Картотека наблюдений в летний период
материал (средняя группа)

Бубнова Валентина Владимировна - воспитатель

Картотека наблюдений в летний период (средний возраст)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeniy_leto_srednyaya.docx103.28 КБ

Предварительный просмотр:

НАБЛЮДАЯ, ПОЗНАЁМ МИР ПРИРОДЫ

картотека наблюдений для детей среднего дошкольного возраста

Содержание

Наблюдения за неживой природой летомhttps://sad33.rooborisov.by/storage/71/malenkie-deti-issleduet-kazhdyy-obekt-v-svoem-okruzhenii-i-ispytyvayut-nepoddelnuyu-radost-ot-znakomstva-s-mirom-5.jpg

  1. Наблюдение за водой
  2. Наблюдение за разноцветной водой
  3. Наблюдение за небом и облаками
  4. Наблюдение за дождём
  5. Наблюдение за радугой
  6. Наблюдение за ветром
  7. Наблюдение за солнцем
  8. Наблюдение за солнцем днём
  9. Наблюдение за солнцем вечером

Наблюдения за растениями и деревьями

  1. Наблюдение за деревьями и кустарниками
  2. Наблюдение за березой
  3. Наблюдение за ягодами
  4. Наблюдение за зеленой травой
  5. Наблюдение за луговыми цветами
  6. Наблюдение за культурными растениями цветника

Наблюдения за живыми объектами

  1. Наблюдение за божьей коровкой
  2. Наблюдение за муравьями
  3. Наблюдение за лягушкой
  4. Наблюдение за птицами
  5. Наблюдение за дятлом

 

Наблюдения за неживой природой летом

 

Наблюдение за водой

  Задачи:

формировать представления о некоторых свойствах воды (бывает прозрачная, может нагреваться и охлаждать другие предметы, в ней могут плавать (тонуть) предметы;

развивать интерес к объектам и явлениям неживой природы;

воспитывать уважение и бережное отношение к природе, желание познавать ее.

Методические приемы:

Загадывание загадки       

Мною можно умываться,

Я умею поливаться,

В кранах я живу всегда.

Ну конечно, я … (вода)

Вопросы: Где на участке можно отыскать воду? Понаблюдать за тем, как течет вода из крана, шланга с распылителем, лейки, ведра, чайника. Уточнить, какая она на ощупь: теплая и холодная. Пояснить, как правильно обращаться с водой, чтобы не забрызгаться.

Поисковые действия «Тонут – плавают»: предложить детям отобрать предметы, которые плавают в воде и предметы, которые в воде тонут. Результаты проверить в тазике с водой.

Имитационное упражнение «Освежимся»:

К речке быстро мы спустились, ходьба на месте

Наклонились и умылись, наклоны вперед

Раз, два, три, четыре – повторить наклоны

Вот так славно освежились развести руки в стороны.

 Трудовое поручение: предложить детям помыть на веранде игрушки, разложить их для просушки.

 

Наблюдение за разноцветной водой

Задачи:

продолжать формировать представления о некоторых свойствах воды (прозрачная, может растворять некоторые вещества и менять свою окраску), о необходимости бережного использования воды;

развивать умение определять в процессе экспериментирования свойства воды;

воспитывать уважение и бережное отношение к природе, желание познавать ее.

Методические приемы:

Загадывание загадки:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан, 

И летаю, и бегу,

Разноцветной быть могу.                (Вода)

Проблемная ситуацияМожно ли на участке устроить ручей в солнечную погоду?

Наблюдение за движением воды из шланга: в каком направлении течет вода по нашему ручейку, быстро течет или медленно, какая она на ощупь.

Поисковые действия «Сделаем разноцветную воду»: предложить каждому ребенку набрать воды из ведра в пластмассовый стаканчик. Какая вода в стаканчике? (чистая, прозрачная). Как ее сделать разноцветной? Предложить детям подойти к столу и с помощью краски превратить прозрачную воду в разноцветную. Уточнить ее цвет и прозрачно.

