Картотека наблюдений в летний период
картотека

Довгалюк Татьяна Сергеевна

В помощь воспитателям и родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeniy_v_letniy_period.docx351.15 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

КАРТОЧКА №1.

Наблюдение за крапивой.

Рассказать детям о крапиве: злая как волчица, жжется как горчица. Где вы встречаете крапи-

ву? Где она у нас растет в детском саду? Знать, что крапива любит влажные места, что она очень нежное растение, но дотронуться до себя не да-

ет. Крапива жжется своими волосинками – иголоч-ками, ими усеяна вся поверхность листьев сверху -донизу, иголочки ломаются и обжигают едким со-ком, крапива очень долго цветет, ее пыльцу очень любят пчелы. Она лечебная: много витамин, настой используют для остановки кровотечения, очень вкусные щи из крапивы и салаты.

Художественное слово: Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня

Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать растения по описанию или самому опи-сывать нужное растение.

П/игра: «Жмурки» - развивать бег. И/р по ФИЗО: прыжки через скакалку.

Труд. поручения: подмести участок от мусора


КАРТОЧКА № 2.

Наблюдение за садовыми кустарниками.

Дать представление о садовых кустарниках: мали-на, смородина, вишня. Где растут кустарники? По-чему они называются кустарниками? Почему садо-выми? Какие ветки, листья, ягоды у этих кустарни-ков? Для чего их выращивают? Почему малину называют лесной?

Художественное слово: Бусы красные висят, из ку-стов на нас глядят, очень любят эти бусы, дети, птицы и медведи (малина). Две сестры летом зеле-ны, к осени одна краснеет, другая чернеет (сморо-дина).

Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать кустарники по описанию или самому опи-сывать нужное растение. «С какого кустарника ягоды»

П/игра: «У медведя во бору» - развивать бег, вни-мание, ловкость, смекалку.

И/р по ФИЗО: прыжки через скакалку. Труд. поручения: полив огорода.


КАРТОЧКА № 3.

Рассмотреть с детьми одуванчик.

Это растение – первоцвет, это лекарственное рас-тение, по нему можно определить время суток, в сухую погоду одуванчик раскрывается в 5-6 часов утра, закрываются в 2-3 часа дня, они могут пред-сказывать погоду, перед дождем закрываются. Из одуванчиков варят варенье, делают настой, он по-вышает аппетит, улучшает работоспособность. Художественное слово: золотой и молодой, за не-делю стал седой, а денечка через два, облысела го-лова. Спрячу в кармашке бывший одуван-

чик. Такого модника, как этот, еще не видела зем-ля. Он очень любит среди лета в пуховой шапке щеголять.

Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать цветы по описанию или самому описы-вать нужное растение.

П/игра: «Ловишки» - развивать бег.

И/р по ФИЗО: прыжки через скакалку с разной скоростью.

Труд. поручения: подмести участок от мусора

КАРТОЧКА №4.        КАРТОЧКА № 5.        КАРТОЧКА № 6.

Рассматривание березы.        Рассматривание рябины.

Как называется это дерево? Как вы догадались?        Это рябина, ветвистое дерево, растет почти повсю-Где береза у нас растет? Как называется лес, если        ду, растет она и у нас в детском саду, она любит

он состоит из состоит из одних берез? Как называ- свет, растет деревцом, обильно плодоносит, это од-ется сок, который мы пьем? Береза в любой время        но из любимых деревьев в народе и про него есть красива, ее называют красой леса, березовым чу-        много песен и стихов. Что есть у дерева? Какой дом, деревом здоровья. Сколько песен, стихов об        ствол? (прямой, ствол может быть стволов может этом дереве создано. Дерево хорошо приживается        быть много, кора коричневая, гладкая, на ветках

на бедных, малоплодородных, заболоченных поч-        растут мелкие овальные листья, по краям листа – вах. Ее всходы не боятся солнца, морозов. Издавна зубчики, листики располагаются парами). Красива люди садили березу около своих жилищ, и она бы- она весной, в белом весеннем наряде, ее мелкие ла украшением его, давала прохладу в знойный        цветы издают душевный запах, летом ягоды мед-день. Давным-давно на бересте березы писали, ко- ленно созревают под лучами солнца, они не вкус-гда не было бумаги. Из бересты делали посуду, са-        ные их не клюют птицы. Поздней осенью листья мовары, лапти. Березовые листья, ветки, почки, сок рябины желтеют, краснеют и опадают, оранжево-березы полезны для здоровья: чай из березовых        красные гроздья плодов остаются на деревьях всю почек придает силы, бодрит.        зиму.

