Мастер - класс по сюжетно - ролевой игре "Редакция газеты"
методическая разработка

Федотова Татьяна Ивановна

Мастер - класс по организации сюжетно - ролевой игре с детьми дошкольного возраста был разработан в рамках  презентации педагогического опыта работы среди педагогической общественности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_po_igre.pptx1014.4 КБ
Файл master_-_klass.docx9.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка» Мастер – класс: «Организация сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» составила воспитатель : Федотова Татьяна Ивановна г. Канск 2022

Слайд 2

Ранняя профориентация - процесс формирования у ребенка эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Н.Н. Захаров

Слайд 3

Цель : повышение уровня компетентности педагогов в вопросах организации и руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников Задачи : систематизировать: теоретические понятия, относящиеся к сюжетно ролевой игре дошкольников, представления педагогов о методах и приемах управления сюжетно-ролевой игрой; способствовать развитию творческого подхода в организации сюжетно – ролевой игры «Типография»

Слайд 5

Организация ранней профориентации в ДОО

Слайд 6

Профессия – «Доктор» Предметы – помощники: фонендоскоп, градусник Профессиональные действия: Беседует с мамой и ребёнком, слушает фонендоскопом, измеряет температуру, выписывает рецепт

Слайд 7

Формы образовательной работы с дошкольниками по ранней профориентации

Слайд 8

Пространство Организация среды стимулирует воображение: разнообразие предметов неопределенного назначения разнообразие полифункциональных игровых материалов наличие предметов для трансформации пространства и сооружения игровых зон в соответствии с актуальными потребностями каждой минигруппы (ширмы, стойки, лоскуты ткани и т.п.) возможность уединения в пространстве группы

Слайд 9

Покой Во время игры не отвлекать и не прерывать ребенка собственными умозаключениями, не выдергивать на другие мероприятия, приветствие вошедших и т.п. Партнерское общение, слушание и слышание Отсутствие нервозности и посторонних разговоров в группе Отсутствие видео и аудиофона Размеренная и спокойная речь взрослого, спокойные и уверенные движения Доверие компетентности детей и безопасности в отношении самих себя

Слайд 10

Время Наличие ежедневного, специально отведенного времени на свободную игру детей в количестве не менее 45 минут-1 часа непрерывно (в зависимости от возраста) Наличие времени на совместную с детьми уборку – ритуал завершения игры Умение педагога и психолога держать паузу и организовывать бытовые действия как пример для подражания неиграющим детям

Слайд 11

Структура сюжетно – ролевой игры - сюжет – «Редакция газеты» - содержание – издание юбилейного номера газеты - роли: главный редактор, корреспондент, фотограф, художник – оформитель, рекламный агент, водитель

Слайд 12

Обобщение и закрепление представлений о профессиях людей в «Типографии» Корреспондент Фотограф Художник - оформитель Рекламный агент Водитель

Слайд 13

Организация игрового места

Слайд 14

Сюжетно – ролевая игра «Редакция газеты»

Слайд 15

Рефлексия Игра «Чемодан. Мясорубка. Корзина.» Y нравится, беру себе! Y нравится, надо подумать Y мне это не нужно!



Предварительный просмотр:

Доброе утро, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на моём мастер – классе «Организация сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста».

Слайд  № 1

Свой мастер – класс я хочу начать с высказываний Александра Григорьевича Асмолова и Николая Николаевича  Захарова. «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности… Образно говоря, детская игра – это профориентатор ребенка»

Слайд № 2 Ранняя профориентация -   процесс формирования у ребенка эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Н.Н. Захаров

Актуальность темы мастер - класса:

Тема нашего семинара я выбрала не случайно. Актуальность организации сюжетно-ролевой игры с дошкольниками остается на протяжении долгих лет. К сожалению, наши дети стали меньше играть, кроме этого из опыта работы мы видим, что у педагогов существует ряд проблем в организации сюжетно-ролевой игры. И, безусловно, от руководства игрой, от профессиональных знаний, умений и навыков педагогов будет зависеть развитие интереса детей к игре, то, как дети смогут выстроить диалог между сверстниками в игре. А если дошкольников начинать знакомить с профессиями родителей, с современными профессиями взрослых, то сюжеты детских игр будут разнообразны по тематике и содержанию. 

Слайд № 3

Цель: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах организации и руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников

Задачи: систематизировать: теоретические понятия, относящиеся к сюжетно ролевой игре дошкольников, представления педагогов – о методах и приемах управления сюжетно-ролевой игрой; способствовать развитию творческого подхода в организации сюжетно – ролевой игры «Типография»

 У меня, как и многих педагогов, возникло много вопросов: как играть с детьми в условиях реальной жизни группы детского сада, как изменять тактику игрового взаимодействия по мере взросления детей, какую примерно тематику можно использовать для совместной игры с детьми?

В методике, разработанной Нинель Яковлевной Михайленко и Надеждой Александровной Коротковой, предлагается новый подход к организации сюжетной игры в детском саду.

Строится работа по формированию ранней профориентации с учётом педагогических принципов.

Слайд № 4

Очень важно у детей сформировать первые представления о некоторых профессиях взрослых, научить дошкольников игровым умениям – действовать с предметами, простраивать ролевые диалоги, комбинировать события. Педагог должен уметь играть сам и учить этому детей.

Слайд № 5, 6

В целом, в педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать тесно связанные составляющие: образовательную деятельность, совместную игру воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений. Важно понимать, что эти составляющие присутствуют на каждом возрастном этапе. Неправильно было бы считать, что в младшем дошкольном возрасте надо учить детей играть, а в старшем дошкольном возрасте они должны играть только самостоятельно.

Слайд № 7

Чтобы дошкольники на каждом возрастном этапе могли развернуть игру по своему замыслу, необходимы условия: время, место и материал для самостоятельной игры.

Мы должны помнить, совершенно недопустимы со стороны взрослого

принуждение, навязывание тем, игровых ролей, формы игры, если педагог включается в игру, то и проигрывает свою роль на полном серьёзе.

что сюжетно – ролевая игра проводится как итоговое мероприятие.

Слайд № 8, 9, 10

Сейчас мы с вами разыграем мною предложенный сюжет «Редакция газеты», будем выпускать «Юбилейную газету», роли мы распределим с помощью бейджиков. Я буду в роли главного редактора, приглашаю для игры ещё 5 участников.

Слайд № Структура сюжетно – ролевой игры.

 -  сюжет – «Редакция газеты»

 - содержание – издание юбилейного номера газеты

 - роли: главный редактор корреспондент  фотограф  художник - оформитель  рекламный агент  водитель

Рассаживаются полукругом, на столике табличка «Типография».

Для организации и руководства игрой дошкольников, педагог может использовать разные методы и приёмы. Ваша задача, уважаемые педагоги, в ходе игры «Редакция газеты» определить: какие методы и приёмы использовались?

Слайд №

Обобщение и закрепление представлений о профессиях людей  в «Редакция газеты»

Беседа.

Какие предметы – помощники нужны художнику – оформителю?

Назовите действия, которые должен выполнять рекламный агент?

Дидактическое упражнение.

Что делает водитель, подберите и расставьте картинки своих действий по порядку?

Дидактическая игра «Кто быстрее?»

К столу приглашаю подойти корреспондента и фотографа.

1 задание. Ваша задача из предложенных картинок выбрать и назвать нужные предметы – помощники. Побеждает тот, кто быстрее и больше соберёт  картинок и поднимет флажок.

Назовите свои предметы. Выигравшему даётся фишка.

2 задание. Вам нужно как можно быстрее расставить картинки в правильном порядке и назвать свои действия. Выигравшему даётся фишка. Называется победитель: победил корреспондент (фотограф).

Слайд №

Организация игрового места.

Практический метод.

А сейчас предлагаю каждому сотруднику типографии  подобрать для работы оборудование и необходимый материал.

Слайд №

Сюжетно – ролевая игра «Редакция газеты» 

Игровой метод.

Редактор собирает всех сотрудников типографии на планёрку:

Редактор: - Доброе утро, уважаемые сотрудники нашей типографии! Мне стало известно, что детскому саду № 49 «Росинка» исполняется 35 лет. Заведующий детским садом Першина Елена Ивановна разрешила нашим корреспонденту и фотографу побывать в саду, взять интервью, сделать необходимые фотографии. В рамках данного заказа от ДОУ № 49 нам необходимо выпустить Юбилейную газету. Выпустить праздничный номер необходимо не позднее 10ч – 40 минут. В это время прибудет почтовая машина за газетой.

Обращается к водителю: - Уважаемый, водитель, вот Вам адрес сада.  Вам нужно отвезти нашего корреспондента и фотографа до места, дождаться окончания их работы и привезти обратно в редакцию. Можете идти готовить машину к поездке, путь предстоит не близкий. Удачного дня!

Уважаемые корреспондент и фотограф, ваша задача определить круг вопросов для интервью и какие снимки необходимо сделать для номера. Как вы думаете, что будет интересно узнать нашим читателям газеты о детском учреждении? У кого предполагаете взять интервью, кого или что сфотографировать, как приедете, подойдите ко мне для утверждения. Можете отправляться на задание. Удачного дня!

Теперь с вами, многоуважаемый художник - оформитель. Я разработала проект газеты. Вам нужно оформить разворот газеты – с чего начнёте? Чем и как украсите? Нужно ли будет поместить пожелания и кому? Я с вами согласна! Приступайте к работе!

Уважаемый агент по рекламе! В этом выпуске газеты, по вашему мнению, будет ли уместна реклама, кого она может заинтересовать? Вот вам визитки предприятий, созвонитесь, пожалуйста. Согласна с вашим мнением, подготовьте рекламный материал, пожалуйста. И как освободитесь, зайдите, пожалуйста, ко мне! Будьте добры, покажите,  что поместите в номер? Прекрасно! Или хорошо! Утверждаю!

Звонит: - художник - оформитель, голубушка! Как обстоят дела с оформлением газеты, помощь нужна? Отправляю к вам в типографию, рекламного агента.

Возвращаются корреспондент, фотограф и водитель.

Корреспондент и фотограф отчитываются о проведённой работе. Редактор утверждает и даёт новое задание: можете печатать материал и отправляться в типографию для размещения статьи.

Все вместе оформляют газету.

Редактор: Водитель, как прошла поездка? Нужно подготовить машину к поездке на завтра. В бухгалтерии возьмите талон на бензин. Как подготовите машину, приглашаю на подведение итогов.

Редактор: Типография закрывается, прошу убрать рабочее место. Приглашаю всех сотрудников газеты ко мне в кабинет на подведение итогов.

Уважаемые сотрудники, спасибо за работу! Обратите внимание, какой яркой, привлекательной у нас получилась газета. Я думаю, что многие наши читатели узнают о детском саде только с хорошей стороны, почерпнут что - то новенькое и воспользуются услугами предприятий, информацию которых мы разместили на развороте.

Приём поощрения.

По итогам года наша газета заняла 1 место среди газет города. Разрешите вручить благодарственное письмо корреспонденту за правдивые, точные статьи.

Благодарственное письмо вручается фотографу за красивые, яркие фотографии для каждого номера;

Благодарственным письмом награждается художник – оформитель за творческое оформление каждого  номера газеты;

Объявляется благодарность рекламному агенту нашей газеты за рекламные тексты, которые приносят доход нашей газете;

Объявляется благодарность водителю за безупречную работу и безаварийность на протяжении всего времени работы.  

Звонок с вахты. Пришла почтовая машина. Газета отправлена подписчику. Игра окончена.

А теперь вернёмся к вопросу: какие методы и приёмы использовались в организации и руководстве игрой?

Спасибо, за исчерпывающие ответы, уважаемые коллеги!

Рефлексия.

В завершении мастер – класса я хочу узнать ваше мнение, насколько полезным для Вас стал материал, подготовленный мною? Своё решение прошу написать на бумаге и поместить на изображение «Чемодан» - если готовы забрать с собой и использовать в своей работе. На изображение «Корзина» - то, что оказалось интересным, но пока не готовы к использованию в Вашей работе, что нужно додумать, доработать, изучить. На изображение «Мусорная корзина» - то, что оказалось ненужным, бесполезным, и это можно отправить в мусорную корзину.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс :"Организация сюжетно-ролевых игр нового поколения"

Расширить кругозор детей о профессиях, развить монологическую и диалогическую речь....

Мастер-класс «Руководство сюжетно-ролевой игрой детей младшего дошкольного возраста»

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе овладения приёмами руководства сюжетно-ролевой игрой....

Мастер-класс «Организация сюжетно-ролевой игры»

Мастер-класс «Организация сюжетно-ролевой игры»...

Мастер - класс по сюжетно - ролевым играм. воспитатель Утешева Алия Шаукятвна

Сюжетно-ролевая игра это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых, в специально создаваемых игровых (воображаемых) условиях, воспроизводят жизнь взрослых и о...

Мастер - класс «Организация сюжетно – ролевой игры в ОУ»

Компоненты, структура, этапы сюжетно - ролевой игры на разных возрастных этапах...

Мастер-класс по сюжетно-ролевой игре "Аэропорт".

Мастер-класс по сюжетно-ролевой игре "Аэропорт! для подготовительной к школе группе....

Мастер-класс «Организация сюжетно-ролевой игры»

Мастер-класс «Организация сюжетно-ролевой игры»...