 

Наблюдение за небом и облаками

Задачи:

формировать умения устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой природе и погодой (зависимость погоды от наличия, размера и окраски облаков, образования туч при дождливой погодевоспитание основ экологической культуры.

Методические приемы:

Загадывание загадки: Белые лошадки на синем поле. (Облако на небе)

Вопросы: Есть ли сегодня на небе облака? Какого они размера? Цвета? На что похожи? Плывут по небу быстро или медленно?

Чтение стихотворения:

Видишь, облако летит.

Слышишь, с нами говорит:

«В ясном небе я лечу,

Подрасти скорей хочу.

Стану тучей, а потом

 Всех порадую дождем.

 Буду грядки поливать,

 Буду травку умывать,

 Буду в синие озера

 Рыбкам воду наливать».

Рисование на песке: предложить детям нарисовать на песке облака разнообразной формы и рассказать, кого они им напоминают.

Подвижная игра «Попади в облачко».

Задачи: упражнять детей в метании в вертикальную цель. Развить глазомер, соизмерить свои силы при броске.

Описание игры: на щите воспитатель размещает нарисованное облачко. Дети берут ватные шарики, размещаются друг за другом на расстоянии одного метра от щита. По команде «Бросай!» поочередно бросают шарики в облачко.

 

Наблюдение за дождём

Задачи:

формировать у детей представление о летнем дожде: теплый, не продолжительный;

развивать умение устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой природе и погодой, определять состояние погоды (пасмурно, облачно, дождливо);

воспитание основ экологической культуры.

Методические приемы:

Чтение потешки:

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей.

Только нас не замочи,

К нам в окошко постучи.

Игровое упражнение «Капает дождь»: предложить детям с помощью хлопков в разном темпе показать, как капает дождь: медленно, быстрее, очень быстро; соотносить действия с словом «кап-кап-кап».

Вопросы: Почему сегодня можно гулять только на веранде? Что идет на улице? Можно ли дождь услышать? Закройте глаза, что вы слышите? Подставьте ладошки под струйки дождя. Какой дождь: теплый или холодный, сильный или слабый? Что образуется не земле во время дождя?

Чтение стихотворения:

К нам на длинной тонкой ножке

Дождик скачет по дорожке.

В лужице смотри-смотри!

Он пускает пузыри.

Если лужицы нальются,

Так и хочется разуться.

Побежать и потрясти

В теплом дождике кусты.

                            З. Александрова

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Задачи: упражнять детей в беге врассыпную, развивать умение быстро реагировать на сигнал.

Описание игры: на сигнал ведущего «солнышко» - дети бегают по веранде врассыпную. На слово «дождик» прячутся к воспитателю под зонтик.

 

Наблюдение за радугой

Задачи:

формировать у детей представление о радуге;

развивать умение устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой природе и погодой (после летнего дождя можно увидеть радугу);

закрепить умение различать и называть основные цвета, последовательности их размещения в радуге;

воспитывать уважение и бережное отношение к природе, желание познавать ее.

Методические приемы:

Загадывание загадки:       

Разноцветное коромысло

Над рекой повисло. (Радуга)

Предложить отыскать радугу на небе.

Вопросы: На что похожа радуга? Какого она цвета? Где она расположена по отношению к солнышку? В какую погоду появилась радуга? Какая погода была раньше?

Минутка представления: объяснить детям, как образовалась радуга: мелкие капельки воды, которые остались в воздухе после дождя, переливаются на солнце. И яркие солнечные лучики их превращают в разноцветную дугу, которая так красиво сияет на небе.

Чтение стихотворения:

 Прояснилось небо,

 Засинила даль!

 Дождик словно не был,

 Речка – как хрусталь!

 Над рекою быстрой,

 Озарив луга,

 На небе появилась

 Радуга – дуга!

Игровое упражнение «Радуга»: предложить детям выбрать из цветной бумаги одну дугу из оттенков радуги, назвать какого цвета.

 

Наблюдение за ветром

Задачи:

формировать представления детей об особенностях ветреной погоды летом (ветер теплый или прохладный);

развивать умения определять состояние погоды (ветрено), в процессе экспериментирования определять силу и направление ветра;

воспитывать уважение и бережное отношение к природе, желание познавать ее.

Методические приемы:

Чтение стихотворения:

Видел я, как ветерок

К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой,

Тихо форточку толкнул,

Поиграл с моей панамой,

Повозился и уснул.

Вопросы: Как обнаружить: сегодня погода ветреная или нет? теплый ветер или холодный? сильный ветер или слабый? Пояснить, что сильный ветер называется ураганом. Какую беду может принести ураган растениям, животным, человеку?

Дыхательное упражнение «Ветерок-ветер-ураган»предложить детям сделать глубокий вдох, и выдыхая через рот произнести звук «у», регулируя силу голоса.

Проблемная ситуация: в каком случае можно отправить в полет на участке поделки, сделанные их бумаги (стрелу, самолет, бумажного змея)

Ручной труд: предложить детям сделать бумажный самолет, с помощью которого определить силу ветра и его направление.

Подвижная игра «Самолеты».

Задачи: учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга. Развивать ловкость, быстроту реакции на сигнал.

Описание игры: Дети, удерживая в руке бумажные самолеты, размещаются на одной стороне площадки. На сигнал взрослого «полетели» разлетаются в разные стороны, не наталкиваться друг на друга. На сигнал «на посадку» возвращаются на «аэродром».

 

Наблюдение за солнцем

Задачи:

продолжать формировать представления у детей о солнечной погоде и ее роли в жизни растений, животных и человека;

развивать умение определять состояние погоды (солнечно, тепло, жарко);

воспитывать уважение и бережное отношение к природе, желание познавать ее.

Методические приемы:

Чтение стихотворения:

Солнце утречком умылось,

Солнце к детям снарядилось,

Светит очень ярко,

Жарко и светло.

Дети все проснулись: -

Солнце к нам пришло!

Вопросы: Как называется погода, когда светит солнце? Расскажите, какого цвета солнце? Почему на улице становится все жарче и жарче? Как вы одеваетесь в солнечную погоду? Что образуется в солнечную погоду от стоящих на участке предметов? Как вы думаете, где прохладнее, на солнце или в тени? 

Решение проблемных ситуацийгде на участке отыскать прохладное место в солнечную погоду, чтобы отдохнуть ребятам (птичке, бабочке, лягушке);

- как помочь растениям перенести жару в солнечную погоду?                           

Трудовое поручение: предложить детям полить растения на участке, песок в песочнице с помощью лейки.

Рисование ладошками на влажном песке: воспитатель укладывает в центре песочницы желтый яркий кружок. Предложить детям ладошками напечатать вокруг него лучики.

 

Наблюдение за солнцем ДНЁМ

Задачи:

продолжать формировать представления детей о солнечной погоде и ее роли в жизни растений, животных и человека;

развивать умение определять последовательность суток (обратить внимание детей на то, что днем солнце поднимается выше всего, ярко светит и греет, на улице становится жарко, от жары можно спрятаться только в тени; на освещенных местах предметы нагреты больше, чем в тени);

воспитывать уважение и бережное отношение к природе, желание познавать ее.

Методические приемы:

Загадывание загадки:

Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце)

Игровое упражнение «К солнышку повернись, солнышку улыбнись!»: предложить детям отыскать на небе солнышко, повернуться к нему и улыбнуться, приветствуя его.

Вопросы: Какая сегодня погода? Расскажите, какое солнце? Почему на улице стало так жарко? Как вы одеты и почему? Есть ли на участке затененные места? Как они образовались? Как вы думаете, где прохладнее и можно сейчас играть, на солнце или в тени? 

Чтение стихотворения:

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И куда ни глянешь,

Все кругом светло.              И. Суриков

Поисковые действиясравнить, насколько нагреты солнцем предметы, размещенные на освещенных и затененных местах.

Упражнение «Мы о солнышке расскажем»: предложить детям рассказать о солнышке стихи, загадать загадки.

 

Наблюдение за солнцем ВЕЧЕРОМ

Задачи:

продолжать формировать представления детей о солнечной погоде и ее роли в жизни растений, животных и человека;

развивать умение определять последовательность суток (обратить внимание детей на то, что вечером солнце не такое яркое, меньше греет, на улице становится прохладно, можно играть не только в тени, но и на освещенных местах);

воспитывать уважение и бережное отношение к природе, желание познавать ее.

Методические приемы:

Загадывание загадки:

День-деньской тот шар светился,

А потом за лес скатился. (Солнце)

Вопросы: Какая сейчас часть суток? Какая погода? Расскажите, какое вечером солнце? Почему на улице стало не так жарко? Как вы одеты и почему? Как вы думаете можно ли сейчас играть на солнце и почему? 

Поисковые действия: предложить детям вспомнить, откуда утром солнышко всходило. Отыскать, куда заходит, прячется солнышко?

Чтение стихотворения:

Завтра солнышко проснется,

Снова к нам вернется.

Молодой, золотой

Новый день начнется.

Подвижная игра «День и ночь»

Задачи: упражнять детей в беге с увёртыванием. Развивать умение быстро реагировать на сигнал.

Описание игры: Дети делятся на 2 команды «День» и «Ночь». На сигнал ведущего «день» дети из команды «Ночь» бегут в свой дом, а участники команда «День» ловят их и наоборот.

 

Наблюдения за растениями и деревьями

 

Наблюдение за деревьями и кустарниками

Задачи:

продолжать формировать представления о деревьях, растущих на участке (рябина, клен, береза, сосна);

развивать умения сравнивать характерные признаки у деревьев и кустарников, выделять их различия;

 воспитывать гуманное отношение к природному миру.

Методические приемы:

Минутка любования: Как красиво летом на нашем участке! Назови и покажи, какое дерево (куст) тебе больше всего нравится. Почему эту красоту надо беречь?

Игровое упражнение «Найди дерево (куст), о котором загадаю загадку»предложить детям отыскать на участке дерево (куст), о котором воспитатель загадывает загадку:

Стоят в поле сестрички-

Платья белены, шапки

зелены… (берёза)

Вьется рой пчёл,

когда это дерево цветёт.

Из нектара цветов

пчёлы делают мед… (липа)

Хоть зима, хоть весна,

Вся в зелёном … (сосна)

 

Этот куст на розу так похож,

Разве что не так хорош,

Потому что он колюч…   

                              (шиповник)

Сравнение деревьев и кустарниковЧем дерево отличается от куста? Чем береза отличается от сосны? Чем шиповник отличается от березы?

Подвижная игра «Дерево, куст».

Задачи: учить детей распознавать и называть деревья и кустарники участка. Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед. Развивать умение быстро реагировать на сигнал.

Описание игры: У девочек - «белочек» дом на деревьях, у мальчиков - «зайчиков» под кустом. Дети прыгают по площадке, на сигнал «по домам» – прячутся в свои дома. Каждый из ребят должен назвать дерево (куст), на котором находится его дом.

 

Наблюдение за берёзой

Задачи: 

формировать у детей умение распознавать березу по внешнему виду (по листьям, коре) среди других деревьев, растущих на участке, выделять ее отличительные особенности;

воспитывать гуманное отношение к природному миру.

Методические приемы:

Чтение стихотворения:

Белая моя березонька,

Береза моя белая,

Береза раскудрявая.

Стоишь ты, березонька

Посреди долинушки.

На тебе, березонька,

Листья зеленые.

Под тобой, березонька

Трава шелковая…

Минутка любования: Какая ты же красавица, березонька белая! Почему березку называют белоствольной? Почему эту красоту надо беречь?

Дидактической упражнение «Опиши березку»: предложить составить описательный рассказ о березке.

Рассказ воспитателя о целебных свойствах березы:

В этом дереве четыре угодья (целебных свойства):

Первое угодье: людям на здоровье;            

– березовые почки.

Второе угодье: от тьмы свет;                      

– березовые лучинки.

