«Как воспитать патриота?» (консультация для воспитателей)
консультация

Башкатова Ирина Андреевна

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства. Таким образом, нравственно- патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

    Когда же начинается становление гражданина-патриота? С какого возраста начинать приобщение к истокам героизма старших поколений? Познание и приобщение к родословной семьи, посёлка, района, города, края, государства начинается за долго до школы. Героическое рядом, в биографиях близких и знакомых людей, в подвигах земляков, в истории дома, улицы. И обратить внимание дошкольников на это осязаемое и зримое героическое мы просто обязаны. Обязаны потому, что на смену патриоту должен прийти патриот, достойный наследник героических дел старших. Что же можно делать для формирования патриотических чувств у ребёнка в детском саду? Необходимо воспитывать малышей на героических традициях нашего народа. С раннего возраста мы знакомим детей с истоками народной мудрости: сказками, пословицами, поговорками, песнями, потешками, загадками, а также с прикладным народным творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для воспитателей

«Как воспитать патриота?»

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства. Таким образом, нравственно- патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

    Когда же начинается становление гражданина-патриота? С какого возраста начинать приобщение к истокам героизма старших поколений? Познание и приобщение к родословной семьи, посёлка, района, города, края, государства начинается за долго до школы. Героическое рядом, в биографиях близких и знакомых людей, в подвигах земляков, в истории дома, улицы. И обратить внимание дошкольников на это осязаемое и зримое героическое мы просто обязаны. Обязаны потому, что на смену патриоту должен прийти патриот, достойный наследник героических дел старших. Что же можно делать для формирования патриотических чувств у ребёнка в детском саду? Необходимо воспитывать малышей на героических традициях нашего народа. С раннего возраста мы знакомим детей с истоками народной мудрости: сказками, пословицами, поговорками, песнями, потешками, загадками, а также с прикладным народным творчеством. Так, например, проводя беседу с детьми об Армии можно использовать пословицы: «Если Армия сильна непобедима и страна», «Знает свет, твёрже русских нет». Необходимо объяснить детям, что такое «свет». Свет- это вся наша земля, а «тверже» - это значит что смелее и сильнее русских людей нет. После подобных объяснений дети начинают понимать патриотический смысл пословиц и поговорок, у них зарождаются чувства гордости за свой народ.

Необходимо знакомить детей с иллюстрациями, рисунками на военную тематику.   Очень   познавательными   являются    иллюстрации к   книге  С.  Баруздина «Шёл по улице солдат», «Твои защитники», Б. Никольский «Солдатская школа», «Как живёт аэродром?»  показывающие солдат разных родов войск, военную технику. Формированию патриотических чувств у дошкольников помогает то художественное произведение, в центре которого стоит герой зовущий к подражанию. Это невыдуманные герои времён гражданской, Великой Отечественной войн. Знаменитые полководцы и герои В.И. Чапаев, И.А. Щёрс, В. Суворов, Г.К. Жуков,  Н. Гостелло, юные герои Саша Чекалин, Володя Дубинин, Зина Партнова и мн. др.

        На примере литературного героя С. Михалкова  «Дядя Стёпа» прослеживаются героические поступки настоящего человека, спортсмена, воина, добропорядочного гражданина своей Родины.

        На музыкальных занятиях дети разучивают песни на героико-патриотическую тему: «Мы солдаты», «Наша Родина сильна», «Бравые солдаты» и др.

       Для формирования патриотических чувств  у дошкольников   эффективными являются экскурсии по улицам города. Здесь дети знакомятся с названиями улиц носящие имена знаменитых людей, с архитектурными памятниками, зданиями. Не менее эффективным методом в воспитании патриота является посещение краеведческого музея, где дети знакомятся с историей родного края.  «Бытовая повседневность» является одним из методов ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого необходима организация специальных помещений в детском саду. В нашем детском саду, руками музыкальных работников, создана горница, где собраны предметы старины.

Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме этого, в подобном помещении, расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок, прибауток, потешек и т.д.)

        Данную работу необходимо проводить в тесной связи с родителями. Прикосновение к истокам своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.   «Все, что свершается в  стране,  через вашу  душу и  вашу  мысль  должно приходить  к  детям», - эту  заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателям с детьми, и с их родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Однако в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию сословных, профессиональных корней своего рода в разных поколениях.

           В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны)

их фронтовых и трудовых подвигах, необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне, потому что мы любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

              Через стенд для родителей необходимо информировать пап и мам о том, что нового узнали их дети, куда пойти в выходной день, на что обратить внимание, какие книги желательно прочитать. Большое значение имеют семейные экскурсии по городу. Например, совместное с родителями, возложение цветов к могиле неизвестного солдата в День Победы. Подобные экскурсии прививают детям навыки гражданского поведения у священных для народа мест. Познавательный и психологический настрой детей на восприятие мемориала позволяет воспитателю создавать бесценные ситуации сопереживания, в ходе которых будущие защитники Отечества впервые прикасаются к подвигу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультациядля воспитателей "Логические математические игры"

Развиваем детей с помощью математических игр....

Консультациядля родителей "Что такое георгтевская ленточка?" и "Как рассказать ребёнку о войне?".

Консультация для родителейЧто такое Георгиевская ленточка? Меня часто спрашивают, что означает георгиевская ленточка, какой смысл несет она. И я решила рассказать вам об этом символе. Да, эт...

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Адаптация малыша в деском саду"

Адаптация малыша к детскому садуАдаптацияАдаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окру...

Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...

консультациядля родителей на тему День космонавтики

консультация для родителей День космонавтики...

Консультациядля воспитателей

Консультация для воспитателей...

Консультациядля родителей: "Осторожно гололед"!

О правилах поведения во время гололеда....