Консультация для педагогов на тему «Организация сюжетно – ролевых игр в ДОУ»
консультация (средняя группа)
Все педагоги, работающие с детьми, понимают, что сюжетно – ролевая игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности дошкольников. В ней дети берут на себя трудовые и общественные функции взрослых людей, и воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Сюжетная игра влияет на всестороннее развитие ребенка, помогает овладеть моральными ценностями и усвоить социальный опыт. В игре ребенок учится уступать, сопереживать, сочувствовать, формируется ответственное отношение к выполняемой работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
на тему:
«Организация сюжетно – ролевых игр в ДОУ»
Все педагоги, работающие с детьми, понимают, что сюжетно – ролевая игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности дошкольников. В ней дети берут на себя трудовые и общественные функции взрослых людей, и воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Сюжетная игра влияет на всестороннее развитие ребенка, помогает овладеть моральными ценностями и усвоить социальный опыт. В игре ребенок учится уступать, сопереживать, сочувствовать, формируется ответственное отношение к выполняемой работе.
Существует несколько видов сюжетно-ролевых игр:
-Игры на бытовые сюжеты (дом, семья, праздники, дни рождения). Здесь большое место занимают игры с куклами.
-Игры на производственные и общественные темы (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, строительство, армия)
-Игры на героико-патриотические темы (космос)
-Игры на темы литературных произведений.
-«Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить и выполнять разнообразные действия кукол.
Сюжеты игр очень разнообразны. Они зависят от многого, например, где живут дети, быта семьи и др.
Игра, как любой вид деятельности, имеет свои структурные компоненты.
Игровой замысел - это во что и как будут играть дети. Он отражается в игровых действиях, оформляется в игровом содержании.
Сюжет игры воспроизводится детьми и представляет собой отражение определенных действий, событий, взаимоотношений окружающих.
Содержание игры воплощается с помощью роли, которую берет на себя ребенок и которая является главным компонентом сюжетно-ролевой игры. Она содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни. Организация сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка должна проходить систематически. Воспитателю важно правильно её организовать, не нарушая детского творчества.
Руководство игрой направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях дошкольного детства.
В средней группе детского сада основное содержание игры по-прежнему остается действия с предметами, которые дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью. Дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления.
Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время. Количество вовлеченных в игру детей увеличивается до 4-5.
Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми зависит от возраста детей. В среднем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей. Ребенок хочет не просто играть, а исполнять ту или иную роль, где он ведет себя в соответствии с правилами. Например, представив себя шофером, ребенок по сигналу светофора отправляется в путь. Воспитатель в качестве партнёра по игре показывает, как правильно распределить роли, выбрать предметы для игры, договориться. В игре должна установиться атмосфера дружбы и понимания.
В сюжетной игре воспитатель должен помочь овладеть детям игровыми умениями. Для этого он должен соблюдать принципы организации сюжетной игры в детском саду.
Одним из принципов является совместная игра воспитателя с детьми занимающего позицию «играющего партнера», где ребенок почувствует себя на равных со взрослым. Следующий принцип – это усложнение игры , где дети усваивают новый, более сложный способ ее построения. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия.
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует от педагога большого мастерства. Он должен направлять игру, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности. Приемы руководства сюжетно- ролевыми играми делятся на прямые и косвенные.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний
детей об окружающей жизни, обновления игрового материалов и т.д.
Воспитатель не вмешивается в игру, что сохраняет самостоятельность детей.
К косвенным примам относятся наблюдения, целевые прогулки, беседы,
чтение художественной литературы, просмотр кино, занятия, создание
игровой обстановки до начала игры. Игрушки должны находиться в
свободном пользовании детей, время от времени меняться.
Если мы говорим о прямых приемах, то это непосредственное включение педагога в игру, а именно ролевое участие в игре, показ образца игрового действия, беседа о содержании предстоящей игры, помощь в распределении ролей, подборе игрушек, атрибутов, предложение готовой темы игры.
Перед проведением игры педагогу нужно выяснить, что дети знают о предстоящей игре, определить цель игры, учить выполнять игровые действия, развивать диалогическую речь.
В заключение игры можно похвалить детей, сказать о том, что игра получилась интересная и очень занимательная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему «Руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах»
совместная деятельность педагога с детьми...
«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»
«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...
Программно – методический материал на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ"
ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ...
Консультация для педагогов "Педагогические технологии организации сюжетно-ролевых игр"
Не забывайте о том, что проводить сюжетно-ролевые игры надо систематически, а не от случая к случаю, тогда успех в их проведении будет гарантирован....
Консультации для воспитателей на тему "Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду".
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, о...
Консультация для педагогов на тему: «Значение сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников»
Консультация...
Мастер-класс для педагогов на тему "Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду", 2021г.
Организация сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста...