Конспект Тема: «Песни - рожденные войной»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Татьяна Балахнина

«Песни - рожденные войной»                                                                                                                                                                                                                                                        

Цель: формирование представлений о создании мужественного, героического настроения посредством музыкальных произведений, написанных в годы Великой отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект54.25 КБ

Предварительный просмотр:

             

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ГОРОДА БИЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Конспект

Тема: «Песни - рожденные войной»

Образовательная область «Познавательное развитие»

(Подготовительная к школе группа)

Воспитатель: Балахнина Т.Н.

г. Бийск 2023г.

«Песни - рожденные войной»                                                                                                                                                                                                                                                         

Цель: формирование представлений о создании мужественного, героического настроения посредством музыкальных произведений, написанных в годы Великой отечественной войны.

Задачи:

Образовательные: познакомить с характером музыкальных произведений, написанных в годы Великой отечественной войны; познакомить с историей родной страны посредством музыкальных произведений; научить определять характер и настроение музыкального произведения;

Развивающие: развивать психические процессы (память, внимание, мышление, анализ); развивать координацию движений; развивать умение работать в парах.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к памяти о героизме советских солдат в годы Великой отечественной войны; воспитывать познавательный интерес к изучению истории родной страны; воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине.

Подготовительная работа: беседы о песнях военных лет; прослушивание произведения «Катюша» композитора Матвея Исааковича Блантера.

Оборудование: смайлики; сопровождающая презентация; музыкальные инструменты; стикеры; видео-фрагмент исполнение оркестра «Священная война» композитора Александра Александрова; музыкальные композиции; магнитофон; проектор.

1.Организационный момент, начало занятия включающие:

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Вводная часть

-Доброе утро!

- Пилотки

- К празднику 9 мая; ко дню победы!

-Дети надевают пилотки

- Это письмо!

- Да!

- Готовы!

- Доброе утро, ребята! Посмотрите на свои столы, что интересного вы заметили?

- А вы, знаете к какому празднику они относятся? Солдатская пилотка стала символом мужества, героизма всех воинов, кто воевал за Родину, за Победу, за Мир!

 - Давайте примерим наши пилотки!

- Ой, а что это еще лежит еще на столе?

- Это письмо адресовано нам! Хотите узнать, что там написано?

«Здравствуйте, ребята! Скоро состоится великий праздник, посвященный дню победы! Мы ждем Вас на этот важный праздник, а чтобы получить пригласительный билет, вам нужно выполнить все задания!»

- Вы готовы выполнить все задания и получить пригласительный билет?

Основная часть

Прослушивание музыкального произведения «Священная война» композитора Александра Александрова.

- Песня «Священная война» передает настроение мужественности, отваги, смелости, чести, любви к Родине.

- В данной песне можно услышать трубы, барабаны, тарелки.

- Музыка помогала людям почувствовать это настроение и защищать свою страну.

- Для этого мы можем спросить у бабушек и дедушек, посмотреть фильмы, послушать музыку, узнать в книгах, на экскурсиях в музеи.

Дети смотрят видео исполнение оркестра «Священная война» композитора Александра Александрова.

Дети прослушивают фрагмент «Эх, дороги» Александра Новикова.

Дети  поднимают грустные смайлики.

- Эта музыка передает грустное, печальное настроение, немного холодное.

- Готовы!

Дети слушают фрагмент «Три танкиста» Дмитрия Покрасса, Самуила Покрасса и Даниила Покрасса.

Дети поднимают веселые смайлики.

- Эта музыка передает веселое настроение, победное;

- Это музыкальное произведение передает настроение дружбы, защиты, веселья.

-Дети прослушивают фрагмент «Тёмная ночь» Никиты Богословского.

и поднимают смайлики.

- Данное музыкальное произведение передает настроение отваги, героизма, грусти немного.

- Эта песня о любви к родным людям, а настроение музыка передает грустное немного, но и счастливое, потому что герой защищает Родину.

- Мы познакомились с историей войны и ее песнями для того, чтобы знать историю, чтобы помнить о ней.

 

-Дети встают друг за другом

Приседают на корточки

Поворачивают голову вправо, влево

Встали, идут змейкой

- Тук-Тук-Тук!

- Так-Так-Так!

- Ту-Ту-Ту!

- Ту-Ту-Ту!

- Нас ждет задание на берегу!

- Да! Песня «Катюша» о том, как девушка ждет своего жениха с фронта.

- Да!

- Справимся!

-Дети исполняют куплет «Катюши» Матвея Блантера.

