Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста» Воспитатель: Медведева Ольга Васильевна
проект
- Пояснительная записка
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.
Проблема развития речи на сегодняшний день очень актуальна.
При обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, у большинства из них выявлены проблемы в развитии речи:
- неговорящие дети;
- несоответствие развития связной речи у детей по возрасту;
- бедный словарный запас;
- нарушения звуковой стороны речи;
- несформированность лексико-грамматического строя речи;
- нарушения слоговой структуры слова.
Речь ребенка скудна, бедна, маленький словарный запас. Занятость родителей не даёт возможности уделять больше времени своему ребёнку, вследствие чего, ребенок проводит все больше времени за компьютером, у телевизора, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы. В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, родители помнят лишь несколько распространенных потешек: «Сорока-белобока», «Ладушки», не используют развивающий потенциал народных произведений, в том числе и для развития речи.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.
Фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал в развитие речи детей дошкольного возраста. Он является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.
Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию.
Например, используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивая свою речь.
Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют формированию образности речи.
С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников.
С помощью потешек, пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.
1.2. Цель и задачи проекта
Целью моей работы: является повысить уровень развития связной речи дошкольников средствами фольклора;
Для себя я выделила основные актуальные задачи:
1. Ознакомление детей с малыми формами фольклора;
2. Формирование разговорной и связной речи у детей с использованием малых форм фольклора;
3. Расширение и обогащение словарного запаса у детей;
4. Воспитание звуковой культуры речи у детей;
5. Создание условий для развития речи детей;
6. Учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры;
7. Взаимодействие с родителями;
8.Приобщить детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами фольклора.
9. Определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения;
10. Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы;
Задачи программы по возрасту:
Младший возраст:
- Обогащать словарный запас детей;
- Воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, красоту, честность, правдивость, трудолюбие, верность и т.д.
- Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы)
- Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играм.
Старший возраст:
1.Обучающие:
- познакомить детей с историческим прошлым и традициями русского народа, с предметами русского быта и их назначением;
- пробудить интерес к русской народной культуре;
- познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
- формировать навыки самостоятельной творческой деятельности.
2. Развивающие:
- развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора;
- развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству;
- способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;
- развивать нравственно-патриотические и духовные качества детей;
- развивать двигательную активность, укрепление здоровья, ЗОЖ.
3. Воспитывающие:
- сформировать умение находить прекрасное в народном творчестве;
- воспитывать у детей патриотические чувства и духовность;
2. Содержательный раздел
2.1. Формы организации проекта
Проект рассчитан на 5 лет обучения. Разработан для детей от 1,5 – 7 лет. Обследование детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября, и с 25 по 30 мая. (приложение 1)
Использование фольклорных произведений хорошо интегрируются со всеми направлениями образовательного стандарта:
- на занятиях;
- в инсценировках;
- в самостоятельной деятельности детей;
- при формировании навыков самообслуживания;
- при формировании культурно-гигиенических навыков.
- на утренниках, в досугах;
2.2. Методы, используемые в работе по программе.
- Словесные методы:
- рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;
- вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;
- использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
- интеллектуальные и дидактические игры.
- Наглядные методы:
- использование экспонатов, подлинных вещей;
- просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте.
- Практические методы:
- использование русских народных песен и танцев;
- проведение русских народных игр;
- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
- применение игрушек и изделий народных промыслов;
- представление кукольного театра;
- разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
- самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения.
2.3. Формы работы с детьми:
• Беседы;
• Занятия на основе метода интеграции;
• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
• Выставки предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;
• Дидактические игры;
• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
• Использование народных игр, в том числе хороводов.
Пути реализации:
1. Индивидуальные и групповые занятия, беседы.
2. Повседневная жизнь в группе.
3. Изучение разных форм фольклора.
4. Работа с родителями.
5. Работа с педагогами.
6. Театрализованная деятельность.
