Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста» Воспитатель: Медведева Ольга Васильевна
проект

Ольга Васильевна Медведева
  1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.

Проблема развития  речи на сегодняшний день очень актуальна.

При обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, у большинства из них выявлены проблемы в развитии речи:

- неговорящие дети;

- несоответствие развития связной речи у детей по возрасту;

- бедный словарный запас;

- нарушения звуковой стороны речи;

- несформированность лексико-грамматического строя речи;

- нарушения слоговой структуры слова.

Речь ребенка скудна, бедна, маленький словарный запас. Занятость  родителей не даёт возможности уделять больше времени своему ребёнку, вследствие чего, ребенок проводит  все больше времени за компьютером, у телевизора,   редко слушает рассказы и сказки из уст мамы. В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, родители помнят лишь несколько распространенных потешек: «Сорока-белобока», «Ладушки», не используют развивающий потенциал народных произведений, в том числе и для развития речи.

     Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.

Фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал  в развитие речи детей дошкольного возраста.  Он является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.

Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию.

Например, используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивая свою речь.

Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют формированию образности речи.

С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников.

С помощью потешек, пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

                       1.2. Цель и задачи проекта

Целью моей работы: является повысить уровень развития связной речи дошкольников средствами фольклора;

Для себя я выделила основные актуальные задачи:

1. Ознакомление детей с малыми формами фольклора;

2. Формирование разговорной и связной речи у детей с использованием малых форм фольклора;

3. Расширение и обогащение словарного запаса у детей;

4. Воспитание звуковой культуры речи у детей;

5. Создание условий для развития речи детей;

6. Учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры;

7. Взаимодействие с родителями;

     8.Приобщить детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами фольклора.

      9. Определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения;

    10. Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы;

 

Задачи программы по возрасту:

Младший возраст:

  • Обогащать словарный запас детей;
  • Воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, красоту, честность, правдивость, трудолюбие, верность и т.д.
  • Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы)
  • Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играм.

 

Старший возраст:

 

1.Обучающие:

  • познакомить детей с историческим прошлым и традициями русского народа, с предметами русского быта и их назначением;
  • пробудить интерес к русской народной культуре;
  • познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
  • формировать навыки самостоятельной творческой деятельности.

 

2. Развивающие:

  • развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора;
  • развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству;
  • способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;
  • развивать нравственно-патриотические и духовные качества детей;
  • развивать двигательную активность, укрепление здоровья, ЗОЖ.

 

3. Воспитывающие:

  • сформировать умение находить прекрасное в народном творчестве;
  • воспитывать у детей патриотические чувства и духовность;

 

                            2.   Содержательный раздел

2.1.  Формы организации проекта

Проект  рассчитан на 5 лет обучения. Разработан для детей от 1,5 – 7 лет.  Обследование детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября, и с 25 по 30 мая. (приложение 1)

Использование фольклорных произведений хорошо интегрируются со всеми направлениями образовательного стандарта:

 -  на занятиях;

- в инсценировках;

 - в самостоятельной деятельности детей;

 - при формировании навыков самообслуживания;

 - при формировании культурно-гигиенических навыков.

- на утренниках, в досугах;

 

            2.2.  Методы, используемые в работе по программе.

 

  1. Словесные методы:

 

  • рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;
  • вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;
  • использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
  • интеллектуальные и дидактические игры.

 

  1.  Наглядные методы:

 

  • использование экспонатов, подлинных вещей;
  • просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте.

 

  1. Практические методы:

 

  • использование русских народных песен и танцев;
  • проведение русских народных игр;
  • использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
  • применение игрушек и изделий народных промыслов;
  • представление кукольного театра;
  • разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения.

2.3. Формы работы с детьми:

• Беседы;

• Занятия на основе метода интеграции;

• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

• Выставки предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;

• Дидактические игры;

• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

• Использование народных игр, в том числе хороводов.

Пути реализации:

1. Индивидуальные и групповые занятия, беседы.

2. Повседневная жизнь в группе.

