Исследовательский проект «Что такое воздух?»
материал (средняя группа)

Мастерова Елена Алексеевна

Цель:

Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chto_takoe_vozduh.docx107.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида Гусельки»

Выполнил: воспитатель

Мастерова Е.А.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=4495f397774e9942bcdc868403adf92c-l&n=13

Югорск 2021

Краткая аннотация проекта:

Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У детей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, а в частности – к воздуху - стали залогом выживания на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры детей.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как воздух, таит в себе много неизвестного. Всё это подчеркивает актуальность данного проекта.

Проблема:

Отсутствие у детей представлений о значении воздуха в жизни человека, об основных источниках загрязнения воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воздуха.

Цель:

Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие – обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, вес, сжимаемость, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).

Развивающие – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.

Воспитательные – воспитывать социальные навыки: умение работать в группе; объяснить необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, привлечь внимание детей к тому, что деятельность людей влияет на качество воздуха.

Сроки реализации проекта:

Проект будет реализован с 20.03.21 г по 31.03.21. г

Особенности реализации проекта:

Занятия, беседы проводятся продолжительностью 15-20 минут, с учётом возрастных особенностей и психофизического состояния детей и подростков с ограниченными возможностями.

Ожидаемый результат:

Дети обогатят свои представления о некоторых свойствах воздуха;

Научатся самостоятельно ставить задачу: придумывать и ставить опыты из предметов – заместителей; от замысла идти к конкретному результату;

Получат опыт сотрудничества и общения с группой детей.

Обобщат все накопленные знания в виде, проведенного мероприятия перед детьми своего возраста.

Продукт проектной деятельности:

Памятки для родителей :

«Организация и проведение опытов в домашних условиях.»

Развлечение :

«Лаборатория доктора Почемучки»

Выставка творческих работ:

«Где работает воздух?»

Средства реализации проекта:

Беседы:

Беседа на тему: «Что такое воздух?».

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха (прозрачный, легкий, незаметный), воздух нужен всем живым существам, людям нужен чистый воздух; вызвать желание проводить опыты с воздухом.

Беседа на тему: «Что такое ветер?».

Цель: познакомить детей с ветром – движение воздуха; ветер бывает разным (ветер, ветерок, ветрище); ветер гудит, шумит, налетает, поднимает; вызвать желание проводить опыты с корабликами и водой; знать, почему кораблик движется по воде, как образуются волны.

Беседа на тему: «Как можно обнаружить ветер?».

Цель: уточнить знания детей о том, что воздух есть везде (в земле, в воде – пузырьки на воде); в воздухе есть кислород – горит свечка, если нет воздуха – не горит; воспитывать желание проводить опыты на обнаружение воздуха.

Беседа на тему: «Воздушные шары и мыльные пузыри»

Цель: дать знания о том, что в воздушных шарах и мыльных пузырях есть воздух. Они лопаются, когда в них нет воздуха, мыльный пузырь – прозрачный.

Занятия:

Занятие 1

Тема: «Этот удивительный воздух».

Цель: расширить представление о воздухе, о способах его обнаружения; учить устанавливать причинно-следственные связи.

Занятие 2

Тема: «Ветер, ветер, ты могуч…» (Смешарики).

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.

Занятие 3

Тема: «Воздух, ветер, человек». (с рисованием)

Цель: познакомить детей с тем, как человек использует воздух, (ветер).

Занятие 4

Тема: «Вот труба – над нею дым».

Цель: дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Рисование с помощью мыльных пузырьков.

Цель: учить детей рисовать в нетрадиционной технике; развивать фантазию, воображение.

Конструирование «Парашютный десант».

Цель: учить детей складывать бумагу в разных направлениях.

Свободная деятельность:

Рисование способом выдувания.

Игры с различными конструкторами. Тема: «Самолёт»

Лепка «Летающие животные».

Используя летучие семена (клёна, ясеня) и пластилин, слепить любого насекомого, животного, опираясь на свой личный опыт.

Рисование «Ветреная погода».

Рисование «Воздушный транспорт»

Игры:

Сюжетно-ролевая игра

«Путешествие на воздушном шаре».

Цель: учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего; закрепить представления детей о свойствах воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении

Сюжетно-ролевая игра

«Путешествие на парусном корабле».

Цель: учить детей договариваться о последовательности совместных действий: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д. ; закрепить знания об использование ветра человеком.

Дидактические игры:

«Что лишнее?».

Цель: развивать логическое мышление - анализировать и находить лишний предмет среди группы однородных предметов

«Какой ветер».

