Консультация для педагогов «Выстраивание доверительных взаимоотношений с детьми и родителями»
консультация (младшая группа)

Кострюкова Ирина Викторовна

Выстраивание доверительных взаимоотношений

с детьми и родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otnosh_s_roditelyami.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольных организаций. Существующий в работе детских садов подход к взаимодействию с семьями воспитанников, который выражается в дистанциировании родителей от детского сада и принятии дошкольной образовательной организации на себя проблем образования детей, не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания. Отказ от использования в педагогическом процессе детского сада уникального опыта семейного воспитания, отторжение семьи и, как следствие, пассивность родителей приводит к обеднению содержания образования.

Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами образовательной организации и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком единого образовательного пространства и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей. Современные программы образования дошкольников строятся на основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования, достижений психологии и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.

Следующим признаком и условием создания единого пространства развития должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в детском саду. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становится выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса.

Рассматривая родителей не только как социальных заказчиков образовательных услуг, но и как полноправных партнеров педагогического процесса, педагоги должны уметь грамотно выстраивать взаимодействие с ними, научиться принимать образовательный потенциал родителей и гармонично включать их в единое образовательное пространство.

Выстраиванию эффективной совместной деятельности может способствовать грамотно пройденные этапы общения.

Первый этап – установление с родителями доверительных отношений, которые могут стать следствием исключительной ориентации воспитателей на положительный образ ребенка. Следует «забыть» в общении с родителями отрицательные стороны поведения их детей; сломать традиционную установку педагогов на «судейскую» критическую позицию и оценку. Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредоточиваясь  на негативных проявлениях. Этот эффект «забвения» может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в детском саду. Данный этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».

Второй этап – в ходе совместного педагогического поиска воспитатели открывают перед родителями неизвестные им стороны знания о собственном ребенке. Чаще всего речь идет об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками в игровой, трудовой и учебной деятельностях, о характере межличностного общения, о социометрическом статусе личности дошкольника в группе. Родители должны прийти к осознанному пониманию ограниченности, недостаточности их представлений, сущности педагогического процесса в детском саду и необходимости совместного решения педагогических проблем.

Третий этап – ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо отметить, что данный этап неслучайно является третьим, только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с воспитателем сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных. Необходимо подчеркнуть, что позиция воспитателя в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская (общение на равных).

Четвертый этап – совместное исследование и формирование личности ребенка. (Хотя ФГОС  ДО запрещает проведение диагностики ребенка без согласия родителей). Содержание такой работы может быть следующим: изучение направленности и типа протекания  реакций ребенка на условия воспитания, изучение способностей ребенка, уровня его развития и т.д. Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно-опосредованного общения воспитателя и родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» малышу.

Формы работы с родителями (традиционные и нетрадиционные)

Важной формой работы специалистов с родителями является педагогический совет с их участием.

Цель - привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье с учетом их индивидуальных потребностей. Теоретическая часть готовится специалистами по проблеме или педагогами. Чтобы выявить мнение родителей по обсуждаемой проблеме, заблаговременно проводится анкетирование, и подводятся его итоги. Интервьюирование родителей помогают педагогам и специалистам установить контакт с семьями воспитанников, и наладить обратную связь с семьей. Телефон доверия позволяет родителям задать любые интересующие их вопросы, как в устной, так и в письменной форме.

Конференции с участием родителей.

Их организуют ДОУ на базе клубов, библиотек. Темы конференций многообразны и могут быть посвящены физическому, умственному, эстетическому, нравственному воспитанию детей, а так же тем вопросам, которые особо интересуют родителей, в занимательной форме педагоги, профильные специалисты, родители моделируют жизненные ситуации, проигрывают их. Это дает возможность установить доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Занятия в педагогических кружках имеют цель вооружить родителей разнообразными умениями и навыками. Очень интересно проходят такие занятия. Выступление специалистов иллюстрируются практическим показом методов и приемов работы. Руководителями могут быть и педагоги, и специалисты и родители.

Семейный клуб. Педагоги, специалисты и родители свободно обсуждают насущные  проблемы, вопросы воспитания и развития детей.  «Школы молодых родителей», «Папа и мама», «Молодой папа». Новыми формами работы специалистов с родителями являются мастер-классы и круглые столы.

Цель мастер-класса - передача оригинального педагогического опыта, авторских технологий и находок. Обсуждают с коллегами и родителями полученные результаты, рассказывают при помощи каких методов и приемов они были достигнуты. Учат изготавливать развивающие игры и поделки.

Цель круглого стола - в нетрадиционной обстановке с обязательным участием, специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

Деловая игра - предполагает решение педагогических задач и ситуаций, требуют определенной роли и выбора способов взаимодействия. Это творческая, свободная деятельность, увлекающая родителей.

Школа для будущих пап и мам. На занятиях в школе родители приобретают необходимый багаж знаний, а заодно знакомятся с особенностями образовательного учреждения.

Тренинги и игровые практикумы, в том числе тренинг детско-родительских отношений. Он проводится с целью расширения внутрисемейных отношений. В особых условиях через телесно-ориентированные упражнения, игры, сказки, беседы, творчество, моделирование специальных ситуаций ребенок и родитель получают опыт совместного переживания, осознают свои истинные потребности, приобретают навыки эффективного общения.

Недели открытых дверей.

Родители вместе с детьми посещают занятия, игры, прогулки и другие мероприятия, знакомятся со   школой, образовательной программой, лучше узнают своих детей, их возможности.

Недели знаний.

С участием родителей, педагогов и детей. Принимают и делятся своими знаниями и специалисты и родители детей.

Дерево жизни.

Беседы, знакомство со членами семей детей по фотографиям, фотовыставки семейных фотографий.

Гость на пороге.

Встречи детей с родителями разных профессий, совместные игры.

Кружок «Истоки радости».

Совместные игры детей и родителей.

Традиционные и семейные праздники.

Совместные детско-родителъские занятия интегрированного характера.

Родители принимают участие с детьми. С начало даются теоретические знания по теме, потом и занятие.

Выставки.

Это не только украшение интерьера, но и эффективный контакт с семьей.

Информационные стенды.

Представлены  информационные, рекомендательные материалы о  семье, роли родителей в воспитании детей, возрастных особенностях дошкольников.Стенд «Хочу все знать».

Ответ и вопрос. Родители, специалисты и дети могут задать интересующий вопрос и помочь с решением ответа.«Почтовый ящик».

Небольшие записки родителям через детей,  где описывается какое либо достижение ребенка и родители будут фиксировать успехи дома.

Это позволяет объединить образовательное учреждение и семью, создать единую среду для развития ребенка. Родители имеют возможность ближе познакомиться друг с другом, обменяться опытом воспитания, лучше узнать своих детей, научиться взаимодействию, сопереживанию, сотворчеству.

Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др. При выборе форм осмысливаются и вводятся в ткань воспитательного процесса имманентные  человеческой жизни модусы - общение, понимание, диалог, сострадание, сопереживание, встреча, любовь и т.п., т.е. все то, что сохраняет саму жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Взаимодействие с аутичными детьми"

Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Аuto — по-гречески сам. Ранний детский аутизм (РДА) в 1943 году был выделен как отдельный клинический синд...

Консультация для педагогов: «Исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов: «Исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Организация работы с детьми и родителями по профилактике детского травматизма в осенне-зимний период»

В данной консультации рассматриваются вопросы:1) Причины детского травматизма в осенне-зимний период;2) Организация мероприятий с воспитанниками по профилактике детского травматизма в осенне-зтимний п...

Консультация для педагогов ДОУ «Интерактивные формы работы с родителями и детьми в ДОУ»

Консультация для педагогов доу «Интерактивные формы работы с родителями и детьми в ДОУ»...

Консультация для педагогов. "Урегулирование конфликта в ДОУ между родителями и педагогом " «Беспокойные родители»

Медиация - это переговоры с целью урегулирования конфликтных, спорных, сложных ситуаций в интересах каждого с участием нейтрального третьего лица (медиатора). А медиатор - нейтральная, беспристрастная...

Консультация для педагогов «ВЫСТРАИВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА»

План темы: 1. Определение задачи 2. Исследование текущей ситуации 3. Выработка и анализ возможностей для преодоления препятствий 4. Выявление внутренних и внешних препятствий на пути к результату ...