3. Изучение разных форм фольклора.

4. Работа с родителями.

5. Работа с педагогами.

6. Театрализованная деятельность.

2.4. Планируемые  результаты освоения Программы:

 

 

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Проявляет интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки, скороговорки), с помощью взрослых рассказывает, договаривает их. Называет сказочные имена персонажей, имитирует характерные действия персонажей.

Проявляет желание участвовать в

театрализованных и подвижных играх, с

интересом следит за действиями героев кукольного театра.

 Знает основные литературные понятия по фольклору;

краткое содержание прочитанных

литературных произведений;

быт и традиции русского народа;

песни, частушки, потешки, загадки,

пословицы, поговорки, заклички.

Умеет рассказывать русские народные

сказки, потешки и обыгрывать их;

Использует в игре предметы быта русского

народа;

Создаѐт творческие работы по фольклорным произведениям

 

 

2.5. Содержание образования по образовательным областям

 

 

Образовательная область

Содержание психолого-педагогической работы

Социально-коммуникативное развитие

1. Формирование представления о народной культуре;

развитие навыков игровой деятельности; формирование

гендерной, семейной, гражданской принадлежности;

патриотических чувств причастности детей к наследию

прошлого.

2. Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.

3. Формирование основ безопасности собственной

жизнедеятельности в различных видах деятельности.

Познавательное развитие

1. Расширить представление о жанрах устного народного

творчества.

2. Воспитывать нравственно-патриотические чувства.

3. Формирование целостной картины мира. Приобщение

детей к народной культуре (народные праздники и традиции).

Содействие атмосферы национального быта. Понимать

историческую преемственность с современными аналогами(лучина -керосиновая лампа -электрическая лампа ит.д.).

Знакомить детей с зависимостью использования предметов от

образа жизни людей, от места их проживания

Речевое развитие

1. Широкое использование фольклора: песен, загадок,

пословиц, поговорок; развитие устной речи.

Способствовать развитию любознательности.

2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях,

праздниках, искусстве.

3. Развивать умение рассказывать русские народные

сказки.

Художественно-эстетическое развитие

1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью.

2.Приобщать детей ко всем видам национального искусства: сказки. музыка, пляски

3. Знать и различать народное искусство, промыслы.

Понимать познавательное значение фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов(эстетическое развитие

мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

4. Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту

мастеров.

 

Физическое развитие

1. Сохранение и укрепление физического и психического

здоровья детей.

2. Развитие физических качеств и нравственных чувств в

русских народных подвижных играх.

3. Развитие двигательной активности, самостоятельности

и творчества; интереса и любви к русским народным играм.

 

 

У родителей:

- повысился интерес и знания о фольклоре, о его значении в жизни ребенка;

- взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;

-поощрение использования фольклора в играх детей дома.

 

 

                               3. Организационный раздел

 

3.1. Этапы проекта:

1. Подготовительный

Определение целей, постановка задач проекта. Изучение методической литературы по проблеме. Диагностическое исследование проблемы.

2. Основной

Планирование и осуществление совместной и самостоятельной деятельности участников по реализации проекта.

3. Заключительный

Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы. Анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы.

3.2. Содержание работы

Этапы

 

Блоки

 

Формы реализации проекта

 

Предполагаемые результаты

Подготовительный

Работа с педагогами

-Изучение и анализ педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме

-разработка  перспективного плана по внедрению в практическую, повседневную деятельность детей элементов малых форм фольклора;  разработка конспектов НОД.

- оформление папок-передвижек;

- подбор иллюстративного материала для лучшего понимания детьми пословиц, поговорок, потешек и др. фольклорных произведений.

Оформление центра активности по развитию речи с помощью малых форм фольклора; изготовление картотеки подвижных, хороводных и пальчиковых игр; пополнение количества настольно- печатных игр.

Работа с родителями

Анкетирование, консультации по теме, беседы

 

 

 

 

 

 

Пополнение библиотеки сказок в группе; оформление папок-передвижек.