Третье угодье: старикам пеленание;         

 – березовые веники

Четвертое угодье: людям колодец.           

 –  березовый сок.

Отдых детей в тени березки, угощение целебным прохладным березовым соком.

 

 

Наблюдение за зелёной травой

Задачи:

формировать представления у детей о траве, о том, что летом она зеленая, нежная, на ощупь мягкая, бывает высокой, бывает низкой;

развивать умения определять в процессе наблюдений потребность растений во влаге, свете, почве;

воспитывать гуманное отношение к природному миру.

Методические приемы:

Чтение стихотворения:

Я по травке на лугу

В белых тапочках бегу.

А трава хорошая!

Ну-ка, тапки сброшу я.

Ой, трава щекочется –

Мне смеяться хочется!

Основные движения: предложить снять обувь и носочки, походить и побегать по зеленой траве босиком.

Вопросы: приятно ли вам было бегать и ходить по траве? Какая она на ощупь? Одинаковая ли трава по высоте?  Какого цвета молодая, низкая травка, а какого цвета - высокая?

Пояснить, что скошенная трава высыхает, становится сеном, а молодая трава живая зеленая, в земле у нее корни, они впитывают из земли воду, которой травка питается.

Поисковые действияпредложить отыскать на участке места с засохшей травой. Где они расположены? Можно ли ее оживить? Каким образом это можно сделать?

 

Наблюдение луговыми цветами

Задачи:

обогащать представления у детей о цветущих травянистых растениях (колокольчик, подорожник, клевер и др.), их строении, отличительных особенностях;

развивать умения группировать растения по внешнему виду, листьям, цветкам и др.;

воспитывать уважение и бережное отношение к природе, желание познавать ее.

Методические приемы:

Чтение стихотворения:

Вот пришло к нам румяное лето

И зовет на зеленый простор.

Сколько солнца кругом,

 сколько света,

А цветы – будто пестрый ковер.

Незабудку, гвоздику, ромашку,

Колокольчики, мак, василек,

Желтый лютик, душистую кашку

Мы сплетем

в разноцветный ковер.

Минутка любования: Как красиво летом в лугу! Назови и покажи, какой цветок тебе больше всего нравится. Почему эту красоту надо беречь? Не срывать большими букетами?

Дидактическое упражнение «Опиши цветок»: воспитатель показывает цветок, а дети описывают его.

 

Наблюдение за культурными растениями цветника

Задачи:

обогащать представления у детей о цветущих травянистых растениях цветника (ноготки, бархатцы, лилия и др.), их строении, отличительных особенностях;

развивать умения группировать растения по внешнему виду, листьям, цветкам и др.;

воспитывать уважение и бережное отношение к природе, желание познавать её.

Методические приемы:

Минутка любования: Как красиво летом в нашем цветнике! Назови и покажи, какой цветок тебе больше всего нравится. Как мы за ними ухаживаем? Почему эту красоту надо беречь?

Дидактическое упражнение «Узнай цветок по описанию»: воспитатель описывает календулу, настурцию, садовую ромашку, колокольчик, предлагает детям узнать цветок по описанию и отыскать его на клумбе.

Трудовое поручение: предложить полить цветы на клумбе, проговаривая:

Поливаем мы цветы.

Пусть растут скорее:

Будет больше красоты,                                                                 Будет веселее.

Подвижная игра «Садовник и цветы»

Задачи: развивать умение перебегать на противоположную сторону площадки,

увертываясь от ловишки. Развивать ловкость,

быстроту реакции.

Описание игры: дети – «цветы» находятся

на одной стороне площадки, а водящий – «садовник»

 - на противоположней. Приближаясь к цветам, он

произносит: «Я иду сорвать цветок, из цветов сплету венок».

Цветы отвечают: «Не хотим, чтоб нас срывали

                                И венки из нас сплетали.

                                Мы хотим в саду остаться.

                                Будут нами любоваться.

С последними словами бегут на другую сторону

площадки, а «садовник» старается поймать их.

