Мастер-класс для родителей "Кукла Лада"
материал
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД С. ЗАВЕТНОЕ»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
_____________________________________________________________________________________________
413168 Саратовская область, Энгельсский район, с. Заветы Ильича, ул. Центральная, д.15, 8(8453)79-00-88
Конспект родительского собрания на тему:
«Этнокультурное образование детей. Мастер-класс «Народная кукла «Лада».
Подготовила: Ибрагимова Татьяна Сергеевна воспитатель
с. Заветы Ильича,
2023 г.
Цель: Привлечь внимание родителей к вопросам Этнокультурного воспитания.
Задачи: Осмыслить основные нравственные ценности; расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам Этнокультурного воспитания дошкольников.
1.Вовлечь родителей в творческую деятельность вместе с детьми.
2.Научить родителей изготавливать тряпичную куклу "Зайчик на пальчик" своими руками своему ребенку.
3.Заинтересовать родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия.
4.Воспитывать к русскому народному творчеству, любовь и уважение к традициям русского народа, к русской, народной игрушке.
5.Создать атмосферу психологического комфорта.
Предварительная работа: Изготовление и размещение афиши и приглашений для родителей в родительском уголке для участия в мастер-классе по изготовлению обережной куклы Лада.
Оборудование: образец работы тряпичная кукла Лада, индивидуально для каждого родителя поднос с материалом (лоскутки ткани с рисунком 20#20(2 шт.), лоскут белой ткани 10#20 (1 шт.), лоскут в форме треугольника ½ от лоскута размером (20#20) однотонный (1 шт.) вата для набивки, нитки (красного цвета, «Ирис» или «Лилия»), для закрепления и оформления работы.
Ход мастер класса
- Здравствуйте, уважаемые родители! Этнокультурное образование – это образование, направленное на защиту и развитие этнокультурной идентичности дошкольника, приобщение к родному языку и культуре своего народа.
Основная цель этнокультурного образования – это воспитание духовно-нравственной личности, которая знает, уважает и продолжает традиции своей семьи, этноса.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано народом за его историю.
Воспитание детей в семье - дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знания в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье. Семья, где основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями, является мощным фактором, влияющим на развитие личности детей и на их последующую судьбу. Народная игрушка и игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. Ознакомление с народной игрушкой в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу формирования гармонически развитой, активной личности.
От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение. Каждый из нас помнит свою любимую игрушку. Некоторые хранят их как счастливый талисман всю жизнь. Важным педагогическим инструментом народной педагогики была рукотворная кукла. Ее изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, ее делали родители или родные ребенка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности. Для каждого возраста была своя кукла.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы:
куклы – обереги, игровые и обрядовые.
Колокольчик - куколка добрых вестей.
У нее три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Кукла Колокольчик - оберег хорошего настроения. Даря ее, человек желает своему другу получать только хорошие известия.
Кукла Кувадка (или Куватка)
– одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.
Кукла «младенчик-пеленашка».
Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т. п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Пеленашка была и неизменной куклой для ребенка в играх.
Крупеничка самая главная кукла в доме.
Еще ее называют ласково Зерновушкой, потому что наполнена она зерном, обычно гречихой. Делали ее после уборочной страды. Наряжали и бережно хранили на видном месте до следующего сева, а весной первые горсти гречихи брали из Крупенички, с тем чтобы осенью заполнить ее новым урожаем. После посева в деревнях устраивали угощение для всей округи. Варили кашу в котлах прямо на улице. Каша – одно из самых любимых блюд народа.
Кубышка - травница несет в дом здоровье.
Наполняется она душистыми травами: зверобоем, тысячелистником, мятой, лавандой, душицей. Ее ставят у колыбели ребенка и дают играть детям. Также ее ставят у кровати больного. Куколку разминают в руках - шевелят, и по всей избе разносится травяной дух. Меняют траву через два года.
Подорожница - верный ангел-хранитель в дорогу и дарится тому, кто уезжает путешествовать. Это хороший подарок для путешественников. В своем мешочке она несет или горсть земли, или немного золы и еще добавляют туда маленькое зернышко, чтобы путник был сыт. Маленький оберег в пути.
Веснянка - это задорная и веселая кукла, которую делали девушки на приход весны.
Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу с пожеланием "быть не только красавицей, но и умницей".
Ведучка - это образ матери, ведущей малыша, поэтому название говорит само за себя: ведущая в жизнь. Ребенок, только начинающий делать свои первые шаги, тесно связан с матерью, она его ведет, крепко держа за ручки. Мать должна не только взрастить девочку, но и подготовить ее к замужней жизни. Обученную и подготовленную к замужеству девушку называли Вестой. Невестой же называли ту девушку, которую обучать уже поздно, она хоть и готова, но не обучена, то есть не Веста. В жены не Весту никто не брал - это считалось браком.
Когда уходили на работу родители оставляли своему ребенку зайчика на пальчик. Это был первый друг и собеседник, с которым можно поиграть, пообщаться, поведать все свои секреты.
