«Сказкотерапия- инновационный метод в работе с дошкольниками»
консультация
«Сказкотерапия- инновационный метод в работе с
дошкольниками»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nadya_skazkkoterapiya5.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказкотерапия- инновационный метод в работе с
дошкольниками»
Каждый человек с рождения и до самой старости окружён сказками, былинами, мифами, баснями, притчами. У нас есть любимые и ненавистные сюжеты и персонажи. Порой мы сами не замечаем, как глубоко сказка проникает в нашу повседневную жизнь, и какое влияние оказывает на неё. Издавна знания и мудрость одного поколения передавались другому именно в сказочной форме, ведь так они лучше воспринимаются и запоминаются. Поэтому совсем не удивительно, что в рамках такой науки как психология постарались мыслить и структурировать знания о сказках, и о их влиянии на психику человека. Так появилось направление психологической работы – сказкотерапия. С каждым днём сказкотерапия становится всё более популярной.
Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей. Суть метода- использование сказки как рабочего инструмента.
Любая сказка, даже самая простая, несет в себе
определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и
развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на
сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со
стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и,
что самое главное реализовать их в повседневной жизни. Сказка, пережитая
на собственном опыте, оставляет неизгладимое впечатление в памяти
ребенка, ощущение пережитого чуда и праздника. Сказка, в которой добро
сильней зла, где старый становится молодым, больной-здоровым, дает
малышу чувство внутренней защищенности. В настоящее время, сказка все
чаще стала использоваться в качестве терапевтического средства, которое
призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира
ребенка, определение модели поведения и нахождения выхода из
проблемной ситуации (отношение между сверстниками, родителями и
детьми и т.д.), коррекция психической и эмоционально-волевой сферы,
развитие речи и др.
6. Слайд Сказкотерапия может быть использована по отношению к
любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При
этом данный вид терапии также создает условия для работы с детьми,
имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и
эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, речи
и др.
Сказкотерапия – лечение сказкой, новейшая здоровьесберегающая
технология, личностно ориентированная на человека.
Сказкотерапия– направление практической психологии, которое,
используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить
самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные,
близкие отношения с окружающими…
Каким образом, посредством сказкотерапии удается достигать таких
целей?
Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя
или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки
выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую
очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего
мира…
Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания
человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим
собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей
особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между
людьми.
В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или
рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования,
новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои
возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое
представление о том, что существует сказочная действительность, отличная
от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у
ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае
необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Сказкотерапия – это целенаправленное использование сказок в
психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.
7. слайд Сказкотерапия - это один из наименее травмоопасных и
безболезненных способов психотерапии;
1. это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе
взаимоотношений в нем;
2. это процесс образования связи между сказочными событиями и
поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в
реальность;
3. это процесс активации ресурсов, потенциала личности;
4. это процесс объективизации проблемных ситуаций;
5. это процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
8. слайд Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не
просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного
сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать
удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными
существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные
законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом
прививаются детям родителями.
Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со
своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и
поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных
ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает творческие
способности и умение слушать себя и других, учить принимать и создавать
новое.
В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно
решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания
или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или
развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций и др.
Сказка приобщает ребенка и к жизни, и к тысячелетней человеческой
культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских
характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много
весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов.
9. слайд Виды сказок, используемые в качестве материалов для
терапии:
Дидактически сказки - позволяют ребенку накапливать опыт об
окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных
ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста.
Цель дидактической сказки скромна - передать ребёнку некое новое знание,
умение, навык. Ну, а кроме прочего - показать смысл и важность этого
умения. Эта категория сказок призвана передать в доступной форме
дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.
Художественные (народные, авторские) - сказки, способствующие
воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи,
поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так в
сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей
позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и
его отношение к тому, что его окружает. Например, если ребенок отдает
предпочтение сказкам, где главным героем является зайчишка-трусишка. То
можно предположить, что ребенок достаточно застенчивый, спокойный и,
возможно, боязливый.
Психологические сказки- создают специфические условия для ребенка,
которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов,
адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению
уверенности в себе. Она сосредоточится на ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ
ребенка и объяснит ему - зачем любить маму, зачем любить своих друзей и
зачем вообще беречь свою молодую жизнь.
Психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью
оказать мягкое влияние на поведение и установки ребенка. Сначала в такой
психокоррекционной сказке демонстрируется неэффективный и
непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива. В них
отражаются проблемы ребенка: эмоциональные и поведенческие, тревоги,
обиды, страхи и др.. Вот, например, возьмём всем известную сказку про
крошку Енота. Когда он скалился и кривлялся, смотря в ручей - ему казалось,
что в ручье живёт чудище. Но как только он решил улыбнуться ручью,
вместо чудища в ручье появился добрый и симпатичный друг. Здесь идёт
речь о важности улыбки при встрече с миром - очень похоже на события
обычной жизни.
Психотерапевтическая сказка –это сказки, которые в полном смысле
лечат душу. За образами этих сказок стоят глубинные механизмы бытия,
рассуждения о философских понятиях «любовь», «добро», «гордыня»… Эти
сказки жемчужина в короне сказкотерапии. Они обладают наибольшей силой
воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Темы,
которые затрагиваются в психотерапевтических сказках - отношение ребенка
к самому себе, к миру вообще и к другим людям. Цель психотерапевтические
сказки - оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в
проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму.
Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со
злом позволяет еще одной группе сказок – медитативным сказкам, создать
атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия
напряжения и возбуждения. Медитативные сказки рассказываются под
специальную музыку, способствующему расслаблению.
10. слайд Правила организации сказкотерапии для
дошкольников:
· Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки.
Следует обыграть, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по
ее содержанию.
· Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям
и возможностям ребенка.
· Содержание сказки и используемые методические приемы по ее
анализу должны в полной мере решать поставленную задачу.
· Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание
конфликтов в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом
должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней
обстановке.
· Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала
это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с
ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего
выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также
определение правильной модели поведения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аудирование - инновационный метод в работе учителя – логопеда с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи.
В статье представлен опыт работы с детьми дошкольного возраста над восприятием текста. Представлены этапы работы, методы, пособия, использованные в процессе работы над аудированием.Ключевые слова: ауд...
Опыт Проектная деятельность как инновационный метод в работе с дошкольниками 2018 год
Описание работы с до школьниками по проектной деятельности...
Сообщение из опыта работы "«Цветотерапия, как инновационный и эффективный метод в работе с дошкольниками по здоровьесбережению»
Цветотерапия – это один из эффективных методов здоровьесбережения. Это инновационный. эффективный способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов....
Инновационные методы в работе с детьми по речевому развитию дошкольников.
Цель:- ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса;- применение здоровьесберегающих технологи...
Ниткопись- инновационный игровой метод в работе с дошкольниками.
Ниткопись- инновационный игровой метод в работе с дошкольниками....
«Ритмопластика как инновационный метод в работе с дошкольниками в рамках здоровьесберегающих технологий»
Содержание работы с детьми по ритмопластике для старшего дошкольного возраста. Примеры комплексов по ритмоплпстике....
Презентация "Метод проектов – инновационный и перспективный метод в работе с дошкольниками"
Стандарт педагога предполагает овладение ПЕДАГОГОМ формами и методами обучения дошкольников, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты,...