Наблюдения за живыми объектами

 

Наблюдение за божьей коровкой

Задачи:

формировать представления о насекомых, о правилах взаимодействия с насекомыми на улице: спокойно вести себя около знакомых и незнакомых насекомых, не шуметь, не делать резких движений.

развивать умения распознавать и называть божью коровку по отличительным особенностям ее внешнего вида;

воспитывать гуманное отношение к насекомым.

Методические приемы:

Внесение божьей коровки.

Вопросы: Как этот жук называется? Какой окраски крылья у божьей коровки? Почему ее называют семиточечной? Посчитайте, сколько черных точек на ее крылышках? Что есть на голове у божьей коровки? С помощью чего она передвигается по земле? В воздухе?

Поисковые действия: какой из предложенного корма (кусочек сахара, хлеб, смоченный в сладкой воде, зеленый листок растения, усыпанный тлей) выберет для угощения божья коровка.

Чтение стихотворения:

Божья коровка- красный жучок

Переползет с сучка на сучок.

Не садовод, а о саде заботится,

Целыми днями за тлей охотится.

Предложить детям отыскать место на участке, куда можно божью коровку выпустить из садка. Понаблюдать за ее поведением в природе. Где разместилась? Как себя ведет? Что делает?

Напомнить детям правила взаимодействия с насекомыми на улице: спокойно вести себя около знакомых и незнакомых насекомых, не шуметь, не делать резких движений.

Подвижная игра «Жуки».

Задачи: учить детей бегать врассыпную, по сигналу менять направление и движения.

Описание игры: по сигналу «жуки полетели!» дети бегают по площадке врассыпную. По сигналу «жуки сели на землю!» дети приседают и шевелят пальцами, жужжат.

 

Наблюдение за муравьями

Задачи:

формировать представления о насекомых;

развивать умения распознавать и называть муравья по отличительным особенностям его внешнего вида, места обитания, образа жизни;

воспитывать гуманное отношение к насекомым.

Методические приемы:

Загадывание загадки:

Дом стоит под старой елкой,

В нем живет моя семья.

Я несу туда иголки.

Угадай, кто же я? (Муравей)

Наблюдение за поведением муравьев и их внешним видом: Чем занимаются муравьи на участке? С помощью лупы рассмотреть внешний вид: окраску, отличительные особенности строения. Как они передвигаются? Сколько ног у муравья?

Поисковая деятельность: попытаться определить, как муравьи смогут перебраться через препятствие (соломинку, палочку, камешек) на своем пути;

- какой из предложенного корма (кусочек конфеты - карамель, зернышко, гусеница) выберет для угощения муравей.

Рассказ воспитателя о домике муравьев - муравейнике. Внесение экологического знака «Не разрушай муравейник».

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Построй муравейник» - предложить детям построить на дощечке из травинок муравейник.

 

Наблюдение за лягушкой

Задачи:

уточнить и расширить представления детей о внешнем виде лягушки, ее движениях, издаваемых звуках;

формировать умение устанавливать связь между строением ног и способом передвижения, окраской и способом защиты от врагов;

воспитывать гуманное отношение к животному миру.

Методические приемы:

Загадывание загадки:

Летом в болоте

Вы ее найдет

Зеленая квакушка

Кто это? (Лягушка)

Вопросы: Где живут лягушки? Часто ли встречали лягушек на нашем участке? Почему их так сложно отыскать?

Наблюдение за лягушкой в террариуме: Какую лягушку я поселила в террариуме? Какой окраски? Размера? Что есть у нее на голове? Как лягушка передвигается? Почему не ходит, а прыгает? Одинаковые ли по длине ноги?

Дидактическое упражнение «Какая лягушка?»: предложить детям описать лягушку (по окраске, размеру, строению глаз, поведению, движениям и др.): зеленая, маленькая, большая, пучеглазая, пугливая, быстрая.

Поисковые действия: как нам угостить лягушку кусочком мяса: положить на блюдце или подвесить на ниточку.

Решение проблемной ситуациигде лягушке будет лучше жить: в нашем террариуме или на воле в водоеме.

Выпустить лягушку в затененном месте у воды.

