Игровая деятельность в дошкольном возрасте
материал по психологии

Хинич Ксения Владимировна

Игровая деятельность – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта; особый вид человеческой деятельности (активности), в процессе которой создаются и развертываются условные формы взаимосвязи объекта и субъекта (Д.Б. Эльконин). Игровая деятельность является ведущим видом деятельности на этапе дошкольного детства, которая позволяет сформировать такое важное психологическое новообразование как произвольность поведения (способность к самоуправлению своего поведения).

Игровая деятельность выступает наиболее эффективным способом взаимодействия педагога и дошкольника. Именно поэтому необходимо иметь достаточно чёткие представления о том, какие компоненты включает игра; какими этапами представлена динамика развития игровой деятельности; какие бывают виды игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность в дошкольном возрасте

Игровая деятельность – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта; особый вид человеческой деятельности (активности), в процессе которой создаются и развертываются условные формы взаимосвязи объекта и субъекта (Д.Б. Эльконин). Игровая деятельность является ведущим видом деятельности на этапе дошкольного детства, которая позволяет сформировать такое важное психологическое новообразование как произвольность поведения (способности к самоуправлению своего поведения).

Отметим, какие структурные компоненты включает игра (могут варьироваться в зависимости от вида игры – см. далее).

Игра

Сюжет (тема)

Содержание

Игровая (воображаемая, мнимая) ситуация

Замысел

Роль

Ролевое (игровое) действие

Ролевое (игровое) взаимодействие

Правила

Игровые атрибуты и предметы-заместители

В отечественной психолого-педагогической литературе представлены различные подходы к описанию динамики развития игровой деятельности на этапе дошкольного детства. Рассмотрим концепцию Д.Б. Эльконина – этапы становления игры по критерию «Изменение роли в игре»:

До 3 лет

«Подступ к роли»

Предметная игра: основное содержание – действие с предметами.

3 – 7 лет

«Расцвет роли»

Ролевая игра: основное содержание – отражение взаимоотношений между людьми.

6 – 7 лет

«Вырождение роли до чистого правила»

Игры с правилами: основное содержание – подчинение правилам общественного поведения и отношений между людьми.

Другой вариант концепции развития игры авторства С.Л. Новоселовой – этапы развития игры по критерию «Изменение типа игрового действия»:

До 5-6 мес.

Ознакомительная игра

Основное содержание: действия-манипуляции – обследование игрушек совместно со взрослым.

1 – 2 года

Отобразительная игра

Основное содержание: действия на выявление специфики свойств предмета, его целевого назначения (переносит в игру).

2 – 3 года

Сюжетно-отобразительная игра

Основное содержание: действия имитируют в условной форме использование предмета по назначению.

3 – 7 лет

Собственно ролевая игра: 3-4 года – начальная, с 5 лет – развитая

Основное содержание: моделирование знакомых трудовых и общественных отношений между людьми.

Также в практике используется концепция развития игры Е.Е. Кравцовой – периодизация по критерию Л.С. Выготского «Наличие мнимой (воображаемой) ситуации»:

Режиссёрская игра

  • Самостоятельное придумывание сюжета
  • Управление игрушками
  • Перенос функций с одного предмета на другой

Образная игра

  • Выделение основного действия с предметом, характерных признаков поведения людей/животных
  • Принятие образа (роли)

Сюжетно-ролевая игра

  • Принятие роли, создание и развитие сюжета
  • Особая форма режиссёрской игры: одновременное исполнение роли и руководство ролевыми отношениями

Игра с правилами

  • Наличие определённой внутренней позиции и образа, оговоренного правилами

Режиссёрская игра

  • Качественное обогащение сюжета

Стоит отметить, что дошкольники овладевают различными видами игр – рассмотрим некоторые из классических классификаций (см. таблицу «Классификации игр»).

В литературе отмечается, что вершиной развития игровой деятельности на дошкольном этапе является овладение сюжетно-ролевой игрой, которая представляется сочетанием игровой деятельности с общением, позволяющим имитировать определённые социальные ситуации и характерные для них формы ролевого поведения. В педагогической литературе указывается, что

сюжетно-ролевой игрой дошкольники овладевают к 5-6 годам. Однако ряд исследований педагогов-практиков указывает на то, что в настоящее время у детей дошкольного возраста наблюдается задержка в темпе овладения сюжетно-ролевой игрой по ряду причин, среди которых наиболее часто выделяют процесс информатизации.

Таблица «Классификации игр»

Критерий классификации

Группы игр

Виды игр

Комментарий

Традиционная классификация: по центральному элементу структуры

Творческие

Сюжетно-ролевые

Структура:

  • Роль
  • Сюжет
  • Замысел
  • Атрибут (игрушка, предмет-заменитель)

Строительные

Игры-драматизации, театрализованные, режиссёрские

Игры с правилами

Дидактические

Структура:

  • Игровая задача
  • Игровые действия
  • Правила
  • результат

Подвижные

Классификация С.Л. Новоселовой: по инициативности адресата

1 класс: по инициативе детей

Игры-экспериментирования

  • общение с людьми, животными
  • природными объектами, игрушками и др.

Сюжетные самодеятельные

  • сюжетно-отобразительные
  • сюжетно-ролевые
  • режиссёрские
  • театрализованные

2 класс: по инициативе взрослых

Обучающие

  • автодидактические предметные
  • сюжетно-дидактические
  • подвижные
  • музыкальные

Досуговые

  • забавы
  • развлечения
  • театральные
  • интеллектуальные
  • компьютерные и др.

3 класс: по инициативе детей или взрослых

Обрядовые

  • культовые
  • семейные
  • сезонные

Треннинговые

  • сенсомоторные
  • адаптивные

Досуговые

  • игрища
  • развлекающие
  • забавляющие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития словаря в игровой деятельности детей дошкольного возраста.

В данной статье рассказывается, как с помощью игровой деятельности развивается и обогащается словарный запас ребенка....

Особенности развития словаря в игровой деятельности детей дошкольного возраста.

В данной статье рассказывается о том, как в процессе игровой деятельности происходит развитие и обогащение словаря детей....

Особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определе...

«Музыкально-игровая деятельность детей дошкольного возраста, как средство развития инициативности в ходе самостоятельной деятельности»

Мастер-класс для начинающих педагогов. В материале предоставлены Музыкальные игры для дошкольников в ходе самостоятельной деятельности...

Консультация для воспитателей «Техника безопасности во время игровой деятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности»

Игра – занимательная и интересная для ребенка деятельность — имеет огромное значение для его воспитания и развития, поэтому она требует постоянного внимания и руководства со стороны в...