Десятиручка изготавливалась нашими предками как помощница в делах. Эта кукла относится к куклам-помощницам. На каждую ручку нужно загадать желание - дело, в котором кукла должна помочь.
Неразлучники
Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась эта кукла. В русской свадебной традиции под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя.
Практическая часть: А сейчас предлагаю приступить к изготовлению обережной куклы «Лада». Посмотрите пожалуйста на подносы с приготовленными лоскутами ( там находится два квадратных лоскута разной расцветки но одинакового размера для основы куклы, один прямоугольный белый лоскут для головы и рук куклы, один лоскут в форме треугольника для платочка что – бы повязать на голову кукле, вата для набивки головы куклы и моток ниток для закрепления работы и отделки), выберете расцветку по своему вкусу. Если вам надо поменять какой либо лоскут, скажите я дам другой.
Возьмите, пожалуйста, два квадратных лоскута, разверните их и положите сначала один лоскут рисунком вниз на стол, а сверху другой лоскут также рисунком вниз, но как ромб; что – бы у вас получилась фигура с неровными краями. За тем возьмите небольшой кусочек ваты и скатайте из него шарик (если вы считаете что мало ваты, то можно добавить вату, а если много то убавить). Когда вы скатали шарик из ваты, глазами найдите середину разложенной ткани и положите ее сверху. За тем возьмите лоскутки в руки, аккуратно переверните и зажмите ткань руками, вокруг ваты (это голова нашей куклы); разгладьте ткань, где будет лицо вашей куклы и распределите складки равномерно вокруг; за тем возьмите край нитки и обмотайте вокруг головы для закрепления (напоминаю, что количество раз обмотки должно быть не четным и производиться от себя); теперь завяжите, ссади узелки тоже не четное количество. Основа нашей куклы готова.
Теперь нам нужно взять лоскут белой ткани развернуть и положить его на стол, за тем возьмите свою куклу и вложите ее на середину белой ткани так чтобы длинные кончики ткани находились по бокам (это будущие руки куклы). Возьмите куклу снова в руки и распределите ткань таким образом, чтобы на лице куклы было минимальное количество складок, закрепите белую ткань нитками, обмотав вокруг шеи куклы. Теперь возьмите в руку вашу куклу и конец клубка ниток, сейчас мы будем формировать кукле руки. Положите конец нитки за спиной у куклы, и начинайте обматывать таким образом, чтобы спереди, у вас получался крест, для этого надо пропускать нить под руками куклы, то в одну то в другую сторону, а сзади обматывать через шею (чтобы не образовывался крест); если у кого-то затруднения, я подойду и покажу. Завяжите нить сзади куклы. Далее отступив примерно один сантиметр от края рукава куклы, намотайте вокруг и завяжите узелки. Тоже самое проделайте с другим рукавом. Руки нашей куклы готовы.
Заключительная работа по изготовлению куклы: возите в руки треугольный лоскуток, расправьте и повяжите на куклу как косынку, но пропустив длинные края под руками куклы. Завяжите сзади поверх образовавшегося треугольника на три узелка. Наша берегиня «Лада» готова. Лица у кукол не рисовали, считалось что какое лицо такая и кукла, боялись получить злую или сердитую куклу.
Итог:
Родители легко могут изготовить народную игрушку вместе со своими детьми.
Я убеждена, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.
Мастер-класс подошел к концу. У всех получились разные, интересные, неповторимые куклы.
Используемая литература
- Алексеева О.Н. «Детям о народных промыслах России» С/П; и/д «Паритет» 2017.
- Лыкова И.А. «Куколки из сундука, рукотворные игрушки». М; и/д. «Цветной мир» 2012.
- Лыкова И.А. «С чего начинается Родина» М; и/д. «Цветной мир» 2014.
- Сераткова Н.М. «Инновационные формы с взаимодействия ДОО с семьей» ФГОС ДО. В; и «Учитель» 2012.
- Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый.- 2014. - №10.
- Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М.: Просвещение, 2009.
- Писарева, А. Е. Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника / А. Е. Писарева // Патриотическое воспитание дошкольников /Научно-практическая конференция [Электронный ресурс] http://www.portal-slovo.ru/rus/infant_education/115/4273/$print_text/?part=1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер класс для педагогов "Изготовление куклы Лады"
Мастер класс для педагогов "Изготовление куклы Лады"...
Презентация опыта на городском мастер-классе «Итоги участия дошкольных учреждений «Лада» и «Олененок» в сетевом взаимодействии ОО по реализации образовательного проекта «Познание»
Протокол городского мастер-класса для педагогов ДОО...
Мастер-класс для родителей «Тряпичные куклы»: Кукла «Берегиня». Мастер-класс для родителей «Создание книжки – малышки «Колобок» Мастер класс для родителей «В гостях у матрёшки» Экскурсия с детьми и родителями в центр духо
Мастер-класс для родителей «Тряпичные куклы»: Кукла «Берегиня». Цель: Познакомить родителей с русской традицией изготовления народных тряпичных кукол.Задачи: Привива...