2.4. Планируемые результаты освоения Программы:
Ранний возраст | Дошкольный возраст |
Проявляет интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки, скороговорки), с помощью взрослых рассказывает, договаривает их. Называет сказочные имена персонажей, имитирует характерные действия персонажей. Проявляет желание участвовать в театрализованных и подвижных играх, с интересом следит за действиями героев кукольного театра. | Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички. Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их; Использует в игре предметы быта русского народа; Создаѐт творческие работы по фольклорным произведениям |
2.5. Содержание образования по образовательным областям
Образовательная область | Содержание психолого-педагогической работы |
Социально-коммуникативное развитие | 1. Формирование представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; патриотических чувств причастности детей к наследию прошлого. 2. Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками. 3. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности. |
Познавательное развитие | 1. Расширить представление о жанрах устного народного творчества. 2. Воспитывать нравственно-патриотические чувства. 3. Формирование целостной картины мира. Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции). Содействие атмосферы национального быта. Понимать историческую преемственность с современными аналогами(лучина -керосиновая лампа -электрическая лампа ит.д.). Знакомить детей с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, от места их проживания |
Речевое развитие | 1. Широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок; развитие устной речи. Способствовать развитию любознательности. 2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве. 3. Развивать умение рассказывать русские народные сказки. |
Художественно-эстетическое развитие | 1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью. 2.Приобщать детей ко всем видам национального искусства: сказки. музыка, пляски 3. Знать и различать народное искусство, промыслы. Понимать познавательное значение фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов(эстетическое развитие мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой. 4. Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.
|
Физическое развитие | 1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. 2. Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх. 3. Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм. |
У родителей:
- повысился интерес и знания о фольклоре, о его значении в жизни ребенка;
- взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;
-поощрение использования фольклора в играх детей дома.
3. Организационный раздел
3.1. Этапы проекта:
1. Подготовительный
Определение целей, постановка задач проекта. Изучение методической литературы по проблеме. Диагностическое исследование проблемы.
2. Основной
Планирование и осуществление совместной и самостоятельной деятельности участников по реализации проекта.
3. Заключительный
Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы. Анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы.
3.2. Содержание работы
Этапы |
Блоки |
Формы реализации проекта |
Предполагаемые результаты |
Подготовительный | Работа с педагогами | -Изучение и анализ педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме -разработка перспективного плана по внедрению в практическую, повседневную деятельность детей элементов малых форм фольклора; разработка конспектов НОД. - оформление папок-передвижек; - подбор иллюстративного материала для лучшего понимания детьми пословиц, поговорок, потешек и др. фольклорных произведений. | Оформление центра активности по развитию речи с помощью малых форм фольклора; изготовление картотеки подвижных, хороводных и пальчиковых игр; пополнение количества настольно- печатных игр. |
Работа с родителями | Анкетирование, консультации по теме, беседы
| Пополнение библиотеки сказок в группе; оформление папок-передвижек. | |
Основной | Работа с детьми | Индивидуальная форма работы: -пальчиковые игры; -игры-имитации; -артикуляционная гимнастика Групповая форма работы: - совместное создание аппликаций и рисунков по фольклорным произведениям; -прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях; -организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений – слушание сказок и колыбельных перед сном; -показ театров с использованием русских народных персонажей;
| -Расширение словарного запаса, -активизация познавательного и умственного развития; -развитие мелкой моторики; - проявление дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания друг к другу |
Работа с педагогами | подбор методов развития речи детей средствами фольклора согласно возрастных особенностям ребенка. | -создание картотеки литературы по малым формам фольклора | |
Работа с родителями | Оформить альбом совместно с родителями «Пословицы и поговорки русского народа»; Конкурс «Моя любимая сказка» на лучшую иллюстрацию к сказкам. | Интерес к развитию речи детей через использование малых фольклорных жанров (пословицы, поговорки, считалки, загадки, потешки)
| |
Работа с детьми | Индивидуальная форма работы: -организация индивидуальной работы с детьми для улучшения произношения звуков и развития грамматического строя языка детей. Групповая форма работы: -проведение праздников совместно с музыкальным руководителем, согласно календарным народным праздникам. | Называют сказочные имена персонажей, имитируют характерные действия персонажей. | |
Работа с педагогами | Презентация проекта «Развитие речи детей посредством малых форм фольклора»; -обмен опытом; - подведение итогов и перспектива на следующий год. | Повышение уровня знаний о малых формах фольклора | |
Работа с родителями | -участие в праздниках - составление памятки об играх дома, способствующих успешному запоминанию потешек, поговорок | Проведение родительского собрания по итогам диагностики речевого развития и усвоения малых форм фольклора |
3.2. Формы работы с родителями
Акция: «Подарим детям книги» | Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, прибауткам, сказкам |
Анкетирование | Что вы знаете о русском народном фольклоре |
Консультации, рекомендации, памятки | «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами фольклора» «Потешка в помощь маме» «Чем занять ребенка в выходные?» «Какие сказки читать детям?»