Подвижная игра «Лягушки и цапля».

Задачи: Упражнять детей в прыжках на двух ногах, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение быстро реагировать на сигнал.

Описание игры: на земле параллельно раскладывают два шнура – это «речка». Здесь лягушата будут жить. Лягушата прыгают по площадке, на сигнал «цапля» запрыгивают в реку и затаиваются. Цапля пытается их словить.

Наблюдение за птицами

Задачи:

продолжать формировать у детей умения   распознавать воробья и ворону, сравнивать их по внешнему виду, строению и поведению.

формировать представления о правилах поведения с птицами на улице: не шуметь, не пугать, тихо разговаривать, подкармливать;

воспитывать гуманное отношение к животному миру.

Методические приемы:

Минутка любования: Полюбуйтесь, какие разные птицы, большие и маленькие, прилетели на наш участок. Чем они занимаются?

Загадывание загадок:

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет:

Хочет сделать шажок-

Получается прыжок. (Воробей)

 

Окраской сероватая,

Походкой мешковатая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая.  (Ворона)

Сравнение: Чем птицы отличаются друг от друга? Какого цвета их оперение? Одинаков ли по размеру клюв? Одинаковые ли по длине ноги? Как передвигается воробей, как ворона? Чем они занимаются на участке? Разъяснить правила поведения детей рядом с птицами.

Трудовое поручение: предложить посыпать птицам хлебные крошки, понаблюдать, как едят птицы.

Подвижная игра «Птички и кот».

Задачи: упражнять детей в беге врассыпную. Развивать умение быстро реагировать на сигнал.

Описание игры: Дети-птички летают по открытой площадке, ходят (вороны), прыгают (воробьи), клюют зернышки, на сигнал «кот» быстро убегают в дом, ребенок-кот пытается их запятнать.

Наблюдение за дятлом

Задачи:

продолжать формировать представления о птицах ближайшего окружения;

формировать умение распознавать дятла по разноцветному оперению, устанавливать связь между строением клюва и способом питания;

формировать представления о том, что дятел - лесной доктор;

воспитывать гуманное отношение к животному миру.

Методические приемы:

Минутка любования: послушаем звуки нашего лесопарка. Кто что услышал? Каких птиц в лесопарке слышны голоса?

Загадывание загадки:

Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор. (Дятел)

Поисковые действия: как в лесопарке найти место, где дятел может устроить себе дом-дупло? На каком дереве и почему он может устроить себе кузницу? Показать шишку, которую раздолбил дятел: как это он сумел сделать?

Дидактическое упражнение «Опиши птицу»: предложить понаблюдать тихонько за дятлом, составить о нем описательный рассказ.

Рассказ воспитателя о том, почему дятла называют лесным доктором.

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

Задачи: упражнять детей в беге врассыпную. Развивать умение быстро реагировать на сигнал.

Описание игры: дети берут на себя роль дятлов, на сигнал «день» летают по открытой площадке, на сигнал «ночь» быстро прячутся в дом-дупло, сделанный из обручей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулки и наблюдения в летний период в детском саду

Прогулки и наблюдения в летний период в детском саду Описание материала: Предлагаю вам картотеку прогулок  для воспитателей дошкольных учреждений. Данный материал будет полезен воспитателям ...

Консультация для родителей "Виды наблюдений в летний период"

Мы, взрослые люди, вечно спешим, куда-то торопимся, а все же стоит порой остановиться, присмотреться, насколько интересной жизнью живут наши дети, как беззаботно счастливы они в условиях природного ок...

Картотека наблюдений в летний период 1 часть

Описание наблюдений на прогулке в летний период с детьми среднего дошкольного возраста....

Картотека наблюдений в летний период 2 часть

Описание наблюдений на прогулке в летний период с детьми среднего дошкольного возраста....

Картотека наблюдений в летний период в младшей группе

Наблюдения помогают детям развивать познавательный интерес, расширять кругозор, воспитывать любовь к природе....

Картотека наблюдений в летний период

В помощь воспитателям и родителям...