Тренинг личностного роста с педагогами
методическая разработка
Предложенный тренинг познакомит педагогов с понятием "психологическая устойчивость". А также поможет педагогу проанализировать собственные источники негативных переживаний, выявит ресурсы профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_lichnos.rosta_s_pedagogami.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг личностного роста с педагогами по повышению психологической устойчивости
Цель: повышение психологической устойчивости педагога
Задачи:
- Познакомить педагогов с понятием «психологическая устойчивость», ее характеристиками
- Проанализировать собственные источники негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста.
- Создать участникам условия для полноценного общения.
- Снятие напряжения и получение психологической поддержки.
Материалы и оборудование:
Бумага, цветные карандаши
Правила работы группы:
- искренность в общении означает открытое выражение чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе, никто не обижается на высказывания других членов группы;
- определение сильных сторон личности: во время выполнения заданий каждый участник тренинга стремится подчеркнуть положительные качества другого участника, с которым вместе работает;
- активное участие в работе группы: стремление общаться со всеми членами группы, независимо от симпатий, не замыкаться в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное;
- уважение к говорящему: когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем возможность сказать то, что он хочет, не перебиваем до тех пор, пока он не закончит говорить, и лишь после этого мы задаем свои вопросы,
благодарим его или спорим с ним.
- относиться друг к другу открыто и доброжелательно.
Здравствуйте, уважаемые педагоги!
- Разминка (Участники тренинга стоят по кругу.)
Давайте поприветствуем друг друга: каждый по очереди, передавая мяч, называет свое имя и какое-либо свое качество, которым можно описать себя. Прилагательные должны начинаться с той же буквы, что и имя (например, Катя – кроткая, красивая, креативная). Например, Ирина — изобретательная и т.д. У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев проблемы с ногами. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с учителями, воспитателями. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере "человек-человек". Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его.
Как же это выражается? Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе – может быть, что-то подобное происходит с вами.
- снижение восприимчивости отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность.
- бессонница;
- постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- переживание негативных эмоций, для которых нет причин
- чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
- Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
- постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете;
- чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;
- эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям;
Вполне естественно встает вопрос: что делать?
Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем он общается, и жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, остаться психологически устойчивым, то есть нужно начать с себя.
Основная часть: Психотехнические упражнения, задания, направленные на формирование эмоциональной устойчивости педагога
- Упражнение «Комплименты».
Оборудование: мяч. Форма работы: коллективная, в кругу. Упражнения на сплочение группы, формирование доверия, эмоциональной поддержки. Каждому человеку нравится, когда ему говорят приятное – комплимент. Задание. По очереди мы будем перебрасывать друг другу мяч. Тот, кто кидает мяч должен сказать тому, кому мяч адресован что-нибудь приятное – комплимент.
2.Упражнение «Я в лучах солнца».
Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств. (10 мин). (В кругу, сидя на стульях).
Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).
3.Тест на определение психологической устойчивости « Как вы заботитесь о себе?»
Ответьте, пожалуйста на вопросы, приведенные в тесте. Для этого оцените каждый вопрос по 4-бальной шкале и поставьте соответствующую цифру в графе « балл» напротив каждого вопроса.
Условные обозначения:
4 – верно ( высказывание относится к вам и к вашим поступкам и действиям)
3 – скорее верно, чем неверно
2 – скорее неверно, чем верно
1 – неверно ( т.е. вы так не поступаете никогда)
Подсчитайте, пожалуйста, ваш результат. Для этого сложите все цифры в
колонке « балл».
Номер вопроса | Вопрос | балл |
1. | Временами я покупаю что-нибудь приятное, как, например, подарок, сувенир, безделушку | |
2. | Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться | |
3. | Я считаю, что имею право иногда быть эгоистичной | |
4. | Если я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться обо мне | |
5. | Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан | |
6. | Каждый день я уверена в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе что-нибудь приятное | |
7. | Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем | |
8. | Я могу сказать « нет», когда люди требуют от меня что-то, что я не хочу делать | |
9. | Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее | |
10. | Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве | |
11. | Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье | |
12. | Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны | |
13. | Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки | |
14. | У меня есть время для занятий увлекательным хобби | |
15. | Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если кому-то может не понравиться | |
16. | Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решение своих проблем | |
17. | Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 100% | |
18. | Я могу сама принимать решения, а не ждать советов окружающих | |
19. | Я избегаю употребления табака | |
20. | Я способна признавать и доказывать другим свои достоинства | |
Итого: |
Интерпретация теста: «Как вы заботитесь о себе?»
