РАЗВИТИЕ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья

Григорьева Светлана Геннадьевна

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razzvitie_rechi.docx14.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у младших дошкольников.

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.

Современное психологическое развитие ребенка невозможно без правильного развития речи, поэтому развитие речи является важным направлением нашей педагогической деятельности. Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, именно поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Центральная задача такого обучения – формирование языковых обобщений и элементарного сознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и способствует творческому отношению к речи.

Развитие речи в дошкольном возрасте (овладение родным языком) представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей младшего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.
        Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.

Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок,- уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребёнка в различных видах его деятельности. Жизненная обстановка для развития ребёнка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Строгое выполнение дня способствует хорошему физическому развитию и здоровью. Со здоровым ребёнком легче установить общение, он активен и восприимчив, у него чаще и в большем объёме проявляются речевые реакции. Правильное чередование сна, питания, бодрствования позволяет планомерно проводить педагогическую работу, в первую очередь по развитию речи. В первые три года речь формируется в процессе жизнедеятельности детей: В режимные моменты, в самостоятельной игре, на специально организованных занятиях. Эти формы жизнедеятельности отличаются друг от друга по типу взаимоотношений взрослого и малыша. Обучающая роль взрослого наиболее чётко выражается в режимных моментах и на занятиях. Важное значение для своевременного развития речи ребёнка имеет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого не возможно установить с ребёнком тесный контакт и развивать его речь. Воспитательные воздействия должны проводиться постоянно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всесторонним развитии у них будет своевременно формироваться речь. В процессе воспитания и обучения необходимо развивать разнообразные формы активности ребёнка в различных видах его деятельности. Активность должна проявляться и в моменты восприятия речи. Для детей младшей группы общение является основной формой воспитательного воздействия. Общение – это такие взаимоотношения взрослого с ребёнком, которые включают обращение взрослого к ребёнку и ответ ребёнка на это обращение. В результате малыш не только пассивно воспринимает воздействие взрослого, но и сам становится активно действующим лицом. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребёнка: эмоциональное общение; общение на основе понимания им интонаций голоса, мимики, жестов. Движений, действий, а затем и речи взрослого, собственно речевое общение. В работе с маленькими детьми особые требования предъявляют к речи взрослого. Речь воспитателя является образцом для подражания, поэтому она и должна быть образцовой во всех отношения: грамматически правильной, интонационно выразительной, не громкой, небыстрой, чёткой и не многословной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у младших дошкольников

Развитие речи — процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений...

Развитие речи у младших дошкольников

Развитие речи — процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений...

Развитие речи у младших дошкольников посредством малых форм фольклора

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве...

учебно-методическое пособие для развития речи у младших дошкольников "Домашние животные"

Данное пособие представляет собой двустворчатую открытку, выполненную на основе плотного картона, в закрытом виде формат 40*25. Можно удобно расположить на столе в открытом виде и проводить занятие...

Презентация плана по самообразованию воспитателя высшей категории, почетного работника общего образования Российской Федерации Шрамковой Г.Д. Тема: "Значение мелкой моторики в развитии речи у младших дошкольников"

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

Сценарий семинара-практикума для родителей младшей группы «Развитие речи у младших дошкольников»

Сценарий семинара-практикума для родителей младшей группы «Развитие речи у младших дошкольников»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ учителя-логопеда для воспитателей младших групп на тему: «Причины речевых нарушений и задержки развития речи у младших дошкольников».

КОНСУЛЬТАЦИЯ  учителя-логопеда для воспитателей младших групп   на тему: «Причины речевых нарушений и задержки развития речи у младших дошкольников»....