Взаимодействие педагогов и родителей
статья (младшая группа)

Булатова Эльвира Викторовна

С раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.

Педагоги работают в этом направление только совместно с семьёй, так как важный субъект начального звена системы является – семья. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_pedagogov_i_roditeley.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 71 Невского района Санкт-Петербурга

Статья

«Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста по формированию навыков самостоятельности»

Подготовила:

Булатова

Эльвира

Викторовна –

Воспитатель

Санкт-Петербург 2023


Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность, как стержень качества личности на разных этапах онтогенеза, поиск резервов и эффективных путей развития этого качества у человека - одна из центральных в психолого-педагогической науке. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.

Акцентирование внимания педагогов и родителей на процессе воспитания у детей самостоятельности определяется стилем современной жизни, изменением взглядов на социальную и интеллектуальную активность личности. A.Н. Леонтьев считал, что дошкольное детство - это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных «механизмов» поведения, а также личностных свойств. Поиск способов, приемов, средств формирования самостоятельности непосредственно связан и обусловлен повышением качества воспитательно-образовательной работы в детских садах. Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами в младшем дошкольном возрасте (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Г.Н. Година). Вышеперечисленными психологами и педагогами подчеркивается, что каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Основа самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, а дальнейшее формирование самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры (А.К. Бондаренко, С.А. Марутян), бытового труда (Е.Н. Герасимова, Г.Н. Година, В.И. Логинова), конструирования (А.И. Давидчук, Ф.В. Изотова, О.А. Сафонова), творческой (Н.А. Ветлугина, Д.И.Воробьева, Т.С. Комарова) и учебной деятельности (А.П. Усова). Каждый вид детской деятельности оказывает влияние на 4 развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.

Самостоятельность - качество очень неоднозначное. Часто взрослые жалуются на то, что ребенок не может занять себя, придумать игру, неспособен выполнить простейшую просьбу: у него все валится из рук, самое элементарное задание вызывает у ребенка затруднение, действия неуклюжи; начатое дело не доводит до конца, отвлекается, если его не контролировать.

Несмотря на противоречивость в определении сроков, ученые единодушны в одном: самостоятельность - это важнейшая характеристика личности, самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целенаправленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.

Предпосылки самостоятельности закладываются приблизительно на втором третьем годах жизни, когда ребенок начинает относительно свободно передвигаться на небольших пространствах, и уже может в какой-то мере самостоятельно удовлетворять некоторые из своих основных потребностей.

Он начинает добиваться удовлетворения своих потребностей внутри семьи и других социальных группах. «К началу дошкольного возраста - к 3 годам, а иногда и раньше проявляется, в зависимости от индивидуальных особенностей характера, у одних больше, у других меньше выражено стремление к самостоятельности». Долгое время основным критерием самостоятельности считалось отсутствие у ребенка ориентации на помощь и поддержку взрослого. Высказывания «я сам» и независимость в действиях рассматривались как наиболее достоверные признаки сложившейся или складывающейся самостоятельности. Потребность, объективированная в форме: «Я Сам!» формируется в первые годы жизни человека на основе приобретаемого им опыта практического взаимодействия и общения с близкими взрослыми. Это стремление является базой всех в дальнейшем формирующихся высших форм самостоятельности.

Наблюдения Р.Д. Кaрпенко показали, что абсолютно надежными признаками самостоятельности эти данные не являются. Так, стремление к самостоятельности к самообслуживанию, в некоторых действиях, ярко обнаруживающаяся у детей в три года, к пяти-шести годам может абсолютно бесследно исчезнуть, не оставив в личности необходимого отпечатка, не став насущной потребностью. Дело в том, что многие элементарные проявления самостоятельности в середине раннего возраста - это признак псевдосамостоятельности.

Исследовательские наблюдения за дошкольниками показывают, что если стремление ребёнка не имеет формы общей и стойкой тенденции, не охватывает большей части его действий, а ограничено и сводится лишь к одиночным самостоятельным действиям, то это так называемая мнимая самостоятельность, которая на поверку оказывается, лишь умением хорошо совершать заученные и закрепленные действия. По мнению педагогов, нельзя назвать самостоятельными действия, которые отличаются бессмысленностью, однообразием манипулирования предметов. В этом случае речь идет, скорее всего, об определенных формах задержки в развитии.