Цель: научить подбирать относительные прилагательные; расширять словарный запас.

«Угадай, от какого дерева эти семена».

Цель: познакомить детей с семенами, имеющими разнообразные «крылышки» для переноса ветром.

«Что сначала, что потом?»

Цель: учить выстраивать логические цепочки.

Подвижные игры:

«Солнышко и тучка».

Цель: закрепить знания о появлении ветра; учить действовать по сигналу

«Одуванчики».

Цель: закрепить знание детей о летающих семенах; учить действовать по сигналу.

«Обгони ветер».

Цель: развивать быстроту бега.

Произведения художественной литературы:

С. Маршака «Мыльные пузыри».

И. Токмакова «Ветрено, ветрено»,

Н. Некрасов «Заунывный ветер»,

А. Барто «Эти капризы».

С. Михалкого «Три ветра»

С. Жупанин «Нарисую ветер»,

М. Джалиль «Вольные ветры»,

Н. Матвеева «Дуб и ветер».

Опытно-экспериментальная деятельность:

1. Поиск воздуха – обнаружить воздух.

• Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость с водой.

Предложить детям оказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.

2. Что в пакете? – выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

• Два целлофановых пакета (один с водой другой воздухом).

Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом, узнать, что в них, объяснить, почему они так думают.

3. Игра «Мыльные пузыри» – обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.

• Мыльный раствор, соломинка.

Проводится конкурс «Самый большой пузырь». Выяснить, почему надувается и лопается мыльный пузырь?

4. Воздух имеет запах? – выявить свойства воздуха: воздух может присваивать запахи разных веществ.

• Несколько банок с плотными крышками и вещества с сильным запахом (долька чеснока, кусочек лука, корочки лимона и т. д.)

Разложить приготовленные вещества по банкам и накрыть банки крышками. Через некоторое время воздух в банках присвоит запахи, помещённые туда веществ. Освободи банки. Попробуй по запаху определить, где что было.

5. «Живая змейка» - выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается – опускается вниз.

• Нагревательный прибор, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).

Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться «змейку».

6. «Ветряная мельница»– учить детей производить анализ, устанавливать причинно-следственные связи.

• Вертушки.

Сравнить ветряную мельницу с вертушкой. Чем они похожи?

7.«Парусный кораблик» - установить, что паруса «ловят» ветер.

• Парусные бумажные кораблики.

Опустить парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут.

Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру.

8.«Пламя загрязняет воздух?» - выяснить может ли пламя загрязнять воздух.

• Свеча, фарфоровое блюдце.

Зажгите свечу, затем подержите над пламенем свечи фарфоровое блюдце. Через некоторое время увидите, что этот предмет снизу потемнел – покрылся слоем копоти.

Просмотр мультфильм

Позновательные мультфильмы «Формула Ума»:

«Зачем нужен воздух?»

«Из чего состоит воздух?»

«Что такое воздух?»

Городские герои-13 «Шар с горячим воздухом»

Газун Звериные приключения- «Легче воздуха»

Смешарики «Воздух для вдохновения»

«Человек в воздухе» (Мосфильм)

Литература:

1. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманов В. В. Щетинина неизведанное рядом. :Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ «Сфера»2001

2. О. Р. Галимов "Физика для дошкольников". О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина "Неизведанное рядом".

3.«Воздух» сост. Ю. И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.

5. Линаева В. Ш. Развитие эмоции дошкольников. Занятия Игры. – М. : АРКТИ, 2000

6. А. Холден "Мир вокруг" из серии "Веселые уроки".

7. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб. : «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2006

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Позновательно-исследовательский проект "Кто такие динозавры"

Позновательно-исследовательский проект "кто такие динозавры" был подготовлен совместно с детьми подготовиткльной группы,включает в себя занятия ,стихи виктирину,кросворды и позновательную информацию п...

Познавательно-исследовательский проект "Что такое снег?" во 2-ой младшей группе

Познавательно-исследовательский проект "Что такое снег?" во 2-ой младшей группе....

Познавательно- исследовательский проект «Что такое снег?»

      Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции :анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует поз...

Исследовательский проект « Что такое водяной пар?»

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем  разнообразнее и интенсивнее поиско...

Познавательно-исследовательский проект "Что такое дрожжевое тесто и с чем его едят?"

Познавательно-исследовательский проект "Что такое дрожжевое тесто и с чем его едят?"...

Познавательно - исследовательский проект "Кто такой дед Мороз?" старшая группа 10.02.16г.

Расширять и углублять знания детей о главномс сказочном герое  Нового года - Дед Морозе....