Консультация для воспитателей "Звуки окружающего мира"
методическая разработка (старшая группа)

Бондаренко Ирина Вячеславовна

Повысить  профессиональную компетенцию педагогов по вопросам музыкального развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для воспитателей21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №78» г. Энгельса Саратовской области.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

«ЗВУКИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

ЦЕЛЬ: Повысить профессиональную компетенцию педагогов по вопросу музыкального развития детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. — М.: Просвещение, 1991.

2. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1989.

3. Дедулевич М. Н. Прогулки в природу. — М.: Просвещение, 2003 г. Зимина А. Н.

4. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. — М.: Педагогика, 1998. «Разговор муравьев». «Наука и жизнь», 1978, N0.1, стр. 141 «Энциклопедия»/ Сост. Б. В. Зубков С. В. Чумаков. 2-е изд., М.: Педагогика, 1987.

                       Выполнила:

                                                                                    Музыкальный руководитель

                                                                                                                     Высшей

                                                                                квалификационной категории

                                                                                                       Бондаренко И.В.

Послушай: музыка вокруг.

Она во всем — в самой природе,

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Звуки окружают ребёнка с того момента, как он появился на свет, и даже гораздо раньше, и взрослым необходимо сделать всё, чтобы музыка стала важной составляющей в его жизни. Каждый ребёнок проявляет интерес к музыке, пытается напевать, отбивать ритм хлопая в ладошки или топая ножками. Практически все родители пытаются увлечь ребёнка музыкой, но не у всех получается преуспеть в этом нелёгком деле, и многие взрослые разочаровываются. После чего можно услышать от родителей, что у ребёнка нет способностей к музыке. А у ребёнка надолго, а временами и навсегда, остаётся отношение к музыке как к чему-то недоступному и не интересному. Часто так и не удаётся найти ниточку, потянув за которую, можно открыть прекрасный музыкальный мир любого ребёнка, а не только «музыкально одарённого»!

Найти эту ниточку и аккуратно потянуть за неё необходимо. Если мы хотим гармонического развития личности, то вначале своего пути к миру музыки используйте музыку просто как замечательное воспитательное средство. Когда ребёнок постигает мир музыкальных звуков, он учится слушать окружающий мир, учится выражать музыкальными звуками свои впечатления. Даже самый маленький ребёнок не только слышит самые разные звуки, но по-разному на эти звуки откликается, различает их. Значит и начать помогать ему слышать эти разные звуки нужно как можно раньше.

Иногда мамы пытаются чем-то занять своего малыша, используя крышки от посуды, в которые он с радостью стучит, и родители даже не подозревают, что игра, которую они придумали для своего ребёнка, имеет непосредственное отношение к развитию слуха. А что такое музыкальный слух? Многие думают, что музыкальный слух необходим в большей степени только профессиональным музыкантам. Давайте разберёмся… Музыкальный слух проявляется не только в музыкальной деятельности, не только в способности узнать и воспроизвести ту или иную мелодию, хороший музыкальный слух — это способность расслышать звуки, которые живут вокруг нас, это умение их различать и выбирать для общения с окружающими. Неоднократно приходилось наблюдать, как однообразно и монотонно некоторые взрослые читают книги малышам. Они не замечают разнообразия интонации речи окружающих и не умеют воспроизвести разнообразные интонации. У таких людей не развит слух, видимо возможности развития их слуха были когда-то упущены.

Дети очень рано что-то напевают себе под нос, довольно точно воспроизводя услышанную и понравившуюся мелодию. Как правило, детей привлекает человек, играющий на музыкальном инструменте, им нравится красивое, выразительное чтение стихов, парящие под музыку в танце силуэты. Малыши тянутся к звукам и им нужно в этом помогать. Покупая детям игрушки, взрослые заботятся о том, чтобы они были яркими и красивыми, но, как правило, мало кто задумается окружить ребёнка звучащими игрушками или предметами, ведь от них много шума. А дети, подрастая, из всего что их окружает, пытаются найти именно звучащие предметы. Сначала бросают погремушки, те же самые крышки от кастрюль. Далее начинаются всё новые открытия: ударяя ложкой по кастрюле слышим один звук, по кружке — другой, по тонкому стакану — третий. Какой удивительно красивый звон долго стоит в комнате и радует маму! Обязательно нужно помочь малышу сделать следующие шаги в изучении звуков. При этом нужно обязательно припомнить какие именно звуки увлекли ребёнка, когда это было, при каких обстоятельствах, ведь общаясь со звуками вместе с ребёнком, легче будет руководить музыкальным развитием малыша.

Дети любят подражать каплям дождя, которые стучат по крыше, хлопая в ладоши. Это занятие можно усложнить. Например, если вслушаться, то кажется, что звуки с каждым разом звучат всё тише, при усилии воображения представляется — они даже как бы делаются глуховатыми и таинственными. Затем несколько раз хлопнуть ладонями «ковшичками», а потом выпрямленными ладонями (пальцы должны совпадать). Если внимательно вслушаться, то в первом случае звук получается глухой, как бы более низкий, а во втором — более звонкий и высокий. Играйте вместе с детьми, фантазируйте, радуйтесь вместе этим нехитрым открытиям. Природный звучащий инструмент есть у каждого ребёнка, пользоваться им совсем не сложно. Важно, чтобы с вашей помощью дети учились не только стучать, хлопать, но и прислушиваться, искать и находить разницу в звучаниях. При этом игра со звуками будет не просто удовольствием и радостью, а хорошей предпосылкой для развития и совершенствования умения слушать и слышать. Очень важно для развития слуха научить ребёнка слышать звуки природы. К сожалению, взрослые, гуляя с детьми в лесу, в парке, не прислушиваются к звукам, окружающим их. Они не слышат звуков хрустнувшей ветки, шума ветра, шелеста листьев… А если прислушаться вместе с ребёнком к звукам леса, а потом постараться различить, где и что звучит, поговорить с ребёнком, попросить его рассказать о своих впечатлениях, обратить внимание, как кукует кукушка, чирикает воробей и так далее…. Постепенно ребёнок научится различать птиц. Какая птица громче издаёт звук, а какая тише…. Какой звук ребёнку нравится больше…. Постепенное знакомство ребёнка со звуками природы плавно подводит его к знакомству с музыкой, и оно проходит менее болезненно и более успешно.

Рассматривая музыку как средство воспитательного воздействия на ребёнка, можно сделать вывод, что музыкальные представления и интеллектуальные способности благоприятнее всего развиваются через знакомство дошкольников с природой. Звучащий мир вокруг нас постоянно, особенно в природе, ставит своеобразные задачи нашему слуху. Что звучит? Где звучит? Как звучит? Услышать музыку в природе, вслушаться в музыку дождя, ветра, шороха листьев, морского прибоя, определить, громкая она, быстрая или едва слышная, струящаяся. Подобные наблюдения в природе обогащают музыкально-слуховой опыт ребенка, оказывают необходимую помощь в восприятии музыкальных произведений с элементами изобразительности. Изобразительность в музыке, подсказанная звуковой тканью природы, иллюстрируется замечательными явлениями природы.

Какой океан звуков окружает нас! Пение птиц и шелест деревьев, шум ветра и шорох листьев, шум дождя, раскаты грома, рокот волн…

Все эти звуковые явления природы музыка может изобразить, а мы, слушатели, представлять - каким образом музыка «изображает звуки природы»

Тема природы тесно взаимосвязана с музыкой. Любое время года находит отражение в учебном процессе. Если наступила осень, то на занятиях мы слушаем «Листопад» Т. Попатенко и «Грустный дождик» Д. Кабалевского. «Осенью» С. Майкопара и «Дождик» Е. Макшанцевой. Тема зимы прослеживается в «Дед Морозе» Р. Шумана и «Вальсе снежных хлопьев» П. Чайковского, «Зима» В. Карасевой. Весна и пробуждение природы находят отражение в «Подснежнике» В. Калинникова и песне «Зима прошла» Н. Метлова, «Весною» С Майкопара, а тёплое лето в «Дождике и радуге» Г. Свиридова, «Есть у солнышка друзья» Е. Тиличеевой.

Музыка учит детей «рисовать» воображаемые картины, слышать звуки природы. В этом помогает использование произведений изобразительного искусства.

Также музыка учит передавать образы живой природы, зверей. Дети передают образы зайчиков и мишек, птичек и жучков, изображают ветер и капельки дождя. Дети учатся с помощью музыки передавать различные оттенки настроений, характеров. При слушании произведений о природе использую иллюстрации, художественное слово, т. к. это помогает развивать эстетические чувства, сопоставлять образы природы. Рассматривая иллюстрации, мы останавливаемся на отдельных изображениях, а потом вслушиваемся в музыку, ищем изобразительные моменты. Порой картины и музыка так дополняют друг друга, что не нужно слов и дети с удовольствием рисуют свою музыку природы. На музыкальных занятиях можно использовать другой вариант: разделиться на две равные группы (делятся визуально по желанию).

1 группа – нарисует картину природы, которую услышит в музыке П. И. Чайковского.

2 группа – наполнит наш лес ароматами цветов, при помощи танцевальных движений и легких шарфиков, веточек и цветов. И так, фантазируем, слушаем, творим.

Ведь наша природа так красива, что никого не оставляет равнодушным. И музыка помогает раскрыть ещё ярче краски окружающего нас мира.

Звон капели, шелест листьев, Жужжанье майского жука, Как будто пел мне птичий хор, А старый клён был дирижёр.

Ты, Мать-природа, пробудила Мелодию моей души, Ты помогла услышать звуки, раскрыть все тайны красоты.

Прогулки на природе, особенно – с детьми, приносят море удовольствия.
Поход в лес может стать настоящим приключением! В лесу интересно в любое время года: здесь можно понаблюдать за животными и насекомыми,
растениями, цветами, грибами, а сколько разных звуков можно услышать в
лесу, почувствовать красоту звуков. Самых разных. Шум реки, леса, ветра и
особенно, конечно, пение птиц. Мы развиваем эстетический вкус детей,
показывая им, как красивы лес, радуга, цветущий луг, ночное небо и т.п. Пение птиц, естественно, вписывается в этот ряд. Дети такое пение обычно не слышат. Чтобы услышали, надо привлечь их внимание: «Давай посидим тихо и послушаем. Это очень красиво». Само понятие сидеть тихо и слушать тоже для многих детей нечто новое и непривычное. Иногда это первый шаг к
слушанию музыки.
В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и
музыкальные инструменты создавались на основе звуков природы и
изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется
красота и гармония, как при игре на музыкальном инструменте, и ни что так
не близко человеку, как звуки родного знакомого с детства инструмента.
Уважаемые родители, вместе с детьми можно изготовить музыкальные
инструменты. Материалом, который превращается в звучащий инструмент,
может быть:
 стебель одуванчика, если посередине стебелька сделать небольшой
надрез, слегка дунуть в стволик в месте надреза и извлечь звук;
 обыкновенный лист дерева, если его расположить между двух больших
пальцев и направить струю воздуха в образовавшуюся щель;
 стручок акации, если из него аккуратно удалить горошины и, слегка
расщепив, обрезать, с одной стороны, а затем дунуть в получившуюся
пустотелую трубочку;

травинка, если ее зажать губами на концах и превратить как бы в
эластичный «язычок», то, втягивая воздух в себя, можно извлечь
нежный звук;
 тонкая полоска бересты, если ее поместить между губ, при их
соприкосновении и вдыхании воздуха в легкие издает красивый звук,
похожий на трель птиц;
 желудь – свисток, если подобрать один желудь и оторвать «шляпку» -
маленький купол, который закрывает жёлудь, как крышечка. Из неё
сделать маленький свисток. Разместить «шляпку» полой стороной вверх
между указательным и средним пальцами руки, сжатой в кулак.
Упритесь костяшками пальцев в нижнюю губу и дуй поверх края
желудя. Свист будет очень громким!
Изготовленные музыкальные инструменты в основном в летний период из
непрочного растительного материала, недолговечны. Но ценность таких
инструментов состоит в том, что их мастерили сами дети. Инструмент,
сделанный своими руками, первые звуки и мелодии, самостоятельно
извлеченные из него, пробуждают у детей интерес к творчеству и приобщают к народной музыке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)

Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...

консультация "Познание ребёнком окружающего мира через дидактическую игру"

Использование дидактических игр в работе воспитателя очень важно для  позновательного развития детей....

Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»

Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...

консультация "Пытливые исследователи окружающего мира"

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый, чувственный, полученный им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни....

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Знакомство детей 5-6 лет с миром дикой природы (консультация для родителей по окружающему миру).

Автор представил способы знакомства детей с миром дикой природы....