. | К. г. | 5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. | ||
круг | круг | круг | ||||||||
квадрат | квадрат | квадрат | ||||||||
овал | овал | овал | ||||||||
треугольник | треугольник | треугольник | ||||||||
прямоугольник | прямоугольни к | |||||||||
многоугольни к | ||||||||||
Восприятие величины |
4 года | Н. г. | К. г. | 5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. |
большой | высокий | толстый | ||||||
маленький | низкий | тонкий | ||||||
широкий | длинный | |||||||
узкий | короткий | |||||||
Ориентировка в пространстве | ||||||||
4 года | Н. г. | К. г. | 5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. |
Показать предметы:
| Показать предметы:
| Показать предметы:
-справа вверху
| ||||||
Ориентировка в схеме тела | ||||||||
4 года | Н. г. | К. г. | 5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. |
Показать:
| Показать:
| Показать:
– правое ухо. | ||||||
Составление целого из частей | ||||||||
4 года | Н. г. | К. г. | 5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. |
Пирамидка(3- 4) | Пирамидка (5-6) | Пирамидка (7- 8) | ||||||
Собрать картинку:
частей; - из 4- х частей | Собрать картинку:
| Собрать картинку: - из 4-5 частей;
| ||||||
Конструктивная деятельность (складывание фигур из палочек по образцу) | ||||||||
4 года | Н. г. | К. г. | 5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. |
|
(из 6 палочек) |
(из 6 палочек) | ||||||
| ||||||||
Баллы: |
Выводы: 4 года
- лет
- лет
- Состояние моторной сферы
Общая моторика (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений) | ||||||||
4 года | Н. г. | К. г. | 5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. |
закрыть глаза, удерживать позу в теч. 10 сек. |
цыпочки, закрыть глаза, удерживать позу в теч. 10 сек. |
| ||||||
- прыгнуть в длину с места | - прыгнуть в длину с места | Прыгнуть в длину с места | ||||||
- потопать и похлопать руками одновременно | - потопать ногами и похлопать руками одновременно | - потопать и похлопать руками одновременно | ||||||
- перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку | - подбросить и поймать мяч | |||||||
Баллы | ||||||||
Мелкая моторика (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости) | ||||||||
4 года | Н. г. | К. г. | 5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. |
«Кольцо» (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом на левой) | «Ушки у зайчика» (одновременно вытянуть указат. и средний пальцы правой, затем левой руки, обеих рук | «Рожки у козы» (одновременно вы-тянуть указат. палец и мизинец правой, потом левой руки, обеих рук) | ||||||
Поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой, потом на левой руке. | «Игра на рояле» ведущей рукой | «Игра на рояле» правой и левой рукой | ||||||
«Кулак – ладонь» (одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямле-ны и наоборот) | «Кулак-ребро- ладонь» ведущей рукой | Кулак-ребро- ладонь» правой и левой рукой | ||||||
Баллы |
Выводы: 4 года
- лет
- лет
Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий) | ||||||||
4 года | Н. г. | К. г. | 5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. |
Закрыть правый глаз, левый глаз | Закрыть правый глаз, левый глаз | Закрыть правый глаз, левый глаз | ||||||
Поднять брови («Удивились») | Поднять брови, нахмурить брови | Поднять брови, нахмурить брови |
Нахмурить брови («Рассердились») . | «Толстяк- худышка» надуть щеки, втянуть щеки | «Толстяк- худышка» надуть щеки, втянуть щеки | ||||||
Наморщить нос | Прищурить глаза | |||||||
Надуть щеки («Хомячок») | Надуть правую щеку, левую щеку | |||||||
Втянуть правую щеку, левую щеку | ||||||||
Баллы |
Строение артикуляционного аппарата, состояние дыхательной и голосовой функции Анатомическое строение артикуляционного аппарата:
Губы - естественной толщины, толстые, тонкие, расщелина, шрамы.
Зубы - ровные, здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, недоразвитые, кариозные, наличие диастем, физиологическая смена зубов.
Челюсти, прикус - нормальный, открытый передний, открытый боковой односторонний, двусторонний, прогения, прогнатия, норма.
Твердое небо - куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина.
Маленький язычок – отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону, норма.
Язык – толстый, вялый, малоподвижен, подвижен, гипо-, гипертонус, маленький, длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта.
Подъязычная уздечка – короткая, приращенная, физиологическая.
