Отчет воспитательно-образовательной деятельности
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
ГРУППА: Средняя
ВОСПИТАТЕЛИ: Байдуллина Ирина Александровна, Ильина Алена Яковлевна
КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ: 24 человека
НА НАЧАЛО ГОДА: 27 человек
НА КОНЕЦ ГОДА: 24 человека
1.Общая характеристика группы.
В средней группе МАДОУ №14 «Дюймовочка» г.Янаул 24 ребенка, из которых 16 мальчиков и 8 девочек.. В группе созданы равные возможности для самовыражения и саморазвития, как мальчиков, так и девочек. Предметная среда в группе имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Развивающая среда создана с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми, с учётом основополагающих принципов построения. Дети имеют свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию. В группе имеется достаточное количество дидактических, настольных игр и пособий, которые педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. В приемной оформлены стенды с информацией для родителей, расписанием и режимом дня в ДОУ, фотографиями различных мероприятий, а также рекомендациями для домашнего чтения и разучивания, повторения, просмотра телепередач, мультфильмов.
2.Учебно-воспитательный процесс.
Образовательно воспитательный процесс осуществлялся на основании общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е.Вераксы, Т.С.Комарова, общеобразовательной программы ДОУ, рабочей программы ДОУ, рабочей программы средней группы на 2022 -2023г.
Для осуществления качественной работы по данным направлениям в своей работе использовали следующие средства воспитания:
- игра;
- трудовая деятельность;
- личный пример взрослого;
- объекты природы;
- предметный мир и др.
Формы работы:
- ООД;
- режимные моменты;
- работа с родителями;
- самостоятельная деятельность детей.
Педагогические задачи, которыми мы руководствуемся в учебно-воспитательской деятельности, это:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- интеллектуальное развитие детей;
- воспитание нравственных качеств человека;
- приобщение его к общественным ценностям.
В своей работе с детьми ориентируемся на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы, периодическую печать, Интернет-ресурсы:
практический журнал «Воспитатель ДОУ «Творческий центр Сфера», «Дошкольное, воспитание», «Ребёнок в деском саду» и др.
Систематически работаем над оснащением предметно-развивающей средой.
На, 2022-2023 учебный год было запланировано, и проведено:
«Коммуникация» - 36 занятий;
«Познание. Формирование элементарных математических представлений» - 36 занятий;
«Физическая культура» -108 занятий.
«Музыка» - 72 занятия.
Работа проводилась с учетом ФГОС ДО по следующим образовательным областям:
Образовательная область «Физическое развитие»
Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – одно из ведущих направлений деятельности учреждения, поскольку полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Деятельность по оздоровительному направлению включала в себя следующие компоненты:
Создание условий для физического и психологического комфорта, формирование основ здорового образа жизни, закаливание, формирование у детей гигиенических норм и навыков: умываться, мыть руки после прогулки и т.п. По данным направлениям, давали необходимые рекомендации родителям при возникновении каких – либо трудностей, проводили дополнительные консультации, мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира), через решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
При реализации этих целей и задач проводилась работа по формированию основ безопасного поведения дошкольников. Дети учились соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, на улице, давались элементарные навыки поведения дома, в транспорте, дети учились адекватно и осознанно действовать в той или иной обстановке, формировали у детей элементарные представления о ПДД, развивали самостоятельность, ответственность.
Для определения уровня сформированности у детей знаний, умений по безопасному отношению к своему здоровью использовали беседы, наблюдения. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, выбирали те направления работы, по которым необходимо провести специальное обсуждение, или выбрать адекватную методику (занятие, игру, чтение, мультфильм или целевые прогулки). Организуя работу с детьми, использовали стихи, загадки, пословицы и поговорки, сказки, вопросы и задания.
Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности детей; приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
Деятельность, направленная на развитие социально – личностной сферы ребёнка состоит из следующих компонентов: воспитание уважительного отношения к взрослому, освоение взаимосвязей в социальном мире, формирование представлений о жизни взрослых, закладывание основ доброжелательного отношения к сверстникам, воспитание бережного отношения к природе, формирование положительного самоощущения, воспитание чувства ответственности у детей, воспитание чувства патриотизма.