|
Родительское собрание | «Фольклор, как средство развития речи». |
Оформление папки-раскладки для родителей
Разработка буклетов для родителей | «Развивая движения - развиваем речь» «Мы – читающая семья»
«Рука развивает мозг» (пальчиковые игры по произведениям малого русского фольклора) «Потешки в период адаптации дошкольника в ДОУ» |
Изготовление пособий, дидактических игр по ознакомлению с малыми фольклорными жанрами | «Разрезные картинки», « Узнай героя», «Закончи сказку», «Подбери картинку», «Разложи по порядку», «Отгадайте название рнс по иллюстрации», и др.
|
Показ театров с использованием русских народных персонажей | «Курочка ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок» и др. |
Семейный проект | Выставка творческих работ семей воспитанников «Любимая сказка нашей семьи» Совместное создание книжек-самоделок на основе фольклорного произведения. |
Развлечение с родителями | «Как зайка сказку свою искал» |
3.3 Комплексно-тематическое планирование работы
по развитию речи детей с использованием малых форм фольклора
Младшая группа
Месяц | Тема занятия | Содержание | Литература |
Сентябрь | «В гости к хозяюшке» | Знакомство с потешками про кота. Проведение игр «Кот Васька» и «Огуречик, огуречик…». Разыгрывание сказки «Колобок» | Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.13 |
Октябрь | «Баю-баюшки баю, баю Машеньку мою» | Укачивание куклы Маши, пение колыбельных песен. | Куприна Л.С. Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.37 |
Ноябрь | «Ладушки в гостях у бабушки» | Использование прибауток, потешек. Проведение игры «Десять внучат». Загадывание загадок о кошке и петушке | Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.15 |
Декабрь | «Котик – коток» | Заучивание потешек «Пошёл Котик во лесок». Про ведение народных игр. | Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.11 |
Январь | «Весёлые музыканты» | Знакомство с шумовыми инструментами | Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с народным творчеством», с.40 |
Февраль | «Поиграем с куклой Машей» | Знакомство с песенками-потешками. Пение колыбельных. | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с народным творчеством», с 41 |
Март | «Домотканые половики»
| Повторение выученных ранее русских народных песен и потешек. Проведение русской народной игры «Жмурки» | Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с народным творчеством», с.127 |
Апрель | «Русская Матрёшка» | Знакомство с русской народной игрушкой – Матрёшкой. Использование песен, плясок. Проведение игр. | Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с народным творчеством», с.128 |
Май
| «Приходите в гости к нам…» | Посещение «избы». Проведение русских народных игр «Жмурки», «Курочка». Хоровод «Ходит Васька серенький»; пляска под русскую народную мелодию. | Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с народным творчеством», с.92 |
Средняя группа
Месяц | Тема занятия | Содержание | Литература |
Сентябрь | «У бабушки в деревне» | Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных | Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.18
|
Октябрь | «Теремок» | Разыгрывание Представления по мотивам русской народной сказки «Теремок». Слушание русской народной песни. Проведение русской народной игры «Заинька» | Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.44 |
Ноябрь | «Колыбельная песенка» | Знакомство детей с новыми колыбельными песнями. | Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.46 |
Декабрь | «Котик – коток» | Заучивание потешки «Пошёл Котик во лесок». Проведение народных игр. | Куприна Л.С. Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.11 |
Январь | «Козлик и дудочка» | Знакомство с музыкальным инструментом – дудочкой. Использование в занятии мотивов русских народных сказок, чтение потешек. Использование русских народных песен «Как у нас-то козёл», «Бабушкин козлик», «Петушок», «Гуси, вы гуси», «Курочка рябушечка» | Куприна Л.С. БударинаТ.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.49 |
Февраль | «Петушок и Баба Яга» | Использование на занятии русских народных сказок. Использование русских народных песен, закличек, частушек, танцев. Проговаривание скороговорок, рассказывание потешек, небылиц. Проведение русской народной игры «Бабка Ёжка»
| Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.52
|
март | «Весёлая ярмарка» | Знакомство с дымковской игрушкой. Использование на занятии русских народных костюмов. Чтение стихов о дымковских игрушках, придумывание о них загадок. Роспись гуашью силуэтов дымковских игрушек. | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.132
|
апрель
| «Едет Ваня в новой шапке, да на дымковской лошадке» | Продолжение работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Слушание русской народной песни «Пошла млада за водой». | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.134 |
май
| «Приходите в гости к нам……» | Посещение «избы». Проведение русских народных игр. Хоровод «Ходит Васька серенький»: пляска под русскую народную мелодию. | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.134 |
Старшая группа
Месяц | Тема занятия | Содержание | Литература |
сентябрь | «Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай!» | Знакомство с особенностями содержания колыбельных песен и приговорок | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.55 |
октябрь | «Песня-души народа» | Рассказ о любви русского народа к песне. Исполнение песен и стихов. Хоровод «Во поле берёзонька стояла». | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.57 |
ноябрь | «Такие разные песни» | Знакомство детей с разными видами песни. | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.59-63 |
декабрь | «Зимние Святки» | Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечаются в период зимних Святок | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.150 |
январь | «Ехал Грека через реку» | Использование на занятии скороговорок. | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.109 |
февраль
| «Игра с Матрёшкой» | Использование на занятии русского народного костюма. Проведение русских народных игр. | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.112 |
март | «Забавные птицы" | Лепка дымковской игрушки-петушка |
Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.136 |
апрель | «Едет Ваня в новой шапке, да на дымковской лошадке» | Продолжение работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Чтение потешек о дымковских игрушках. Слушание русской народной песни «Пошла млада за водой» | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.134 |
май | «Сия прялка изрядна-хозяюшка обрядна». | Рассказ воспитателя о прялке. Знакомство с Городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица» | Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.139 |
Обобщение опыта, планирование и прогнозирование дальнейшей работы. Разработка методических рекомендаций для воспитателей по теме проекта.