Художественное слово: стоит Алена платок зеле-        Художественное слово: Гроздья рябины на солнце ный.        горят, рябит от рябины в глаза у ребят. Красную Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение        ягоду дала мне рябина. Думала что сладкая, а она узнавать деревья по описанию или самому описы-        горчит. То ли это ягода, просто не дозрела, то ли вать нужное растение.        рябина хитрая, подшутить хотела.

П/игра: «Хитрая лиса» - развивать бег, внимание, Д/и «Узнай дерево по именам» - найти целое по смекалку.        частям, закрепить название деревьев.

И/р по ФИЗО: отбивание мяча от земли, пере-        П/игра: «Хитрая лиса» - развивать бег, внимание, страивание колонные по сигналу.        смекалку.

Труд. поручения: подмести участок от мусора        И/р по ФИЗО: отбивание мяча от земли, пере-страивание колонные по сигналу.

Труд. поручения: навести порядок на веранде.


Рассматривание тополя.

Как называется это дерево? Какое оно? (высокий ствол серо-зеленый, у него сильные, крепкие ветки, с острыми, клейкими листочками, почками). Когда распускаются листочки, то кажется что тополь надел зеленую шапку, летом летит с тополя пух, а весной у тополя появляются сережки. Как называ-ются ветки вместе с листьями у древа? (крона де-рева). Тополь хорошо очищает воздух, корни дере-ва достают влагу из земли, он дает много тепла. Древесина тополя мягкая, легкая, из нее изготов-ляют бумагу, спички, игрушки, делают фанеру: строительный материал.

Художественное слово: мальчик топал, топал, то-пал и увидел тополь, тополь.

Д/и «Дерево» - игровые действия, ведущие назы-вает время года, дети изображают дерево в разное время года.

П/игра: «Еще вейся плетень» - упражнять в беге, действовать по сигналу, движения выполнять в со-ответствии со словами.

И/р по ФИЗО: бег парами с разной скоростью. Труд. поручения: наносить песок в песочницу.

КАРТОЧКА №7.        КАРТОЧКА №8.        КАРТОЧКА №9.

Наблюдение за божьей коровкой.        Наблюдение за незабудками.

Про какого жучка мы с вами сегодня бу-        Как называются эти цветы? Расскажите друг другу, дем говорить? Почему этот жучок получил такое        какие цветы незабудки? Незабудки однолетние или название? Да, люди считают, что божья коровка        многолетние? Эти цветы маленькие, имеют чашеч-приносит удачу, уничтожает вредных насекомых,        ку и венчик из 5 сросшихся лепестков, бутоны ро-тлю. Сколько черных точек на спине жучка? За это зовые, а распутавшиеся цветы ярко-голубые с жел-называют семиточкой. С каким грибом можно        той серединкой, любят влагу и свет.

сравнивать божью коровку? (мухомором) Почему        Художественное слово: Их невидимо, невидимо, не божью коровку называют доктором Айболитом?        сосчитаешь их. Кто их только выдумал, веселых, Божья коровка поедает вредных насекомых.        голубых. Должно быть оторвали от неба лоскуток, Художественное слово: Спинка в веснушках, ах как чуть-чуть поколдовали и сделали цветок.

неловко и покраснела божья коровка. Божья коров- Д/и «Дерево» - игровые действия, ведущие назы-ка улети на небо, принеси нам хлеба, черного и бе- вает время года, дети изображают дерево в разное лого, только не горелого.        время года.

Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение        П/игра: «Цвет и пчелы» - упражнять в беге, дей-узнавать насекомых по описанию или самому опи- ствовать по сигналу, движения выполнять в соот-сывать другое насекомое.        ветствии со словами.

П/игра: «Божья коровка» - развивать прыжки,        И/р по ФИЗО: бег парами с разной скоростью. ловкость.        Труд. поручения: взрыхлить песок в песочнице. И/р по ФИЗО: отбивание мяча от земли, пере-

страивание колонные по сигналу.

Труд. поручения: подмести участок от мусора


Наблюдение за комарами.

Комар маленький, слабый, с тонким телом и 6 нож-ками, длинным хоботком, с помощью которого он питается. Обратить внимание на то, что не все ко-мары садятся на тело, многие из них садятся на цветы и хоботком цветут из них нектар – это сам-цы. А самки должны напиться крови, чтобы отло-жить в воду яйца, поэтому они досаждают людям и животным. Комара легко поймать, он является пи-щей для многих животных (лягушек, птиц, водо-плавающих рыб).

Художественное слово: Летит, пищит, ножки длин-ные тащит, случай не упустит сядет и укусит.

Д/и «Назови насекомое» по картинкам.