Если раньше ребенок приступал к действию только тогда, когда в поле его зрения попадал какой-то предмет и побуждал его к совершению действия, то теперь именно замысел и план действия побуждают его искать и находить нужные предметы для задуманного им действия и использовать их в определенной последовательности и строго определенным способом. Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте происходит поэтапно: Первая этап — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого, например, по просьбе взрослых сам убирает после игры свои игрушки; имеет знания и умения личной гигиены.

Второй этап-ребенок самостоятельно использует обычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, убирает свою комнату без просьбы взрослых, имеет самостоятельные навыки личной гигиены.

На третьем этапе возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает общий характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях. Действия ребенка доведены до автоматизма.

К трем годам ребенок способен сам одеваться и раздеваться при небольшой помощи взрослого, но бывает, дети настойчиво отказываются от подобного проявления самостоятельности. Обучение навыкам самообслуживания - это только ступенька на пути к самостоятельности, и желание все сделать самому намного важнее, чем действие, совершенное «из-под палки». И здесь главную роль играет отношение и стиль общения взрослых. Когда стимулы к повторению неудавшихся действий становится уже не внешним (поощрением или поддержка со стороны окружающих людей), а внутренним (удовольствие, получаемое от того, что вполне самостоятельно удалось преодолеть возникшие препятствия и добиться поставленной цели), мы уже имеем дело с волевым действием.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достигнуть выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре, в труде, в познании, в общении. В процессе формирования самостоятельности ребенок приобретает способность к общему подходу в решении задач деятельности: умение принять цель или выдвинуть её самому, понять условия решения задачи, соотнести полученный результат с целью внести коррективы, используя необходимые контрольно-оценочные действия.

По мнению В.И. Логиновой, Е.Н. Герасимова в условиях правильной организации детской деятельности, самостоятельность дошкольников развивается от репродуктивной воспроизводящего характера (самостоятельное воспроизведение образцов, способов действий и пр.) к самостоятельной с элементами поисковой деятельности и творчества.

Творчество выступает высшей формой проявления самостоятельности ребенка. Творческая деятельность развивает у детей способность самостоятельно обнаруживать новое решение проблем, новые способы выражения своих замыслов, способность гибко и вариативно использовать имеющиеся умения и знания. К концу старшего дошкольного возраста в условиях соответствующего воспитания у детей, по мнению педагогов и психологов, должен сложиться высокий уровень самостоятельности, для которого характерно:

  • стремление к самостоятельности (в познании, в общении, в деятельности), умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
  • умение сознательно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности (действовать по правилам, поставленным условиям, по инструкции);
  • умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть новые условия деятельности, осуществить элементарное планирование, получить результат);
  • умение переносить известные способы действий в новые условия, комбинировать и вариативно использовать имеющийся опыт, знания, умения, проявлять творческий подход к разрешению задач.

Самостоятельность, развитая в одной сфере, не обеспечивает автоматически самостоятельности в других, однако создает благоприятные условия для расширения на все большие области жизни ребенка, при этом роль взрослого в процессе развития детской самостоятельности очень высока.

Для того чтобы выделить средства развития самостоятельности у детей дошкольного возраста, необходимо раскрыть объем данного понятия.

Средством называется все то, что использует субъект, в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются для облегчения деятельности (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко). Роль средства, может выполнять любой объект окружающей действительности: предмет, вещь, звук, животные, растения, явления, события. Н.К. Крупская обращает внимание на то, что человек, будучи субъектом деятельности, не может выполнять роль средства - таков принцип современной культуры.

В педагогических исследованиях Г.Н. Годиной доказано, что развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста происходит в процессе:

  • овладения предметом деятельности;
  • ситуативно-делового общения со взрослыми;
  • взаимодействия со сверстниками;
  • овладения игровой деятельностью;
  • овладения трудовой деятельностью.

Именно эти виды деятельности, по мнению ученых, могут являться средствами развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Для того чтобы правильно организовать детскую самостоятельную деятельность, педагог должен обладать определенными умениями и методами. Умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе организационных и специальных умений.

Данные умения подразделяются на умения ребенка определить цель деятельности, спланировать, реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и самооценку. Все организационные умения тесно связаны между собой и в своем единстве образуют способ выполнения деятельности.

Работу по подготовке детей к самоорганизации разных видов деятельности желательно проводить на занятиях в качестве их составной части, которые направлены на развитие желания и умения самостоятельно лепить, рисовать, конструировать, трудиться, на активизацию художественно-речевой, двигательной, музыкальной деятельности, умения самостоятельно организовывать различные игры, совместный труд.

В свободное от занятий время рекомендуется обратить внимание детей на необходимость определенной последовательности организационных действий. Для этого можно использовать серию картинок, на которых зафиксированы осуществляемые в определенном порядке основные организационные действия. С учетом того, что развитие самостоятельности у детей идет разными темпами, широко используются внешние наглядные средства, облегчающие детям самостоятельное построение деятельности и правильную ее самоорганизацию. Это могут быть инструкционные карты с поэтапным отражением процесса деятельности, схемы наблюдений, предметные и графические модели, алгоритмы действий и прочее.

Таким образом, традиционно в отечественных психолого-педагогических исследованиях самостоятельность рассматривают как важнейшую характеристику личности, которая не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств. Данная проблема на сегодняшний день потому и актуальна, что не существует единого рассмотрения ее сущности. В своей работе под самостоятельностью мы будем понимать личностное качество, которое включает в себя желание детей быть активными, инициативными, независимыми в своих действиях, уметь планировать собственную деятельность и оценивать ее результаты. Под самостоятельностью дошкольника понимается стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности относительно независимо от взрослого, но и при правильном руководстве воспитателя с применением всех средств в комплексе можно воспитать самостоятельность в ребенке. Самостоятельность дошкольников формируется во всех видах деятельности, и в том числе в общении в коллективе сверстников.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что отношение психологов к феномену «самостоятельность» неоднозначно. С одной стороны, почти все исследователи, изучающие особенности развития детей, подчеркивают огромную роль самостоятельности в развитии личности в целом, с другой стороны, во многих случаях они не дают содержательной характеристики этому понятию. Итак, самостоятельность постоянно формирующее личностное качество, основы которого закладываются в раннем дошкольном возрасте. Становление самостоятельности и активности ребенка происходит в течение всего периода детства. Самостоятельные отдельные действия ребенка раннего возраста, пополняясь и обогащаясь, к началу дошкольного периода начинают формироваться в самостоятельную деятельность.

В условиях целенаправленной педагогической деятельности, направленной на формирование самостоятельности, дети-дошкольники достигают выраженных показателей самостоятельности в общении, в трудовой, игровой, учебной деятельности. Самостоятельность создает благоприятные условия для получения знаний на все большие области жизни ребенка.

Роль взрослого в процессе формирования детской самостоятельности, как и его участие в предметных действиях детей должна быть существенной, специально организованной, т.е. являться реализующей спланированной педагогической деятельностью. Самостоятельная деятельность становится условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются умственные и художественные способности любознательность и творческие воображения, коммуникативные навыки.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Формирование навыков самообслуживания - это первая ступень самостоятельности, как качества личности, в младшем дошкольном возрасте. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Взаимодействие - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова » взаимодействие »объясняется так:

1) взаимная связь двух явлений;

2)взаимная поддержка.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Успешное формирование у ребенка младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания возможно при условии тесного взаимодействия воспитателя, психолога, медицинского работника ДОУ и родителей ребенка.

При этом роль взаимодействия воспитателя с родителями чрезвычайно велика.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

  • -приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
  • пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
  • создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
  • информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада, а осуществлять это можно находя новые формы работы с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема: «Организация взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников с ОНР»

В работах А.В. Запорожца, М.И. Лисиной и многих других указывается на тот факт, что общения ребенка со взрослым является основой его психического развития. Еще Л.С. Выготский говорил о том, что наибол...

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями» Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...

презентация к семинару - практикуму для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагогов с родителями"

Образовательный уровень современных родителей довольно высок, но зачастую обнаруживаются вопиющие пробелы в психолого-педагогических знаниях, умениях и навыках обращения с собственным ребенком. Это пр...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по укреплению здоровья детей»

В консультации говорится о взаимодествии педагогов и родителей по сохранению здоровья детей....

Консультация для родителей «Построение эффективного взаимодействия педагога с родителями. Переход к эффективному взаимодействию д/с и семьи.»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....

Взаимодействие педагогов в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Взаимодействие педагогов с родителями детей ОВЗ.

Растет количество детей, нуждающихся в психолого-педагогическомсопровождении специалистов разного профиля, поэтому перед педагогамистоит задача взаимодействия для реализации эффективной коррекционно-п...

Семинар-практикум для педагогов "Как успокоить недовольного родителя? Оптимизация взаимодействия педагога с родителями"

Семинар-практикум для педагоговТема: «Как успокоить недовольного родителя? Оптимизация взаимодействия педагога с родителями» Цель: повышение уровня профессиональной компетен...