картотека игр
картотека (подготовительная группа)

игры монтессори для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_8.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план игр Марии Монтессори

 «Игротека Монтессори» имеет познавательно-речевую направленность и предназначена для работы с детьми от 4 до 7 лет.

Актуальность и педагогическая целесообразность заключается в том, что она способствует постижению дошкольниками обыденной жизни, их самостоятельному развитию в окружении простых вещей и направлена на раннее развитие детей дошкольного возраста по методу Марии Монтессори.

Отличительные особенности Программы состоят в том, что образовательная среда помогает ребенку упорядочить и систематизировать представления об окружающем мире в соответствии с задачами и возможностями каждого возрастного этапа. Наполненность среды позволяет ребенку удовлетворить потребности познания, связанные с его сенситивными периодами.

Получение информации для ребенка является необходимостью. Методики раннего развития призваны помочь ребёнку справиться с этой нелегкой задачей. Метод Марии Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов. Упражнения по методу Марии Монтессори позволяют создать условия для развития воображения и творческого мышления, мелкой моторики и речи, общения и сотрудничества между детьми. Свою педагогическую систему сама М. Монтессори называла системой саморазвития ребёнка в дидактически подготовленной среде.

Самостоятельность – это то, что развивает методика Монтессори в ребёнке. Согласно данной системе воспитания, взрослому лишь требуется направлять своего ребёнка и подсказывать ему, когда его об этом попросят. Раскрытие потенциала каждого ребёнка, развитие в нём желания трудиться, самостоятельной инициативы к действиям – это то, что, по мнению Монтессори, нужно воспитывать в детях.

Главный критерий здесь – это помощь ребёнку в том, чтобы он всё делал самостоятельно.

Поэтому девизом программы является цитата Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Особенности и преимущества игр:

1. Свободная работа и игра детей с дидактическим материалом Монтессори помогает наилучшим образом развитию нейрофизиологических процессов коры головного мозга.

2. Ребенок с малых лет получает опыт организованной индивидуальной и коллективной работы в группе.

3. Уважение со стороны взрослых к желанию ребенка, поддержку его собственной инициативы и предоставления возможности выбора предмета познавательной деятельности.

4. Разнообразие социального опыта, благодаря взаимодействию и взаимообучению детей в разновозрастной группе.

Цель игр: создание условий для организации деятельности ребенка в Монтессори - группе, направленной на его познавательное, психическое и социально-личностное развитие, развитие мелкой моторики и речи.

Задачи программы:

IMG_256Образовательные

обеспечить обучение навыкам практической жизни, необходимым для самообслуживания;

формировать познавательный интерес ребёнка в разных видах деятельности;

совершенствовать и расширять активный словарный запас детей через развитие сенсомоторики.

IMG_256Развивающие

развивать ключевые компетенции дошкольников

развивать самостоятельность;

развивать познавательные процессы; математические способности, кругозор, речь, мелкую моторику;

развивать трудовые навыки и умения.

IMG_256Воспитательные

формировать общую культуру воспитанников, прежде всего – культуру доброжелательных и уважительных отношений между людьми;

способствовать усвоению социальных норм поведения.

Картотека игр с элементами пособий М.Монтессори

Сентябрь

1.«Бусы порвались»  

Цель: развитие мелкой моторики трех основных пальцев (большой, указательный,  средний). Развитие координации движений, аккуратности. Развитие способности концентрировать внимание. Развитие умений сортировать предметы по цвету.

Возьмите любую небольшую коробочку и сложите туда бусинки разных цветов и размеров. Предложите ребенку разложить эти перемешанные бусинки в две или три другие коробочки по принципу цвет, размер или форма. Причем пусть ребенок попробует сам выбрать этот принцип. Бусинки ребенок должен брать только двумя пальчиками. Начиная это упражнение не берите слишком много бусин, чтобы ребенку эта игра не надоела.

2.«В сад за ягодами»

Цель: развитие мелкой моторики трех основных пальцев (большой, указательный,  средний). Развитие координации движений, аккуратности. Развитие способности концентрировать внимание. Развитие умений сортировать предметы по цвету.

3.«Ягоды рассыпались»

Цель: развитие мелкой моторики трех основных пальцев (большой, указательный,  средний). Развитие координации движений, аккуратности. Развитие способности концентрировать внимание. Развитие умений сортировать предметы по цвету.

4.«Игры с крупой»

Цель: развитие навыков практической жизни. Развитие мелкой моторики рук, развитие мускулатуры рук, обогащение тактильных ощущений.

Возьмите поднос и рассыпьте немного крупы, а затем покажите как можно собрать крупу с помощью щетки и совка.

Постепенно усложняем задачу. Рассыпьте крупу разных сортов и предложите отобрать ребенку каждый вид крупы отдельно в кучку, а затем уже смести с помощью щетки и совка.

После занятия покажите ребенку как можно вымыть поднос при помощи губки, а затем предложите ему помыть поднос самостоятельно.

Октябрь

1.«Беспорядок»

Цель: развитие навыков практической жизни. Развитие мелкой моторики рук, развитие мускулатуры рук. Развитие движений рук.

Возьмите большую кастрюлю или тазик и вместе с малышом побросайте туда разные мелкие предметы. Например, пуговицы, мячики, фишки, детали от конструктора и т.д. Важно, чтобы ребенок бросал поочередно то правой, то левой рукой и непременно тремя пальцами. Затем наполните емкость водой и предложите ребенку поиграть в рыбака, который будет ловить рыбу. В качестве "удочки" возьмите поварешку, ложку с длинной ручкой, дуршлаг или палочку. Пусть ребенок пробует выловить предметы разными "удочками" и обязательно только одной рукой, не прибегая к помощи другой. Ваша задача комментировать процесс "рыбалки", а именно какие предметы плавают, а какие лежат на дне.

2.« Игры с водой: вылови из воды»

Цель: развитие навыков практической жизни. Развитие мелкой моторики рук, развитие мускулатуры рук. Развитие движений рук.

3.«Игры с водой. Пипетка»

Цель: развитие навыков практической жизни. Развитие мелкой моторики рук, развитие мускулатуры рук. Развитие движений рук.

4.«Рисование на манке»

Цель: активизация тактильного восприятия и различение предметов; развитие мелкой моторики пальцев рук; игра тонизирует речевые отделы головного мозга, обогащает сенсорный опыт ребёнка.

Насыпьте на поднос тонким слоем манку. Пальчиками одной или обеих рук можно рисовать все, что захочется. А не понравится рисунок - слегка встряхните поднос и рисуйте снова.

Сухой пальчиковый бассейн.

Насыпьте в большую миску много гороха. На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер – сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, затем найти и достать игрушки.

Ноябрь

1.«Рамки-вкладыши»

Цель: развитие навыков практической жизни. Развитие навыков пользования предметами быта. Совершенствовать работу обеих рук. Развитие соотносящих действий.

Представляют собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур. Каждый вкладыш имеет маленькую ручку, чтобы вынимать и вкладывать фигурку в гнездышко. Монтессори дала идею игры, сейчас в магазинах можно найти множество различных модификаций рамок вкладышей, это  различные зверюшки, фигурки, предметы. Можно изготовить фигурки самостоятельно из плотного картона. Обклеить края бумагой или скотчем , для удобства. Просто играть с такими рамочками можно с детьми 10-12 месяцев.

2.«Чей малыш?»

Цель: развитие навыков практической жизни. Развитие навыков пользования предметами быта. Совершенствовать работу обеих рук. Развитие соотносящих действий.

3.«Кто что любит?»

Цель: развитие навыков практической жизни. Развитие навыков пользования предметами быта. Совершенствовать работу обеих рук. Развитие соотносящих действий.

4.«Платье испачкалось»

Цель: Развитие навыков практической жизни. Развитие мелкой моторики рук. Развитие мускулатуры рук. Активизация тактильных ощущений.  Развитие умения различать на ощупь мокрое и сухое.