П/игра: «Хитрая лиса» - развивать бег, ловкость. И/р по ФИЗО: перестраивание колонные по сиг-налу.

Труд. поручения: убрать мусор с участка.

КАРТОЧКА №10

Наблюдение за стрекозами.

Это хищники, хорошо приспособленные к ловле добычи на лето. Они также, как и комары отклады-вают яйца в воду, поэтому и обитают возле рек. Обратить внимание на интересные особенности ее тела: тонкое, длинное туловище, круглая голова, 4 вытянутых крыла. У стрекозу очень большие глаза, которыми она прекрасно видит, большой рот на концах челюсти. Черные пятна на концах крыльев – это не украшения, а утолщения, которые помога-ют стрекозе хорошо летать. Стрекоза очень хорошо летает, ее трудно поймать, она сама ловит других. Художественное слово:

Голубой аэропланчик, сел на большой одуванчик. Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать насекомых по описанию или самому опи-сывать другое насекомое.

П/игра: «Жуки и птицы» - развивать прыжки, ловкость.

И/р по ФИЗО: отбивание мяча от земли, пере-страивание колонные по сигналу.

Труд. поручения: привести в порядок песочницу, наполнить ее песком


КАРТОЧКА № 11

Наблюдаем за солнцем:

Цель — дать детям представление о состоянии по-годы летом. Закрепить названия сезонной одежды. Наблюдение - Отметить, что солнце летом греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми. Спро-сить, легко ли посмотреть на солнце. Почему? С детьми старших групп отметить, что солнце стоит днем высоко — на улице жарко; утром и вечером солнце низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, ночи короткие, светлые.

Художественное слово:

Хорошо, что снова лето,

Снова солнце высоко! Г. Ладонщиков

Д/и «Составь предложение» — дети составляют предложение с предложенным словом. Цель — научить составлять предложения с заданным сло-вом.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук «Выложи узор» — потрогать, нагрелись ли ка-мешки, песок и т.д. Выложить узор из камешков на песке.

Труд Сбор природного материала.

И/р по ФИЗО: Подбросить и поймать мяч.

П/ и «Вышибало»Цель — тренироваться в броса-нии и ловле мяча.


КАРТОЧКА №12

Наблюдаем за небом и облаками.

Цель — разобрать понятие "облако", зависимость погоды от наличия облаков.

Наблюдение: В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака дви-жутся, иногда они плывут медленно, иногда быст-ро. Какие они? Если на небе есть облака, они за-крывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко, облака бывают перистые и кучевые. Опре-делить, какие облака на небе в день прогулки. Художественное слово:

Облака,

Белогривые лошадки, Облака,

Что вы мчитесь без оглядки? С. Козлов Дидактическая игра"Скажи ласково" — детям предлагается с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов образовать новые слова от предложенных воспитателем. Цель — научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук: "Нарисуй на песке" — нарисовать на песке обла-ка.

Труд : Сбор крупного мусора на участке.

И/р по ФИЗО: Спрыгивание с крыльца на двух ногах.

П/ и "Попади в круг".Цель — развить глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.

Карточка № 13

Наблюдаем за ветром:

Цель — повторить понятие "ветер". Что происхо-дит с деревьями в ветреную погоду.

Наблюдение: Понаблюдать, как раскачиваются де-ревья, гнутся ветки. Вспомнить, как называется сильный ветер, который сносит крышу, ломает де-ревья, выбивает стекла и двери, словом, разрушает. (Ураган.)

Художественное слово: "Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе..." А. Пушкин

Д/ и "Слоги" — дети составляют различные сло-ги. Цель — развивать быстроту реакции. Ветер но-сит листок (самолет), дети называют разные слоги до тех пор, пока лист не коснется земли.

Труд: Сделать примитивный флюгер, самолет. И/р по ФИЗО: "Обгони ветер" — бег на ускоре-

ние. П/ и:

1. "Выше земли". Цель — развить ловкость, быстроту реакции на сигнал.

2. "Жмурки". Цель — упражнять детей в беге с увертыванием, ориентироваться в пространстве.


КАРТОЧКА № 14

Наблюдаем за дождем, грозой и радугой. Цель — закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе.

Наблюдение: Понаблюдать с детьми за первым летним дождем. Послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода, какие на асфальте лужи. После дождя показать де-тям, как умылись деревья, листья стали мокрыми, капли дождя блестят на солнце, спросить, откуда берется дождь, куда деваются лужи. Зачем нужен дождь? Обратить внимание, что дождь бывает мел-кий, моросящий, бывает сильный — ливень; идет в разном направлении, бывает косой и прямой. Во время наблюдений за дождем подвести к понима-нию причин разных осадков зимой и летом, их за-висимость от температуры воздуха. Понаблюдать за грозой, за ее приближением — небо закрывают тяжелые, темные тучи. Поднимающийся ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепен-но темнеет. Птицы с криком летают, спеша укрыть-ся. Вспыхивает молния, гремит гром. Предупре-дить, что, если человека застала гроза, надо до-браться до какого-либо укрытия, но под деревом стоять нельзя.