                                                                     Основной

Работа с детьми

Индивидуальная форма работы:

-пальчиковые игры;

-игры-имитации;

-артикуляционная гимнастика

Групповая форма работы:

- совместное создание аппликаций и рисунков по фольклорным произведениям;

-прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях;

-организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений

– слушание сказок и колыбельных перед сном;

-показ театров с использованием русских народных персонажей;

 

-Расширение словарного запаса,

-активизация познавательного и  умственного развития;

-развитие мелкой моторики;

- проявление

дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания друг к другу

Работа с педагогами

подбор методов развития речи детей средствами фольклора согласно возрастных особенностям ребенка.

-создание картотеки литературы по малым формам фольклора

Работа с родителями

Оформить альбом совместно с родителями «Пословицы и поговорки русского народа»;

Конкурс «Моя любимая сказка» на лучшую иллюстрацию к сказкам.

Интерес к развитию речи детей через использование малых фольклорных жанров (пословицы, поговорки, считалки, загадки, потешки)

 

 

Работа с детьми

Индивидуальная форма работы:

-организация индивидуальной работы с детьми для улучшения произношения звуков и развития грамматического строя языка детей.

Групповая форма работы:

-проведение праздников совместно с музыкальным руководителем, согласно календарным народным праздникам.

Называют сказочные имена персонажей, имитируют характерные действия персонажей.

Работа с педагогами

Презентация проекта «Развитие речи детей посредством малых форм фольклора»;

-обмен опытом;

- подведение итогов и перспектива на следующий год.

Повышение уровня знаний о малых формах фольклора

Работа с родителями

-участие в праздниках

- составление памятки об играх дома, способствующих успешному запоминанию потешек, поговорок

Проведение родительского собрания по итогам диагностики речевого развития и усвоения малых форм фольклора

 

                                           3.2. Формы работы с родителями

Акция:

«Подарим детям книги»

Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, прибауткам, сказкам

Анкетирование

Что вы знаете о русском народном фольклоре

Консультации, рекомендации, памятки

«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами фольклора»

«Потешка в помощь маме»

«Чем занять ребенка в выходные?»

«Какие сказки читать детям?»

 

Родительское собрание

«Фольклор, как средство развития речи».

Оформление папки-раскладки для родителей

 

Разработка буклетов для родителей

«Развивая движения - развиваем речь»

«Мы – читающая семья»

 

«Рука развивает мозг»

(пальчиковые игры по произведениям малого русского фольклора)

«Потешки в период адаптации дошкольника в ДОУ»

Изготовление пособий, дидактических игр по ознакомлению с малыми фольклорными жанрами

«Разрезные картинки», « Узнай героя»,

«Закончи сказку», «Подбери картинку», «Разложи по порядку», «Отгадайте название рнс по иллюстрации», и др.

 

Показ театров с использованием русских народных персонажей

«Курочка ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок» и др.

Семейный проект

Выставка творческих работ семей воспитанников «Любимая сказка нашей семьи»

Совместное создание книжек-самоделок на основе фольклорного произведения.

Развлечение с родителями

«Как зайка сказку свою искал»

3.3 Комплексно-тематическое планирование работы

по развитию речи детей с использованием малых форм фольклора

 Младшая группа

 

Месяц

Тема занятия

Содержание

Литература

Сентябрь

«В гости к хозяюшке»

Знакомство с потешками про кота. Проведение игр «Кот Васька» и «Огуречик, огуречик…». Разыгрывание сказки «Колобок»

Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.13

Октябрь

«Баю-баюшки баю, баю Машеньку мою»

Укачивание куклы Маши, пение колыбельных песен.

Куприна Л.С. Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.37

Ноябрь

«Ладушки в гостях у бабушки»

Использование прибауток, потешек. Проведение игры «Десять внучат». Загадывание загадок о кошке и петушке

Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.15

Декабрь

«Котик – коток»

Заучивание потешек «Пошёл Котик во лесок». Про ведение народных игр.

Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.11

Январь

«Весёлые музыканты»

Знакомство с шумовыми инструментами

Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с народным творчеством», с.40

Февраль

«Поиграем с куклой Машей»

Знакомство с песенками-потешками. Пение колыбельных.

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с народным творчеством», с 41

Март

«Домотканые половики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение выученных ранее русских народных песен и потешек. Проведение русской народной игры «Жмурки»

Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с народным творчеством», с.127

Апрель

«Русская Матрёшка»

Знакомство с русской народной игрушкой – Матрёшкой. Использование песен, плясок. Проведение игр.

Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с народным творчеством», с.128

Май

 

 

«Приходите в гости к нам…»

Посещение «избы». Проведение русских народных игр «Жмурки», «Курочка». Хоровод «Ходит Васька серенький»; пляска под русскую народную мелодию.

Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с народным творчеством», с.92

 

 Средняя группа

 

Месяц

Тема занятия

Содержание

Литература

Сентябрь

«У бабушки в деревне»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных

Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.18

 

Октябрь

«Теремок»

Разыгрывание Представления по мотивам русской народной сказки «Теремок». Слушание русской народной песни. Проведение русской народной игры «Заинька»

Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.44

Ноябрь

«Колыбельная песенка»

Знакомство детей с новыми колыбельными песнями.

Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.46

Декабрь

«Котик – коток»

Заучивание потешки «Пошёл Котик во лесок». Проведение народных игр.

Куприна Л.С.

Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.11

Январь

«Козлик и дудочка»

Знакомство с музыкальным инструментом – дудочкой. Использование в занятии мотивов русских народных сказок, чтение потешек. Использование русских народных песен «Как у нас-то козёл», «Бабушкин козлик», «Петушок», «Гуси, вы гуси», «Курочка рябушечка»

Куприна Л.С. БударинаТ.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.49

Февраль

«Петушок и Баба Яга»

Использование на занятии русских народных сказок. Использование русских народных песен, закличек, частушек, танцев.

Проговаривание скороговорок, рассказывание потешек, небылиц.

Проведение русской народной игры «Бабка Ёжка»

 

 

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.52

 

март

«Весёлая ярмарка»

Знакомство с дымковской игрушкой. Использование на занятии русских народных костюмов. Чтение стихов о дымковских игрушках, придумывание о них загадок. Роспись гуашью силуэтов дымковских игрушек.

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.132

 

апрель

 

 

«Едет Ваня в новой шапке, да на дымковской лошадке»

Продолжение работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Слушание русской народной песни «Пошла млада за водой».

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.134

май

 

 

 

 

 

«Приходите в гости к нам……»

Посещение «избы». Проведение русских народных игр. Хоровод «Ходит Васька серенький»: пляска под русскую народную мелодию.

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.134

 

Старшая группа

 

Месяц

Тема занятия

Содержание

Литература

сентябрь

«Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай!»

Знакомство с особенностями содержания колыбельных песен и приговорок

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.55

октябрь

«Песня-души народа»

Рассказ о любви русского народа к песне. Исполнение песен и стихов. Хоровод «Во поле берёзонька стояла».

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.57

ноябрь

«Такие разные песни»

Знакомство детей с разными видами песни.

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.59-63

декабрь

«Зимние Святки»

Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечаются в период зимних Святок

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.150

январь

«Ехал Грека через реку»

Использование на занятии скороговорок.

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.109

февраль

 

«Игра с Матрёшкой»

Использование на занятии русского народного костюма. Проведение русских народных игр.

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.112

март

«Забавные птицы"

Лепка дымковской игрушки-петушка

 

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.136

апрель

«Едет Ваня в новой шапке, да на дымковской лошадке»

Продолжение работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Чтение потешек о дымковских игрушках. Слушание русской народной песни «Пошла млада за водой»

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.134

май

«Сия прялка изрядна-хозяюшка обрядна».

Рассказ воспитателя о прялке. Знакомство с Городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица»

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.139

 

 

Обобщение опыта, планирование и прогнозирование дальнейшей работы. Разработка методических рекомендаций для воспитателей по теме проекта.