Декабрь

1.«Крышечки»  

Цель: развитие слухового восприятия.

Возьмите разные бутылки, банки, чтобы крышки были все разные по размеру. Начинайте медленно отворачивать крышки на глазах у ребенка. Расскажите малышу как подбираются крышки. Затем смешайте все крышки, предложите ребенку найти подходящие крышки для каждой емкости, которые у Вас на столе.

2.«Шумовые баночки»

Цель: развитие слухового восприятия.

Возьмите разные бутылки, банки, чтобы крышки были все разные по размеру. Начинайте медленно отворачивать крышки на глазах у ребенка. Расскажите малышу как подбираются крышки. Затем смешайте все крышки, предложите ребенку найти подходящие крышки для каждой емкости, которые у Вас на столе.

3.«Цилиндры»

Цель: развитие слухового восприятия.

Возьмите разные бутылки, банки, чтобы крышки были все разные по размеру. Начинайте медленно отворачивать крышки на глазах у ребенка. Расскажите малышу как подбираются крышки. Затем смешайте все крышки, предложите ребенку найти подходящие крышки для каждой емкости, которые у Вас на столе.

4.«Липучка»

Цель: развитие навыка застегивать и расстегивать застежки. Учить ориентироваться в пространстве. Развивать целостный образ предметов окружающего мира.

Возьмите несколько кусочков плотной ткани, вырежете из них разных животных. Например, зайчика, морковку, машинку, колеса, ежика, грибочки. Вместо рта , носа или глаз пришейте пуговицы разных размеров или нарисуйте их фломастерами или пришейте кусочки блестящей бумаги. На машинке пришейте пуговицы или кнопки или прилепите  липучки, а на колесиках сделайте прорези или петли для крючков. С другими "игрушками" проделайте то же самое. Смысл в том, чтобы к машинке, например, можно было прилепить колеса липучками или вдеть в прорезь пуговку или закрепить колеса крючком. Для этого занятия пойдут в ход любые подручные средства:шнурочки, ремешки, тесемочки, пуговки, крючки и т.д.

Январь

1.«Молния»

Цель: развитие навыка застегивать и расстегивать застежки. Учить ориентироваться в пространстве. Развивать целостный образ предметов окружающего мира.

2.«Пуговицы»

Цель: развитие навыка застегивать и расстегивать застежки. Учить ориентироваться в пространстве. Развивать целостный образ предметов окружающего мира.

3.«Лоскутки ткани»

Цель: развитие тактильной чувствительности. Знакомить с различными фактурами ткани. Развивать умение сопоставлять предметы по сенсорным свойствам.

Возьмите кусочки ткани разной текстуры. Например, мех, хлопок, кожа, мохер, шерсть. Важно, чтобы они отличались друг от друга по текстуре. Посоветуйте ребенку внимательно приглядеться,подержать,  потрогать или даже понюхать кусочки ткани. Затем одну пару лоскутков положите в непроницаемый пакет, а вторую на стол. Предложите малышу найти в мешочке пару для кусочка ткани, который Вы оставили на столе. Т.е. ребенок должен на ощупь найти нужный кусочек и собрать все пары лоскутков.

4.«Подбери правильно»

Цель: развитие тактильной чувствительности. Знакомить с различными фактурами ткани. Развивать умение сопоставлять предметы по сенсорным свойствам.

Февраль

1.Волшебный мешочек

Цель: умение ориентироваться на плоскости. Развитие силы пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации.

Возьмите непроницаемый мешочек и положите туда любимые игрушки ребенка. Например, расческу, мягкую игрушку, свисток, маленькую куклу и т.д. Завяжите малышу глаза, а потом предложите вытаскивать из мешочка предметы и называть их. Когда это упражнение будет освоено, поменяйте предметы. Можно усложнить задачу, предложив ребенку вытаскивать игрушки на определенную букву. Например, куклу, кошелек, кружок и т.д. Второй вариант этого упражнения. Положите в мешочек предметы из дерева, пластмассы, бумаги, резины и т.д. Предложите ребенку вытаскивать из мешочка сначала деревянные предметы, затем бумажные и т.д.

2.«Прищепки»

Цель: развивать пинцетный захват, развивать силу пальцев рук, умение открывать и закрывать прищепки. Создавать целостный образ предметов окружающего.

Отличный материал для развития мелкой моторики малыша обычные бельевые прищепки. Давайте возможность ребенку вместе с вами развешивать белье, пусть ребенок использует прищепки  как игрушки, как украшение или как составление орнамента. Пусть малыш продемонстрирует свои творческие способности... Ведь мы, родители, так хотим , чтобы наш ребенок был самым лучшим, самым умным...

3.«Расстегни пуговицы. Развяжи, завяжи шнурочки»

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания, развитие у ребенка наблюдательности и воспитание бережного отношения  к одежде.

К этим материалам относятся - рамки с застежками - обучение конкретным, навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.

.

4.«Доски для ощупывания поверхности»

Цель: Развитие чувства осязания, знакомство с различными структурами поверхности: гладкой и шершавой, развития тонкой моторики. Очень хорошая подготовка к письму

С помощью кончиков пальцев учатся определять гладкую и шершавую поверхности. Происходит утончение тактильных ощущений, чувственное сравнение и анализ, концентрация внимания, координация движений, подготовка руки к письму, подготовка к восприятию разнообразия окружающего мира.

Март

1.Перекладывание (пересыпание) с помощью ложки

Способствовать концентрации внимания, развитию мелкой моторики руки, развитию навыков самообслуживания и ухода за окружающей средой и развитию независимости ребенка от взрослого и, тем самым, укрепления чувства собственного достоинства и самоценности.

2.Ферма на столе

Создать условия для самостоятельной деятельности детей с речевыми материалами с целью обогащения активного словаря, связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Способствовать развитию фонематического слуха, подготовке руки к письму.

3.Паровозик имен

Способствовать развитию позитивных эмоций и чувств, снижению уровня проявления негативных эмоциональных состояний, формированию навыков общения.

4.Игровые панели

Создать условия для самостоятельной деятельности детей с речевыми материалами с целью обогащения активного словаря, связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Способствовать развитию фонематического слуха, подготовке руки к письму.

Апрель

1.Коричневая лестница

Способствовать формированию чувственной базы интеллектуального развития (зрение, осязание, слух, чувство тяжести, чувство тепла), систему представлений о качествах окружающих предметов. Развивать умение сравнивать и анализировать (вес, форму, цвет и т.д.)

2.Царство воображения

Создать условия для развития воображения, создания положительного эмоционального настроя, сплочения детей и формирования доброжелательных отношений.

3.Красные штанги

Способствовать формированию чувственной базы интеллектуального развития (зрение, осязание, слух, чувство тяжести, чувство тепла), систему представлений о качествах окружающих предметов. Развивать умение сравнивать и анализировать (вес, форму, цвет и т.д.)

4.Калейдоскоп эмоций 

Закрепить умения распознавать и выражать эмоций: радость, грусть, страх, злость, обида, вина. Создать условия для закрепления мимических навыков.

Май

1.Солнечный зайчик

Способствовать развитию чувства сплоченности, умения действовать согласованно, Развивать эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку.

2.Паутинка

Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия (зрительного, тактильного, слухового), координации, в том числе зрительно-моторной, сплочения детей и формированию доброжелательных отношений.

3.Дидактические пазлы-вкладыши

Способствовать развитию творческого мышления и формированию концепции ребёнка в различных областях природы. Способствовать пробуждению желания исследовать окружающий мир.

4.Путешествие в волшебный лес

Создать условия для развития способности работать парами , развития интереса, фантазии, воображения, тактильной чувствительности и формирования навыков произвольного слушания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...