Художественное слово: Первый гром прогремел, Туча пронеслась, Чистой влагой дождя Травка напилась.

С. Дрожжын

Д/ и "Хорошо — плохо" — дети рассуждают на заданную тему. Цель — развить связную речь, умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положи-тельные и отрицательные качества.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук "Капает дождь". Рисовать карандашом, мелом

под приговорку. Вырабатывать единый ритм, темп,        соотношение голоса с действием.

Труд: Полить цветы в группе.

И/р по ФИЗО: Упражнение на развитие коорди-нации движения с применением мешочков

и стаканчиков.

П/и"Платочек".Развивать ловкость, быстроту реакции.

КАРТОЧКА № 15

Что цветет летом?

Цель —повторить некоторые цветущие травяни-стые растения. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов.

Наблюдение: Рассмотреть растения, спросить, ка-кого они цвета, формы, что у них есть кроме цвет-ков. Учить детей беречь цветы, не мять их. Объяс-нить, что нельзя рвать много цветов. Обратить внимание, что некоторые цветы закрываются вече-ром и перед дождем. Почему растения нужно про-палывать? Познакомить детей с растениями, рас-тущими вдоль дороги. Многие из них лекарствен-ные: крапива, пижма, медуница, подорожник. По-чему подорожник так называется? Познакомить с растением иван-чай. Цветы у него яркие, малино-вые, щедро осыпающие весь куст. Иван-чай очень полезен. Он дает обильный нектар. Его мед совсем прозрачный, как вода. Из его листьев делают салат, а цветки сушат и заваривают как чай. Художественное слово:

Добрый день, ромашка, Белая рубашка,

Желтая середочка,

Листья — словно лодочка! Как прохладно в чаще еловой! Я цветы в охапке несу... Одуванчик белоголовый, Хорошо ли тебе в лесу?

Е. Благинина


Д/ и "Угадай по описанию" — воспитатель описывает растение, дети определяют. Цель — научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и раз-личия. "Что где растет?" — воспитатель называет лесные растения и спрашивает детей, где они рас-тут, затем луговые. Цель — закрепить знания детей о растениях леса и луга.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук:"Составь цветок" — составить цветок на песке из разнообразных пробочек.

Труд: Сбор природного материала.

И/р по ФИЗО: Перешагивание через препятствия. П/и "Садовник и цветы".Цель — развить уме-

ние перебегать на противоположную сторону пло-щадки, уворачиваясь от ловишки, развивать лов-кость, быстроту реакции. Ход игры. Дети-"цветы" находятся на одной стороне площадки, а водящий — "садовник" — на противоположной. Приближа-ясь к цветам, он произносит: "Я иду сорвать цве-ток, из цветов сплету венок". Цветы отвечают: "Не хотим, чтоб нас срывали / И венки из нас сплетали. / Мы хотим в саду остаться, / Будут нами любо-ваться". С последними словами дети бегут на дру-гую сторону площадки, а "садовник" старается поймать кого-нибудь.


КАРТОЧКА № 16

Изучаем песок и почву:

Цель — вспомнить свойства песка и почвы, их сходства и отличия.

Наблюдение: Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой — рассыпается. Обратить внимание на почву (земля, песок, глина), на перекопку, рыхление. Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить опре-делять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания. Спросить, живут ли в песке и в почве насекомые, растут ли расте-ния. Провести опыт: посадить семя в почву и в пе-сок. Через некоторое время проверить, где есть всходы.

Художественное слово: Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители, Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит! Б. Заходер

Д/ и "Что я построю из песка" — дети рассказы-вают, что можно построить из песка. Цель — научить составлять предложения на заданную тему. Упражнения на развитие мелкой моторики рук: "Узнай на ощупь" — выложить на песке узор, де-ти на ощупь должны узнать его."Нарисуй пальчи-ком" — нарисовать на сыром песке любой рисунок. Труд: Рыхлить почву, копать песок.

И/р по ФИЗО: Пройти по бордюру песочницы. П/и "Не оставайся на земле".Цель — развить

ловкость, быстроту реакции на сигнал.

КАРТОЧКА № 17        КАРТОЧКА № 18        Д/ и ""Звукоподражание" — воспитатель называ-ет насекомое, дети произносят звукоподражание.

