КАРТОТЕКА ОПЫТОВ (старшая группа)
опыты и эксперименты (старшая группа)
Предварительный просмотр:
https://infourok.ru/kvestigra-po-opitnoeksperimentalnoy-deyatelnosti-dlya-detey-starshey-gruppi-3596498.html
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ (старшая группа)
Название | Задачи | Литература |
Сентябрь | ||
Может ли растение дышать? | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом…, с.55 |
Сыпучий песок | Познакомить со свойством песка – сыпучесть. | Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.49 |
Легкая пластмасса | Побудить детей определять свойства пластмассы (гладкая, шероховатая, изделия из нее окрашены в разные цвета, водонепроницаемая, легкая, ломкая, плавиться). | Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы…, с.62 |
Свойства мокрого песка | Познакомить со свойствами мокрого песка (может держать форму). | Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.49 |
Октябрь | ||
Нужен ли корешкам воздух? | Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом…, с.56 |
Свойства воды | Познакомить со свойствами воды: прозрачность, нет вкуса и запаха, не имеет формы. | Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.33-35 |
Дерево умеет плавать | Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах; научить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования. | Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы…, с.28 |
Растворимые и нерастворимые вещества в воде | Помочь детям определить свойство воды – она растворяет некоторые вещества. | Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.34 |
Ноябрь | ||
Посуда Федоры | Обобщить и систематизировать знания о материалах; научить устанавливать причинно-следственные связи между материалом и назначением посуды. | Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы…, с.56 |
Что в пакете? Поиск воздуха | Учить обнаруживать воздух. Формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить. | Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.42-43 |
Наши помощники – глаза | Познакомить со строением глаза, функцией его частей. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом…, с.114 |
Загадочные пузыри | Показать, что воздух есть в некоторых предметах. | Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.43 |
Декабрь | ||
Разная бумага | Познакомить с бумагой, её видами их названиями; закрепить знания о свойствах бумаги; развить память, речь, внимание, мышление. | Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы…, с.55 |
Лёд – твёрдая вода | Доказать, что лёд – тоже вода. | Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.33 |
Разноцветные сосульки | Реализовать представления детей о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом…, с.118 |
Пар – тоже вода | Показать детям еще одно агрегатное состояние воды. | Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.34 |
Январь | ||
Притягивается – не притягивается | Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом…, с.95 |
Что в пакете? | Сравнить свойства воздуха и воды. | Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.43 |
Фарфоровый секрет китайцев | Познакомить с историей создания стекла и фарфора; научить называть свойства стекла (прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое-тонкое, ребристое, хрустальное) и фарфора (белый, перламутровый, тонкий, гладкий, звенящий). | Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы…, с.71 |
Надувание мыльных пузырей | Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь. | Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.44 |
Февраль | ||
Разные-разные ткани | Познакомить с происхождением тканей; показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи); показать свойства ткани (гигроскопичность, т.е. способность хорошо впитывать влагу; способность пропускать воздух; возможность стирать, чистить, гладить, мять). | Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы…, с.66 |
Вода нужна для прорастания | Выявить необходимость воды для прорастания. | Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.35 |
Что необходимо растению для роста? | Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) | Дыбина О.В. Неизведанное рядом…, с.58-59 |
Растения «пьют» воду | Доказать, что растения «пьют» воду. | Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.36 |
Март | ||
Путешествие в мир стеклянных вещей | Познакомить со стеклянной посудой, с процессом её изготовления, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы. | Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы…, с.74 |
Вода бывает сильной | Познакомить со свойством воды: при замерзании она расширяется и обладает силой. | Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.36 |
Солнечные «зайчики» | Дать понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом). | Дыбина О.В. Неизведанное рядом…, с.94 |
Форма капель | Доказать, что капли круглые (шарообразные). | Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.37 |
Апрель | ||
В мире металла | Познакомить со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении. | Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы…, с.79 |
Свечка в банке | Показать на опыте, что при горении изменяется состав воздуха, кислорода становиться меньше, а для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. | Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.54 |
Вершки-корешки | Выяснить, что раньше появляется из семени. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом…, с.66 |
Пламя загрязняет воздух | Показать, что при горении выделяются вредные вещества. | Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.55 |
Май | ||
Узнай материал | Продолжать знакомить с материалами рукотворного мира (стеклом, тканями, металлом, пластмассой); научить различать их по свойствам и качествам; развить мышление, память. | Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы…, с.82 |
Свойства песка и глины | Учить сравнивать свойства песка и глины. | Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.51 |
Как песок и глина пропускают воду |
Продолжать знакомить со свойствами песка и глины. |
Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.50 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов (старшая группа)
Описание опытов, которые можно провести при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром....

Картотека опытов (старшая группа)
Опыт№1Эффект радуги.Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги. Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив е...