План работы:
Для выполнения поставленных задач я подобрала серию пословиц и поговорок, считалок, загадок, скороговорок, небылиц, народных игр, сказок. При подборе обращала внимание на то, чтобы они соответствовали уровню развития детей.
Для отработки звуковой стороны речи детей я организовала работу с пословицами и поговорками. Мы разбирали пословицы и поговорки, анализировали их. После этого обобщали: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чём здесь идёт речь. Я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребёнка. Кроме этого, я предлагала детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове.
Для выработки чёткой и правильной дикции я использовала в работе по развитию речи скороговорки. Мною было подобрано нужное количество скороговорок на длительный срок. Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, потом повторяли несколько раз в разных темпах. Затем скороговорка произносилась хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами.
Кроме этого, в своей работе я очень часто обращаюсь к такому жанру, как загадки. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для обоснования отгадки. Загадки можно использовать не только во время НОД, но и во время беседы, рассматривания картин, во время дидактических и подвижных игр ит. д.
Для приобщения детей к народной культуре и богатству русского языка я в своей работе использую различные творческие задания с русскими народными сказками.
Чтобы развить у ребёнка умение рассуждать логически и грамматически правильно, выражать свою мысль на занятиях по развитию речи я использую небылицы.
Помимо всего этого на занятиях мы отдыхаем и играем в народные игры. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию речи. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги развивают речь дошкольников. Запланировала работу с родителями. Это консультации по данной теме, папки-передвижки, буклеты. Ведь сейчас в семьях всё меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, помнят лишь несколько загадок и поговорок. Для педагогов подготовлены консультации, открытые НОД с презентацией по данной теме.
В своей работе я проводила календарно-обрядовые праздники: «Осенины», «Рождество», «Масленица», «Весна-красна», «Светлая Пасха»
Мною были составлены тематические планы работ с воспитанниками, с родителями и педагогами (открытые занятия, досуги, консультации, мастер-классы, семинар-практикум, родительское собрание)
- Предметно – развивающая среда
В группах создана соответствующая возрастным особенностям детей предметно-развивающая среда, которая способствует развитию познавательной и речевой активности, эмоциональному благополучию. Группы оснащены наглядными предметами (картинками, игрушками), настолько - печатными играми («Сложи картинку», «Какая сказка?», «Спрячь колобка»), книгами, наглядными материалами, которые помогают детям закрепить речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умение самостоятельно использовать эти знания.
В книжном уголке размещены книжки - раскладушки, книжки - малышки, предметные и сюжетные картинки. Здесь же размещены фигурки персонажей знакомых потешек, сказок, прибауток по мотивам фольклорных произведений. Создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, закличками. Всё это привлекает внимание детей, они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержание знакомых потешек. Имеются настольный, пальчиковый театры, театры на фланелеграфе: «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка». В интерьере наших групп есть игрушки из ткани, самодельные куклы, сшитые родителями. Имеется «Уголок ряженья» с элементами костюмов, предметов одежды (как для мальчиков, так и для девочек).
Многолетним трудом сотрудниками детского сада, родителями, в нашем детском саду создан этнографический музей «Русская изба», оснащенный: печью, старинной мебелью, посудой, орудиями труда. Имеется посуда, украшенная росписью: «Хохломская роспись», «Гжель», «Жёстово». Украшением избы являются матрёшки, дымковские игрушки.