Наблюдаем за водой:        Наблюдаем за насекомыми:        Цель — закрепить произношение отдельных зву-Цель — вспомнить с детьми об аккуратном обра-       Цель —закрепить знания о насекомых, их образом ков.

щении с водой. Уточнить представления о свой-        жизни, условиями для жизни.        "Угадай по описанию" — воспитатель описывает ствах воды: льется, имеет разную температуру; в        Наблюдение: Рассмотреть, как ползают жуки, неко- насекомое, дети угадывают. Цель — научить со-воде одни предметы тонут, другие плавают.        торые из них — летают. Обратить внимание на        ставлять описательный рассказ, развить внимание,

Наблюдение: Обратить внимание детей на свой-        длинные усы жуков-усачей. Показать божью ко-        связную речь, находить сходства и различия. ства воды: жидкая, льется, может иметь разную        ровку, она ползает по руке, расправляет крылья,        Упражнения на развитие мелкой моторики

температуру (на солнышке нагревается, из крана — улетает искать себе пищу. Рассмотреть бабочку, как рук: "Построй муравейник" — построить из су-холодная). Вода прозрачная, в ней все видно. В        она порхает, как складывает крылышки, садится на хих травинок.

жаркий день вода быстро нагревается в тазике.        цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник.        Труд: Построить муравейник. Нагревается вода в пруду, реке, озере, поэтому ле-        Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы     И/р по ФИЗО: Ползание по бревну.

том люди с удовольствием купаются. Понаблюдать, — все это притащили маленькие труженики — му-        П/и: 1. "Змейка". Цель — научить бегать, держа как быстро высыхает разбрызганная по асфальту        равьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи       друг друга за руки, точно повторять движения во-вода. Со старшими детьми определить, какие        беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Му-       дящего, делать повороты, перешагивать через пре-предметы тонут в воде, какие плавают. Предложить равьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся,        пятствия.

установить, почему они плавают или тонут.        заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижа-Художественное слово:        ют. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Ни-На закате дремлет пруд.        кто их не трогает. И мы не будем им мешать —

По воде круги плывут —        пусть трудятся. Понаблюдать, как пчелы обследу-Это маленькие рыбки        ют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Разыгрались там и тут.        Рассказать о пользе, приносимой пчелами: в тече-Е. Стюарт        ние лета они опыляют огромное количество цве-

Д/ и "Тонут — плавают". Цель — закрепить зна- тов. Спросить, чем питаются насекомые, кто пита-ния о свойствах предметов, их весе. Активизиро-        ется ими. Какая польза от них и вред? Что необхо-вать словарь."Какая вода?" — дети описывают во-        димо насекомым для жизнедеятельности?

ду. Цель — научить подбирать относительные при- Художественное слово: лагательные        У тропинки под рябиной Упражнение на развитие мелкой моторики        Сеть раскинул паучок, рук:"Игры с водой" — на прогулку выносится        Нить прозрачной паутины надувной бассейн или большая ванночка и набор        Намотал на кулачок. игрушек для игр. Дети пускают кориблики, пере-        Если муха прилетит — ливают воду в сосуды, купают кукол и т. п.        Паутина задрожит,

Труд :Дети моют все игрушки (которые поддаются И охотник из засады обработке) и раскладывают их сушиться на траве.        За добычей прибежит... И/р по ФИЗО: Пройтись босыми ножками по        Е. Стюарт

влажной траве и теплому песку.        На вид, конечно, мелковаты, П/и: "Море волнуется".Цель — развить фанта-        Но все, что можно, тащат в дом. зию, умение выражать в движении задуманный об- Ребята наши — муравьята,

раз.        Вся жизнь их связана с трудом.

КАРТОЧКА № 19        КАРТОЧКА № 20        П/и: 1. "Музыкальные ребята". Цель — научить выполнять движения, не мешая друг другу. Ход иг-

Наблюдаем за птицами:        Наблюдаем за лягушкой:        ры. На земле параллельно раскладывают два шнура Цель — продолжить знакомить детей с птицами,         Цель —вспомнить внешний вид лягушки, ее дви-        — это "речка". Здесь лягушата будут "плавать". За-вспомнить названия их домиков.        жения.        тем: ! (Дети прыгают и говорят: "Ква! Ква!") В Наблюдение: Отметить, что летом много птиц, они Наблюдение: Обратить внимание на внешний вид        речку прыгать нам пора. Плавать можно до утра! распевают на разные голоса, хлопочут о птенцах. В лягушки, цвет ее кожи. Хорошо ли она видна среди Ква!" (Выпрыгивают из "речки".)На берег пора! начале лета можно услышать, как поют птицы, но        травы? Легко ли ее можно поймать? Рассказать, что Ква! Ква! ("Ловят" комаров.)Поймайте

их трудно увидеть: они сидят в гнездах или порха- лягушки полезные животные, их нужно оберегать.        комара!