Воспитание уважительного отношения к взрослому. Мы старались быть для ребёнка примером для подражания, всегда отзываться на проявляемую им инициативу в общении, добиваться уважения и доверия детей, источником интересной информации.
Освоение взаимосвязей в социальном мире. Формировали основы соблюдения этикета. Детей знакомили с нормами поведения в общественных местах, обучали правилам обращения со старшими.
Формирование представлений о жизни взрослых. Рассказывали о различных профессиях, обсуждали особенности жизни человека в семье, семейные роли мужчины и женщины в семье.
Закладывание основ доброжелательного отношения к сверстникам. Формировали положительный образ группы, побуждали детей проявлять сочувствие, оказывать помощь друг другу. С родителями обсуждали поведение ребёнка в коллективе, его статус.
Для формирования положительного самоощущения развивали у детей чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свободу, право выбирать друзей, игрушки, иметь личные вещи, наличие собственного мнения).
Воспитание чувства патриотизма. Старались строить свою работу так, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к истории и культуре страны, края, В доступной форме знакомили детей с историей России, родного края, города. Для этого использовали: занятия, игры; беседы, прогулки;; заучивание стихов, песен; чтение художественной литературы.
Формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В группе использовали такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, поручения. Данные виды труда являются ведущей формой организации труда в средней группе. Поэтому работу с детьми начинали с индивидуальных поручений, которые ребёнок выполнял вместе с воспитателем, позже, когда дети уже имели некоторый трудовой опыт, начали использовать групповые поручения. Так же вводились дежурства по столовой.
В группе созданы условия для всех видов труда, соответствующие возрасту детей. Рационально хранится инвентарь и материалы, чтобы дети имели возможность самостоятельно ими пользоваться.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет и т.п.).
Работа по развитию восприятия в осуществлялась систематически и последовательно и включалась во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т.п.), игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др.), занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии
Поощрялось проявление самостоятельности, стремление поделиться своими впечатлениями с детьми.
Для развития мелкой моторики использовали пальчиковые игры, включение движений рук по предмету в процессе его восприятия, постукивание пальцами по столу, ладони, широко использовали пальчиковую гимнастику, движения рук в воздухе имитировали создание формы предмета в рисунке, лепке, аппликации и т.д.
Реализация задач осуществлялась в процессе повседневного общения с детьми.
В организованной образовательной деятельности по ФЭМП создали условия для воспитания у ребёнка личностных качеств, самостоятельности, активности, произвольности, развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно - моторных координаций, внимания, речи, памяти, мыслительной деятельности. Детей учили анализировать содержание заданий и выполнять их, обосновывать выбор каждого действия.
Образовательная область «Речевое развитие»
Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развития свободного общения со взрослыми и детьми; всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи.
Большое внимание уделяли развитию устной речи детей, последовательности работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем.
Мы старались создать благоприятную речевую среду, в результате которой дети овладевали конкретными речевыми умениями, прежде всего умением общаться.
В процессе формирования диалогической речи основное внимание уделяли развитию самостоятельной активной речи ребёнка, поощрения его желания говорить, давали оценку его высказываниям, подчёркивали успехи в общении.
Очень важно поддерживать у ребёнка интерес к поиску новых впечатлений, тем самым развивая у детей любознательность, инициативность, самостоятельность, свободное общение со взрослыми.
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Произведения отбирались особенно тщательно, с учётом прежде всего их художественных достоинств. При выборе стихов, сказок, рассказов учитывались особенности возраста и доступность их содержания. Литературные произведения читали детям ежедневно (и новые, и уже им знакомые).
В постоянном распоряжении детей оформленный центр детской книги, т.к. они нуждаются в наглядной основе – рисунках. Не все дети могут мысленно представить героя произведения и в этом им помогают иллюстрированные издания.
Дети с удовольствием слушали народные песенки, стихи, считалки, скороговорки. Организовывали разнообразные игры с текстами, инсценировки и драматизации, викторины.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
Обучая детей творчеству, использовали учебные и творческие задания.
В руководстве различными видами изобразительной деятельности, старались предоставлять детям как можно больше самостоятельности, но в случае затруднений обязательно оказывали помощь.
В процессе музыкального развития дети учились слушать музыкальное произведение до конца, узнавали знакомые песни, пели их, не отставая и не опережая других, учились различать звуки по высоте, замечать изменения в звучании (громко-тихо). Дети учились выполнять танцевальные движения.
Отчет о качестве освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ за 2022-2023 уч.гг. (Приложение 1)
3.Познавательная деятельность
Построение воспитательно-образовательной деятельности на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей осуществлялась на основании проектной деятельности.
В течение учебного года были реализованы проекты:
«День знаний», «Осень», «Моя страна, моё село», «Новогодний праздник», «Зимние чудеса», «День защитника Отечества»,«8 Марта», «Знакомство с народной культурой и традициями», «Весна», «День Победы», «Летние чудеса».
4. Воспитательно-развлекательные мероприятия
В 2022-2023 учебном году в средней группе нами были проведены следующие мероприятия:
Праздники: «Осенний праздник», «День Матери», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна», «День Победы»;
Театрализованные представления: по сюжетам русских и татарских сказок, «Рукавичка», «Гуси – лебеди», «Лисичка со скалочкой», «Жихарка»;
Русское народное творчество: «Загадки», «Любимые народные игры», «Пословицы и поговорки», «В гостях у сказки»;
Развлечения: «Приметы осени», «Зимушка - зима», «Весна пришла»;
Спортивные развлечения: «Спорт - сила и здоровье» «Весёлые старты» «Башкирские народные игры».
5. Индивидуальная работа с детьми использовалась при формировании эмоционального общения, предметно-игровой деятельности, сенсорного воспитания, развитии моторики и основных движений, психических функций, развитие пространственно-временных ориентировок и представлений.
В индивидуальной коррекционной работе уделялось большое внимание развитию у детей кожно-кинестетического, акустического, зрительно-предметного восприятия, использовали такие упражнения как: «Узнай на ощупь», «Тихо-громко». Совершенствовали произвольную память детей, через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала: «Запомни-повтори», «Найди место в ряду». Для развития у детей способности к зрительному, слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению, способность к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания использовали игры и упражнения: «Чей домик?», «Найди отличия». А также формировали у детей первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической деятельности развиваются не только наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление. Для этого используются дидактические игры: «Парные картинки», «Лишняя игрушка».
При внедрении РНК широко используем народные, дидактические, словесные, подвижные, пальчиковые и др.игры, наглядные методические пособия, комплекты аудио- видео записей, демострационный и раздаточный материал, закрепляем пройденный материал в повседневной жизни (в режимные моменты, на прогулках, экскурсиях, играх и.т.д).
В своей работе мы стремились избежать шаблонных, стереотипных действий, старались использовать идеи и рекомендации других педагогов в своей практике.
6. В течение года под руководством медсестры осуществляли закаливающие процедуры: воздушное закаливание, утренняя гимнастика, после прогулки контрастное обливание ног. Ежедневно организуется мытье рук до локтя, лица, прохладной водой.
При проведении гимнастики после сна для коррекции нарушений опорно – двигательного аппарата (плоскостопия) используется ходьба по «дорожке здоровья», босохождение.
7. На протяжении всего учебного года велось тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Для этого было проведено родительское собрание. Родители были ознакомлены с задачами на предстоящий учебный год, с психическими особенностями ребёнка данной возрастной группы. А также проведены выборы родительского комитета.
В течение года для работы с родителями было проведено:
Групповые собрания: 3 (осещаемость родительских собраний составил 78%)
• Анкетирование;
• Консультации, в том числе индивидуальные;
• Работа с родительским комитетом;
• Совместное создание предметно-развивающей среды;
• Совместное оформление стен газет по дорожно-транспортному движению;
• Совместное оформление папок-передвижек;
Были проведены конкурсы с воспитанниками и их родителями:
• «Осенняя фантазия»;
• «Роботы трансформеры»;
• «Символ года»
• Конкурс рисунков в рамках недели безопасности.
На протяжении всего учебного года детей радовали артисты с выездными театральными постановками.
В течение учебного года оформлялись:
информационные стенды на тему «Нехворайка», «Безопасность детей в быту»; «Профилактика гриппа» , «Антитеррористическая безопасность», «Правила поведения ЖД перезде», «Правила поведения при пожаре» и т.д.
папки-передвижки «Адаптация», «Сто тысяч почему», «Артикуляционная гимнастика»;
рекламные листовки, буклеты «Все о нас», «Как развивать речь ребенка во время прогулки», «Режим дня и его значение», «Домашний игровой уголок младшего дошкольника», «Наши занятия» «Как преодолеть капризы»;
консультации «Прогулки и их значения», «Роль игры в семье», «Подвижная игра в жизни ребёнка», «Какие сказки читать детям», «Как правильно общаться с детьми», «Хвалить или ругать»;
Акции: «Помоги тем, кто рядом», «Подари книгу», «Покорми птиц» «Сбор макулатуры с Эколятами», «Георгиевкая ленточка», «Неделя здоровья», «Неделя семьи».
Родители помогали в оформлении участка, группы, в создании дидактических игр и пособий, приносили бумагу для свободного рисования, поделки, семена цветов и овощей.
Дети активные участники районных и всероссийских конкурсов и мероприятий.
Достижения воспитанников средней группы «Звездочки» за 2022-2023 учебный год (Приложение 2)
8.Общие выводы и задачи на следующий период.
Таким образом, анализируя свою работу, можно сделать определенные выводы:
Успехи:
-Успешно внедрены в образовательную деятельность элементы современных технологий, в частности применение ИКТ;
-Дети свободно выражают свои потребности и желания посредством речи, владеют основными навыками двигательной культуры;
–Дети активно вовлекаются в самостоятельную экспериментальную деятельность, с удовольствием принимают участие в проектах.
Проблемы:
1. Плохая речь детей, что мешает выражать и заканчивать свою мысль, бедный словарный запас, слабая память.
2.Ярко выраженная неусидчивость во время ОД, у большинства детей в группе невнимательность.
3. Слабо развитая мелкая моторика.
С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи на 2023-2024 учебный год:
1. Продолжить целенаправленную работу с детьми по всем образовательным областям.
2. Продолжить работу с детьми с использованием проектных технологий.
3. Продолжить совершенствование предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС. Пополнять дидактический и раздаточный материал для развития мелкой моторики, логического мышления; уголок сюжетно-ролевых игр; книжный уголок литературой по возрасту. Приобрести новые развивающие игры для детей.
4. Во время ОД, чтобы удержать внимание детей, менять виды деятельности, использовать разнообразные методы и приёмы.
5. Повысить уровень педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер-классах, обучения на курсах повышения квалификации.
6. Совершенствовать работу по взаимодействию с родителями при непосредственном вовлечении их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Также взаимодействие с семьей по вопросам образования ребенка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.
В целом, мы считаем свою работу плодотворной и соответствующей всем требованиям ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Форма отчета воспитательно-образовательной работы.
Примерная форма отчета воспитательно-образовательной работы воспитателя за период (год, месяц)...
Отчет воспитательно-образовательной работы. За 2012- 2013 учебный год первой ранней группы.
Отчет воспитательно-образовательной работы За 2012- 2013 учебный год первой ранней группы....
Отчет воспитательно- образовательной работы в 1 младшей группе за 2012-2013 учебный год
Отчет воспитательно-образовательной работы в 1 младшей группе...
Отчет воспитательно - образовательной работы во вторй младшей группе за учебный год.
..................в течении учебного года удовлетворялась потребность детей в познании и творчестве, воспитатели находили дифференцированное содержание воспитания для каждого ребенка в зависимости от ...
Ежегодный отчет воспитательно-образовательной работы В 1 младшей группе
МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок»Холм-Жирковского района Смоленской области Ежегодный отчетвоспитательно-образовательной работыВ 1 младшей группе ИКИза 2012-2013 учебный год...
Отчет воспитательно-образовательной деятельности За 2016-2017 учебный год в средней группе.
К началу учебного года в группе была подготовлена развивающая среда, которая разделена на центры в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что...
отчет воспитательно-образовательной деятельности
2 младшая группа...