Развитие предметной деятельности детей раннего возраста
материал (младшая группа)

Абрамова Наталья Александровна

раннее детство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ranniy_vozrast.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

      Развитие предметной деятельности детей раннего возраста.
Раннее детство – это чрезвычайно важный период психического
развития, который характеризуется бурным развитием речи и двигательных
функций ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и
совершенствования новых видов деятельности.
Основными новообразованиями раннего детства являются
прямохождение, развитие предметной деятельности и развитие речи.
Становление речи, которое наиболее интенсивно происходит в раннем
возрасте, перестраивает все психические процессы ребенка. Язык
усваивается с поразительной быстротой, особенно после того, как дети
начинают произносить свои первые слова. В середине второго года
происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании
словаря и повышенном интересе ребенка и речи.
Способность к самостоятельному передвижению, являясь полностью
физическим приобретением, приводит к психологическим последствиям.
Овладение ходьбой расширяет границы доступного ребенку мира, дает ему
возможность самостоятельно, без посредничества взрослых, знакомиться с
новыми предметами и местами. Расширяются свобода и самостоятельность
ребенка в ориентировке во внешнем пространстве. Мышечное чувство
становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения
предметов (совместное функционирование зрения, кинестезии и осязания).
Главное же, освобожденные от участия в ползании руки расширяют
возможности ребенка в манипуляциях с предметами.
Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже
младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении
предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка
второго-третьего года жизни. В ходе овладения предметными действиями
ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые
для этого необходимы.
Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней
происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. Отличие
предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в
том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их
назначению. Манипуляции учитывают только внешние свойства вещей
независимо от их назначения: ребенок катит все круглое, стучит всем
твердым, сжимает все мягкое. Теперь ему нужно научиться употреблять
каждый предмет так, как этого требуют взрослые
.
Прежде всего, нужно подчеркнуть, что в предметной
деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и
сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так,
память в раннем возрасте существует в форме узнавания, то есть восприятия
знакомых предметов. Мышление ребенка до 3 лет носит преимущественно
непосредственный характер – ребенок устанавливает связи между
воспринимаемыми предметами.
К началу раннего возраста ребенок овладевает зрительными
действиями, которые позволяют определить некоторые свойства предметов и
регулировать практическое поведение. Поскольку действия с предметами
направлены в основном на такие их свойства как форма и величина, именно
эти признаки являются главными для ребенка. Цвет в начале раннего детства
не имеет особого значения для узнавания предметов. Малыш совершенно
одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также
изображения, окрашенные в самые необычные цвета (например, зеленая
кошка остается кошкой). Он ориентируется, прежде всего, на форму, на
общий контур изображений. Это вовсе не значит, что ребенок не различает
цвета. Однако цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет и не
определяет его узнавание.
Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими.
Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать
и соотносить свойства разных объектов – их форму, величину, твердость,
местоположение и не пытаться расположить их в определенном порядке.
Соотносящие действия требуют учета величины, формы, местоположения
различных предметов.
Характерно, что большинство игрушек, предназначенных для детей
раннего возраста, (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрешки)
предполагают именно соотносящие действия. Когда ребенок пытается
осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их
части в соответствии с их формой или размером. Так, чтобы сложить
пирамидку, нужно попадать палочкой в отверстие колечек и учитывать
соотношение колец по величине. При сборке матрешки нужно подбирать
половинки одинаковой величины и совершать действия в определенном
порядке – сначала собрать самую маленькую, а потом вложить ее в большую.
Первоначально малыш может выполнять эти действия только через
практические пробы, потому что он еще не умеет зрительно сравнивать
величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку
матрёшки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит и начинает
пробовать другую. Иногда он пытается добиться результата силой – втиснуть
неподходящие части, но вскоре убеждается в несостоятельности этих
попыток и переходит к примериванию и опробыванию разных частей, пока
не найдет нужную деталь.
От внешних ориентировочных действий малыш переходит
к зрительному соотнесению свойств предметов. Эта способность проявляется
в том, что ребенок подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное
действие сразу, без предварительных практических проб. Он может,
например, подобрать одинаковые или различные по величине колечки или
стаканчики.
На третьем году жизни складываются представления о свойствах вещей
и эти представления закреплены за конкретными предметами. Для
обогащения представлений ребенка о свойствах предметов необходимо
чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками
вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная
сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей
предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного
развития.
Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия,
которые можно считать проявлениями мышления. Это те действия, в
которых ребёнок обнаруживает связь между отдельными предметами или
явлениями – например, подтягивает веревочку, чтобы приблизить к себе
игрушку. Но в процессе усвоения соотносящих действий ребенок начинает
ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между
предметами, что в дальнейшем способствует решению практических задач.
Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их
самостоятельному установлению – важный шаг в развитии мышления.
Сначала установление таких связей происходит путем практических
проб. Он пробует разные способы открывания коробочки, доставания
привлекательной игрушки или получения новых впечатлений и в результате
своих проб, случайно получает эффект. Например, случайно нажав на соску
от бутылочки с водой, он обнаруживает брызжущую струю, или сдвинув
крышку коробочки-пенала, открывает ее и достает спрятанный предмет.
Мышление ребенка, которое осуществляется в форме внешних
ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Именно эта
форма мышления характерна для детей раннего возраста. Малыши активно
используют наглядно-действенное мышление для обнаружения и открытия
самых разнообразн
ых связей вещей и явлений окружающего их предметного мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей гр...

Консультация для воспитателей на тему: "Развитие предметной деятельности детей раннего возраста"

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с...

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста...

развитие предметной деятельности детей раннего возраста

Развитие предметной деятельности детей раннего возрастаВ раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладе...

Коррекция отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР

Презентация, раскрывающая суть коррекции отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР...

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию предметной деятельности детей раннего возраста....

«Этапы развития предметной деятельности детей раннего возраста».

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребенка, имеет несколько линий развития, среди которых: становление орудийных действий, развитие нагля...