Презентация ФОП ДО
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нормативная база перехода на ФОП ДО на федеральном уровне : * « Образовательные программы ДО разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей ОД, в соответствии с ФГОС ДО и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования . Содержание и планируемые результаты разработанных ОО образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования»; * «Федеральная основная общеобразовательная программа - учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и(или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы»; * ООП подлежат приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами не позднее 1 сентября 2023 года» . 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №371-ФЗ ОТ 24 СЕНТЯБРЯ 2022 Г. «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
2 . ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 08.11.2022 № 955 « О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ и УО БЫЛО СТАЛО П 1.7 ФГОС ДО является основой для разработки вариативных примерных образовательных программ ДО ФГОС ДО является основой для разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования П 2.5 Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и ФОП ДО П 2.6 Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее-ОО) Содержание ООП ДО должно обеспечивать физическое и психическое развитие ребенка в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления обучения и воспитания (далее –образовательные области)
Ключевые изменения во ФГОС ДО П.2.6: перечень ОО не изменился, однако расширено и конкретизировано их содержание; П.2.7: частично изменен перечень детских видов деятельности; П.2.10: уточнено, что содержание и планируемые результаты ООП должны быть не ниже содержания и планируемых результатов ФОП ДО; П.2.11: уточнено, что содержательный раздел Программы должен включать описание ОД в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти ОО, Федеральной образовательной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; П.2.12: указано, что обязательная часть программы должна соответствовать ФОП ДО , и может оформляться в виде ссылки на ФОП; П.2.13: указано, что в краткой презентации ООП ДО , помимо прочего должна быть представлена ссылка на ФОП ДО П.3.2.9: максимально допустимый объем образовательной нагрузки приведен в соответствие с действующими СанПиН; П.4.6: включены целевые ориентиры образования в младенческом возрасте , а также расширены целевые ориентиры в р/возрасте и на этапе завершения дошкольного образования.
ФОП ДО соответствует ФГОС ДО ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 25.11.2022 № 1028 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (ЗАРЕГИСТРИРОВАН 28.12.2022 № 71847): « ФОП позволяет реализовать несколько функций дошкольного уровня образования: 1 . Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации , формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами. 2.Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины. 3 . Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО , вне зависимости от места проживания»
«Федеральная программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях осуществляющих ОД и планируемые результаты освоения образовательной программы» Содержание и планируемые образовательные результаты, заявленные в ФОП ДО, ОБЯЗАТЕЛЬНЫ для достижения в каждой ДОО
Особенности структуры ФОП ДО Структура ФОП ДО : * целевой, * содержательный, * организационный разделы В целевом разделе: • Пояснительная записка : цель, задачи, принципы, подходы к формированию Программы; • Планируемые результаты реализации Программы; • Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов ;
Особенности структуры ФОП ДО В содержательном разделе : • Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по ОО : социально-коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно-эстетическое развитие физическое развитие • Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы ; • Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; • Способы и направления поддержки детской инициативы; •Особенности взаимодействия пед. коллектива с семьями обучающихся; •Направления и задачи коррекционно-развивающей работы. Содержание коррекционно-развивающей работы на уровне ДОУ; •Федеральная рабочая программа воспитания;
Особенности структуры ФОП ДО В организационном разделе : • Психолого-педагогические условия реализации Программы; • Особенности организации развивающей предметно-пространств. среды; • Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания ; • Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы; •Кадровые условия реализации Программы; •Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах; •Федеральный календарный план воспитательной работы ;
Особенности содержания ФОП ДО Общие положения : * Опора Программы на принципы ДО, зафиксированные во ФГОС ДО; * Обязательная часть (не менее 60%, должна соответствовать ФОП ДО) и часть, формируемая участниками образовательных отношений (не более 40%); * ФОП включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы и др. В целевом разделе : +представлены планируемые результаты освоения ФОП в младенческом, раннем и дошкольном возрасте (к 4-м,5-ти,6-ти годам , на этапе завершения освоения ФОП ДО); В содержательном разделе : + федеральная рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы ; В организационном разделе : + примерные перечни худ. литературы, муз. произв-ний , произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, примерный перечень рекомендуемых анимационных произведений, федеральный календарный план воспитательной работы .
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ: Цель ФОП : разностороннее развитие в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России), исторических и национально-культурных традиций. Задачи ФОП (НОВОЕ): • обеспечение единых для РФ содержания и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО ; • приобщение детей к базовым ценностям российского народа…, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; • достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования !
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ : * Неправомерность требования от детей дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, понимание планируемых результатов реализации ФОП как характеристик возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах и к моменту завершения ДО; * Обозначенные в ФОП возможные достижения детей «к году», «к трем годам» и т.д. имеют условный характер, что предполагает широкий возрастной диапазон для достижения ребенком планируемых результатов; *Планируемые результаты в младенческом, раннем, дошкольном возрасте (к 4-м, к 5-ти, к 6-ти годам) и к моменту завершения освоения ФОП представлены, дополнены и конкретизированы, с учетом цели и задач ДО; * Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов ФОП ДО направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками ;
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ : * Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения (основные формы, методы) определяются ФГОС ДО (п.3.2.3 и п. 4.6). * Периодичность проведения диагностики, способ и форма фиксации результатов определяется ДОО. В ФОП уточнена оптимальная периодичность – дважды в год (стартовая, с учетом адаптационно периода, и заключительная на этапе освоения содержания программы возрастной группой). Присутствуют уточнения об основном методе (наблюдении), других малоформализованных методах и методиках педагогической диагностики, а также об индикаторах оценки наблюдаемых фактов. *Проведение психологической диагностики определяется положениями ФГОС ДО (п.3.2.3)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ : * Представлены задачи и содержание образовательной деятельности с детьми всех возрастных групп по всем образовательным областям. * Содержание образовательной деятельности в каждой образовательной области дополнено и расширено , с учетом цели, задач, планируемых результатов. * Содержание образовательных областей дополнено задачами воспитания , отражающими направленность на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд», « По знание », «Культура», «Красота», «Здоровье». * Вариативность форм, способов, методов и средств реализации ФОП ДО. Выбор зависит не только от возрастных и индивидуальных особенностей детей, учета их особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важно признание приоритетности субъектной позиции ребенка в образовательном процессе .