Более 54 баллов – результат выше среднего. Люди, имеющие данный общий балл, психологически устойчивы, умеют заботиться о себе достаточно хорошо, поэтому им легче, чем другим, в искренней форме проявлять заботу об окружающих в тех ситуациях, когда это необходимо.
40 - 45 баллов – средний результат. Те, кто имеет данный балл, как правило стараются заботиться о себе, но они могли бы улучшить свой результат.
Ниже 40 баллов – результат ниже среднего. Эти люди заботятся о себе недостаточно хорошо. Бывают эмоциональные всплески, психологическая неустойчивость. Возможно, что они часто имеют чувство вины перед собой, окружающими или низкий уровень ассертивности (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него).
4. Упражнение «Я – дома, я – на работе»
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Проанализировать:
- похожие черты,
- противоположные черты,
- одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
- отсутствие общих черт.
Какой список было составлять легче; Какой получился объемнее?
Каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам оценить свой уровень психологической устойчивости, посмотреть на свои взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
5.Упражнение «Моечная машина»
Упражнения на сплочение группы, формирование доверия.
Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».
6.Упражнение «Мои лучшие качества»
Оборудование: таблица-образец «Мои лучшие качества»
Форма работы: индивидуальная, в кругу.
Подготовка. Раздаются готовые бланки «Мои лучшие качества» ( см. приложение №2)
Мои лучшие качества | Мои способности и таланты | Мои достижения |
|
|
|
У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самочувствия в таких ситуациях является обращение к своим достоинствам, положительным характеристикам личности. Я предлагаю составить вам памятку ваших достоинств, положительных характеристик личности.
Задание. Заполнить таблицу самостоятельно следующим образом:
«Мои лучшие черты»: в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.
«Мои способности и таланты»: сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться.
«Мои достижения»: в этой графе обозначьте свои достижения в любой области.
Кто из группы желает поделиться содержанием своей таблицы «Мои лучшие качества»? (ответы по желанию)
Рефлексия «Мне сегодня...»Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...», оправдались ли ваши ожидания?
Притча о психологической устойчивости
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕК тренинга личностного роста "Роль педагога в организации игры"
Психологическое просвещение педагогов — еще одна традиционная составляющая психологической практики.Психологическое просвещение, является одним из разделов профилактической деятельности специалиста-пс...
Тренинг личностного роста для педагогов дошкольных образовательных организаций.
Цель тренинга: Укрепление и восстановление психологического здоровья педагогов, формирование положительного самовосприятия, самоуважения, позитивной оценки себя, осознания себя творческой индивидуальн...
Тренинг личностного роста для педагогов ДОУ
Тренинг направлен на самоосознание и выявление своего внутреннго Я. Содержит приемы по расстановки жизненных приоритетов человека. ...
Тренинг личностного роста для педагогов
Цель: Осознание педагогами своей индивидуальности. Помощь педагогам в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального отношения педагогов к себе. Поиск резер...
Тренинг личностного роста «Успешный педагог»
Цель: развитие коммуникативной компетентности, навыков самопознания, эмоциональной устойчивости, повышение самооценки, уверенности в себе.Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, овладени...
Консультация с элементами тренинга для педагогов Тема: «Влияние использования ТРИЗ технологии в работе с детьми на профессиональный и личностный рост самого педагога»
Цель консультации - повышение психолого - педагогической компетентности педагогов в области использования ТРИЗ технологии в работе с детьми....
Тренинг личностного роста для педагогов
Цель:Осознание педагогами своей индивидуальности. Помощь педагогам в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального отношения педагогов к с ебе. Поиск резервов для бол...