ют в зелени листвы. У них появились маленькие        Они уничтожают комаров и мух. Предложить по-        П/и: 2. "Попрыгунчики". Цель — научить детей птенчики, которых нужно кормить и согревать.        думать, почему лягушка прыгает, а не бегает. Обра- прыжкам на двух ногах с продвижением вперед. Важно рассказать, какую пользу приносят птицы,        тить внимание на передние и задние ноги (задние        Ход игры. На земле чертят круг. Один из играющих понаблюдать, чем заняты грачи, скворцы. Обратить ноги длиннее передних, поэтому она прыгает). Она встает в середину — он пятнашка. По сигналу дети внимание детей старших групп на то, как быстро        прыгает по суше, плавает в воде.        перепрыгивают через черту круга и, если не грозит летают ласточки и стрижи, ловя насекомых. Пока-        Художественное слово:        опасность быть запятнанными, продолжают пры-зать гнездо ласточек, отметить, как часто они при-        Лягушка-попрыгушка,        гать на двух ногах к центру круга. Участники игры летают к гнезду с кормом для птенцов. Рассказать о Скачи ко мне без страха,        стараются увернуться от пятнашки и вовремя вы-том, что птицы выкармливают своих птенцов летом Тебя я не обижу,        прыгнуть из круга. Пойманный становится пят-насекомыми, помогая таким образом сохранять        Не стукну никогда.        нашкой.

растения.        Скачи, скачи, лягушка — Художественное слово:        Зеленая рубаха,

В лесу над росистой поляной        Должны мы жить,

Кукушка встречает рассвет.        Друг другу не принося вреда. К. Россетти

В тиши ее голос стеклянный        Д/ и "Какая лягушка?". Цель — научить детей Звучит как вопрос и ответ. С. Маршак        подбирать относительные прилагательные. "Кто Д/ и "Угадай по описанию" — воспитатель опи-        больше назовет действий" — дети подбирают гла-

сывает птиц, дети угадывают. Цель — развить        голы, характеризующие действия лягушки. Цель — умение составлять описательный рассказ, внима-        активизировать словарный запас глаголами.

ние, связную речь, находить сходства и различия.        Упражнение на развитие мелкой моторики рук: "Звукоподражание" — воспитатель называет птиц, "Угощение для лягушки". Игра с песком — дети дети произносят звукоподражание. Цель — закре-        "варят" кашу, "пекут" куличики для лягушки.

пить произношение отдельных звуков.        Труд: Сделать домик из травы для лягушки. Упражнение на развитие мелкой моторики рук:        И/р по ФИЗО: Прыжки на двух ногах с продви-"Выложить из камешков" — выложить из ка-        жением вперед.

мешков скворечник и птицу. Труд: . Подмести участок.

И/р по ФИЗО: Прыжки через скакалку, резинку. П/и: "Веселый воробей".Цель — научить выпол-

нять движения по тексту игры.

КАРТОЧКА № 21

Наблюдаем за трудом взрослых:

Цель —закрепить знания, как надо ухаживать за посадками в огороде и на цветочной клумбе. Наблюдение: Обратить внимание на то, что за рас-тениями в огороде и на цветочной клумбе надо ухаживать: рыхлить землю, поливать. Проследить, как изменяются в росте и развиваются растения, спросить: "Зачем нужно полоть и прореживать рас-тения? Какие растения где растут?" Художественное слово:

Не ленись, моя лопатка, Будет вскопанная грядка. Грядку граблями пригладим, Все комочки разобьем,

А потом цветы посадим, А потом водой польем. Лейка, лейка, лей, лей! Грядка, грядка, пей, пей! Г. Лагздынь

Д/ и "Кому что нужно для работы" — дети опре-деляют, какие предметы помогают людям разных профессий. Цель — закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе орудия труда, воспи-тывать интерес к труду взрослых, желание самим трудится. "Кто больше назовет действий" — дети перечисляют действия огородника, садовника. Цель — активизировать словарный запас глагола-ми.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: "Составь цветок" — составить цветок на песке из разноцветных пробочек.

Труд: Поливать растения.

И/р по ФИЗО: Отбивать мяч от земли.

П/и: "Платок". Цель — развить быстроту и лов-кость. Ход игры. Все встают в круг, водящий с платком за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу. Тот, кому по-ложили платок, берет его в руку и бежит за водя-щим. И тот и другой стараются занять свободное место.


КАРТОЧКА № 22                                                          Художественное слово: Вдоль лесных дорожек

Лесные дары — грибы и ягоды:        Много белых ножек

Цель — закрепить знания детей о лесных растени- В шляпках разноцветных, ях, вспомнить названия грибов — съедобных и        Издали заметных. ядовитых.        Собирай, не мешкай, Наблюдение: Объяснить, как надо срывать ягоды,        Это... (сыроежки).

чтобы не портить весь куст. Обратить внимание на В. Степанов красивые формы грибов, на их цвет. Показать съе-

добные грибы, подчеркнуть их особенности. Обя-        Д/ и "Чудесный мешочек" — дети ощупывают зательно обратить внимание на ядовитый гриб —        муляжи грибов, находящиеся в непрозрачном ме-мухомор. Объяснить, что этот гриб несъедобный,        шочке, и называют их. Цель — научить детей узна-но что он нужен как лекарство многим лесным зве- вать предметы по характерным признакам, разви-рям. Рассмотреть цветные сыроежки, объяснить,        вать тактильную чувствительность. "Угадай по

что хотя они так и называются, но сырыми их есть описанию" — воспитатель описывает разнообраз-нельзя. Очень красивы подосиновики, стройные,        ные грибы, дети угадывают. Цель — развить уме-крепкие, будто бы вырезанные из дерева. Лисички        ние составлять описательный рассказ, внимание, видны далеко: они как желтые цветы в изумрудной связную речь, находить сходства и различия. траве. Ножка у них расширяется кверху и напоми-        Упражнения на развитие мелкой моторики

нает граммофонную трубу. Лисички редко бывают        рук: "Выложи на песке" — выложить грибок и червивыми, они всегда чистые, крепкие. Белые        ягодку на песке из разнообразных пробочек. Игры грибы чаще встречаются под молодыми елями.        с формочками и песком.

Ближе к осени появляются, опята. Собирать их        Труд : Собираем ягоды.

легко: они видны всюду. Съедобный опенок окра-        И/р по ФИЗО: Ходьба с наклонами.

шен скромно: светло-коричневого цвета, сероватая П/и: "Ягодка-малинка". Цель — развить коорди-шапка с чешуйками, на ножке кольцо, похожее на        нацию речи с движением. Ход игры. За малиной в манжетку. Ложный опенок окрашен ярко: его        лес пойдем, (Дети идут в хороводе, взявшись за шляпка зелено-желтая, посередине красноватая,        руки.) в лес пойдем, Спелых ягод наберем, набе-чешуек и манжеток на ножке нет. Объяснить, из        рем. ("Собирают ягоды".)Солнышко высоко, (Пока-каких частей состоит гриб. Показать шляпку, на        зывают солнышко.) А в лесу тропинка. (Показыва-нижней стороне шляпки образуются споры, кото-        ют тропинку.) Сладкая ты моя, (Бегут по кругу,

рые высыпаются из созревшего гриба и разносятся взявшись за руки.) Ягодка малинка. "Где вы бы-ветром. Прорастая, они образуют грибницу, из нее        ли?". Цель — развить координацию речи с движе-вырастают грибы. Из одной грибницы может вы-        ниями, работать над речевыми навыками. Ход иг-расти много грибов, но для этого их нужно осто-        ры. — Ножки, ножки, (Дети ходят на месте.) Где рожно срезать, а не вытаскивать из земли, чтобы не вы были? — За грибами в лес ходили. — Что вы, повредить грибницу. Грибы любят тенистые, сы-        ручки, работали? (Приседают, "собирают гри-

рые места, но не в глубине леса, а на поляне,        бы".)— Мы грибочки собирали. — А вы, глазки, опушке, возле заброшенных дорог, по краям выру- помогали? — Мы искали да смотрели, (Смотрят бок.        из-под руки, поворачиваются влево, вправо.) Все

пенечки оглядели.

КАРТОЧКА № 23

Наблюдение за мать-и-мачехой

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекар-ственных расте¬ниях, правилах их сбора, хранения и применения.

Наблюдение: Мать-и-мачеха обыкновенная — мно-голетнее травянистое растение. Растет на берего-вых обрывах, в оврагах. Сырьем являются листья. Настой листьев мать-и-мачехи применяет¬ся как отхаркивающее средство.

Художественное слово:

Пригрело весеннее солнышко и рассыпались на проталинках круглые золотые монетки. «Весну цветов открывает сверхран¬ний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на сол-нечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав — до выставки ульев, вылета первых пчел, до ледохода» - Так высказывался о мать-и-мачехе фенолог и писатель Д. Зуев. Почему же цве-ток получил такое название? Да потому, что ниж-няя часть листа покрыта густыми белыми волоска-ми. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка.