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ * Могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, за исключением тех, которые могут нанести вред здоровью детей. * Педагог самостоятельно определяет формы, способы, методы реализации ФОП ДО, в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов. При выборе форм реализации образовательного содержания, необходимо ориентироваться на виды детской деятельности, определенные во ФГОС ДО для каждого возрастного этапа (младенческий, ранний, дошкольный возраст). * Уточнены методы реализации задач воспитания, методы реализации задач обучения дошкольников.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ * Представлены варианты организации совместной деятельности детей с педагогом и другими детьми, уточнены возможные варианты позиции педагога на основе его функции: обучает чему-то новому, равноправный партнер, направляет совместную деятельность детской группы, организует деятельность детей друг с другом, наблюдает самостоятельную деятельность детей. * Уточнено особое место и роль игры в образовательной деятельности и в развитии детей. * Уточнены возможные формы организации образовательной деятельности по Программе в первой половине дня, на прогулке, во второй половине дня. *Развернуто представлена информация о занятии как организационной форме, не означающей обязательную регламентированность процесса, и предполагающей выбор педагогом содержания и педагогически обоснованных методов образовательной деятельности.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ *Выделены способы, направления и условия поддержки детской инициативы на разных возрастных этапах. * Представлено направление взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников: цель, задачи, принципы, направления, возможные формы (расширено). * Представлено направление коррекционно-развивающей работы с детьми и/или инклюзивного образования: задачи, содержание, формы организации и др. (расширено). * Отдельным блоком (п. 29) включена Федеральная программа воспитания.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ * Психолого-педагогические условия дополнены ( например, уточнено, что образовательные задачи могут решаться как с помощью новых форм организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, обогащенные игры детей в центрах детской активности, проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей) так и традиционных (фронтальные, групповые, индивидуальные занятия). * В блоке, посвященном РППС, уточнено, что ФОП ДО не выдвигает жестких требований к организации РППС, и оставляет за ДОУ право самостоятельно проектировать предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО и с учетом целей и принципов Программы, а также ряда требований. *Блок, посвященный материально-техническому обеспечению Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, наполнен обобщенными требованиями («Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования» (письмо Минпросвещения России ТВ-413-03 от 13.02.2023)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ * Представлен развернутый примерный перечень * художественной литературы (для каждой возрастной группы детей от 1 года до 7 лет) , * музыкальных произведений, * игр, упражнений и т.п. (для всех возрастных групп от 2 мес. до 7 лет), * произведений изобразительного искусства (для каждой возрастной группы от 2 до 7 лет) , а также * анимационных произведений, которые рекомендуются для семейного просмотра и могут быть использованы в образовательном процессе ДОУ (преимущественно отечественные мультипликационные фильмы и сериалы для детей 5-6 и 6-7 лет) , * Примерный режим и распорядок дня опирается на действующие СанПиН, даны как четкие требования, обязательные для соблюдения, так и рамочные ориентиры для изменения режима и распорядка дня.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ *В блоке «Федеральный календарный план воспитательной работы» дан перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат, и уточнено, что: • план является единым для ДОУ; • ДОУ вправе наряду с указанными в плане, проводить иные мероприятия, согласно ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей; • все мероприятия плана должны проводиться с учетом особенностей Программы, а также возрастных, физиологических, психоэмоциональных особенностей детей.
Порядок действий ДОО в переходный период: основные этапы, управленческие решения и методические шаги 1. Создание в ДОУ рабочей группы, утверждение соответствующих локальных актов . 2. Разработка «дорожной карты» по приведению ООП в соответствие с ФОП ДО . 3. Изучение ФОП ДО и экспертиза действующей ООП ДО на предмет соответствия ФОП ДО. 4. Приведение ООП ДО в соответствие с ФОП ДО. 5. Утверждение ООП на основе ФОП ДО в ДОУ до 31.08.2023г .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для детей. Презентация к совместной деятельности учителя-дефектолога и детей среднего возраста по трафаретному рисованию на тему "Поможем зайчику спрятаться от лисы"
Презентация поможет сделать занятие более увлекательным....
1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"
1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...
Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"
В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...
Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».
Основная идея использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы п...
Презентация к занятию (развитие речи, старшая группа) на тему: Непосредственно-определенная деятельность по теме: "День памяти А.С. Пушкина" Презентация в старшей группе.
Образовательная область "Коммуникация"...
Презентация "Как вода держит корабли?" Презентация Игнатовой Софья 5 лет-составлена при помощи воспитателей группы.
Презентация по экспериментальной деятельности . Тема : "Вода и её свойства"....
Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"
10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...