Обучение иностранному языку дошкольников
статья (младшая группа)
Обучение иноязычному общению дошкольников осуществляется в процессе моделирования на учебных занятиях привычных для детей сфер общения, таких как семья, дом, детский сад, разнообразные игрушки и увлечения, игровая деятельность, взаимодействие с взрослыми людьми или со сверстниками в быту, на улице, в местах развлечений и отдыха. Для каждой из этих сфер общения дошкольников детализируются разнообразные ситуации, определяются коммуникативные партнеры (как реальные, так и игровые), характер межличностного и межролевого взаимодействия участников общения, тематика и содержание общения. Все эти компоненты определяют характер, содержание и методику обучения на учебных занятиях, соответствующих каждой из сфер общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_inostrannomu_yazyku_doshkolnikov.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ
Антипова Вероника Алексеевна
учитель английского языка
ГБОУ лицея №265, г. Санкт-Петербург, Россия
Обучение иноязычному общению дошкольников осуществляется в процессе моделирования на учебных занятиях привычных для детей сфер общения, таких как семья, дом, детский сад, разнообразные игрушки и увлечения, игровая деятельность, взаимодействие с взрослыми людьми или со сверстниками в быту, на улице, в местах развлечений и отдыха. Для каждой из этих сфер общения дошкольников детализируются разнообразные ситуации, определяются коммуникативные партнеры (как реальные, так и игровые), характер межличностного и межролевого взаимодействия участников общения, тематика и содержание общения. Все эти компоненты определяют характер, содержание и методику обучения на учебных занятиях, соответствующих каждой из сфер общения:
1. Общение дома и в семье.
Ситуации: общение с членами семьи на буднях и в выходные дни. Прием гостей. Семейные праздники и семейные альбомы. Игры развлечения, занятия любимым делом. Домашние животные. Семейный отдых.
Коммуникативные партнеры: члены семьи, родственники, гости, друзья, фантазийные партнёры (игрушки, куклы, животные, сказочные персонажи).
Тематика и содержание общения: режим обычных и выходных дней. Мир увлечений и занятий семьи. Помощь родителям, старшим и младшим детям в семье. Уборка дома, готовка еды, приглашение гостей. Семейные праздники и традиции. Увлечения и способы проведения свободного времени. Взаимоотношения, стиль общения, обычные занятия в семье.
Характер взаимодействия: беседа, вопросно-ответное взаимодействие, обмен сообщениями и информацией, диалог-расспрос, межролевое и межличностное взаимодействие.
2. Детский сад.
Ситуации: предметные занятия, режимные ситуации (зарядки, завтрак, обед и др.). Игры и игрушки. Развлечения и досуг. Прогулки и экскурсии. Общение со сверстниками, воспитателями и родителями. Костюмированные игры и приход Деда Мороза и Снегурочки.
Коммуникативные партнеры: сверстники, воспитатели, няни, дети из других групп, партнеры по играм, учителя иностранного языка, домашние животные, игрушки и куклы.
Тематика и содержание общения: любимые и повседневные занятия детей в течении дня в детском саду. Отношения между детьми и между детьми и взрослыми. Отношения к животным и к природе в целом. Уход за любимцами в детском саду. Изготовление и вручение подарков. Праздники, творчество детей и совместные игры. Друзья, контакты и предпочтения. Конфликты и примирения. Что такое хорошо и что такое плохо.
Характер взаимодействия: вопросно-ответная форма, беседа, обмен информацией и сообщениями, этикетное взаимодействие, просьба – реакция на просьбу, обмен впечатлениями, диалог-расспрос.
3. Мир игрушек и увлечений.
Ситуации: выбор куклы или игрушек. Выражение своего к ним реального и фантазийного отношения. Предложение поиграть. Ситуация выполнения любимого занятия. Выражение удовольствия от занятия чем-либо.
Коммуникативные партнеры: сверстники, фантазийные партнёры, воспитатели, няни, игрушки и куклы, объекты увлечения.
Тематика и содержание общения: любимые занятия, характер увлечения (рисование, пение, танцы, музыка, спорт, лепка, желание готовить, мастерить, шить и т.д.). Планы, связанные с увлечениями. Перенос своего увлечения в игру, на куклы и игрушки, персонификация своих увлечений в них. Мечты о будущей профессии.
Характер взаимодействия: межролевое и межличностное реальное, фантазийное и игровое взаимодействие, индивидуальное и совместное повествование, диалог – взаимное информирование, вопросно-ответное взаимодействие.
4. Совместная игровая деятельность.
Ситуации: состязательные, дидактические, ролевые, психотехничские игры. Распределение ролей и определение условий игры. Ситуации, обусловленные исполнением ролевых предписаний, общением в рамках предписанного взаимодействия. Ситуации в связи с характером и процессом исполнения игр, оценкой игровых действий. Конфликтные ситуации. Выражение желаний относительно игр и игровых партнеров. Начало, перерыв и окончание игры. Поощрения и порицания.
Коммуникативные партнеры: сверстники, учитель иностранного языка, воспитатель, реальные, игровые и фантазийные партнеры.
Тематика и содержание общения: общение в ходе исполнения различных социальных и профессиональных ролей в игре по мотивам сюжетной или волшебной сказки, в процессе драматизации и исполнения ролевой игры и др. Формирование, развитие и удовлетворение познавательного интереса в играх. Использование мышления, памяти, воображения в психологических играх. Содержание общения в сферах окружающей действительности (магазин, поликлиника, театр, кино, улица, кафе, парк, школа, двор, зоопарк и т.д.).
Характер взаимодействия: вопросно-ответная форма, межличностное и межролевое взаимодействие, диалог – взаимное информирование, вопросно-ответное взаимодействие.
5. Общение со сверстниками.
Ситуации: общение дома, у родственников, у соседей, у друзей, на улице, во дворе и в других местах нахождения и пребывания детей. Спортивные и подвижные игры; игры с куклами и игрушками; ролевые и настольные игры; строительные игры и игры с конструктором; игры в прятки, с мячом; самостоятельные ролевые игры; игры по сказкам и мультфильмам. Общение в процессе выполнения трудовой и другой совместной деятельности.
Коммуникативные партнеры: сверстники, исполнители ролей в играх, реальные и игровые собеседники, персонифицированные «взрослые» и сказочные, кино- и телеперсонажи и герои, фантазийные собеседники.
Тематика и содержание общения: мир и содержание общения детей, обозначенные во всех предыдущих сферах, но в условиях самостоятельной совместной игровой, трудовой и другой социальной деятельности детей.
Характер взаимодействия: этикетное взаимодействие, сотрудничество, межролевое и межличностное взаимодействие, взаимокоординация действий, совместное решение задачи и исполнение правил и ролевых предписаний, взаимооценка действий.
6. Общение со взрослыми.
Ситуации: выражение потребностей и желаний и их удовлетворение с помощью взрослых. Ситуации учения, развития, удовлетворения познавательного интереса. Ситуации игры со взрослыми. Ситуации жизнеобеспечения, удовлетворения основных человеческих потребностей, оказания помощи. Ситуации совместной со взрослыми деятельности в быту, воспитании, на досуге. Ситуации поведения в общественных местах.
Коммуникативные партнеры: родители и другие члены семьи, родственники, соседи, воспитатели, знакомые и незнакомые люди, прохожие, люби из сферы обслуживания, профессионалы, занятые в сфере детского творчества, и др.
Тематика и содержание общения: развитие и социализация детей. Формирование личности. Стиль общения. Развивающая совместная деятельность. Введение в различные ситуации жизни взрослых. Организация интересной деятельности детей. Оказание влияния на формирование потребностей, интересов и ценностных ориентаций дошкольников. Реализация практических, воспитательных и образовательных целей.
Характер взаимодействия: вопросно-ответная форма; диалог-повествование; обмен информацией, предложениями, мнениями, желаниями, просьбами и различная реакция на них; диалог-расспрос, - разъяснение, -иллюстрация; беседа, диалог – межролевое взаимодействие, -изложение, -обсуждение.
Содержание обучения в преподавании иностранного языка дошкольниками как средства общения реализуется средствами родного и иностранного языков в их взаимодействии, что позволяет естественно включить изучаемые иноязычные средства как в систему развития ребенка, так и в формирование его языковой и коммуникативной способностей и компетенции. При этом используется минимальный, но многофункциональный языковой материал, недостаточный объем которого компенсируется речью на родном языке, мимикой, жестами, интонацией, игровыми действиями, разнообразной наглядностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. – М.: Просвещение, 1988. - 128 с.
2. Бухбиндер В.А. и др. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. – Киев: Вища школа, 1980 – 247 с.
3. Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М.: Мозаика Синтез, 2006 – 103 с.
4. Догман Г. Гармоничное развитие ребенка. – М.: Аквариум, 1996. – 170 с.
5. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. – М.: Рус. Яз., 1989. – 222 с.
6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
7. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение, 1987. - 128 с.
8. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности «Преподаватель иностранного языка в детском саду». – СПб.: Спец. Лит., 1999. – 150 с.
9. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Игра как ведущий метод обучения иностранному языку для дошкольников"
Презентация "Игра как ведущий метод обучения иностранному языку для дошкольников"...
Возрастные особенности при обучении иностранному языку
учет возрастных особенностей воспитанников при обучении английскому языку...
Методические рекомендации по проведению непосредственно организованной деятельности у дошкольников по английскому языку.Подготовительная группа (5-6 лет), первый год обучения иностранным языком, пройденные темы «Цвета», «Числа».
Методические рекомендации по проведению непосредственно организованной деятельности у дошкольников по английскому языку....
Обучение иностранному языку дошкольников с учетом гендерного аспекта
Рекомендации педагогам и родителям...
Особенности обучения иностранному языку дошкольников
Презентация освещает основные особенности работы с дошкольниками при обучении их иностранному языку....
Эффективный метод обучения иностранному языку дошкольников
Методы обучения в детском саду...
«Обучение иностранному языку в дошкольном возрасте. Особенности организации обучения английскому языку в детском саду»
В настоящее время все больше и больше родителей интересуются возможностью изучения иностранного языка в условиях дошкольного образовательного учреждения, т.е. когда ребенок посещает детский сад. ...