А верхняя часть листа гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи.

Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «за¬ковки» ведут к полному уничтожению расте-ний. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста. Лекарственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки. Трудовая деятельность

Посадка семян лекарственных трав. Цель: учить правильному посеву семян. Подвижные игры

«Догони свою пару».

Цель: учить бегать по сигналу воспитателя, не оглядыва¬ясь назад.

«Попади в цель».

Цель: учить бросать мяч в цель, соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа по ФИЗО: «Веселые прыжки».

Цель: закреплять прыжки через два предмета.

КАРТОЧКА № 24

Наблюдение за разными видами транспорта: Цели:

— закреплять знания о том, что человек пользует-ся велосипедом, который не требует бензина;

— человек, вращая педали, передвигается. Наблюдение: Велосипед — это вид транспорта. Слово «велосипед» обозначает «быстрые ноги». Для того чтобы на нем ездить, нужно ногами кру-тить педали, а рулем удерживать равновесие. Предложить детям рассмотреть велосипед. Художественное слово:

С самых первых детских лет Служит мне велосипед. Лучше он любой машины, Не нуждается в бензине!

Я педалями кручу

— Птицею с горы лечу.

Но на горку, между прочим, Забираться трудно очень!

Я недолго унываю, На педали нажимаю.

Пусть немного и устану, Но зато сильнее стану!

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Чем отличается велосипед от машины? (Маши-ну заправляют бензином.)

♦ Почему становятся сильнее, когда катаются на велосипеде? (Развиваются мышцы спины и ног.)


Художественное слово: На двух колесах я качу, Двумя педалями верчу,

За руль держусь, гляжу вперед, Я знаю — скоро поворот.

Мне подсказал дорожный знак: Шоссе спускается в овраг. Качусь на холостом ходу

У пешеходов на виду. Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке, сбор мусора. Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижная игра «Шалтай-Болтай». Цели:

— выполнять движения согласно тексту;

— учить расслаблять мышцы рук, спины и груди. Индивидуальная работа по ФИЗО:

Развитие движений.

Цель: совершенствовать ориентацию в простран-стве, чувство равновесия.

КАРТОЧКА № 25

Наблюдение за бабочкой:

Цели : на основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки; воспитывать доброе от-ношение к живым объектам, выделяя признаки живого.

Художественное слово:

Звенят ручьи в апреле, Ласкает солнце нас. На луг мы прилетели

И здесь танцуем вальс.

Мы крылышки расправим —-Красив на них узор.

Мы кружимся, порхаем — Какой кругом простор! Душистыми цветами Весна встречает нас,

И кажется, что с нами Весь луг танцует вальс!

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка.) ♦ Как выглядит бабочка?

♦ Как она передвигается? ♦ Чем питается бабочка?

♦ Какую пользу приносит? ♦ Есть ли дом у бабочки? ♦ Есть ли у нее враги?

♦ Какие стихи, загадки, песни, сказки о бабочке вы знаете?


У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйка-ми и волосиками. У нее короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки — ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У ба-бочек есть враги — птицы и пауки.

Трудовая деятельность Расчистка огорода от мусора.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща, до-водить начатое дело до конца.

Подвижные игры

«Ловкая пара», «Мяч сквозь обруч». Цель: учить бросать мяч под углом.

Индивидуальная работа по ФИЗО : «Кто дальше?».

Цель: совершенствовать навыки метания предме-тов вдаль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулки и наблюдения в летний период в детском саду

Прогулки и наблюдения в летний период в детском саду Описание материала: Предлагаю вам картотеку прогулок  для воспитателей дошкольных учреждений. Данный материал будет полезен воспитателям ...

Консультация для родителей "Виды наблюдений в летний период"

Мы, взрослые люди, вечно спешим, куда-то торопимся, а все же стоит порой остановиться, присмотреться, насколько интересной жизнью живут наши дети, как беззаботно счастливы они в условиях природного ок...

Картотека наблюдений в летний период 1 часть

Описание наблюдений на прогулке в летний период с детьми среднего дошкольного возраста....

Картотека наблюдений в летний период 2 часть

Описание наблюдений на прогулке в летний период с детьми среднего дошкольного возраста....

Картотека наблюдений в летний период в младшей группе

Наблюдения помогают детям развивать познавательный интерес, расширять кругозор, воспитывать любовь к природе....

Картотека наблюдений в летний период

Картотека наблюдений в летний период (средний возраст)...