- Раз, два, три, волшебство домой-ка нас верни!

- Перед нами лежат музыкальные инструменты.

- В последнем задании мы будем играть на музыкальных инструментах героические песни!

- Музыка должно передавать настроение гордости, мужества, силы, любви к Родине!

- Веселыми смайликами!

- Мы можем передать это настроение барабанами, тарелками, маракасами, треугольником, металофоном.

-Дети исполняют музыкальное произведение.

- Да!

-Дети собирают части пазла.

- Ура!

- Первое задание называется «Родина». Внимательно послушайте музыкальное произведение «Священная война» композитора Александра Александрова и подумайте какое настроение передает эта музыка, какие музыкальные инструменты использует композитор.

- Какое настроение передает песня «Священная война»? Какие музыкальные инструменты услышали?

- Молодцы, все верно, вы сказали. Ребята, подумайте и скажите, а почему было так важно слушать музыку, которая передает настроение мужественности, отваги, смелости?

- Все верно, молодцы! Вы получаете первую часть пригласительного билета!

- Второе наше задание «История в песнях». Обратите внимание на слайд.

- В дни перед большим праздником - 9 мая, жители нашей страны обращаются к событиям Великой Отечественной войны, вспоминают события минувших лет. Сейчас мы с вами тоже отправимся в путешествие в прошлое.

- Ребята, как вы думаете, а кто или что нам в этом сможет помочь?

- Все верно, молодцы. В самом начале нашего занятия мы прослушали это произведение, а теперь давайте посмотрим на исполнение оркестра.

- Это не просто песни, они были написаны и стали значимыми во время войны, передавались из уст в уста, стали важной частью военной истории.

- В самом начале войны Василий Иванович Лебедев-Кумач написал песню «Священная война», которая являлась песней-призывом, поднимающей весь советский народ на защиту Родины от напавших врагов.

- А сейчас на этой станции мы прослушаем еще несколько музыкальных произведений. Ваша задача после прослушивания определить настроение, которое передает эта музыка и поднять необходимый смайлик: грустный – если музыка вам показалась грустной и веселый, если музыка передает хорошее, веселое настроение. Задание вам понятно?

- Отлично. Внимательно слушаем произведение.

- Ребята, поднимите смайлики. Какое настроение передает эта музыка?

- Верно, молодцы. Начало войны было очень трудным испытанием для советских солдат: армия была плохо вооружена, не имела достаточного пропитания и подходящей одежды, а солдаты противостояли фашистской армии. Советская армия несла большие потери. Готовы прослушать следующее произведение?

- Поднимите смайлики. Какое настроение передает это музыкальное произведение.

- Молодцы! В этот момент советская армия перестала обороняться и перешла в наступление. Условия все еще были тяжелыми, но боевой дух солдат укрепился. «Три танкиста», которая была написана еще до Великой Отечественной войны, звучала на каждом фронте советского наступления, поднимая боевой дух бойцов.

-Последнее произведение на этой станции.

Прослушивание фрагмента «Тёмная ночь» Никиты Богословского.

- Поднимите смайлики. Вижу, что у всех получилось по-разному. Какое настроение передает данное музыкальное произведение?

- Вы большие молодцы! Отлично поработали.

-  Каждый советский боец шел в бой не для того, чтобы убивать фашистов, а для того, чтобы защитить оставшихся дома близких. Мысль о доме и о родных придавали сил и не давали терять надежду.

За военные годы, за годы, прошедшие со Дня Победы, было написано много песен, посвященных войне. Эти песни отражали жизнь советского народа в те годы, и через время, через года и через века, эти песни будут вновь и вновь напоминать нам о тех трудностях, через какие прошли советские солдаты, и как им и советскому народу жилось в те времена.

- Ребята, скажите, зачем мы с вами сейчас познакомились с историей войны и ее связью с песнями?

- Совершенно верно, чтобы помнить об этом времени и великом героизме наших родных, чтобы можно было почувствовать и немного разделить настроение людей в те годы с помощью музыки.

- Вы смогли точно определить настроение музыкальных произведений и поэтому вы получаете еще одну часть пригласительного билета!

- Чтобы добраться до следующей станции нам нужно ехать на бронепоезде, который действовал во времена войны, чтобы люди могли безопасно добираться из разных точек нашей Родины. Слушайте внимательно и повторяйте движения за мной:

Мы в вагончиках сидим,

Повороты головы вправо, влево

Мы сидим, мы сидим

И в окошко мы глядим

Весело глядим

Едет, едет паровоз

Ребятишек он повез

А колесики стучат

Будто с нами говорят

Громко подаем гудок

Ту-ту-ту, ту-ту-ту,

Подъезжает паровоз

Ту-ту-ту, ту-ту-ту.

- Добрались, молодцы! Что же нас ждет на станции «Береговая», как вы думаете?

- Ребят, скажите, вы знаете песню «Катюша»? О чем она?

- Все верно, молодцы! Вы готовы услышать задание, чтобы получить следующую часть пригласительного билета?

Тогда слушайте внимательно: нам нужно всем вместе спеть куплет песни «Катюша».

- Справитесь?

- Тогда начинаем!

- Молодцы! Вы так красиво спели, что получаете еще одну часть пригласительного билета! Молодцы!

- Следующая наша станция будет последней. А чтобы добраться до этой станции нам нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова: раз, два, три, волшебство домой-ка нас верни!

- Открывайте глазки! Мы очутились с вами в нашем садике, посмотрите, что необычного вы заметили перед собой?

- Правильно, как вы думаете, какое будет последнее задание?

- Молодцы, вы правильно угадали! А теперь давайте вместе подумаем, какое настроение должна передавать эта музыка? Какими смайликами обозначим?

- Отлично, подумайте ребята, с помощью каких музыкальных инструментов мы можем передать все настроение?

- Давайте обратимся к нашей уже знакомой песне «Священная война» и сыграем ее.

- Молодцы, ребята, вы справились и получаете последнюю часть пригласительного билета!

- Давайте соберем наш пригласительный билет.

- Молодцы! У нас с вами получилось выполнить все задания и собрать пригласительный билет!

Вывешиваю 1 часть билета на доску.

Титульный лист презентации, подготовленный видео/аудио-ряд.

Включение фрагмента видео. Исполнение оркестра «Священная война» композитора Александра Александрова.

Прослушивают фрагмент «Эх, дороги» Александра Новикова.

Прослушивание фрагмента «Три танкиста» Дмитрия Покрасса, Самуила Покрасса и Даниила Покрасса.

Прослушивание фрагмента «Тёмная ночь» Никиты Богословского.

-Вывешиваю 2 часть билета на доску.

Физкульт. минутка.

-Прикрепляю третью часть пригласительного билета на доску.

-Прикрепляю на доску последнюю часть пригласительного билета.

Заключительная часть

- Мы сегодня говорили о музыкальных произведения, посвященных военным годам.

- На станции «История в песнях», «Береговая».

- Говорили о настроении музыки, исполняли музыкальное произведение, просматривали как играет оркестр.

- Итак, ребята, вспомните и скажите, о чем мы сегодня с вами говорили?

- На каких станциях мы сегодня с вами побывали?

- Какие задания выполняли на станциях?

- На какой станции вам больше всего понравилось? Почему?

- Какие задания вам показались сложными? Почему?

- Давайте оценим свою работу на занятии. У вас на столах лежат три стикера разного цвета: желтый стикер означает, что на занятии сегодня вы узнали новое для себя, с заданиями вы справились легко; зеленый стикер означает, что некоторые задания для вас оказались сложными, но было интересно; а красный стикер - задания для вас были сегодня были сложными. Сейчас каждый подумайте какой стикер к вам относится больше, возьмите его и приклейте на доску.

- Молодцы ребята, сегодня вы отлично поработали, посмотрите на доску сколько стикеров у нас желтого цвета на доске! А теперь по пригласительному билету мы отправляемся на праздник!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песни, опаленные войной

Сценарий проведения конкурса среди семей воспитанников на лучшее исполнение и инсценирование военной песни...

Сценарий конкурса патриотической песни "Песни, опаленные войной"

Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения...

Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста в форме интегрированного занятия. «Песни, рожденные войной»

Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, используя средства музыкального искусства....

Песни, рожденные войной

Познакомить детей с песенным материалом, с которым наш народ победил в ВОвойне....

СЛУШАЕМ ПЕСНИ ПОБЕДЫ «КТО СКАЗАЛ, ЧТО НУЖНО БРОСИТЬ ПЕСНЮ О ВОЙНЕ?» (75-летию Победы посвящается…)

В данной публикации представлен материал, который хорошо применять при подготовке к празднику "День Победы" в подготовительной к школе группе....

Дистанционное музыкальное занятие "Песни, рожденные войной"

Конспект содержит историю создания военных песен, краткое описание методов и приемов для развития эмоциональной отзывчивости на песни, созданные военным временем....