В русской избе особая атмосфера, попадая в которую ребёнок может почувствовать себя героем русской народной сказки, поиграть с предметами народного быта, познакомиться с традиционными промыслами, костюмами.
3.6. Заключение
В результате приобщения к фольклору детей дошкольного возраста, на практике убедилась, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного, речевого, нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.
У детей повысился уровень развития связной речи средствами фольклора;
Пополнился и обогатился словарный запас детей.
Дети младшего дошкольного возраста проявляют интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки, скороговорки),
с помощью взрослых рассказывают, договаривают их.
Называют сказочные имена персонажей,
имитируют характерные действия персонажей.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста Знают основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.
Умеют рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;
Используют в игре предметы быта русского народа;
Проявляют желание участвовать в театрализованных и подвижных играх;
с интересом следят за действиями героев кукольного театра.
Литература
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003. -128с.
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 99.
- Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
- Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика – Синтез, 2009.-58с.
- Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя. - М.: Просвещение, 1983. - 192с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр М.: Лабиринт, 1999.- 352с.
- Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Изд-во «Искусство», 1996.
- Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. — Иркутск, 1930. — Кн. 1.
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.-128с.
- Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009
- Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008
- Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 416с.
- Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 1974 г.-387с.
- Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности /Под ред. А. А. Леонтьева. -- М.: Просвещение, 1974. - 148 с.
- Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
- Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.
- http://nsportal.ru/
- https://educontest.net
- http://www.maam.ru/
Приложение 1
Мониторинг (диагностика)
1. Диагностика уровня речевого развития детей.
2.Наблюдение:
-обогащение словарного запаса;
-использование фольклора в речи;
-приобщение к народным традициям.
Основные параметры мониторинга (диагностики) речевого развития детей :
1. Умеет отвечать на вопрос полным распространённым предложением (из 3 и более слов).
2. Умеет подбирать синонимы и антонимы в пословицах и поговорках, в речевой ситуации.
3. Пересказывает сказку.
4. Умеет замечать неточности в небылицах.
5. Умеет отгадывать загадки и доказывать отгадку.
6. Умеет объяснять значение слова по функциям предмета (например, объяснить значение пословицы)
7. Называет жанры фольклора (3 и более)
Критерии оценки вопросов :
Высокий уровень - ребёнок составляет предложение из 3 и более слов; правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации; замечает неточности в небылице; может пересказать основной сюжет сказки; правильно поясняет значение слов; умеет доказать отгадку. Кроме того, много знает пословиц, поговорок, считалок и т. д.
Средний уровень – ребёнок составляет предложение из 2 слов; подбирает синонимы и антонимы, но не в требуемой грамматической форме; в речевой ситуации называет по одному слову; даёт свои варианты, исправляя неточности в небылице; вместо значения слов даёт описание предмета, либо даёт не точное объяснение; отгадывает загадку, а объяснить не может; составляет пересказ, используя отдельные слова; называет по одному - два примера на каждый предложенный жанр.
Низкий уровень – ребёнок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово; не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы использует частице «не»; в речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу «не»; не замечает неточность в небылице; загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку; составляет рассказ пересказа без учёта задания; практически не знает пословиц, загадок, считалок, поговорок и т. д.
На начало года: На конец года:
Низкий уровень 80% Низкий уровень 0%
Средний уровень 20% Средний уровень 75%
Высокий уровень 0% Высокий уровень 25%
Выводы на сентябрь 2017 года: по результатам обследования можно сделать следующие выводы: 6 детей (26,5%) знают сказочных персонажей, имитируют их характерные действия. Многие рассматривают сюжетные картинки, но не все умеют кратко рассказать об увиденном, а только 3 ребенка. Большинство, а именно 85% детей не понимают идею произведения и значение пословицы. 75% детей испытывают трудности в речевом развитии, в связи с чем на основании затруднений внесены коррективы в педагогический процесс в данной образовательной области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста
Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крес...
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста
Развитие речи в младшей группе...
Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Сообщение для воспитателей: Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста
Для того чтобы речь детей была не только правильной, точной, живой, выразительной, но дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами, необходимо знакомить их с фольклорным...
Статья "Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста"
В современной образовательной ситуации, когда одним из основных регламентирующих документов является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), педаг...
Проект на тему: «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Использование детского фольклора в развитии речи и приобщение к истокам народной культуры детей соответствует принципам и направлениям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольн...