Игровая деятельность в дошкольном возрасте
материал по психологии
Игровая деятельность – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта; особый вид человеческой деятельности (активности), в процессе которой создаются и развертываются условные формы взаимосвязи объекта и субъекта (Д.Б. Эльконин). Игровая деятельность является ведущим видом деятельности на этапе дошкольного детства, которая позволяет сформировать такое важное психологическое новообразование как произвольность поведения (способность к самоуправлению своего поведения).
Игровая деятельность выступает наиболее эффективным способом взаимодействия педагога и дошкольника. Именно поэтому необходимо иметь достаточно чёткие представления о том, какие компоненты включает игра; какими этапами представлена динамика развития игровой деятельности; какие бывают виды игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность в дошкольном возрасте
Игровая деятельность – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта; особый вид человеческой деятельности (активности), в процессе которой создаются и развертываются условные формы взаимосвязи объекта и субъекта (Д.Б. Эльконин). Игровая деятельность является ведущим видом деятельности на этапе дошкольного детства, которая позволяет сформировать такое важное психологическое новообразование как произвольность поведения (способности к самоуправлению своего поведения).
Отметим, какие структурные компоненты включает игра (могут варьироваться в зависимости от вида игры – см. далее).
Игра | Сюжет (тема) |
Содержание | |
Игровая (воображаемая, мнимая) ситуация | |
Замысел | |
Роль | |
Ролевое (игровое) действие | |
Ролевое (игровое) взаимодействие | |
Правила | |
Игровые атрибуты и предметы-заместители |
В отечественной психолого-педагогической литературе представлены различные подходы к описанию динамики развития игровой деятельности на этапе дошкольного детства. Рассмотрим концепцию Д.Б. Эльконина – этапы становления игры по критерию «Изменение роли в игре»:
До 3 лет | «Подступ к роли» Предметная игра: основное содержание – действие с предметами. |
3 – 7 лет | «Расцвет роли» Ролевая игра: основное содержание – отражение взаимоотношений между людьми. |
6 – 7 лет | «Вырождение роли до чистого правила» Игры с правилами: основное содержание – подчинение правилам общественного поведения и отношений между людьми. |
Другой вариант концепции развития игры авторства С.Л. Новоселовой – этапы развития игры по критерию «Изменение типа игрового действия»:
До 5-6 мес. | Ознакомительная игра Основное содержание: действия-манипуляции – обследование игрушек совместно со взрослым. |
1 – 2 года | Отобразительная игра Основное содержание: действия на выявление специфики свойств предмета, его целевого назначения (переносит в игру). |
2 – 3 года | Сюжетно-отобразительная игра Основное содержание: действия имитируют в условной форме использование предмета по назначению. |
3 – 7 лет | Собственно ролевая игра: 3-4 года – начальная, с 5 лет – развитая Основное содержание: моделирование знакомых трудовых и общественных отношений между людьми. |
Также в практике используется концепция развития игры Е.Е. Кравцовой – периодизация по критерию Л.С. Выготского «Наличие мнимой (воображаемой) ситуации»:
Режиссёрская игра |
|
Образная игра |
|
Сюжетно-ролевая игра |
|
Игра с правилами |
|
Режиссёрская игра |
|
Стоит отметить, что дошкольники овладевают различными видами игр – рассмотрим некоторые из классических классификаций (см. таблицу «Классификации игр»).
В литературе отмечается, что вершиной развития игровой деятельности на дошкольном этапе является овладение сюжетно-ролевой игрой, которая представляется сочетанием игровой деятельности с общением, позволяющим имитировать определённые социальные ситуации и характерные для них формы ролевого поведения. В педагогической литературе указывается, что
сюжетно-ролевой игрой дошкольники овладевают к 5-6 годам. Однако ряд исследований педагогов-практиков указывает на то, что в настоящее время у детей дошкольного возраста наблюдается задержка в темпе овладения сюжетно-ролевой игрой по ряду причин, среди которых наиболее часто выделяют процесс информатизации.
Таблица «Классификации игр»
Критерий классификации | Группы игр | Виды игр | Комментарий |
Традиционная классификация: по центральному элементу структуры | Творческие | Сюжетно-ролевые | Структура:
|
Строительные | |||
Игры-драматизации, театрализованные, режиссёрские | |||
Игры с правилами | Дидактические | Структура:
| |
Подвижные | |||
Классификация С.Л. Новоселовой: по инициативности адресата | 1 класс: по инициативе детей | Игры-экспериментирования |
|
Сюжетные самодеятельные |
| ||
2 класс: по инициативе взрослых | Обучающие |
| |
Досуговые |
| ||
3 класс: по инициативе детей или взрослых | Обрядовые |
| |
Треннинговые |
| ||
Досуговые |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ДОУ, КАК ФАКТОР ОБОГАЩЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Статья. обощение опыта работы...
Особенности развития словаря в игровой деятельности детей дошкольного возраста.
В данной статье рассказывается, как с помощью игровой деятельности развивается и обогащается словарный запас ребенка....
Особенности развития словаря в игровой деятельности детей дошкольного возраста.
В данной статье рассказывается о том, как в процессе игровой деятельности происходит развитие и обогащение словаря детей....
Особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте.
Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определе...
Игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Презентация...
«Музыкально-игровая деятельность детей дошкольного возраста, как средство развития инициативности в ходе самостоятельной деятельности»
Мастер-класс для начинающих педагогов. В материале предоставлены Музыкальные игры для дошкольников в ходе самостоятельной деятельности...
Консультация для воспитателей «Техника безопасности во время игровой деятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности»
Игра – занимательная и интересная для ребенка деятельность — имеет огромное значение для его воспитания и развития, поэтому она требует постоянного внимания и руководства со стороны в...