Артикуляционная моторика (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка) | ||||||||
4 года | Н. г. | К. г. | 5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. |
Движения нижней челюсти | ||||||||
Открыть и закрыть рот | Открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо- влево | Открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо- влево | ||||||
Движения губ | ||||||||
«Улыбка» | «Улыбка- трубочка» | «Улыбка- трубочка» | ||||||
«Трубочка» | Поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу | |||||||
Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю | ||||||||
Движения языка | ||||||||
«Лопаточка» | «Лопаточка- жало» | «Лопаточка- жало» | ||||||
«Жало» | «Качели» | «Качели» | ||||||
«Качели» | «Маятник» | «Маятник» | ||||||
«Маятник» | «Чашечка» | |||||||
«Вкусное варенье» | ||||||||
«Лошадка» |
«Грибок» | ||||||||
Баллы |
Выводы: 4 года
- лет
- лет
- Состояние просодики
Состояние дыхательной и голосовой функции, темп и ритм речи, интонационная выразительность и четкость речи | ||||||||
4 года | Н. г. | К. г. | 5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. |
Голос (тихий, сиплый, назализованный, звонкий, модулированный ) | Голос (тихий, сиплый, назализованный, звонкий, модулированный) | Голос (тихий, сиплый, назализованный, звонкий, модулированный) | ||||||
Темп (быстрый, ускоренный, замедленный, спокойный, умеренный, равномерный) | Темп (быстрый, ускоренный, замедленный, спокойный, умеренный, равномерный) | Темп (быстрый, ускоренный, замедленный, спокойный, умеренный, равномерный) | ||||||
Мелодико- интонационная окраска (выразительная, маловыразительн аямонотонная). | Мелодико- интонационная окраска (выразительная, маловыразительна я, монотонная). | Мелодико- интонационная окраска (выразительная, маловыразительна я, монотонная). | ||||||
Дыхание (прерывистое, верхнее, грудное, поверхностное, спокойное; выдох продолжительны й, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий; речь организует на выдохе, на вдохе). | Дыхание (прерывистое, верхнее, грудное, поверхностное, спокойное; выдох продолжительный , плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий; речь организует на выдохе, на вдохе). | Дыхание (прерывистое, верхнее, грудное, поверхностное, спокойное; выдох продолжительный , плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий; речь организует на выдохе, на вдохе). | ||||||
Баллы: |
- Состояние речевой функции
- Состояние звукопроизношения
глас ные | П Б | М Н | В Ф | Т Д | К Г | Х | С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | ЛЬ | Й | Р | РЬ | ||
4 года | Н. г. | |||||||||||||||||||||
К. г. | ||||||||||||||||||||||
5 лет | Н. г. |
К. г. | ||||||||||||||||||||||
6 лет | Н. г. | |||||||||||||||||||||
К. г. |
Дифференциация звуков
Выводы: 4 года
- лет
- лет
- Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
4 года | Н. г. | К. г. | 5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. |
Восприятие и воспроизведение ритма | ||||||||
//-/ | //-/-/ | /-/// | ||||||
/-// | /-/-// | ///-/ | ||||||
//-/-/ | /-/// | /-//-// | ||||||
/-///-/ | ||||||||
Воспроизведение слов различной слоговой структуры по классам | ||||||||
I II III IV V VI | I II III IV V VI | I II III IV V VI | ||||||
VII VIII IX X XI | VII VIII IX X XI | VII VIII IX X XI | ||||||
XII XIII | XII XIII | XII XIII | ||||||
Воспроизведение слов сложной слоговой структуры | ||||||||
Стук | Аквариум | Тротуар | ||||||
Мост | Фотограф | Фотоаппарат | ||||||
Спина | Магнитофон | Экскаватор | ||||||
Свисток | Сковорода | Строительство | ||||||
Скворец | Микстура | Милиционер | ||||||
Капуста | Парашютист | Регулировщик | ||||||
Тропинка | Погремушка | Простокваша | ||||||
Градусник | Лекарство | Библиотекарь | ||||||
Клубника | Температура | Фортепиано | ||||||
Воспроизведение предложений со словами сложной слоговой структуры | ||||||||
Мальчики слепили снеговика. | В универсаме продают продукты. | Экскурсовод проводит экскурсию. | ||||||
Сестренка развешивает простыни. | Парашютисты готовятся к прыжку. | Водопроводчик чинит водопровод. | ||||||
В аптеке покупают горькое лекарство. | Регулировщик руководит движением на перекрестке. | |||||||
Милиционер ездит на мотоцикле. | В цирке выступают дрессированные хищники. | |||||||
Баллы |
Выводы: 4 года
- лет
- лет
- Состояние фонематического восприятия
Повторение слогов с оппозиционными звуками | ||||||||
4 года | Н. г. | К. г. | 5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. |
БА-ПА, ПА-БА | БА-ПА-БА | СА-ША-СА | ||||||
ГА-КА, КА-ГА | ДА-ТА-ДА | СА-ЦА-СА | ||||||
ТА-ДА, ДА-ТА | ГА-КА-ГА | ЧА-ТЯ-ЧА | ||||||
МА-БА, БА-МА | ЗА-СА-ЗА | ЩА-ЧА-ЩА | ||||||
ВА-КА, КА-ВА | ЖА-ША-ЖА | ЩА-СЯ-ЩА | ||||||
НЯ-НА, НА-НЯ | ЛА-ЛЯ-ЛА | РА-ЛА-РА | ||||||
Повторение слов с оппозиционными звуками, не смешиваемыми в произношении (по картинкам) | ||||||||
Кот-кит | Почка-бочка | Пашня-башня | ||||||
Дом-дым | Трава-дрова | Катушка-кадушка | ||||||
Мышка-мишка | Корка-горка | Крот-грот | ||||||
Уточка-удочка | Сова-софа | Мышка-мошка | ||||||
Повторение слов с оппозиционными звуками, смешиваемыми в произношении (по картинкам) | ||||||||
Коза-коса | Суп-зуб | Собор-забор | ||||||
Кочка-кошка | Челка-щелка | Касса-каша | ||||||
Миска-мишка | Сайка-чайка | Сук-жук | ||||||
Малина-Марина | Галка-галька | Лук-люк | ||||||
Баллы |
- Состояние фонематического анализа и синтеза
5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. |
Выделение начального ударного гласного из слов | Выделение начального согласного из слов | ||||
Аист | Коза | ||||
Облако | Танк | ||||
Осы | Мышь | ||||
Озеро | Санки | ||||
Удочка | Ракета | ||||
Уши | Ландыш | ||||
Иглы | Чайник | ||||
Ира | Щетка | ||||
Выделение конечного согласного из слов | Н. г. | К. г. | Определение места заданного звука в слове, последовательности звуков в слове | Н. г. | К. г. |
Кот | Нос | ||||
Жук | Суп | ||||
Дом | Рак | ||||
Шар | Луна | ||||
Стул | Шкаф | ||||
Автобус | Шапка | ||||
Сироп | Банка | ||||
Определение количества звуков в словах | Н. г. | К. г. | |||
Кот | |||||
Сом | |||||
Лук | |||||
Ноты | |||||
Каша |
Стул | |||||
Лимон | |||||
Баллы |
Выводы: 4 года
- лет
- лет
- Состояние импрессивной речи
4 года | Н. г. | К. г. | 5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. |
Понимание ед. и мн. числа сущ-х: кот- коты машина -машины кукла-куклы медведь-медведи | Выполнить инструкции: * Возьми на полке книгу и положи ее на стол. | Выполнить инструкции: * Возьми ручку и нарисуй круг. | ||||||
Понимание уменьш. формы сущ-х: дом-домик стол-столик ложка-ложечка мяч-мячик | Понимание рода: * Женя нарисовала. Женя нарисовал. | Понимание рода: *Саша перепрыгнул лужу. Саша перепрыгнула лужу. | ||||||
Понимание падежа: Покажи рукой окно. Покажи рукой карандаш. | Понимание падежа:
карандаш. | Понимание падежа:
карандашом ручку.
| ||||||
Понимание значения предлогов: Кошка в домике. Кошка на крыше. Бабочка над цветком. Мышка под грибком. | Понимание значения предлогов Бабочка на цветке. Елочка перед домом. Кошка за домом. Собака спит под крыльцом. | Понимание значения предлогов: Бабочка около цветка. Собака вылезает из- под крыльца. Кошка прячется за домом. Кошка выходит из- за дома. | ||||||
Понимание предложений:
| Понимание инверсионных конструк- ций (по картинке) * Мальчик убегает от щенка.
меньше? |
| ||||||
Понимание причин-но- следственных | Понимание причинно- следственных |
связей: Шел дождь, потому что я взяла зонтик. | связей: Цветы не поливали, потому что они засохли. | |||||||
Баллы |
- Состояние экспрессивной речи
Разговорно-описательная беседа, выявление запаса знаний об окружающем мире
Как тебя зовут? (назови имя, фамилию) Сколько тебе лет? (сколько было в прошлом году, сколько исполнится)_ Где ты живешь? (назови домашний адрес) Как зовут маму, папу (назови имя и отчество родителей) Кем работает твоя мама, папа? (назови профессии родителей) Есть ли у тебя друзья? Есть ли любимые игрушки? Как можно играть с этими игрушками? Какое сейчас время года? (назови признаки времени года)
6.1. Состояние активного словаря | ||||||||
Назвать существительные по темам (номинативный словарь) | ||||||||
4 года | Н. г. | К. г. | 5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. |
«Игрушки» паровоз, матрешка, кукла, пирамидка, юла, скакалка, мяч, грузовик, кубики, мишка | «Мебель» диван, шкаф, кровать, стол, стул, кресло, тумба, табурет, скамейка, комод. | «Дом» стена, пол, потолок, лифт, балкон, дверь, лестница, окно, крыша, форточка, чердак. | ||||||
«Семья» мама, папа, бабушка, дедушка, дочь, сын, брат, сестра, внук, внучка, родители. | «Обувь» кроссовки, туфли, босоножки, тапочки, сапоги, ботинки, кисы. валенки, сандалии, калоши | «Город» улица, здание, фонтан, памятник, клумба, парк, дорога, обочина, тротуар, остановка. | ||||||
«Части тела» голова, глаза, нос, рот, уши, живот, ноги, руки, ноги, локти, пятки, брови. | «Овощи» помидор, огурец, морковь, картофель, капуста, репа, лук, свекла, баклажан, перец. | «Профессии» врач, учитель, повар, продавец, водитель, маляр, воспитатель, фотограф, сапожник, дрессировщик. | ||||||
«Посуда» чашка, тарелка, вилка, ложка, чайник, кастрюля, нож, блюдце, солонка, сахарница. | «Фрукты» яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, виноград, банан, ананас, гранат, персик. | «Транспорт» автобус, машина, троллейбус, корабль, поезд, самолет, вертолет, мотоцикл, лодка, катер. | ||||||
«Одежда» рубашка, | «Домашние животные» | «Дикие животные» |
пижама, брюки, платье, пальто, комбинезон, сарафан, куртка, кофта, юбка. | корова, лошадь, коза, свинья, собака, кот, верблюд, кролик, баран, осел. | белка, лиса, заяц, медведь, ёж, лось, олень, бурундук, бобр, барсук. | ||||||
Назвать одним словом (обобщить) | ||||||||
Мяч, кукла, машинка… | Стул, стол, шкаф… | Клубника, смородина, черника… | ||||||
Чашка, тарелка, ложка… | Огурец, помидор, морковь… | Волк, лиса, заяц… | ||||||
Рубашка, платье, шорты… | Яблоко, банан, апельсин… | Кошка, собака, свинья… | ||||||
Тапки, туфли, ботинки… | Автобус, самолет, теплоход… | Аист, кукушка, ласточка… | ||||||
Назвать части тела и части предметов | ||||||||
Части тела (ноги, руки, голова) | Части тела (нос, рот, шея, живот, грудь) | Части тела (локоть, ладонь, затылок, висок) | ||||||
Части предмета (стул): спинка, сиденье, ножки стула | Детали одежды (рукав, воротник, пуговица) | Детали одежды (манжета, петля для пуговицы) | ||||||
Кузов, колеса машины | Кабина машины, руль | Фары, мотор | ||||||
Ответить на вопросы по картинкам (предикативный словарь) | ||||||||
Что делает мальчик? (ест). | Как передвигаются птицы? (летают) | Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (кукует) | ||||||
Что делает девочка? (спит) | Как передвигаются рыбы? (плавают) | Как подает голос волк? (воет) | ||||||
Что делают дети? (играют) | Как передвигается змея? (ползает) | Как подает голос лошадь? (ржет) | ||||||
Что делает птица? (летит) | Как передвигается лягушка? (прыгает) | Как подает голос овца? (блеет) | ||||||
Что делают рыбки? (плавают) | Как передвигается человек? (ходит) | Врач лечит. А что делает учитель? (учит) | ||||||
Что делают машины? (едут) | Кошка мяукает. А собака ?.. (лает) | Что делает продавец? (продает) | ||||||
Как подает голос корова? (мычит) | Что делает маляр? (красит) | |||||||
Как подает голос петух? (кукарекает) | Что делает швея? (шьет) | |||||||
Назвать форму (атрибутивный словарь) | ||||||||
Мяч какой? (круглый) | Солнце какое? (круглое) | Руль какой? (круглый) | ||||||
Платок какой? (квадратный) | Печенье какое? (квадратное) | Окно какое? (квадратное) | ||||||
Косынка какая? (треугольная) | Флажок какой? (треугольный) | |||||||
Огурец какой? (овальный) | Слива какая? (овальная) |
Одеяло какое? (прямоугольное) | ||||||||||||
Подбор антонимов | ||||||||||||
5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. | |||||||
Сухой - … | Друг - … | |||||||||||
Холодный - … | Добро - … | |||||||||||
Веселый - … | Холод - … | |||||||||||
Больной - … | Высокий - … | |||||||||||
Тонкий - … | Легкий - … | |||||||||||
Длинный - … | Прямой - … | |||||||||||
Поднимать - … | Светлый - … | |||||||||||
Продавать -… | ||||||||||||
Радовать - … | ||||||||||||
Подбор синонимов | ||||||||||||
Боец - … | ||||||||||||
Отважный - … | ||||||||||||
Радоваться - … | ||||||||||||
Баллы: | 4 года | |||||||||||
Баллы: | 5 лет | |||||||||||
Баллы: | 6 лет | |||||||||||
Выводы: 4 года лет 6 лет | ||||||||||||
6.2. Состояние словоизменения | ||||||||||||
Образовать слова по аналогии (употребление существительных в именительном падеже ед. и мн. числа) | ||||||||||||
4 года | Н. г. | К. г. | 5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. | ||||
Стол-столы | Кот – коты | Глаз-глаза | ||||||||||
Рот-рты | Лев-львы | Лист-листья | ||||||||||
Кукла-куклы | Река-реки | Стул-стулья | ||||||||||
Рука-руки | Ухо-уши | Воробей – воробьи | ||||||||||
Окно-окна | Кольцо-кольца | Книга-книги | ||||||||||
Дерево-деревья | ||||||||||||
Образование существительных мн. числа в родительном падеже («Много чего?» по картинкам) | ||||||||||||
5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. | |||||||
шаров | карандашей | |||||||||||
ключей | листьев | |||||||||||
берез | книг | |||||||||||
ложек | вилок | |||||||||||
окон | ведер | |||||||||||
дерево-деревья | ||||||||||||
Согласование прилагательных в роде с существительными ед. числа | ||||||||||||
4 года | Н. г. | К. г. | 5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. | ||||
Красный мяч | Оранжевый апельсин | Фиолетовый колокольчик | ||||||||||
Синий шар | Голубая бабочка | Серая ворона | ||||||||||
Желтое ведро | Белое блюдце | Розовое платье | ||||||||||
Употребление предложно-падежных конструкций | ||||||||||||
Где стоит ваза? (На столе) | Где сидит снегирь? (На дереве) | Где спит собака? (Под крыльцом) | ||||||||||
Где лежат фрукты? (В | Где стоит коза? (За забором) | Откуда вылезает собака? (из-под |
корзине) | крыльца) | ||||||||||
Где летает бабочка? (Над цветком) | Где сидит кот? (Перед домом) | Где прячется кошка? (За домом) | |||||||||
Где спряталась мышка? (Под грибком) | Где растет елка? (Около дома) | Откуда выходит кошка? (Из-за дома) | |||||||||
Где карандаш?
-под книгой,
| Возьми карандаш:
| Куда упал карандаш?
Откуда ты достал карандаш?
Положи карандаш:
| |||||||||
«Посчитай-ка» (употребление числительных 2 и 5 с существительными (назвать по картинкам) | |||||||||||
Два кота пять котов | Два мяча пять мячей | Два пня пять пней | |||||||||
Две машины пять машин | Две розы пять роз | Два воробья пять воробьев | |||||||||
Два окна пять окон | Две книги пять книг | ||||||||||
Два ведра пять ведер | |||||||||||
Баллы | |||||||||||
6.3. Состояние словообразования | |||||||||||
4 года | Н. г. | К. г. | 5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. | |||
«Приласкай словечко» (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) | |||||||||||
Стол – столик | Забор – заборчик | Лист – листок | |||||||||
Чашка – чашечка | Сапог - сапожок | Изба - избушка | |||||||||
Кукла – куколка | Кровать - кроватка | Трамвай – трамвайчик | |||||||||
Лента – ленточка | Кресло - креслице | ||||||||||
Ведро – ведерочко | Крыльцо - крылечко | ||||||||||
Окно – окошечко | Воробей- воробушек | ||||||||||
«Кто у кого?» - образование названий детенышей животных | |||||||||||
У кошки – котенок | У зайца - | У коровы - | |||||||||
У лисы – … | У волка - | У лошади - | |||||||||
У утки – … | У белки - | У собаки - | |||||||||
У слона – … | У козы - | У овцы - | |||||||||
У медведя - | |||||||||||
Баллы | |||||||||||
Образование относительных прилагательных | |||||||||||
5 лет | Н. г. | К. г. | 6 лет | Н. г. | К. г. | ||||||
Сапоги из резины (какие?)- резиновые | Шапка из меха (какая?) - меховая |
стол из дерева (какой?) - деревянный | Аквариум из стекла (какой?) - стеклянный | ||||
Крыша из соломы (какая?) - соломенная | Стена из кирпича (какая?) - кирпичная | ||||
Сок из яблок (какой) - яблочный | Носки из шерсти (какие?) - шерстяные | ||||
Лопатка из металла (какая?) - металлическая | |||||
Образование притяжательных прилагательных | |||||
Очки бабушки (чьи?) - бабушкины | Усы кошки (чьи?) - кошачьи | ||||
Туфли мамы (чьи?) - мамины | Хвост лисы (чей?) - лисий | ||||
Берлога медведя (чья?) - медвежья | |||||
Гребень петуха (чей) - петушиный | |||||
Образование приставочных глаголов («Что делает мальчик?») | |||||
Мальчик выходит из дома. | |||||
Мальчик отходит от дома. | |||||
Мальчик подходит к магазину. | |||||
Мальчик переходит улицу. | |||||
Мальчик обходит лужу. | |||||
Мальчик входит в дом. | |||||
Баллы: 4 года | |||||
Баллы: 5 лет | |||||
Баллы: 6 лет |
Выводы: 4 года
- лет
- лет
6.4. Состояние связной речи
Начало года | Конец года | |
* 4 года: составление предложений, коротких рассказов по сюжетной картине Котенок У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей. |
«Запасливый ёж» В лесу жил ёж. Ночью он приходил в сад. В саду ёж находил целые яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Ёж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.
| ||
* 6 лет: рассказ по серии сюжетных картин Л. Н. Толстой. Два козленка. Через ручей положена доска. Встретились на доске два козленка. Ни один не хотел уступать другому дорогу. Началась драка. Дрались, дрались, да оба и упали в воду. | ||
Баллы: 4 года | ||
Баллы: 5 лет | ||
Баллы: 6 лет |
Логопедическое заключение (4 года)
Дата Учитель-логопед
Логопедическое заключение (5 лет)
Дата Учитель-логопед
Логопедическое заключение (6 лет)
Дата Учитель-логопед
Методика обследования артикуляционного аппарата (авторы Власенко И.Т.; Чиркина Г.В.)
Методика позволяет выявить степень подвижности артикуляционного аппарата у ребенка.
- Обследование методики артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за состоянием мимической мускулатуры в покое: отличается выраженность носогубных складок и их симметричность; характер линии губ и плотность их смыкания.
- Устанавливается, есть ли насильственные движения (гиперкинез) мимической мускулатуры.
- Проверяется умение держать рот закрытым (закрыть глаза, нахмурить брови, наморщить лоб). Отличается появление сопутствующих движений (синкинезий), симметричность носогубных складок при оскале.
- Обследование двигательных функций артикуляционного аппарата производится при многократном повторении требуемого движения для выявления малозаметных нарушений. Отличается качественная сторона каждого движения, истощаемость движения, объем, появление содружественных движений.
- Выявление формы пореза, а также наличие слюноотделения. Выявляется, как ребенок жует и глотает твердую и жидкую пищу, часто ли поперхивается, не наблюдалось ли в раннем возрасте расстройство глотания.
- Движение губ смыкая, оскал, вытягивание вперед. Движение нижней челюсти, открывание и закрывание рта. Движение языка: вперед-назад, вверх-вниз, влево-вправо, распластывание языка и другие. Паратичность языка проявляется в малом объеме движений, отклонение, истощаемости, не плавности движений. Точность и быстрота движений также является необходимым условием того, чтобы артикуляция была четкой и внятной. Важно отметить повышение тонуса языка, что выражается в напряженности, в резком выдвижении кончика; подергиванием при произвольном движении указывают на тонические расстройства.
Язычок, свисающий неподвижно по средней линии, указывает на двусторонний парез. В случае одностороннего пареза он отклоняется в «здоровую сторону».
Обследуется состояние мягкого неба: поднимание небной занавески при произношении звука «А», наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при произнесении гласных звуков, равномерность утечки, наличие или отсутствие глоточного рефлекса.
Чтобы обследовать умения ребенка произносит слова различной слоговой сложности, ему предъявляют предметные картинки, которые он называет. Затем обследуется звукопроизношение в предложении.
Выявленные дефекты звукопроизношения формируются в соотношении с фонетической классификацией.
Различают четыре категории дефектов звукопроизношения:
- отсутствие звука;
- замена звука;
- смешение звука;
- искажение звука.
Оценка: 3 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
2 балла – ребенок выполняет задание с помощью взрослого.
- балла – ребенок не справился с заданием.
Обследование фонематического слуха (Методика Филичевой Т.Б.)
Наряду с выявлением навыков звукопроизношения, необходимо выяснить, как дети па слух различают фонемы родного языка. С этой цель логопед предлагает ряд заданий.
- «Слушай и показывай». На столе лежит несколько картинок, обозначающих слова, сходных по звучанию, но разных по значению (нос-нож, усы-уши, улочка-уточка, дочка-точка,
змея-земля) и т. д. Логопед медленно и четко произносит название картинок, а ребята отыскивают нужную и показывают логопеду.
- «Кто самый внимательный?». Логопед называет ряд звуков (слогов), а ребенок должен хлопнуть в бубен (и ладоши), поднять флажок, сигнал, если услышит исследуемый звук, слог с этим звуком.
- «Слушай и повторяй». Логопед предлагает ребенку повторить сочетания из 2 – 3 слогов, состоящих из правильно произносимых звуков, типа БА-ПА, ПА-БА-ПА. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Затем подсчитывается количество правильных ответов.
- «Какие подарки принес Буратино?». В волшебном мешочке у Буратино разные игрушки. Он вызывает их и отдает детям только тогда, когда в их названии дети отгадают изучаемый звук.
- «Путешествие». Дети отправляются на прогулку в лес. На пути им встречается ежик, который их не пропускает, а просит вынуть из его иголок картинки с определенным звуком. Путешествие продолжается. На дороге появляется Красная шапочка с корзинкой и предлагает детям взять себе картинки, в названии которых есть исследуемый звук. В конце путешествия дети подходят к «Волшебному домику». В него могут войти только те ребята, которые придумают слова с заданным звуком.
Оценка: 3 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
- балла – ребенок выполняет задание с помощью взрослого.
- балла – ребенок не справился с заданием.
Обследование уровня фонематического восприятия (методика Левиной Р.Е.)
Уровень фонематического восприятия – это особенность различения воспринимаемых звуков речи.
Для, того чтобы выяснить, различает ли ребенок определенный звук среди других звуков, например звук «у» среди гласных «а, о, ы» если согласный «т» среди «м, п., к, н» ему предлагается поднять руку, когда он услышит данный звук.
Затруднения в слуховом восприятии выступают с наибольшей полнотой при различении близких по звучанию фонем. Ребенку предлагается повторить пару звуков, как «д, и, т», «с, и, ш, р, л»; или слоговые сочетания, состоящие из этих звуков (так называемые оппозиционные слоги), типа: са-ша, ша-са, са-за, ша-жа, жа-за, ач-ас и т. д.
Необходимо обследовать все корригирующие фонемы из групп шипящих и свистящих (са-ша, ша-са, са-за), звонких глухих (па-ба, та-да, ка-га), сонорных (ра-ла), мягких и твердых (са-ся). Особенно тщательно должно быть проверено различие шипящих и свистящих звуков, так наиболее часто смешиваемых, а также звонких и глухих. Следует также установить, не смешивается ли проторный звук «х» со взрывным «к», что часто наблюдается у детей с фонетическим недоразвитием.
Если сам акт произношения этих слов нарушен, то следует применить пробу, при которой ребенку предлагается поднять руку, когда он услышит слог «са», и не поднимать когда он услышит слог «ша, за, ца» и т.д.
Можно так же проверить, как ребенок различает слова по звуковому составу, но разные по смыслу, типа: день-тень, мишка-миска, забор-запор и т.д. Усложняя условия, можно попросить ребенка повторить 3 – 4 звука или простых слога, включающие разные, как гласные, так и согласные звуки: «на-та-ка», «ба-бо-бу-бы», так и акустические близкие: «са-ша-за», «ба-па-да- та». Этот прием выделяет не только дифференциацию звуков речи, но и удержание последовательности звуков и слогов, их количество.
Дети, имеющие отклонение в развитии слухового восприятия, не могут четко повторить эти звуки. Могут наблюдаться частичные нарушения, связанные с недостаточным различением одной какой либо группы звуков или даже пару звуков, при сравнительно хорошем различении других звуков. Однако и эти небольшие отклонения могут затруднять овладение звуковым
анализом слова, поэтому обследовать состояние различения звуков следует весьма тщательно. Малейшие затруднения, которые ребенок испытывает в процессе различения звуков и слогов, могут обусловить отставание в овладении чтением и письмом.
Оценка: 3 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
- балла – ребенок выполняет задание с помощью взрослого.
- балла – ребенок не справился с заданием.
Методика обследования звукопроизношения (под редакцией Власенко И.Т., Чиркиной Г.В.)
Целью обследования является выявление нарушений звуковой стороны детской речи при различных формах речевой патологии. Обследование звуковой речи детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуются звуки в слогах, словах и предложениях. Проверяются следующие группы звуков:
- гласные А, О, У, Э, И, Ы;
- свистящие, шипящие, аффрикаты (С, Сь; 3,3ь; Ц, Ш, Ч, Ж, Щ);
- сонорные звуки (Р, Рь; Л, Ль; М,Мь; Н,Нь);
- глухие и звонкие парные (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В);
- мягкие звуки в сочетании с разными гласными, (ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ) так же (ДЬ,М,Т,С).
При обследовании необходимо отметить характер произнесения ребенком изолированных звуков, указав характер нарушений.
Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так при этом создаются условия, облегчающие артикулярное переключение с одного звука на другой. Это дает возможности обнаружить трудности денервации артикуляционного акта, особенно в случаях «стертой» дизартрии.
Затем следует выяснить, как ребенок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, пропуски звуков. С этой целью обследуется произношение слов. Предъявляются наборы картинок (дидактический материал Иншаковой О. Б.), включающие слова из проверяемых звуков. Отбираются слова различной слоговой структуры.
Оценка: 3 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
- балла – ребенок выполняет задание с помощью взрослого.
- балла – ребенок не справился с заданием.
Обследование слоговой структуры. (Методика Чиркиной Г.В.)
Для обследования звуковой структуры и звуконаполняемости подбираются слова с определенными звуками (п, пь, б, т, ть, к, кь, г, гь, х, хь, ф, фь, в, вь, м, мь, н, нь, л, ль, р, рь, с, сь, з, зь, у, ш, щ, я, е, е, и, а, н, о, и, э) и с разным количеством и типов и слогов: слова со стечением согласный в начале, середине, конце слова. При произнесении данных слов предлагается как отраженное, так и самостоятельное название картинок (предметных и сюжетных). Например, воспитательница, фотограф, экскурсовод: Воспитательница читает. Фотограф фотографирует. Экскурсовод проводит экскурсию.
Если у ребенка проявляются явные трудности в воспроизведении слов, сложных по слоговой структуре и звуконаполняемости, то необходимо предложить ему воспроизвести ряд слогов, состоящих:
а) из разных гласных и согласных звуков (тамоку);
б) из разных согласных, но одинаково гласных звуков (мабата); в) из разных гласных, но одинаково согласных звуков (какоку);
г) из одинаково согласных и гласных звуков, но с разным ударением (па-папа, папа- папапа, папа-па и т. д.);
д) отстучать ритмический рисунок слова.
Оценка: 3 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
- балла – ребенок выполняет задание с помощью взрослого.
- балла – ребенок не справился с заданием.
Обследование звукового анализа слова. (Методика Левиной Р.Е.)
- Сначала надо научить способам различением и выделением звука из состава слова.
Для этого, произносится громко и протяжно звук «а», «о» и заставляя ребенка несколько раз повторить их, можно предложить ему найти эти звуки в отдельных словах. Подбираются слова типа УС, ОЛЯ, АСЯ, где гласный стоит в начале слова и под ударением:
а) сначала познакомить с 2 – 3 гласными, чтобы ребенок мог сравнить звуки;
б) затем для различения гласных можно использовать односложные слова, в которых гласная произносится ясно, четко, так как является ударной. Например, спросить: «В слове КО- О-ОТ какой звук: А или О? » А в слове СО-О-ОН? А в слове М-А-К?;
в) после этого можно предложить для различения согласный звук в различных словах.
Ребенок должен узнать слова, начинающиеся на определенный звук.
Перечень примерных слов, среди которых следует узнать начинающиеся на звук М: МАМА, КАША, ДОМ, МУКА, РУКА, МОСТ, МАК, МАЯК, ЧАШКА, МЫЛО, КОТ, МЫШЬ.
- Если ребенок справляется с данным заданием на различение звуков, то можно использовать приемы на выделение звуков из слов:
а) подбираются слова, в которых первый гласный стоит под ударением (Алик, Оля, Аня).
Ребенок должен ответить, какой первый звук в анализируемом слове;
б) затем предложит выделить согласный звук, который легче выгуляется из слова, если он находится в конечном положении. Ребенку показать картинку, где нарисован МАК, и вместо МАК произнести МА… и спросить: «Все я сказала? Чего не достает в слове?». Для выделения последнего звука использовать слова: СУП. ЛОМ. СУК, КОТ, УС.
- Предложит выделить согласный из начала слова или гласный им конца слова, используя знакомые двусложные слова: МУКА, СУМКА, ПЕТУХ и т. д.
- Сложным является задание, когда ребенок, сам должен подобрать слова, начинающиеся с данного звука. Например предлагается посмотреть на окружающие предметы, из них выбран, те, которые начинаются со звуком К или М.
- Сравнение слогов по звуковому составу. Предъявляются картинки, предлагается указать те из них, названия которых отличаются одним звуком, типа МАК-БАК, ЛУК-СУК. Можно предложить ребенку устно сравнить слова, отличающиеся одним звуком, например: МАША и САША – одинаковые слова или разные? Чем они отличаются друг отдруга?
Результаты диагностического обследования заносятся в разработанные логопедами ДОУ речевые карты (Речевая карта для детей от 4 до 7 лет с общим недоразвитием речи I-III уровня)
Оценка: 3 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
- балла – ребенок выполняет задание с помощью взрослого. 1 балла – ребенок не справился с заданием.
Методика обследования грамматического строя языка и связной речи (авторы Власенко И.Т., Чиркина Т.В., Трубникова Н.М.;
картинный материал автора Иншаковой О. Б.)
Целью исследования является определение уровня сформированности грамматических категорий языка.
- Обследование грамматических категорий начинается с исследования понимания образуемой речи:
а) понимание предлогов: к, за, на, под;
б) понимание предложения с причинно-следственной связи;
в) понимание изменения числа существительных в предложении.
- Обследование словоизменения осуществляется по следующим категориям: изменение существительных по падежам. Изменение прилагательных по родам.
- Словообразование включает в себя следующие категории:
а) образование от глагольных основ глаголов с помощью приставок (приехать, уехать, заехать);
б) образование глаголов с противоположным значением;
в) образование существительных с помощью уменьшительно ласкательного суффикса; г) образование глаголов от прилагательных (красный - краснеть);
д) подбор родственных слов (дом-домик, домашний, домовой).
Методика обследования связной речи позволяет выявить уровень сформированности навыков развития монологической речи.
Обследование проводится по следующей схеме:
а) выявляется умение составлять предложения по картине; б) составлять рассказ по картине;
в) составлять рассказ по серии картинок;
г) составлять рассказ по опорным словам и предложениям; д) пересказывать текст;
е) составлять самостоятельный рассказ о каком-либо событии.
Оценка: 3 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
2 балла – ребенок выполняет задание с помощью взрослого.
1 балла – ребенок не справился с заданием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
изучение состояния речевых процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье предложен материал для изучения динамики формирования речевых процессов в условиях коррекционно-образовательного процесса ГБДОУ, представлены разработанные таблицы: «Состояние речевых п...
Изучение речевых процессов у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи
В статье предложен вариант обследования коммуникативной стороны речи по четырем параметрам:- звукопроизношение,- фонематическое восприятие,- лексико-грамматические средства речи, - связная речь...
Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа
Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....
«Система занятий по логопедической ритмике, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Проект по логоритмике для детей 5-7 лет с Тяжёлым нарушением речи, общим недоразвитием речи....
Рабочая программа коррекционно - развивающей для детей с общим недоразвитием речи (II, III уровень речевого развития). Второй год обучения.
Данная рабочая программа разработана на основе "Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей", авторы Т.Б Филичива, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. Москва....
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Тема: «Насекомые».
Цель - закрепление навыка употребления различных грамматических категорий на основе лексической темы «Насекомые»....
Кинезиология как средство коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовке их к поступлению в школу.Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексно...