План по самообразованию по теме: «Формирование основ педагогического мастерства и изучение образовательной программы ДОУ».
рабочая программа
Введение и реализация ФГОС ДО- это инновационная деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения всеми участникам образовательных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kovalchuk_so.docx | 35.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №5 «РУЧЕЁК»
План по самообразованию
по теме: «Формирование основ педагогического мастерства и изучение образовательной программы ДОУ».
Воспитатель: Ковальчук В. Л.
пос. Васильково, 2021-2022г.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Актуальность………………………………………………3-5 стр.
- Цели и задачи……………………………………………….. 6 стр.
- План работы по самообразованию……………………….7-9 стр.
- Используемая литература…………………………………10 стр.
Актуальность
C 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, который «преследует следующие цели:
- Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
- Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
- Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования».
Введение и реализация ФГОС ДО - это инновационная деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольного учреждения, родителями воспитанников, специалистами, руководителями.
Нам, педагогам, необходимо по новому взглянуть на воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении, на условия реализации ФГОС ДО относительно особенностей нашего детского сада, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.
Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования.
Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок должен получать возможность полноценно жить и развиваться, активно участвовать во всех видах детской деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно – исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный трудовой труд, конструирование из разного материала, изобразительной, музыкальной.
Мы, взрослые (педагоги, и что немало важно некоторые и родители) обязаны понимать, что ребенок в детском саду не готовится к школе, а развивается. Являясь активным участником разных видов деятельности, ребенок социализируется: осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, учится их использовать.
Все это не возможно без правильного понимания ФГОС ДО и позитивного взаимоотношения между участниками образовательных отношений: нас, педагогов, и родителей (законных представителей).
Реализация требований ФГОС также напрямую зависит от готовности самого педагога дошкольного образования к этому процессу и предполагает наличие у педагога определенных компетенций, которые определяют его готовность и умение:
- Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- Организовать конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности, создавать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности и материалов;
- Выстраивать развивающее вариативное образование;
- Работать в зоне ближайшего развития ребенка;
- Работать в зоне ближайшего развития ребенка;
- Выстраивать образовательную программу, опираясь на разные варианты примерных, авторских программ поддерживать индивидуальность ребенка и обеспечивать развитие его потенциала, образовательных потребностей;
- Оказывать не директивную поддержку детской инициативе, обеспечивать игровое время и пространство трансформируемой полифункциональной среды.
Важнейшим условием развития личности педагога является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Требования, предъявляемые к воспитателю, очень высокие. Он должен быть мудрым, всё знающим наставником и артистом одновременно, владеть всеми развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их на занятиях с детьми в детском саду. Воспитатель должен обладать такими качествами, как терпеливость, доброжелательность, справедливость, толерантность, начитанность, эрудированность. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.
Так кто же он — педагог-мастер? В. Даль так определяет понятие «мастер» в своем «толковом словаре». Мастер – это искусный в своем деле человек. Откуда берутся педагоги-мастера? Родится ли человек с признаками мастера или может стать им в результате длительной деятельности? Педагогом – мастером можно стать при определенных склонностях к делу воспитания и при постоянной работе над собой.
Вот почему так актуальна в наше время выбранная мною тема.
Цель: повышать свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, осваивать и внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
Задачи:
- Научиться свободно ориентироваться в образовательной программе ДОУ, в методической литературе;
- Научиться свободно ориентироваться в инновационных технологиях и применять полученные знания на практике;
- Реализация творческих проектов в группе, публикации на мини-сайте;
- Повысить уровень самореализации по данной теме.
Предполагаемый результат: оценка педагогических ценностей, формирование педагогического мастерства, желание улучшить педагогический процесс.
Определение сроков работы по данной теме: в течение учебного года.
План работы по самообразованию
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы | |
Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования | ||||
Планирование работы по самообразованию | Сентябрь | План по самообразованию | ||
Знакомство с нормативной базой по вопросам дошкольного воспитания | Октябрь-ноябрь | •Знакомство с ФГОС; •Конвенция о правах ребенка; •Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольного образовательного учреждения СанПиН 2.4.1.3049-13 (в ред. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от27.08.2015 №41 •Устав •Должностные инструкции | Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.102013г.№1155 «Об утверждениии Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Федеральный закон от 12.01.1996г.№10 « О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» Приказ от .8.04.2014г.№293 « Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования». | |
Консультации с методистом | В течение года | Применение знаний, формирование умений. | ||
Изучение методической литературы по теме | В течение года | Чтение пособий | Периодические издания журнал Ребёнок в детском саду 2016-2017г. Программа « От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы | |
Изучение опыта работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах | В течение года |
| ||
Посещение занятий коллег. | В течение года | Наблюдение | Применение опыта работы в своей деятельности | |
Обобщение полученного опыта | Систематизация и оформление проделанной работы | Портфолио педагогических достижений | ||
Обобщение и анализ собственного опыта педагогической деятельности | ||||
Составление планирования с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся | Сентябрь | |||
Создание в группе предметно-развивающей среды | Октябрь-ноябрь | Интернет ресурсы, опыт других педагогов | Предметно-развивающая среда | |
Составление конспектов занятий, развлечений. | В течение года | Пополнение накопительной папки | ||
Занятия с детьми. | В течение года | Групповая, индивидуальная. | Развитие творческой активности, приобретение опыта общения со взрослыми и другими малышами. | |
Работа с родителями | Постоянно | Консультации, оформление памяток, организация мероприятий. | Сотрудничество и взаимодействие. | |
Профилактика травматизма, охрана жизни и здоровья детей. | Постоянно | Изучение литературы, подбор материала. | Оформление памяток и консультаций для родителей,тематические беседы с детьми. Протокол родительского собрания с подписями об ознакомлении. | |
Проведение открытых мероприятий | Февраль-март | |||
Определение педагогических проблем методического характера и нахождение способов их решения. | Апрель-май | Анализ работы по самообразованию | Отчёт по самообразованию |
Используемая литература:
Нормативно-правовые документы
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с.
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПин 2.4.1.3049-13. – М: УЦ Перспектива, 2013. – 76 с.
4. Микляева Н.В., Львова Л.С., Маринюк А.А., Слепцова И.Ф. Федеральный закон об образовании с комментариями специалистов: дошкольная образовательная организация в контексте развития системы образования. – М.: АРКТИ, 2013. – 112 с. (Управление дошкольным учреждением).
5. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
6. Верховкина М.Е., Атарова А.Н. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2014. – 112 с.
Картотека методической литературы:
1.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Москва, 2015г.
Методическое сопровождение «Взаимодействие детского сада с семьей»
1. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
2. Давыдова О.И., Майер А.А., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
3. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 112 с.
4. Метенова Н.М. Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях. – Ярославль: ИПК «Индиго», 2011. – 32 с.
5. Метенова Н.М. Родительские собрания. Часть 1. Методика проведения. – Ярославль: ИПК «Индиго», 2011. – 64 с.
6. Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. – Ярославль: ИПК «Индиго», 2011. – 64 с.
Электронные образовательные ресурсы для педагогов:
Журнал «Детский сад: теория и практика»
http://www.editionpress.ru/magazine_ds.html
Журнал «Справочник старшего воспитателя»
Журнал «Детский сад будущего»
http://www.gallery-projects.com
Журнал «Воспитатель ДОУ»
Журнал «Современный детский сад»
Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
http://www.menobr.ru/products/7/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Формирование основ педагогического мастерства"
Что такое педагогическое мастерство? С этим вопросом можно обратиться к тысяче педагогов, и каждый даст свое определение с позиции собственного опыта. Для тех, кто начинает свой педагогический путь, м...
План по самообразованию по теме "Формирование основ педагогического мастерства"
Что такое педагогическое мастерство? С этим вопросом можно обратиться к тысяче педагогов, и каждый даст свое определение с позиции собственного опыта. Для тех, кто начинает свой педагогический путь, м...
План по самообразованию по теме: «Формирование основ педагогического мастерства»
План по самообразованию с целью повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, осваивать и внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и о...
План самообразования по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».
Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».Цель: Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности...
Консультация для воспитателей "Формирование основ педагогического мастерства"
Педагогу для успешной профессиональной деятельности важно овладеть педагогическим мастерством. Определений педагогического мастерства много. В самом общем значении — это высокое и постоянно сове...
Отчет по самообразованию воспитателя подготовительной к школе группы ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА, МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДЕТСКОМ САДУ
самообразование по математике...
План по самообразованию "Формирование основ педагогического мастерства"
Введение и реализация ФГОС ДО - это инновационная деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольного учреждения, роди...
- Мне нравится (1)