План работы:

Для выполнения поставленных задач я подобрала серию пословиц и поговорок, считалок, загадок, скороговорок, небылиц, народных игр, сказок. При подборе обращала внимание на то, чтобы они соответствовали уровню развития детей.

Для отработки звуковой стороны речи детей я организовала работу с пословицами и поговорками. Мы разбирали пословицы и поговорки, анализировали их. После этого обобщали: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чём здесь идёт речь. Я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребёнка. Кроме этого, я предлагала детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове.

Для выработки чёткой и правильной дикции я использовала в работе по развитию речи скороговорки. Мною было подобрано нужное количество скороговорок на длительный срок. Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, потом повторяли несколько раз в разных темпах. Затем скороговорка произносилась хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами.

Кроме этого, в своей работе я очень часто обращаюсь к такому жанру, как загадки. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для обоснования отгадки. Загадки можно использовать не только во время НОД, но и во время беседы, рассматривания картин, во время дидактических и подвижных игр ит. д.

Для приобщения детей к народной культуре и богатству русского языка я в своей работе использую различные творческие задания с русскими народными сказками.

Чтобы развить у ребёнка умение рассуждать логически и грамматически правильно, выражать свою мысль на занятиях по развитию речи я использую небылицы.

Помимо всего этого на занятиях мы отдыхаем и играем в народные игры. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию речи. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги развивают речь дошкольников. Запланировала работу с родителями. Это консультации по данной теме, папки-передвижки, буклеты. Ведь сейчас в семьях всё меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, помнят лишь несколько загадок и поговорок. Для педагогов подготовлены консультации, открытые НОД с презентацией по данной теме.

В своей работе я проводила календарно-обрядовые праздники: «Осенины»«Рождество»«Масленица», «Весна-красна», «Светлая Пасха»

Мною были составлены тематические планы работ с воспитанниками, с родителями и педагогами (открытые занятия, досуги, консультации, мастер-классы, семинар-практикум, родительское собрание)

  1. Предметно – развивающая среда

         В группах создана соответствующая возрастным особенностям детей  предметно-развивающая среда, которая  способствует развитию познавательной и речевой   активности, эмоциональному   благополучию. Группы оснащены наглядными предметами (картинками, игрушками), настолько - печатными играми («Сложи картинку», «Какая сказка?», «Спрячь колобка»), книгами, наглядными материалами, которые помогают детям закрепить     речевые   навыки   и   знания   произведений   народного   жанра, формировать   умение  самостоятельно   использовать   эти   знания.  

 В   книжном   уголке размещены  книжки - раскладушки, книжки - малышки, предметные и сюжетные картинки. Здесь же размещены  фигурки  персонажей  знакомых потешек,  сказок,  прибауток  по  мотивам фольклорных произведений. Создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, закличками.  Всё это привлекает внимание детей, они с радостью рассматривают иллюстрации,   пересказывают содержание знакомых потешек. Имеются настольный, пальчиковый театры, театры на фланелеграфе: «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка». В интерьере наших групп есть  игрушки из ткани, самодельные куклы, сшитые родителями. Имеется «Уголок ряженья» с элементами костюмов, предметов одежды (как для мальчиков, так и для девочек).

Многолетним трудом сотрудниками детского сада, родителями, в нашем детском саду создан этнографический  музей «Русская изба», оснащенный: печью, старинной мебелью, посудой, орудиями труда. Имеется посуда, украшенная росписью: «Хохломская роспись», «Гжель», «Жёстово». Украшением избы являются матрёшки, дымковские игрушки.

В русской избе особая атмосфера, попадая в которую ребёнок может почувствовать себя героем  русской народной сказки, поиграть с предметами народного быта, познакомиться с традиционными промыслами, костюмами.

 

 

 

 

3.6.  Заключение

 

В результате приобщения к фольклору детей дошкольного возраста, на практике убедилась, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного, речевого, нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

 

У детей повысился уровень развития связной речи средствами фольклора;

Пополнился и обогатился словарный запас детей.

Дети младшего дошкольного возраста проявляют интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки, скороговорки),

 с помощью взрослых рассказывают, договаривают их.

Называют сказочные имена персонажей,

 имитируют характерные действия персонажей.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста Знают основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений;  быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.

 Умеют рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;

Используют в игре предметы быта русского народа;

Проявляют желание участвовать в  театрализованных и подвижных играх;

 с интересом следят за действиями героев кукольного театра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003. -128с.
  2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 99.
  3. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
  4. Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика – Синтез, 2009.-58с.
  5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя. - М.: Просвещение, 1983. - 192с.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр М.: Лабиринт, 1999.- 352с.
  7. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Изд-во «Искусство», 1996.
  8. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. — Иркутск, 1930. — Кн. 1.
  9. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.-128с.
  10. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009
  11. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
  12. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008
  13. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
  14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 416с.
  15. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 1974 г.-387с.
  16. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности /Под ред. А. А. Леонтьева. -- М.: Просвещение, 1974. - 148 с.
  17. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
  18. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.
  19. http://nsportal.ru/
  20. https://educontest.net
  21. http://www.maam.ru/

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Мониторинг (диагностика)

 

1. Диагностика уровня речевого развития детей.

2.Наблюдение:

-обогащение словарного запаса;

-использование фольклора в речи;

-приобщение к народным традициям.

Основные параметры мониторинга (диагностики) речевого развития детей :

1. Умеет отвечать на вопрос полным распространённым предложением (из 3 и более слов).

2. Умеет подбирать синонимы и антонимы в пословицах и поговорках, в речевой ситуации.

3. Пересказывает сказку.

4. Умеет замечать неточности в небылицах.

5. Умеет отгадывать загадки и доказывать отгадку.

6. Умеет объяснять значение слова по функциям предмета (например, объяснить значение пословицы)

7. Называет жанры фольклора (3 и более)

Критерии оценки вопросов :

Высокий уровень - ребёнок составляет предложение из 3 и более слов; правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации; замечает неточности в небылице; может пересказать основной сюжет сказки; правильно поясняет значение слов; умеет доказать отгадку. Кроме того, много знает пословиц, поговорок, считалок и т. д.

Средний уровень – ребёнок составляет предложение из 2 слов; подбирает синонимы и антонимы, но не в требуемой грамматической форме; в речевой ситуации называет по одному слову; даёт свои варианты, исправляя неточности в небылице; вместо значения слов даёт описание предмета, либо даёт не точное объяснение; отгадывает загадку, а объяснить не может; составляет пересказ, используя отдельные слова; называет по одному - два примера на каждый предложенный жанр.

Низкий уровень – ребёнок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово; не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы использует частице «не»; в речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу «не»; не замечает неточность в небылице; загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку; составляет рассказ пересказа без учёта задания; практически не знает пословиц, загадок, считалок, поговорок и т. д.

 

 

 

 

На начало года:                                           На конец года:

Низкий уровень   80%                                  Низкий уровень 0%

Средний уровень     20%                              Средний уровень 75%

Высокий уровень       0%                             Высокий уровень 25%

 

Выводы на сентябрь 2017 года: по результатам обследования можно сделать следующие выводы: 6 детей (26,5%) знают сказочных персонажей, имитируют их характерные действия. Многие рассматривают сюжетные картинки, но не все умеют кратко рассказать об увиденном, а только 3 ребенка.  Большинство, а именно 85% детей не понимают идею произведения  и значение пословицы. 75% детей испытывают трудности в речевом развитии, в связи с чем на основании затруднений внесены коррективы в педагогический процесс в данной образовательной области.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крес...

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Сообщение для воспитателей: Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Для того чтобы речь детей была не только правильной, точной, живой, выразительной, но дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами, необходимо знакомить их с фольклорным...

Статья "Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста"

В современной образовательной ситуации, когда одним из основных регламентирующих документов является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), педаг...

Проект на тему: «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Использование детского фольклора в развитии речи и приобщение к истокам народной культуры детей соответствует принципам и направлениям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольн...